Ужасный детектив

ПРОЛОГ

ТЬМА незнания опустилась на n-мерное пространство. Тишина... Только мирно храпит сторож Р(t) на складе унитарных матриц. Еще с вечера он назюзюкался отрицательных значений и перестал быть устойчивым. Позвякивает универсальное множество отмычек в руках матерого преступника Х. Это он отмыкает множество замыканий. Мощность множества велика, а времени у Х мало.

- Чтоб ты пусто было, -обругал множество Х.

Но вот последнее замыкание снято...

1 СЛЕДСТВИЕ

- А ить сам-та я человек ужасть какой интеллигентный, - бормотал Р(t). -Надысь грит мне училка, что практику ведет: "А докажи-ка мне, Петька, теорему Геделя. С чувством, с толком, с расстановкой скобок...".

-А ежли докажу, - грю, - дык чо мне за то будет?

- Плюс, грит, в кафедральный журнал занесу.

- Ну ладно, - грю, - так уж и быть, докажу, только плюсик вперед - правило у меня такое. Вот, грю, возьму я элемент, из ряда вон выходящий, то исть который в тот ряд сроду не входил. И, значетца, это, при сопряженных векторах сопряженные коэффициенты приставлю, а при действительных - очень даже наоборот - действительные. Как это почему? Как положено: богу - богово, кесарю - кесарево. Дык она... - и Р(t) глухо зарыдал.

- Спокойнее, - сказал майор Пронин. - А кого же ты, Р(t), сегодня ночью у склада видел?

- Ить она , сдавленно рыдал Р(t).

Майор понял, что все нужно решать самому...

II РАССЛЕДОВАНИЕ

"Хм", - сказал майор и наклонился. В траве широкого комплексного поля блестела производная. Первая улика. Пронин взял производную, осторожно завернул в носовой платок и положил в карман. Следы матриц вели к границе множества...

III ПРЕСЛЕДОВАНИЕ

Майор решительно сжал в руках зачет-автомат. На скале было накарябано кривыми буквами на бета-языке: "Фи-гу тебе, Пронин!".

Скрипнув зубами, майор Пронин полез по стене, вбивая изоклины в точки разрывов. "Q-Q", - издевательски кричал сверху Х.

IV ПРЕСЛЕДОВАНИЕ

Майор с разочарованием стоял перед магнитофоном, из которого все еще неслось: "Q-Q!".

"В трех леммах заблудились", - горестно подумал Пронин. Х тем временем стремился к жилищу Хк...

У ПРЕСЛЕДОВАНИЕ

"А-а-а-...-а!" - донеслось до скалы, на которой в горестном молчании сидел майор Пронин. "А-а!", - неслось из точки с координатами (1,1,..., 1). ЭТО вопил Хк, видя, свою смерть. Отбегал он все свои значения... и преобразовался в Хо.

Майор осмотрел в бинокль е-окрестности. "Х там, откуда несутся крики", - прозорливо подумал он.

К

"Итак, граждане судьи,- сказал майор, - я должен рассказать о жизни этого Х, который имеет сейчас свои координаты за решеткой булевой функции. Он родился в семействе многочленов n-степени и был там n-ребенком. Еще в детстве он отличался непомерной драчливостью и воровством. Впервые привлекался к ответственности за хулиганство: бил косинуса на его покосинусе его же косой, причем сам был косой.

Совершив этот отрицательный поступок, он некоторое время скрывался в подполе. Отсидев в последствии свое, он снял с себя все ограничения. В этот же период он украл кольцо многочленов и зарыл его под корни полинома Лагранжа, чтобы продать при случае. С тех пор за тяжкие свои преступления r раз заключался в скобки и в документах значился как Х.

И вот его очередное преступление. Моя задача: доказать вам теорему существования и единственности преступника".

К + 1 ГЛАВА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

(Мы опустим, по возможности, специфические математические детали. Посмотрим, что получилось...).

1) Доказательство существования, (а почему бы ему не существовать?).

2) Доказательство единственности:

а) "е" в степени "зет один" на "е" в степени "зет два" равняется "е" в степени "лямбда"; Доказывать надо? Не надо? Хорошо. Не надо.

б) "Дэ" на "Эф-тэ" на "е" в степени "лямбда ноль" равно "лямбда е"; Доказывать надо? Не надо. Хорошо. (Бурные овации);

в)Что я потерял, товарищи, а? Вот посмотрите. Так? И... что же там у нас получается? Ага, закройте окно, пожалуйста. И дверь тоже. И что же у нас получилось7 Свет включите, пожалуйста! Да не там, вон там, чтобы не отсвечивало. Тэк-с. И что же у нас получилось? Ага! Обратите внимание на такой факт: подставим это в (8)... В связи с этим существует, скажем... единственное решение "икс с чертой с волной с точкой со звездой эр штрих" плюс "эр ноль тэ". Простите, "та" плюс "эр ноль".

Что-то я... мне нужно... итак... Ах, да, наоборот, исправьте, пожалуйста, "икс без штриха" на "икс со штрихом". Итак, получили: Х - преступник, обо кравший склад унитарных матриц, что и требовалось.

К+2

Х приговорили сначала к изучению трех томов Фихтенгольца, но потом приговор смягчили и натянули его на четыре вектора в безразмерном пространстве. Там он и умер в страшных мучениях. А у майора Пронина уже новые дела.


Опубликовано: Университетская жизнь, 19 сентября 1973 г.
© Алексей Бабий 1972