Методическое пособие по работе с интерпретатором BASIC

Разработал А. А. Бабий. Редакция от 04.03.87

1. Предварительные замечания

Технология работы с бейсиком такова: написав программу, вы должны ввести её в память (а если вы будете с ней работать не только в этот раз, её ещё нужно записать на дискету).

Итак, ваша программа в памяти: вы либо только что ввели её, либо прочитали с дискеты. Теперь вы можете запустить её на счёт. Но, может быть, сначала нужно в ней что-то исправить - удалить, вставить или заменить строки. Это вы сможете сделать командами редактирования.

Теперь запускайте программу. Бейсик немедленно сообщит вам об ошибках, если они есть. Результаты на терминал выдаются тоже немедленно.

Если программа проработала неправильно, отредактируйте её и запустите опять.

Договоримся об обозначениях. Специальные клавиши (на клавиатуре они выделяются серым цветом) мы будем обозначать в скобках: <>. Например, <ВК> означает: нажать серую клавишу, на которой написано ВК.

Клавишей <ВК> нужно заканчивать ввод любого текста. Не забывайте об этом. Ввести - это означает "набрать строку и нажать ВК".

Если вы увидели ошибку в набираемой строке до нажатия <ВК>, вы можете, нажимая <ЗБ>, стереть неправильные символы и набрать верные.

Клавиша <СУ> срабатывает только, если одновременно с ней нажата ещё одна клавиша. Например, <СУ>С означает нажатие "С" при нажатой <СУ>.

А теперь войдите в Бейсик:

RU BASIC1 <ВК>

На вопрос "OPTIONAL FUNCTION... и т.д." ответьте ALL <ВК>

Машина сообщает: готова (READY). Начинайте работу.

Когда закончите работу, введите BYE.

2. Как набрать программу

Придумайте имя программы (не более 6 латинских букв). Введите:

NEW имя (вы ещё не забыли, что нужно нажать <ВК>?)

Теперь вводите строка за строкой вашу программу, например:

10 LET A=2 <ВК>

20 PRINT A <ВК> и так далее

После последней строки нажмите <ВК> не один раз, а два. Машина сообщает: готова. Если вы намерены записать программу на диск, введите

SAVE имя

3. Как запустить программу на счёт

Это делается очень просто: если программа только что набрана, введите RUN. Если же вы хотите вызвать программу с дискеты, сначала считайте её: OLD имя, а потом уже введите RUN.

Ваша программа начинает выполняться. Сообщения об ошибках выводятся на дисплей, выходные данные программы - тоже. В любой момент вы можете приостановить выполнение программы, нажав <СУ>S, а продолжить его можно, нажав <СУ>Q.

Программа закончит работу, попав на оператор STOP. Можно прекратить работу раньше, дважды нажав <СУ>С.

4. как исправить программу

Посмотреть текст программы можно, введя LIST. По этой команде выдаётся весь текст программы. Можно посмотреть не весь текст, а часть его, например LIST 23-50 показывает строки с двадцатьтретьей по пятидесятую.

Удаление строк - по команде DEL. Например, DEL 14 удаляет строку с номером 14, а DEL 20-33 - строки с 20 по 33 включительно. Не забывайте, что это - не порядковые номера строк, а номера, указанные в программе.

Чтобы заменить строку, нужно просто набрать её повторно, и машина по номеру строки поймёт, какую строку нужно заменить. Закончив замены и добавления, не забудьте ещё раз нажать <ВК>.

Вставка строк делается так де, как замена, только номер строки меняется. Например, чтобы вставить строку между 10 и 20, можно ввести строку с номером 15. Если свободных номеров уже нет, введите RESEQ, и машина перенумерует строки. Не забудьте после этого ввести LIST и посмотреть текст программы.

Если после редактирования вы хотите записать программу на дискету, вместо старой, введите REPLACE имя.


© Алексей Бабий 1998