Если Вы делаете первые шаги в автоматизированном обучении, эта книга - для Вас. В ней Вы найдете и обще-методические соображения, и конкретные советы, и типовые решения, и полезные примеры. Эта книга будет особенно полезна для Вас, если Вы намерены изучить систему для подготовки автоматизированных курсов АДОНИС.
Книга состоит из довольно независимых частей. Если Вы сами будете вводить курс в компьютер, Вам нужно прочесть их все. Но если Ваш курс будет вводить в компьютер специально подготовленный оператор, некоторые части можно пропустить или изучить поверхностно.
Вот как построена книга:
1. Что нужно знать для создания автоматизированного курса
2. Как составить сценарий курса
3. Как ввести курс в компьютер
4. Как проектировать вопросы и ответы
5. Как сделать курс живым
6. Как сделать курс красивым
7. Как сделать курс динамичным
8. Как организовать контроль и поставить оценку
9. Как создать сложный сценарий
ЧАСТЬ 1 содержит общие представления об автоматизированном обучении и о системе АДОНИС.
В ЧАСТИ 2 говорится о том, как готовить сценарий курса. Но о том, как вводить курс в компьютер, в этой части не говорится.
ЧАСТЬ 3 необходимо прочитать, если Вы будете сами вводить курс в компьютер. В ней приводится пример создания простого курса. Пример максимально упрощен, в нем используются самые элементарные возможности АДОНИСа, но Вы сможете получить представление о том, как вводится курс и убедитесь, что это не так сложно.
Если Вы не намерены сами работать с компьютером, а намерены только разрабатывать сценарии, Вы пропускаете часть 3 и читаете сразу части 4-8, в которых дается масса полезных советов о том, как сделать курс более живым, более наглядным и т.д. При этом знание компьютера и АДОНИСа, вообще говоря, не требуется.
ЧАСТИ 4 и 5 содержат типовые заготовки и приемы, которые помогают разнообразить диалог.
ЧАСТЬ 6 содержит рекомендации о том, как правильно с точки зрения психологии и эргономики построить кадр.
ЧАСТЬ 7 посвящена оформлению кадров. Подход такой: демонстрируется нечто, сделанное в АДОНИСе и описывается, как это сделать (например, как сделать, чтобы ехала машинка; как сделать, чтобы изображение не появлялось сразу, а как бы проявлялось постепенно; и т.д.).
ЧАСТЬ 8 содержит типовые заготовки и приемы, использующиеся при КОНТРОЛЕ знаний.
В ЧАСТИ 9 говорится о том, как писать сценарии со сложной логикой.
Итак, если Вы намерены изучить АДОНИС полностью, то поступайте так:
-изучите части 1-3, после чего самостоятельно сделайте небольшой курс (кадров десять). Технических знаний, полученных в частях 1-3, Вам для этого будет достаточно.
-пока Вы будете делать этот пробный курс, Вы набьете энное количество шишек, и после этого содержимое частей 4-8 окажется Вам как нельзя кстати. Прочитайте их и переделайте курс в соответствии с рекомендациями.
-сделайте и отладьте несколько реальных курсов, накопите опыт работы. После этого можно приступить к проработке части 9.
Если же Вы решили только писать сценарии, а ввод курса поручить оператору, то Вам достаточно будет изучить части 1, 2, 4-8. При этом желательно попробовать составить сценарий хотя бы небольшого курса, пройдя лишь части 1, 2, и лишь затем приступить к частям 4-8.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1.Что Вам даст компьютерное обучение
Скорее всего, Вы относитесь к компьютерному обучению с опаской. Вы, вероятно, считаете, что компьютер Вас заменит, а Вы останетесь не у дел.
А может быть, Вы считаете, что компьютерное обучение неэффективно. Такое мнение может возникнуть после знакомства с якобы обучающими программами, которые просто выводят на экран текст учебника и предлагают нажать клавишу[Enter] после каждой страницы.
А может быть, Вы считаете, что компьютер эффективен только при контроле знаний, но дать их он не может.
Это не так.
1.1.1.Эффективность
Как люди могут получать знания? Фактически есть три способа:
-добывать их самостоятельно в ходе экспериментов;
-получать их пассивно, читая литературу или слушая лекции;
-получать их в активном диалоге, когда часть знаний дает преподаватель (и он тут же контролирует правильность понимания, и в случае надобности повторяет тему или дает ее по новому), а часть знаний добывает обучаемый экспериментальным путем (задания даются преподавателем и им же контролируется ход и результаты экспериментов).
Понятно, что третий путь наиболее эффективен с точки зрения результатов. Но он неэффективен с другой точки зрения: преподаватель сможет работать со слишком малым числом обучаемых. Эта дилемма разрешается, если курс будет перенесен на компьютер именно в том виде, как его ведет преподаватель: и диалог, и контрольные вопросы, и эксперименты. Тогда количество обучаемых ограничивается только количеством имеющихся компьютеров.
1.1.2.Повторяемость
Вы написали курс (обычный, не автоматизированный). Вы читаете его уже несколько лет и отработали до того, что можете, читая его, думать о чем-нибудь постороннем. И вот Вы рассказываете одно и то же, иногда по несколько раз в неделю (а у меня бывает, что я объясняю устройство компьютера 2-3 раза на дню).
Скучно! Это время можно было бы потратить, скажем, на подготовку новых интересных курсов. Или на индивидуальную работу с обучаемыми. Или еще на что-нибудь. Но кто-то ведь должен все это рассказывать Вот пускай компьютер и рассказывает. Он от повторения не раздражается. Для него повторять одно и то же --любимое занятие.
Следовательно, если Вы перенесете наработанный курс на компьютер, то только от этого выиграете. И не только время. Если Ваш обучающий курс окажется удачным, Вы сможете его продавать.
1.1.3.Индивидуальность
Обучаемые, как известно, бывают всякие. Вот этот - хватает на лету, и ему нужно подкидывать новые и новые задания. Вот этот - тугодум, и усваивает медленно, но прочно. Тому нужно сначала дать четкие и подробные определения, а вон тот предпочитает идти экспериментальным путем. Преподаватель, работая с группой, в конечном счете начинает ориентироваться на некий средний тип: не будет же он объяснять КАЖДОМУ по-разному, да еще и в разное время (то, что быстрый ум переварит за минуту, тугодум будет осваивать полчаса. Ничего плохого или обидного для тугодума в том нет, но что все это время делать убежавшему вперед?).
Компьютер позволяет, наконец, сделать обучение ПОЛНОСТЬЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ:
-во-первых, теперь каждый за своей машиной идет со своей скоростью;
-во-вторых, компьютер может провести тест, определить тип личности обучаемого и настроиться именно на него. Если у обучаемого дедуктивный тип мышления, курс перестроится на дедуктивную подачу знаний, а если индуктивный - на индуктивную, и т.д.
-в-третьих, компьютер может, в зависимости от скорости прохождения курса, или в зависимости от правильности ответов, давать материал более или менее глубоко, более или менее подробно, варьировать сложность заданий.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - это не просто сидение с обучаемым один на один. Индивидуальность обучения - это учет индивидуальности каждого обучаемого, работа с каждым - по разному.
1.1.4.Активность и заинтересованность
Правильно построенный учебный курс обязательно предполагает активность обучаемых. Они должны скорее добывать знания, чем получать их; догадываться, экспериментировать. Компьютер позволяет превратить получение и контроль знаний в увлекательную игру.
Скажем, тему "Графики функций" можно сделать так, что обучаемые будут не столько заучивать определения, сколько ИГРАТЬ с графиками, задавая СВОИ формулы и следя за тем, как они рисуются. По ходу дела можно давать нужные определения. Даже такое скучное занятие, как диктант по русскому языку, можно оформить либо как часть похождений рыцаря в волшебном лесу (там вволю можно намахаться мечом, но победить чудовище можно только, если вдобавок правильно проспрягаешь его имя); или же продиктованный текст - это защитное поле, и злые инопланетяне могут пробить его только в тех местах, где слова написаны с ошибками...
Все зависит лишь от фантазии и квалификации разработчика курса.
1.1.5.Переносимость методики
В неавтоматизированном обучении слишком многое зависит от личности преподавателя. Удачно найденный прием, подход хорошо работает у одного, но может не пойти у другого. Скажем, Вы решили преподавать физику, используя метод опорных сигналов, но у Вас (почему-то именно у Вас) это не идет, хотя Вы - патриот этого метода. Но, если человек, у которого это получается, воплотит свое умение в автоматизированном учебном курсе по той же физике (и именно с использованием опорных сигналов), то Вы можете воспользоваться этим готовым продуктом.
В этом нет ничего зазорного: ведь пользуетесь же Вы сейчас, готовясь к занятиям, различными методическими разработками, берете из них примеры, упражнения и т.д.
А теперь Ваша задача будет несколько иная: из нескольких конкурирующих автоматизированных курсов по одной теме выбрать лучший, возможно, доработать его, если что-то в нем Вас не устраивает, а затем использовать. Важно, что Вы не исключаетесь из процесса обучения: передав часть работы компьютеру (не в ущерб качеству, поскольку Вы использовали ХОРОШИЙ курс), освободившееся время Вы можете потратить на индивидуальную работу с учащимися, развитие их творческих возможностей, в общем, на все то, на что сейчас у Вас времени и сил, конечно, не хватает.
1,1.6.Постоянный контроль и объективность оценки
Согласитесь, что принцип, по которому Вы сейчас выставляете оценки, не лишен недостатков:
-во-первых, Вы не можете контролировать обучаемого достаточно часто (особенно, если этих обучаемых много);
-во-вторых, критерий, по которому Вы ставите оценку, весьма размыт (пусть тот, кто ни разу не колебался, поставить ли Иванову тройку или четверку, первым кинет в меня камень);
-в-третьих, Вам трудно оставаться объективным: бывает, колеблясь между тройкой или четверкой, Вы ставите тройку из-за того, что утром в автобусе Вам отдавили ногу или из-за того, что этот самый Иванов Вас сегодня весь день доводил своими выходками (согласитесь, к знаниям Иванова все это отношения не имеет).
Системы рейтингов, которые сейчас вводятся во многих учебных заведениях, могут решить эти проблемы. Но они требуют от преподавателя большой технической работы: сбор статистики, расчет рейтингов и все это - помноженное на количество учеников. Без компьютера тут не обойтись, но ведь компьютер может не только ОБРАБАТЫВАТЬ статистические данные, но и СОБИРАТЬ их (если, конечно, обучение ведется автоматизированно). Освобождаясь от рутинной работы, Вы можете больше сил и времени уделить творческой. Собственно, в этом и заключается назначение компьютера: в обучении ли, на производстве ли, или где-либо еще.
1.1.7.Итак...
Итак, компьютерное обучение:
-снимает с Вас рутинную и повторяемую работу, высвобождая время для творческой деятельности;
-позволяет сделать обучение индивидуальным, активным, интересным;
-позволяет быстро и широко распространять удачные методические находки.
1.2.Что такое автоматизированный учебный курс
1.2.1.Что такое кадр
Идея автоматизированного учебного курса (АУК) весьма проста: обучаемый сидит за компьютером, компьютер выдает на экран дисплея КАДРЫ, содержащие тексты и изображения.
Некоторые кадры (информационные) просто сообщают очередную порцию информации (это как бы лекционная часть) и такие кадры просто идут друг за другом. Некоторые кадры (контролирующие) содержат вопрос к обучаемому.
АУК анализирует ответ и, в зависимости от ответа, переходит на те или иные кадры.
Например, если в кадре 1 обучаемый ответит 6, следующим появится кадр 3. А если он ответил неправильно, то появляется кадр 2, а потом опять кадр 1.
Следовательно, с технической точки зрения, Вам, как разработчику курса, нужно:
во-первых, определить, какая информация будет в каждом кадре;
во-вторых, определить, к какому кадру и пpи каких условиях пеpейти после показа текущего кадра.
То есть, написать СЦЕНАРИЙ КУРСА. При этом вовсе не обязательно, чтобы Вы сами вводили этот курс в компьютер. Это, в принципе, может сделать специально обученный оператор.
1.2.2.Как организовать переход между кадрами
Самый простой способ - меню. Например, в кадре задается вопрос. При разработке курса Вы задали, что правильный ответ имеет номер 2, и задали, на какой кадр переходить в случае верного ответа, а на какой - в случае неверного. Обучаемый вводит номер ответа, компьютер его анализирует (верно, неверно) и переходит на нужный кадр.
Другой вариант меню - когда на экране появляется светящийся прямоугольник (маркер). Обучаемый устанавливает маркер на текст ответа и нажимает клавишу [Enter].
Насколько эффективно меню?
При подаче знаний меню вредно, так как, кроме правильного ответа, невольно запоминаются и неправильные. И вообще, такой способ подачи материала нередко сбивает обучаемого с толку.
При контроле знаний меню малоэффективно, потому что нередко обучаемый отвечает наугад, а вероятность правильного ответа велика (чем меньше пунктов в меню, тем больше эта вероятность).
Зато меню очень удобно для навигации (то есть для движения обучаемого по темам и подтемам курса).
Другой способ проверки ответа - ключевые слова.
Этот способ прост и универсален. АУК задает вопрос, обучаемый отвечает в произвольной форме. Но в его ответе должна содержаться заданная Вами комбинация символов (ЭТАЛОН). Только тогда он считается правильным.
Например:
Если Вы задали эталон - "пар", правильными будут считаться ответы, содержащие этот текст: паровоз, пароход и т. д.
У этого способа есть недостатки. Так, будут засчитаны как правильные, ответы парашют и компартия. А также фамилии, содержащие эту комбинацию букв (например Каспаров). Но этих ситуаций можно избегать (например, задать в качестве эталона не "пар", а "паро"). Зато наугад уже не ответишь: материал нужно знать.
Да, но как предусмотреть не очень стандартные ответы? Например, "миниюбка" и "мини-юбка", "8" и "восемь", а также "локомобиль" как машина, работающая при помощи пара (но текста "паро" в ее названии нет).
Как говорил Остап Бендер, "все учтено могучим ураганом": язык анализа возможных ответов весьма мощный и позволяет описывать, скажем, такие структуры, как
Текст, в котором:
есть слово "паро", но при этом не оканчивающийся на "ов" или "ский" или "ская";
или есть слово "локомобиль".
И даже более сложные структуры. Так что все зависит лишь от того, насколько глубоко Вы изучите возможности АДОНИСа.
1.2.3.Какие бывают автоматизированные учебные курсы
Это зависит от того, какую цель Вы перед собой ставите.
Если Вы намерены просто дать обучаемому определенные знания, то Вы напишете ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК. Он будет отличаться от бумажного большим динамизмом, он будет создавать иллюзию общения, но в принципе это будет учебник, и ничего более. Электронные учебники автоматизируют лекционную часть работы преподавателя. Это один из самых простых типов обучающих курсов.
Если Вы хотите, чтобы обучаемый получил и закрепил навыки, отработал приемы работы, то Вы напишете ТРЕНАЖЕР. Тренажер автоматизирует проведение практических и лабораторных работ. Разрабатывать тренажеры несколько труднее, чем электронные учебники, потому что нужно предусмотреть множество вариантов поведения обучаемого. Но зато и пользы от них намного больше: нагрузка на преподавателя, ведущего практическое занятие, падает, а качество обучения, наоборот, повышается.
Если же Вы решили тестировать обучаемых по той или иной теме и выставлять им оценки, то Вы напишете КОНТРОЛИРУЮЩИЙ КУРС. Понятно, что контролирующие курсы автоматизируют проведение контрольных работ, коллоквиумов, зачетных недель, а также формирование рейтинга. Контролирующие курсы довольно сложны в разработке.
Во-первых, нужно формализовать алгоритм выставления оценки (а он может быть довольно запутанным).
Во-вторых, нужно сделать так, чтобы задания каждый раз выбирались случайным образом из достаточно большого набора. Но зато контролирующие курсы снимают с преподавателя самую рутинную и самую неблагодарную работу (недаром слово "учитель" всегда ассоциируется с кипой проверяемых тетрадей, над которыми он корпит днем и ночью).
1.3.Что такое АДОНИС
АДОНИС (Адаптивная диалоговая информационная система) - это программа, которая поможет Вам ввести АУК в компьютер и "проиграть", то есть выполнить курс. АУК хранится в компьютере в виде набора кадров.
Каждый кадр содержит текст и (или) рисунок. Кроме того, если кадр контролирующий (то есть содержит вопрос), то в нем описаны эталонные ответы, и для каждого эталонного ответа указано, на какой кадр переходить, если обучаемый даст именно такой ответ.
АДОНИС просит обучаемого выбрать курс (их может быть много) и показывает первый кадр курса. А дальше работает для каждого кадра так:
Если кадр информационный, то ждет, пока не будет нажата клавиша [Ввод], и показывает следующий кадр.
Если кадр контролирующий, то ждет ответ обучаемого. Дождавшись, анализирует его, сравнивая с эталонными ответами. В зависимости от того, с каким из эталонных ответов совпал ответ обучаемого, АДОНИС переходит на тот или иной кадр.
Итак, АДОНИС работает в двух режимах: "авторский", когда Вы создаете АУК, и "обучающий", когда Ваш АУК используется в обучении. И в том, и в другом случае требуется минимальное знание компьютера.
1.3.1.Что дает АДОНИС при использовании курса
Вы можете:
-выбрать курс из множества курсов, имеющихся в компьютере;
-запустить его;
-остановить в любой момент, с тем, чтобы потом продолжить с этой точки;
-получить статистические данные о каждом обучаемом (количество сеансов, продолжительность, количество заданных вопросов и верных ответов, оценку и т.д.)
1.3.2.Что дает АДОНИС при разработке курса
Вы можете:
-создать кадр (написать текст нужным цветом в нужном месте, снабдить текст рисунком);
-описать эталонные ответы и задать, на какой кадр в каком случае переходить;
-исправить как содержимое кадра, так и условия переходов на другие кадры;
-запомнить курс на магнитных дисках;
-распечатать его;
-и многое другое, о чем Вам еще рано рассказывать: эти возможности станут Вам понятны только после того, как Вы уже начнете работать в АДОНИСе.
© Алексей Бабий 1992