2. КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ КУРС

Итак, с технической точки зрения, создать курс - значит создать кадры и определить переходы между ними. Казалось бы, несложно. Но ведь и работа писателя, с технической стороны - всего лишь написание слов на бумаге. Значит, главное - все-таки не техника работы (как говорят математики, это необходимое условие, но не достаточное). Поэтому сначала мы поговорим не о технике, а о методологии.

Самый первый вопрос, который Вы должны себе задать: какие цели Вы преследуете, создавая курс?

2.1.Определите цели

Лучше всего об этом говорить на примере. Вы решили создать, например, курс "Правила дорожного движения" (ПДД).

Первая проблема, которую Вы должны решить: для кого Вы пишете курс? Курс для пешеходов будет существенно отличаться от курса для водителей, курс для взрослых - от курса для детей и т.д.

ПРИМЕМ, ЧТО КУРС ПИШЕТСЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Вторая проблема, которую Вы должны решить: для чего вообще Вы пишете курс? Можно сформулировать это так: чтобы дети не гибли на улицах. А они гибнут, во-первых, от того, что не знают правил движения, а во-вторых, от того, что недооценивают их важность. Следовательно, имеются две глобальные цели: убедить обучаемых в том, что нужно соблюдать ПДД и дать необходимые знания и навыки.

Третья проблема, которую Вы должны решить: ставите ли Вы своей целью добиться, чтобы обучаемый понял основные принципы поведения на улице, или же вы хотите, чтобы он отрепетировал различные ситуации, возникающие на улице, или же Вы намерены написать систему, которая контролирует обучаемого и ставит ему оценку. Согласитесь, что это весьма разные курсы: в первом случае это будет компьютерный учебник, во втором - тренажер, а в третьем - экзаменатор.

ПРИМЕМ, ЧТО МЫ НАМЕРЕНЫ НАПИСАТЬ КОМПЬЮТЕРНЫЙ УЧЕБНИК, СОВМЕЩЕННЫЙ С ТРЕНАЖЕРОМ.

Вы должны определиться с этими вопросами сразу же. Они, так или иначе, всплывут во время работы, и лучше, если ничего переделывать не придется.

2.2.Разбейте курс на части

"Разделяй и властвуй" - говорили древние. Разделите курс на части - и Вы многого достигнете.

Во-первых, если Вы не подготовите план курса, а будете писать его на авось, то потом придется много возвращаться, переделывать и т.д. Почему это у нас никогда не хватает времени, чтобы сделать сразу хорошо, но всегда находится время на переделки?

Во-вторых, разбив курс на части, Вы поможете обучаемому ориентироваться в нем, возвращаться для повторения, пропускать главы, содержимое которых он знает, и т.д. Согласитесь, и для Вас есть разница, читать ли книгу, разбитую на главы, пункты и подпункты, или сплошной неструктурированный текст.

И, наконец, в-третьих, есть чисто техническая проблема: курс в системе "Адонис" может состоять не более чем из 128 кадров (но АУК может состоять из нескольких курсов, связанных между собой). И это на самом деле хорошо, так как вынуждает Вас выделить небольшие темы и определить связи между ними, а не писать все подряд.

2.2.1.Составьте план

Помните, с чего Вы в школе начинали писать сочинения? Правильно, с плана. Так же Вы должны поступить и с курсом.

Сначала выделите основные пункты.

1.Почему нужно знать правила дорожного движения

2.Основные правила поведения на дороге

3.Дорожные знаки

4.Где и как можно переходить дорогу

5.Где и как можно кататься на велосипеде

Затем можно рассмотреть поподробнее каждый из этих пунктов. Например, пункт 4 можно разбить на:

4.1.Как переходить дорогу не на перекрестке

4.2.Как переходить дорогу на перекрестке .

И так далее.

В свою очередь, каждый из подпунктов можно разбить еще, например, пункт 4.1.:

4.1.1.Улица с односторонним движением

4.1.2.Улица с двусторонним движением

4.1.3.Шоссе

Поскольку наш курс "Правила дорожного движения" небольшой, можно остановиться на втором уровне, то есть не разбивать, например, пункт 4.2. на 4.2.1., 4.2.2. и т.д. А если бы мы писали большой курс (например, те же "Правила", но для водителей), то там, может быть, было бы 5-7 уровней.

Результатом работы будет детальный план курса:

1.Почему нужно знать правила дорожного движения

1.1.Опасность улицы

1.2.Чем поможет знание правил

2.Основные правила поведения на дороге

2.1.Участники движения

2.2.Кто главнее на дороге

2.3.Как управляется движение

3.Дорожные знаки

3.1.Знак пешеходного перехода

3.2.Светофор

3.3.Знаки для велосипедистов

4.Где и как можно переходить дорогу

4.1.Как переходить дорогу не на перекрестке

4.1.1.Улица с односторонним движением

4.1.2.Улица с двусторонним движением

4.1.3.Шоссе

4.2.Как переходить дорогу на перекрестке

4.2.1.Перекресток регулируемый

4.2.2.Перекресток нерегулируемый

5.Где и как можно кататься на велосипеде

5.1.Как не попасть под машину во дворе

5.2.Кому и как можно ездить по дороге

Конечно, это пример условный, и я только в пункте 4 "углубился" до двух подпунктов. В реальном курсе Вы задаете ту глубину вложения пунктов, которая Вам нужна.

2.2.2.Подготовьте управляющую часть курса

Нам нужно познакомиться с таким понятием, как БИБЛИОТЕКА КУРСОВ. АДОНИС запоминает курсы на магнитных дисках. Файл, в который записываются курсы, и называется библиотекой. Лучше всего, если каждый АУК будет в отдельной библиотеке. Библиотека для нашего курса пусть называется PDD.

Основой, костяком нашего АУКа будет система меню. Каждое меню располагается в одном кадре.

Поэтому сначала нужно создать курс, содержащий эту систему меню: управляющую часть курса. Назовем курс, содержащий управляющую часть, так: ПДДуправ.

Что должно войти в курс ПДДуправ?

ПОДСКАЗКА: как работать с курсом (назначения тех или иных клавиш, правила написания ответов и так далее).

Это будет кадр 2. Точнее, в кадре 2 мы должны спросить обучаемого, нужны ли ему инструкции, и если да, то вывести инструкцию, которая располагается, скажем, в кадрах 100-120 курса ПДДуправ. А если не нужны, то переходим сразу к меню.

СОБСТВЕННО МЕНЮ:

Главное меню

Почему нужно знать правила дорожного движения

Основные правила поведения на дороге

Дорожные знаки

Где и как можно переходить дорогу

Где и как можно кататься на велосипеде

МЕНЮ ВТОРОГО УРОВНЯ:

меню 1

Опасность улицы

Чем поможет знание правил

меню 2

Участники движения

Кто главнее на дороге

Как управляется движение

меню 3

Знак пешеходного перехода

Светофор

Знаки для велосипедистов

меню 4

Как переходить дорогу не на перекрестке

Как переходить дорогу на перекрестке

меню 5

Как не попасть под машину во дворе

Кому и как можно ездить по дороге

МЕНЮ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ:

меню 4.1

Улица с односторонним движением

Улица с двусторонним движением

Шоссе

меню 4.2

Перекресток регулируемый

Перекресток нерегулируемый

ЗАВЕРШАЮЩИЕ КАДРЫ (пусть это будет один кадр 128). В нем надо опять нарисовать ушастого зайчика и написать "до свидания".

2.2.3.Спланируйте обучающие части курса

Итак, "скелет" курса готов. Теперь нужно "нарастить на него мясо": всем "атомарным", то есть неделимым пунктам меню назначить имена курсов. Длина имени - не более 8 символов. Вот как это будет выглядеть (обратите внимание, что имена курсов назначаются только АТОМАРНЫМ пунктам!):

2.2.4.Вставьте "заглушки"

Вообще говоря, с этого момента курс уже можно вводить в компьютер. Если Вы передадите меню оператору, он уже сможет создать курс ПДДуправ, ввести каждое меню в отдельный кадр, оформить переходы между кадрами, сделать заставку. Что же касается курсов ОпасУлиц, ПомоЗнан и так далее, то они тоже создаются, но пока пустые. В них вводится единственный кадр, сообщающий, что этот пункт, к сожалению, пока не реализован. Это на языке программистов и называется "заглушкой".

Почему удобнее делать АУК по частям, а не целиком?

Вы сразу видите плоды своего труда. Вы можете приступать к дальнейшим частям курса по очереди, начиная с самого важного. Вы ускоряете работу над курсом за счет распараллеливания работы (пока Вы пишете очередной курс АУКа, оператор вводит предыдущий). Вы можете отдать отдельные части АУК разным операторам (или, если сценарий пишут несколько человек, распараллелить и написание сценария).

Вы в любой момент имеете работоспособный, но несколько урезанный АУК некоторые курсы пока заменены заглушками). При этом, поскольку Вы хорошо продумали план, глобальные переделки курса вряд ли понадобятся.

2.2.5.Маленькое упражнение

Конечно, разбиение на меню, которое я привел в предыдущих пунктах для курса ПДД, не идеально. Вы разбираетесь в этой теме не хуже меня, и у Вас наверняка есть свое представление о том, как нужно составить план этого курса. Я думаю, что у Вас это получится даже лучше.

Ну так попробуйте!

Или, если Вы согласны с приведенным меню, попробуйте сделать план для какого-нибудь своего курса. Как говорится в одном восточном учении, ты знаешь не тогда, когда узнал что-то, а тогда, когда делал это хотя бы раз.

2.3.Подготовьте обучающие части курса

2.3.1.Поставьте цели и определите основную идею

Вообще говоря, Вы должны повторить тут все шаги, которые проделывали для АУК в целом: определить цели данного пункта и составить сценарий.

Скажем, цель курса ОпасУлиц - убедить обучаемого, что знание правил дорожного движения для него необходимо. Можно сделать это, например, так: составить ряд текстовых кадров, в которых будет рассказываться о том, что улица - это сложно, что это опасно и т.д. Но нужно учитывать, что обучаться будут ДЕТИ, а значит, чем меньше будет текста и чем больше картинок, тем лучше. (Кстати, это относится не только к детям. Человек гораздо лучше воспринимает графическую информацию, чем текстовую; сравните, например, знак "кирпич" и текст "проезда нет").

Еще лучше, если это будет не ПЕРЕЛИСТЫВАНИЕ кадров (так можно сделать и в обыкновенной книге), а ИГРА. Компьютер позволяет сделать эту часть курса в виде приключений мальчика Пети, который пошел за хлебом, причем обучаемый управляет Петей.

Например, один из кадров может выглядеть так: перед Петей автобус, и обучаемому предлагается выбрать, с какой стороны его обходить. Если обучаемый выбрал "спереди", следующий кадр показывает, как выехавший из-за автобуса "Камаз" сбивает Петю. В дальнейшем этот прием можно повторить и для контролирующего курса (оценку "пять" получает только тот, кто добрался до нужного места живым и невредимым), но в курсе ОпасУлиц такая жестокая игра должна убедить обучаемого, что курс, который ему предлагается - нужный и важный, поскольку опасности подстерегают его на каждом шагу. После "сбивания" курс "откатывается" назад и демонстрирует обучаемому, что будет, если автобус обходить правильно, и путешествие в булочную продолжается.

2.3.2.Набросайте черновой сценарий курса

В черновом виде набросок сценария может быть таким:

а) Рассказать, почему нужно соблюдать ПДД

б) Вводные кадры про мальчика Петю

в) Петя переходит нерегулируемую улицу (налево-направо)

г) Петя обходит автобус (сзади-спереди)

д) Петя переходит перекресток (светофор)

е) и т.д.

2.3.3.Запишите подробный сценарий курса

Теперь сценарий можно детализировать: взять, например, кадры пункта а) и расписать их логику поподробнее.

Проще всего писать электронный учебник. Сценарий представляется так: тема разбивается на подтемы, те, в свою очередь разбиваются на пункты и подпункты, подподпункты и так далее. В какой-то момент оказывается, что больше делить на подпункты уже нельзя, и эта порция материала разбивается на последовательные кадры. Вопросы обучаемому задаются разве что для оживления сценария (см.части 4,5) и, независимо от ответов обучаемого, изложение идет дальше (разве что, если он ответит неправильно, ему в двух-трех кадрах разъясняется ошибка).

Итак, с электронными учебниками все просто. Старайтесь только, чтобы в каждом меню было не более 7 пунктов (так советуют психологи) и чтобы каждый кадр в последовательной порции содержал не очень много материала (подробнее о требованиях к оформлению кадра написано в части 5).

Сложнее дело обстоит с курсами, которые содержат элементы контроля. Их логика может быть довольно запутанной. Например, что-нибудь такое:

Если ответы на задания А,Б,В верны, то поставить оценку 5; а если хотя бы один неверен, то сделать вот что: если был неверен ответ на вопрос Б, то дать еще раз материал и снова дать задание Б. Если на этот раз ответит, поставить 4, а если нет, задать вопрос Д: ответит - 4, не ответит - 3. Если же был неверен ответ на вопрос А, то... ну, и так далее.

Чтобы не запутаться во всех этих условиях, нужно соблюдать определенные правила разработки сценария и правила записи логики курса (об этом подробно говорится в чсти 8), а также использовать стандартные, наработанные схемы контроля (некоторые из них приводятся в части 7).

2.3.4.Отладьте сценарий "всухую"

ОТЛАДЬТЕ - это значит проверьте сценарий, пройдите его как бы вместо обучаемого. Вдруг Вы что-то пропустили: какую-нибудь ситуацию, какой-нибудь возможный ответ обучаемого. Или где-то сценарий у Вас "циклит": все время идет возврат к одному и тому же кадру, независимо от ответов обучаемого.

"ВСУХУЮ" - это значит без помощи компьютера. Напомню: Вы еще ничего не вводили в компьютер. Отладка на компьютере - еще впереди. А сейчас Вы имитируете работу обучаемого с компьютером, то есть ничего не додумываете, а исполняете только то, что написано в сценарии, не больше и не меньше.

На этом проектирование курса заканчивается, и можно вводить его в компьютер. Если Вы будете делать это сами, то читайте часть 3 методического пособия: "Как ввести АУК в компьютер".

2.3.5.Разбейте сценарий на кадры

Только теперь начинается подготовка к вводу курса в компьютер.

Сначала Вы расписываете кадр за кадром, давая каждому кадру номер. (Расписываете - значит, определяете, какие тексты и рисунки должны быть в кадре). Кстати, на этом этапе вовсе не обязательно давать кадру порядковый номер (от 1 до 128). Дело в том, что потом, может быть, понадобится вставить еще один кадр в середину (а это весьма нередкая ситуация), и Вам придется либо сдвигать весь курс, либо взять какой-нибудь из больших, незанятых пока номеров. И в том, и в другом случае Вы можете себя крепко подзапутать. А вот если Вы для начала дадите кадрам номера, связанные с подпунктами (например, г1, г2,г3и т.д.), то эти проблемы будут решаться гораздо проще. А уж потом, перед окончательным вводом в компьютер, Вы расставите истинные номера.

Затем Вы определяете эталонные ответы и номера кадров, на которые должен осуществиться переход в том или ином случае. Конечно, здесь не все так просто. Нужно соблюдать ряд методических и прочих правил, которые приведены в частях 4-7 этого пособия. Можно применять всяческие приемы и видеоэффекты, которые описаны в части . Но все это уже для повышения качества курса.


© Алексей Бабий 1992