4. КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Основная идея этой части заключается в том, что курс должен быть динамичным. Старайтесь не делать более трех информационных кадров подряд. Постоянно задавайте вопросы, тормошите обучаемого. Разнообразьте формы вопросов и типы ответов.

Это не так просто сделать, поэтому ниже приводятся приемы, которые могут Вас вдохновить.

4.1.Как задавать вопросы

Сначала - несколько общеметодических замечаний. Задавайте вопросы понятно, чтобы не требовались дополнительные разъяснения. Если что-то нельзя выяснить одним вопросом, задайте несколько. Размещайте вопросы разной сложности пропорционально (порция из нескольких сложных вопросов подряд может, что называется, "отбить охотку" у обучаемого).

Не задавайте такие вопросы, чтобы обучаемый долго рылся в литературе или делал громоздкие расчеты.

Если обучаемый ответил неверно, то ясно и четко разъясните, в чем он ошибся, иначе он будет "крутиться" на одном вопросе очень долго.

Вопросы в курсе должны быть разнообразными не только по содержанию, но и по форме. Сейчас мы как раз и займемся формами вопросов.

4.1.1.Жесткий выбор

На экране - вопрос и несколько ответов. Обучаемому предлагается выбрать один из них. Меню можно организовать одним из следующих способов.

4.1.1.1.Выбор по номеру

Пример.

А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?

Введите номер правильного ответа.

1/ А

2/ Б

3/ Никто

4/ И

Правильный ответ 4.

Придумайте сами вопрос с выбором по номеру.

4.1.1.2.Выбор курсором (инверсной подсветкой)

Пример.

А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?

Выберите правильный ответ.

А

Б

Никто

И

4.1.1.3.Выбор набором

Пример.

А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?

Введите правильный ответ.

А

Б

Никто

И

Обучаемый должен набрать букву И.

4.1.1.4.Количество верных и неверных ответов

Можно выбирать:

один верный ответ (остальные неверные): см. предыдущий пример;

один неверный (все остальные верные), например: Какое из приведенных утверждений ложно?

1/Мы не рабы

2/Рабы не мы

3/Рабы немы

- все верные или все неверные ответы из набора.

Пример:

Что нужно делать при сигнале "воздушная тревога"?

1/собрать сухой паек

2/суетиться

3/взять с собой документы

Правильный ответ: 1, 3. Ответ 1 или ответ 3 вызывает реакцию АУК: "А еще?" Придумайте сами вопросы типа "один верный, остальные верные", "один неверный, остальные верные","все верные из набора верных и неверных", "все неверные из набора верных и неверных".

4.1.1.5.Преимущества и недостатки

Несомненное преимущество вопросов с выбором - в их простоте. Их легко понять и еще легче реализовать в АУК (попросту написать для каждого из приведенных ответов имя курса и номер кадра для перехода). Но простота эта из тех, что хуже воровства:

- во-первых, велика вероятность того, что обучаемый просто угадает правильный ответ (не надо иметь больших математических познаний, чтобы подсчитать, что в примере с А и Б, сидевшими на трубе, эта вероятность равна 1/4). Чтобы уменьшить вероятность, приходится увеличивать количество ответов, а это делает вопрос громоздким.

- во-вторых, уже в самом вопросе содержится подсказка.

- в третьих, внимание обучаемого фиксируется на неправильных ответах. Даже если он в конце концов ответит правильно, мозг его останется засорен неверной информацией. Впрочем, это имеет смысл, если в качестве неверных ответов фигурируют ТИПИЧНЫЕ неверные ответы, и Вы хотите обратить его внимание на эти ТИПИЧНЫЕ ошибки.

Поэтому жесткий выбор из представленных вариантов можно использовать разве что в "оживляже" в обучающей части курса (см., например, пункт 5.3.). В контролирующей же части вопросы должны строиться иначе.

4.1.2."Перепутаница"

Пример.

В каком порядке на самом деле должны выполняться действия: Введите четыре буквы подряд.

А Включить плиту

Б Попить чаю

В Подождать, пока чай закипит

Г Налить воду в чайник

Правильный ответ ГАВБ (или АГВБ).

Этот способ хорош, если проверяется знание обучающимся неких алгоритмов. При желании и умении можно обыграть ответ обучаемого (например, показав конечный результат последовательности АВБГ: дымящийся чайник).

Придумайте сами вопрос с перепутаницей.

4.1.3."Дополни текст"

4.1.3.1."Вставь недостающий фрагмент"

Пример

Тра-та-та, тра-та-та

Мы везем с собой кота,

Чижика, ...,

кошку-забияку,

Обезьяну, попугая:

Вот компания какая!

Кого мы пропустили? Наберите слово.

Правильный ответ - собаку.

Придумайте сами вопрос со вставкой недостающего фрагмента.

4.1.3.2."Заверши фрагмент"

Пример

Для записи одного символа в память компьютера требуется один ...

(дополните предложение).

Правильный ответ - байт.

Придумайте сами вопрос с завершением фрагмента.

4.1.4."Один вопрос - один ответ"

Пример

В какой части света течет река Лимпопо?

Ответ: в Африке

Придумайте сами вопрос с одним ответом.

4.1.5."Один вопрос - много ответов"

Пример

В каких состояниях может находиться вещество?

Правильный ответ: твердом, жидком, газообразном.

Ответы могут даваться в любом порядке. При этом, если даны не все ответы, можно задать вопрос: "А еще в каких?"

4.1.6."Вопрос с вычислениями"

Пример

На палке сделали десять разрезов. Сколько частей получилось?

Правильные ответы: 11 или одиннадцать

Придумайте сами вопрос с вычислениями.

4.1.7."Найди ошибку"

Пример

Найдите неверную строку в программе и введите ее правильно.

10 FOR X=1 TO 20

20 PRINT X

30 NEXT I

Ответ

30 NEXT X

Придумайте сами вопрос с нахождением ошибки.

4.1.8."Да или нет"

Пример

Верно ли, что кошка - это хищник?

Правильный ответ - "да" или "верно"

Придумайте сами вопрос типа "да или нет".

4.1.9."Запомни и повтори"

Пример

Описание целых переменных в Паскале выглядит так:

var имя:integer;

Опишите целую переменную nomer.

Правильный ответ

var nomer:integer;

Придумайте сами вопрос типа "запомни и повтори"

4.1.10."Приведи пример"

Пример

Описание целых переменных переменных в Паскале выглядит так:

var имя:integer;

Приведите пример описания целой переменной.

Один из правильных ответов:

var proba:integer;

Придумайте сами вопрос типа "приведи пример".

4.1.11."Проведи аналогию"

Пример

Чашка, кастрюля, тарелка - это посуда.

Стул, стол, шкаф - это ...?

Правильный ответ - мебель.

Придумайте сами вопрос типа "проведи аналогию"

4.1.12."Введи формулу"

Пример

Площадь прямоугольника s - это произведение длин его сторон a и b.

Введите формулу подсчета площади прямоугольника.

Правильный ответ s=a*b

Придумайте сами вопрос с вводом формулы.

4.1.13."Прокомментируй формулу

Пример

y=a*x*x+b*x

Какую кривую описывает это уравнение?

Правильный ответ - параболу

Придумайте сами вопрос с комментированием формулы.

4.1.14."Сопоставь"

Пример

Какое слово как переводится?

Введите пары номеров:

1 кошка

1 a window

2 стол

2 a cat

3 окно

3 a table

Правильный ответ 1-2, 2-3, 3-1

4.2.Как проверять ответы

4.2.1.Какие бывают эталонные ответы

Задавая эталонный ответ, Вы можете указать его тип: *

ВЕРНЫЙ или НЕВЕРНЫЙ. АДОНИС автоматически подсчитывает количество верных и неверных ответов обучаемого и автоматически формирует оценку. Конечно, вопросы бывают разной сложности, поэтому Вы можете указать для каждого ответа его ВЕС, и АДОНИС учтет этот вес при выставлении оценки. Более того, АДОНИС может автоматически прекратить выполнение курса, если количество верных (или неверных) ответов достигло заданной Вами величины. Зачем это нужно? Если выяснилось, что обучаемый отвечает блестяще, то дальше его можно уже и не спрашивать. И наоборот, если уже выяснилось, что он непроходимо туп, то зачем спрашивать его о чем-то еще. В неавтоматизированном обучении Вы именно так и поступаете, не так ли? *

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ или НЕПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ. Собственно говоря, это верный и неверный ответ. АДОНИС подсчитывает количество предполагаемых и непредполагаемых ответов обучаемого, но не учитывает эти ответы при выставлении оценки. Например, Ваш курс ведет оживленный диалог с обучаемым, и вопросы предназначены не столько для того, чтобы оценить знания, сколько для того, чтобы направить мысль обучаемого в нужную сторону (или определить, чего он не знает, чтобы именно это пояснить). *

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ. Как явствует из названия, Вы не предъявляете никаких требований к ответу; он нужен Вам только для того, чтобы перейти на тот или иной кадр. Следовательно, если Вы пишете контролирующий курс, то помечаете нужные ответы как верные или неверные. Если же Вы таких целей не ставите, то помечаете ответы как предполагаемые, непредполагаемые и неопределенные.

Пример

Верно ли, что кошка - это хищник?

Правильный ответ - "да" или "верно".

Если курс контролирующий, то Вы помечаете как верные ответы "да", "верно" и как неверные "нет", "неверно". АДОНИС учтет ответ на этот вопрос и скорректирует оценку знаний обучаемого.

Если курс обучающий, то Вы помечаете как предполагаемые ответы "да", "верно", и как непредполагаемые "нет", "неверно". Никакая оценка не формируется. Пометку Вы делаете для собственного удобства, а также для удобства тех, кто будет разбираться в том, как устроен Ваш курс. В принципе ничто не мешает Вам в этом случае пометить все ответы как неопределенные и использовать их только для перехода на тот или иной кадр.

4.2.2.Как задаются эталонные ответы

Основная цель этой главки - показать Вам, как можно построить анализ ответа обучаемого, чтобы диалог с ним проходил как можно естественней. Убогая конструкция меню (когда все ответы присутствуют на экране и пронумерованы, а обучаемый должен выбрать номер ответа) здесь вообще не рассматривается. Считается, что обучаемый отвечает в свободной форме на обычном (например, русском) языке. Ваша задача как проектировщика эталонных ответов - выделить в тексте ответа части, которые позволят автоматически определить, совпадает ли ответ с эталонным ПО СУТИ или нет. Это нетривиальная задача, но очень интересная. Если Вы овладеете предлагаемыми ниже средствами АДОНИСа, то сможете писать очень живые курсы.

ВНИМАНИЕ! Все дальнейшие подпункты содержат информацию и упражнения как для "сценаристов", которые сами не будут вводить сценарий в компьютер, так и для "операторов", которые будут записывать эталонные ответы в формате, принятом в АДОНИСе.

"Операторам" придется читать ВСЕ и делать ВСЕ упражнения.

"Сценаристы" могут, при желании, пропускать информацию типа "в АДОНИСе эталонный ответ записывается так-то" и упражнения типа "опишите эталонный ответ такого-то типа". Им обязательно нужно усвоить, что та или иная возможность в АДОНИСе есть вообще, но им не обязательно знать, как она реализуется (хотя, в принципе, это не так сложно).

4.2.3.Жесткая проверка

Это не самый интересный способ, но иногда он необходим. Ответ обучаемого должен совпасть с эталонным "один к одному".

Пример

y=a*x*x+b*x

Какую кривую описывает это уравнение?

-------

Ответом обучаемого должно быть только слово "параболу". Отклонение даже в одном символе считается несовпадением (например, "парабола" или "это парабола". В АДОНИСе эталонный ответ запишется вот так:

@параболу

Упражнение. Напишите эталонный ответ типа "жесткая проверка" для вопроса:

Площадь прямоугольника s равна произведению длин его сторон a и b. Введите формулу подсчета площади прямоугольника.

------

Упражнение. Надо полагать, что в предыдущем упражнении Вы написали такой эталонный ответ: @s=a*b. И это правильно. Но вот незадача: а если обучаемый ответит так: s=b*a ? Совпадет ли этот ответ с эталонным? Если нет, то хорошо ли это? В одном из следующих пунктов я расскажу, как с этой ситуацией справиться. А пока - придумайте сами вопрос с ответом в виде жесткой проверки.

4.2.4.Ключевое слово

Итак, обучаемый отвечает в свободной форме. Но в его ответе должна быть определенная группа символов (КЛЮЧ). Если ключа в ответе нет, ответ считается несовпавшим.

Пример

y=a*x*x+b*x

Какую кривую описывает это уравнение?

-------

Ключевое слово - "парабол".

Обучаемый может ответить "параболу", "парабола", или даже "Это парабола", или даже так: "Я полагаю, что это что-то вроде параболы, однако". Во всех этих случаях ответ будет считаться совпавшим с эталоном.

В АДОНИСе эталонный ответ записывается безо всяких спецсимволов, например, так:

парабол

Упражнение. Совпадет ли ответ "это что угодно, только не парабола" с эталонным, если эталон задан с ключевым словом "парабол"? Почему? В одном из следующих пунктов я расскажу, как из этой ситуации выбраться.

Упражнение. Напишите эталонный ответ с ключевым словом для вопроса:

Чашка, кастрюля, тарелка - это посуда.

Стул, стол, шкаф - это ...?

--------

Придумайте сами вопрос с ответом в виде ключевого слова.

4.2.5.Проверка за минусом одного символа

Пример

y=a*x*x+b*x

Какую кривую описывает это уравнение?

-------

Ключевое слово - "парабол", после которого может идти любой символ. (в АДОНИСЕ это записывается так: @парабол%) Обучаемый может ответить "параболу", "парабола", но ответ "Это парабола" будет считаться несовпавшим.

Конечно, пропущенный символ может быть и в начале, и в середине слова: там, где Вы поставите знак процента.

Придумайте сами вопрос с проверкой за минусом одного символа.

4.2.6.Проверка за минусом нескольких символов

Если в эталонном ответе ставится знак *, на его месте может стоять сколько угодно (в том числе и нисколько) любых символов. Например, эталонный ответ - @МИНИ*ЮБКА. Совпавшими ответами будут и МИНИ-ЮБКА, и МИНИЮБКА, и даже МИНИДУШЕЛЮБКА.

Упражнение. Отвечая на вопрос из пункта 4.2.3., обучаемый может случайно набрать лишние пробелы и ответить, например, так: s = a* b. Поможет ли при построении эталонного ответа знак "*"? Попробуйте записать эталонный ответ для вопроса из пункта 4.2.3.

Кажется, у Вас возникли проблемы с этим примером? Действительно, надо написать что-то вроде @*s*=*a***b. Но как АДОНИС отличит символ * как знак умножения от символа *, используемого в АДОНИСе? (Это, кстати, касается и других символов. А ну как захотелось Вам использовать символ % в ответе не в АДОНИСовском смысле, а в прямом?) Что делать? Конечно, авторы АДОНИСа постарались использовать в качестве спецсимволов достаточно редко используемые символы, но все же... Но все же выход есть: если Вы используете спецсимвол в его "обычном", не АДОНИСовском смысле, поставьте перед ним символ ^ (он находится на той же клавише, что и цифра 6). Например: @*s*=*a*^**b*.

Вот теперь все в порядке. Но, чтобы убедиться, что Вы все поняли правильно, запишите

эталонный ответ для вопроса:

На сколько процентов повысилась сексапильность советского народа между XXVI и XXVII съездами КПСС ?

---------------

Придумайте сами вопрос с проверкой за минусом нескольких символов.

4.2.7.Размножение символа

Решая предыдущее упражнение, Вы записали эталонный ответ как-нибудь так: @*s*=*a*^**b*. Да, ответ s = a* b будет совпавшим. Но ведь будет совпавшим и ответ sad(=alfa*bebebe, потому что символ * заменяет ЛЮБЫЕ символы, а нам надо, чтобы между ключами стояли разве что пробелы. Эту проблему решает спецсимвол &. Символ, который за ним стоит, может присутствовать в ответе сколько угодно раз (в том числе и нисколько). Например:

@& S& = & a& ^*& b&

говорит о том, что в ответе обучаемого может стоять сколько угодно пробелов, потом буква s, потом опять сколько угодно пробелов, потом символ "=" и так далее.

Придумайте сами вопрос, чтобы в ответе использовалось размножение символа.

4.2.8.Проверка на попадание в класс

Вы задаете группу символов, и, если обучаемый вводит символ из этой группы, ответ считается совпавшим.

Пример

Назовите любую букву латинского алфавита

-----

Эталонный ответ записывается так: @[A-Z]

Еще пример.

На каком курсе Вы учитесь?

------

Эталонный ответ записывается так: @[1-5]

Можно совмещать несколько классов.

Пример

Введите пример обозначения поля в шахматах

------

Эталонный ответ @[A-H][1-8]

Можно просто перечислять символы класса. Предыдущий пример можно было бы записать и так: @[ABCDEFGH][12345678]

Упражнение. Задайте эталонный ответ с проверкой на попадание в класс для вопроса

А и Б сидели на трубе.

А упало, Б пропало.

Кто остался на трубе?

Введите правильный ответ.

А

Б

Никто

И

---------

4.2.9.Проверка на непопадание в класс

Вы задаете группу символов, и, если обучаемый вводит символ НЕ из этой группы, ответ считается совпавшим.

Пример

Какие буквы не используются при записи полей шахматной доски?

-----

Эталонный ответ записывается так: @[_A-H] .

Совпавшим считается любой ответ, кроме букв от A до H.

Придумайте сами вопрос с ответом типа "проверка на непопадание в класс".

4.2.10.Комбинационное сравнение

Пример

Какое слово как переводится?

Введите пары номеров:

1 кошка 1 a window

2 стол 2 a cat

3 окно 3 a table

------

Правильный ответ

1-2, 2-3, 3-1.

Но эти пары могут стоять и в другом порядке, например 2-3, 1-2, 3-1, и это тоже будет верно. Как записать эталонный ответ? А вот как:

@$1-2,2-3,3-1$

Задайте эталонный ответ типа "комбинационное сравнение" для вопроса

В каком порядке на самом деле должны выполняться действия:

Введите четыре буквы подряд.

А Включить плиту

Б Попить чаю

В Подождать, пока чай закипит

Г Налить воду в чайник

------------

Совпадающий ответ ГАВБ (или АГВБ).

Придумайте сами вопрос с ответом типа "комбинационное сравнение".

4.2.11.Селектор

Как быть, если сразу несколько ответов обучаемого могут быть совпавшими? Например, на вопрос "верно ли, что кошка - это хищник?" обучаемый может ответить "да", "верно", "хищник", и все эти ответы будут совпадающими. В АДОНИСе для этого достаточно перечислить все возможные ответы между двумя символами #

@#ДА,ВЕРНО, ХИЩНИК#

Обучаемому достаточно ввести любой ответ из этого списка, и ответ будет считаться совпавшим.

Упражнение. Запишите эталонный ответ типа "селектор" для вопроса:

На палке сделали десять разрезов. Сколько частей получилось?

-----

Совпадающие ответы: 11 или одиннадцать

Придумайте сами вопрос с ответом типа "селектор".

4.2.12.Необязательная часть ответа

Еще одна возможность АДОНИСа - сокращенная форма ответа. Например, Вы можете заложить как совпадающие с эталоном такие ответы: Суриков, Василий Суриков. Запишется эталонный ответ так: @/Василий /Суриков. текст, который находится между наклонными чертами, может быть, а может и не быть в ответе обучаемого: все равно он будет считаться совпавшим с эталоном. А если мы запишем эталонный ответ: @/Василий / Cуриков, то совпадут ответы В Суриков, Вас Суриков, Васил Суриков и т.д.

4.2.13.Комбинации

Конечно же, Вы можете использовать в эталонном ответе не один, а несколько приемов. Вы можете записать эталонный ответ, например, так: @*парабол% (кстати, что означает такая запись?).

Упражнение. Эталонный ответ записан так: @*этаж*[1-5]&м*

Будут ли совпадающими ответы:

хочу жить на этаже 2

застрял лифт под этажом 3-м

моя любовь на 5-м этаже

------------

и, если какие-то не совпадают, переделайте эталонный ответ так, чтобы совпадали все прежние ответы плюс эти новые. Если не получается - читайте следующую главу.

4.2.14. Логический анализ

Если Вы думаете, что возможности АДОНИСа в построении эталонных ответов этим и ограничиваются, Вы ошибаетесь. Все это была только присказка. Сказка станет былью в этом пункте

Дело в том, что приемы, описанные в предыдущих тринадцати пунктах, недостаточно гибки. Вы убедились в этом, если пробовали сделать упражнения в предыдущем пункте.

Как, например, уберечься от ответа "это что угодно, только не парабола" (пример из 4.2.4.)? А вот так:

#*("не)$(парабол)

Что бы это значило? Символ # означает, что подключается логический анализ, то есть будут использоваться операции И, ИЛИ, НЕ. Операция $ (И) означает, что ответ совпадет с эталонным только тогда, когда верны будут оба условия, между которых этот символ стоит (например, (ночь $дождь) верно только дождливой ночью, но неверно, если дождь идет днем или ночью сухо).

Операция " означает отрицание. Выражение ("ночь) верно только днем, а ("дождь) верно только в сухую погоду.

Следовательно, выражение #*("не)$(парабол) будет верно только тогда, когда в ответе будет слово "парабол", но не будет слова "не".

Это, конечно, не спасает нас от ответов типа "это что угодно, кроме параболы" и даже от ответов типа "это не прямая, а парабола". Но, если поднатужиться, можно застраховаться и от таких случаев.

Более подробно логический анализ описан в фирменной документации (там же изложены некоторые тонкости, связанные с использованием символов частичной обработки ответов в логическом анализе). Поскольку эта методичка написана не для того, чтобы дублировать документацию, я упомяну только об одном операторе - ! (ИЛИ). Выражение (условие!условие) верно, если верно хотя бы одно условие из тех, между которыми стоит знак "!". Так, (ночь!дождь) верно, если:

- на дворе ночь (независимо от того, идет или не идет дождь)

- идет дождь (независимо от времени суток)

Упражнение. Поможет ли Вам логический анализ построить эталонные ответы для вопросов из 4.2.13? Попробуйте!


© Алексей Бабий 1992