6. КАК СДЕЛАТЬ КУРС КРАСИВЫМ

6.1.Не перегружайте экран текстом

Хуже нет, если весь экран от края до края заполнен словами. Это скучно читать, это трудно понимать; это даже хуже учебника, поскольку в учебнике хотя бы строки поуже. Положение не спасет даже то, что Вы раскрасите каждый кадр в разный цвет, выделите цветом или шрифтом основные слова и т.д. В кадре должно быть максимум 8-10 строк по 30-50 символов в каждой. Вот некоторые приемы, позволяющие этого добиться.

6.1.1.Выделяйте основную мысль

В каждой теме выделите главную мысль. Сформулируйте ее по возможности лаконично (в качестве критерия можете использовать "10 строк по 50 символов"). То, что "не вошло" в этот объем - это подтемы. Поступите с ними так же: выделите главные мысли и в них.

Главная мысль должна появляться на экране в гордом одиночестве. Ничто не должно загораживать, затемнять ее, и ничто не должно мешать ее восприятию и отвлекать от нее.

Пример.

Вы пишете курс о правилах дорожного движения. Сейчас Вы намерены рассказать о... ну, скажем, о назначении светофора. Что главное в светофоре? То, что у него три лампы? Или то, что он висит на перекрестках? Или то, как он управляется? Наверное, главное в светофоре то, что он хаотичное и непредсказуемое движение превращает в направленное и предсказуемое. Вот об этом и надо сказать не более, чем в одном кадре и ничего, кроме этого. В следующих кадрах Вы можете развить мысль и сказать о том, что для этого нужно и как это делается, и как этим пользоваться. Но это уже будет в СЛЕДУЮЩИХ кадрах.

6.1.2.Выделяйте уровни абстракции

Не смешивайте в одном кадре понятия разных уровней. Если уж Вы ведете речь о глобальных вещах, не влезайте в частности, и наоборот. Частности можно пустить (даже в том же кадре, в режиме наложения), но ПОСЛЕ показа общей мысли, а не одновременно с ней. Частности должны иллюстрировать главную мысль, вносить в нее оттенки, но отнюдь не конкурировать с ней. Вы можете придерживаться некоего стандартного стиля (например, главные мысли выводить при одном цвете фона, а частности - при другом), и обучаемый к этому стилю привыкнет.

Лучше всего выделять объяснение частностей в отдельный кадр и выводить его только по желанию обучаемого. Например, объясняется, что такое оперативная память. Говорится, что один килобайт - это 1024 байт. В кадре задается вопрос: "Почему именно 1024, а не 1000? Сейчас это несущественно, и лучше было бы Вам этого не знать. Но, если хотите узнать, скажите "да". Рассказать поподробнее?"

6.1.3.Не используйте много понятий сразу

Числа 3 и 7 - не простые. Это магические числа. Редкий человек способен удерживать в голове больше семи понятий одновременно и оперировать более чем тремя уровнями абстракции (текущий, предыдущий, следующий). Ваши обучаемые - не гении (уж не мне Вас в этом убеждать). Значит, не надейтесь на то, что они махом воспримут сложную конструкцию.

6.1.4.Пишите короткими предложениями

Избегайте длинных предложений: они плохо читаются и на бумаге, а на экране и того хуже. Максимум, что вы можете себе позволить - это сложное предложение не более чем из двух составляющих. Это, конечно, чисто литературная проблема, но она довольно легко решается. Сейчас я на Ваших глазах из одного большого предложения сделаю кучу маленьких.

Пример до литобработки (взят из реальной книги).

Для вывода уравнения параболы введем на плоскости прямоугольную систему координат так, чтобы ось абсцисс проходила через фокус перпендикулярно директрисе, и будем считать ее положительным направлением направление от директрисы к фокусу; начало координат расположим между фокусом и директрисой.

------------------------

Вам что-нибудь понятно? Не думаю, что Вы усвоили смысл этой фразы после первого прочтения. А вот так, кажется, будет получше: Тот же пример после минимальной литературной обработки.

------------------------

Выведем уравнение параболы. Для этого введем на плоскости прямоугольную систему координат. Начало координат расположим между фокусом и директрисой. Ось абсцисс проходит через фокус перпендикулярно директрисе. Ее положительным направлением будем считать направление от директрисы к фокусу.

-------------------------

Конечно, это можно было изложить и еще изящнее. Я всего лишь "разрезал" сложное предложение на простые и переставил одну фразу из начала в конец (все-таки мне кажется, что, когда речь идет о координатах, логичнее начинать с начала, а не с осей).

Преимущество этого текста налицо.

Прочитав первую фразу, обучаемый скажет: "Ага. Сейчас будем выводить уравнение параболы".

Прочитав вторую, он заметит: "Ух ты, для этого нужно ввести систему координат. Интересно, как?"

Прочитав третью, он скажет: "Так. Начало координат вон где".

Прочитав четвертую, он подумает: "Угу. Ось абсцисс, значится, идет вот так".

И, наконец, прочитав последнюю фразу, он заключит: "Понятно. А направлена она вон туда".

Чтобы вдохновляться кратким и сочным стилем, читайте Ильфа с Петровым, Зощенко и Жванецкого. Можно также вдохновляться Виктором Шкловским, но тут уже - перебор: у него фраза, как правило, состоит из одного-двух слов.

6.1.5.Делайте короткие абзацы

А сейчас мы просто разместим каждое предложение на отдельной строчке и посмотрим, что получится.

Тот же пример с другим расположением текста

-----------------------

Выведем уравнение параболы.

Для этого введем на плоскости прямоугольную систему координат.

Начало координат расположим между фокусом и директрисой.

Ось абсцисс проходит через фокус перпендикулярно директрисе.

Ее положительным направлением будем считать направление от директрисы к фокусу.

------------------------

Оч-чень даже неплохо! Непонятно почему, но этот текст читается лучше, чем предыдущий!

Конечно, это не означает, что каждый абзац должен состоять не более чем из одного предложения. Но вспомним, что абзац - это выражение одной мысли. Если Вы сумели выразиться столь лаконично, что каждую мысль вместили в одно предложение, то почему бы и не быть предложениям из одного абзаца? Это не обязательно должно быть так, но к этому нужно стремиться.

6.1.6.Побольше воздуха!

Побольше воздуха - это совсем не "побольше воды". Воды в кадре не должно быть вообще: предложения должны быть точными, сочными, лаконичными и энергичными. Но посмотрите, что получится, если мы всего лишь разделим предложения пустыми строками:

Все тот же пример.

-----------------------

Выведем уравнение параболы.

Для этого введем на плоскости прямоугольную систему координат.

Начало координат расположим между фокусом и директрисой.

Ось абсцисс проходит через фокус перпендикулярно директрисе.

Ее положительным направлением будем считать направление от директрисы к фокусу.

------------------------

Текст стал пониматься куда лучше! А все потому, что он ЗРИТЕЛЬНО распался на СМЫСЛОВЫЕ фрагменты. А это значит, что обучаемому не нужно тратить мысленные усилия, выделяя эти фрагменты.

6.1.7.Используйте режим наложения

Текст в предыдущем примере, при всех его преимуществах - статичный. Было бы куда интереснее, если бы текст появлялся вслед за ходом мысли обучаемого. Например, так:

Все тот же пример.

Начальное состояние кадра:

Выведем уравнение параболы.

Нажмите ВВОД

Обучаемый, усвоив мысль, нажимает [Enter] и видит следующее состояние кадра:

Выведем уравнение параболы.

Для этого введем на плоскости прямоугольную систему

координат.

нажмите ВВОД

Этот кадр отвечает на возникший вопрос обучаемого: "Как?".

Следующий вопрос: "Где находится начало координат".

На него отвечает третье состояние кадра:

Выведем уравнение параболы.

Для этого введем на плоскости прямоугольную систему координат.

Начало координат расположим между фокусом и директрисой.

Нажмите ВВОД

Ну и так далее. Будет совсем замечательно, если одновременно будет рисоваться соответствующая часть графика.

6.1.8.Очень серьезное упражнение

Перед Вами фрагмент текста. Это всего одно предложение, зато очень длинное.

- разбейте его на короткие предложения (не менее трех);

- оформите его короткими абзацами;

- добавьте в него воздуха (заодно можно убрать воду);

- представьте себе, как оно будет выглядеть в режиме наложения кадров.

Наградой Вам будет то, что Вы, наконец, поймете, что хотели сказать авторы этой фразой.

Текст для упражнения

----------------------

Критерием при определении целей автоматизированного обучения является некоторая количественная мера полученных в результате автоматизированного обучения знаний, т.е. целью обучения должно быть получение обучаемым некоторой суммы информации, умений, знаний и навыков по вполне определенному, конкретному фрагменту учебной дисциплины, охваченному данным автоматизированным учебным курсом.

----------------------

6.2.Привлекайте внимание к главному

Самая важная, самая существенная информация должна быть выделена на экране. Обучаемый должен обратить внимание в первую очередь именно на нее. Как этого достичь?

6.2.1.Используйте самую "читаемую" часть экрана

Человек так уж устроен, что все, что он читает, он читает сверху вниз слева направо Исключение составляют разве что арабы, читающие справа налево, и китайцы, читающие сверху вниз. Поэтому, если Вы пишете курс не для арабов или китайцев, логично будет размещать текст, начиная с левого верхнего угла. Именно туда в первую очередь бросит свой взгляд обучаемый. И, кстати, кадры с наложением удобнее делать именно, начиная с левого верхнего угла.

Можно также использовать центр экрана. Но в этом случае остальная часть экрана должна быть или совсем пустой, или неброско оформленной. Иначе центр экрана "потеряется".

6.2.2.Не увлекайтесь бутафорией

Как программисты, так и разработчики курсов весьма увлекаются всяческими спецэффектами (тени, мощная графика, и т.д.). Слов нет, все эти вещи украшают курс и делают его интереснее. Но не следует перебарщивать и действовать по "принципу свиньи": если что-то хорошо, его должно быть как можно больше. В попугайски раскрашенном кадре запросто может потеряться главная мысль, ради которой, собственно, кадр и создавался.

6.2.3.Используйте технические возможности компьютера

В то же время не избегайте тех возможностей компьютера, которые позволяют привлечь внимание к какому-нибудь фрагменту кадра. Новый термин или новое понятие, которые как раз и поясняются в текущем кадре, обязательно выделите.

Выделить слово или фрагмент рисунка можно:

- ЦВЕТОМ. Конечно, для этого подходит любой яркий цвет. Постарайтесь только, чтобы на протяжении всего курса именно этот цвет использовался для введения новых понятий. Кстати, международный стандарт - это использование красного цвета для сообщений об ошибках.

- ЯРКОСТЬЮ. Можно использовать тот же цвет, что и в основном тексте, но более яркий (большинство дисплеев это позволяют). Однако пользуйтесь этим осторожнее: на некоторых дисплеях яркость либо не регулируется, либо получается весьма некачественный цвет (или вовсе такой цвет, которого Вы никак не ожидали).

- РАЗМЕРАМИ. Конечно, если пользоваться текстовым режимом, возможностей - раз, два и обчелся: всего лишь прописные и строчные буквы. Однако, если набирать текст (или, лучше, только выделяемые слова) в графическом режиме, то можно делать буквы какого угодно размера.

-ШРИФТОМ. И, кстати, в том же графическом режиме Вы можете пользоваться самыми разными шрифтами: курсивом, жирным, и т.д. А если захотите, можете создавать свои шрифты (в главном меню АДОНИСа есть "Сервис", в котором Вы найдете "Редактор матричных фонтов" и "Редактор векторных фонтов").

-МИГАНИЕМ. Это, пожалуй, самый мощный метод привлечения внимания. Именно поэтому им надо пользоваться не очень часто, чтобы обучаемый не привык к постоянно мигающим словам и рисункам. По правде говоря, частое появление мигания вообще раздражает. Но, если Вы хотите, чтоб обучаемый ОБЯЗАТЕЛЬНО обратил внимание на тот или иной фрагмент кадра, то сделайте так, чтобы он мигал.

6.3.Пишите курс в едином стиле

Писать курс в едином стиле вовсе не означает, что Вы должны, например, взять за образец кадр с наложением текста из левого верхнего угла в правый нижний, вопросы типа "заверши фрагмент" и эталонные ответы типа "селектор". Конечно, Вы можете (и даже должны) разнообразить свой курс. Но обучаемый вправе ожидать, что, например, сообщения об ошибках появляются в одном и том же месте экрана. Он вправе ожидать также, что в одном и том же месте будет появляться оценка его деятельности, подсказка и т.д. После нескольких кадров он должен понять и принять стиль Вашего курса, и ему будет легко его придерживаться.

6.3.1.Определите поля экрана

Как правило, под собственно смысловую часть кадра отводится левый угол и центр. Ответы обучаемого лучше всего вводить где-нибудь внизу, а подсказки и разъяснения - или внизу, или справа. Сообщения об ошибках лучше всего выводить на красном фоне прямо в центре экрана, частично закрывая содержимое кадра (можно к красному цвету присовокупить мигание букв).

6.3.2.Зафиксируйте цвета

Вовсе необязательно в курсе использовать все 16 (или, тем более, 256) цветов, имеющихся в компьютере. Слишком хорошо - тоже плохо. В каждом кадре должно быть 3-6, максимум 10 цветов.

Выберите сразу основной фон, и придерживайтесь его на протяжении всего курса. Практика показывает, что самый хороший фон - синий (с ним хорошо согласуются многие цвета) или желтый. Если Вы используете в кадре больше 6 цветов, Вам не останется ничего другого, как выбрать для фона нейтральный серый цвет.

Выберите фон для контролирующих вопросов (то есть тех, за которые обучаемый получит оценку), чтобы они выделялись среди прочих вопросов (наводящих, уточняющих и т.д.).

Выберите фон для подсказки. Выберите цвет букв для слов, обозначающих новые понятия. Придерживайтесь этих цветов на протяжении всего курса. А еще лучше, если Вы в результате экспериментов найдете оптимальное сочетание цветов и будете использовать его ВО ВСЕХ своих курсах.

6.4.Используйте сочетания цветов

Используйте теплые цвета (красный, оранжевый, желтый), если хотите привлечь внимание, возбудить обучаемого.

Используйте холодные цвета (синий, голубой, сине-зеленый), чтобы успокоить обучаемого, сосредоточить его внимание. Зеленый цвет снижает усталость и способствует бодрому настроению.

Старайтесь по возможности избегать черного цвета: от него веет страхом и безысходностью. Никогда не забуду чувств, которые я испытал, запустив однажды курс по высшей математике, и в первом же кадре, на черном фоне, стройными рядами, 24 строки по 80 символов в каждой, белыми буквами был записан текст, состоящий всего из двух предложений, но очень уж длинных. ...Я взвыл, рванулся из последних сил, нажал клавишу [F2] и позорно бежал из этого курса, чтоб не возвращаться к нему более никогда.

Учитывайте, что далеко не все комбинации цветов хороши для глаза. Хорошо смотрятся синие или черные буквы на голубом или белом фоне, черные - на оранжевом и оранжевые (красные) на светло-зеленом фоне.


© Алексей Бабий 1992