8. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ КОНТРОЛЬ И ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ

8.1.Автоматический режим

Разумеется, самый простой способ поставить оценку - это воспользоваться стандартным критерием АДОНИСа. АДОНИС подсчитывает, сколько всего было задано вопросов (V), и сколько было верных ответов (W). Стандартная оценка считается по формуле 6*W/V. Значит, если обучаемый ответил на 5 вопросов из 8, оценка будет 6*5/8=3.8, или, округленно, 4.

Стандартную оценку Вы можете в любой момент вывести на экран при помощи макроинструкции @ОЦЕНКА@. Макроинструкции @КО@ (количество заданных вопросов) и @КВ@ (количество верных ответов) позволят Вам построить, например, такой кадр:

Уважаемый @ФАМИЛИЯ@! Вам было задано @КО@ вопросов, и Вы ответили верно на @КВ@ из них. Ваша оценка @ОЦЕНКА@.

8.2.Полуавтоматический режим

Да, но в автоматическом режиме Вы можете только показать оценку, но не можете ее проанализировать или изменить. Вот, если бы АДОНИС собирал все необходимые данные, а Вы бы с ними разобрались сами...

Можно отключить стандартное выставление оценки, поставив макроинструкцию @О-@. (Кстати, включает стандартное выставление оценки макроинструкция @О+@). Макроинструкция @ССС @ обнуляет счетчики контролирующих кадров и верных ответов.

Стандартный режим Вы выключили, осталось только поместить подсчитанные АДОНИСом значения в переменные.

Макроинструкция @ЗКО@ помещает в переменную О общее количество контролирующих кадров.

Макроинструкция @ЗКВ@ помещает в переменную V количество верных ответов.

(Кстати, из этого следует, что переменные О и V не надо использовать для других целей).

Итак, процедура довольно проста. В тот момент, когда Вам надо начать контроль, Вы отключаете стандартное выставление оценки (@О-@), сбрасываете счетчики (@ССС@) и далее идут контролирующие кадры. Закончив контроль, Вы загружаете в переменную О общее количество прошедших контролирующих кадров (@ЗКО@) и в переменную V - количество верных ответов (@ЗКВ@). Теперь все в Ваших руках, определяйте оценку так, как считаете нужным.

8.3.Случайный выбор

Грош цена контролирующему курсу, в котором постоянно задаются одни и те же вопросы. Обучаемые не лыком шиты: они запишут (методом проб и ошибок) последовательность правильных ответов и будут передавать их из поколения в поколение. И успеваемость резко поднимется, а эффективность автоматизированного обучения упадет.

Хотите ли Вы этого? Думаю, нет. А значит, когда Ваш курс задает очередной контролирующий вопрос, этот вопрос не должен быть единственным. Он должен выбираться случайным образом из группы однотипных вопросов.

8.3.1.Выбираем один вопрос из группы однотипных

Вот технология случайного выбора вопроса. Пусть каждый вопрос занимает один кадр (да так, собственно, и должно быть). Пусть у Вас есть 5 вопросов, из которых Вы выбираете случайно один. А курс пусть называется Контра.

Тогда Ваши действия таковы. Вы планируете кадры (опять-таки, для упрощения, будем считать, что блок контроля начинается прямо с кадра 1). Всего нам понадобится около 10-ти кадров.

Вопросы располагаются в кадрах 5-9. Остальные кадры содержат логику случайного выбора и анализ ответа.

Кадр 1 - вводный. В них будет какая-нибудь информация, касающаяся предстоящего опроса.

Кадр 2 может быть пустым по содержанию (то есть в нем нет ни текстовой, ни графической части). Но главная его изюминка - в эталонных ответах и параметрах кадра. Эталонные ответы записаны вот так:

- Признак -Верный Курс -Контра Кадр-5

- Признак -Верный Курс -Контра Кадр-6

- Признак -Верный Курс -Контра Кадр-7

- Признак -Верный Курс -Контра Кадр-8

- Признак -Верный Курс -Контра Кадр-9

То есть ответы попросту не указаны. А в дополнительных параметрах кадра 2 (в меню кадра это пункт 7; если Вы еще ни разу не были в этом пункте, то зайдите и посмотрите - там интересно!), так вот, в дополнительных параметрах кадра должно быть указано "случайная выборка переходов".

Кадр 3 содержит обработку верного ответа, а кадр 4 - обработку неверного ответа. Следовательно, в кадрах 5-9 Вы указываете переход на кадр 3, если ответ верен и переход на кадр 4, если ответ неверен. После обработки ответа в любом случае делается переход на кадр 10 (пустой).

Итак, десять кадров - это независимый блок случайной выборки из 5-ти вопросов. Конечно, он может быть больше или меньше по размерам, за счет изменения количества вопросов, количества кадров на обработку верного и неверного ответов. Конечно, не обязательно закладывать именно пять вопросов. Можно и десять, и двадцать. Но структура остается такой же:

Вводные кадры.

Кадр случайного выбора вопроса.

Кадры обработки верного ответа.

Кадры обработки неверного ответа.

Кадры, содержащие вопросы.

Кадр завершения опроса.

8.3.2.Выбираем несколько вопросов из одной группы

А если вы хотите задать не один вопрос из пяти, а три? Казалось бы, это просто: завести переменную-счетчик, занулить ее (например, в кадре 1 добавить макроинструкцию @#R=0@), а потом выполнять процедуру, описанную в предыдущем пункте, и после каждого выполнения возвращаться в кадр 2, увеличивать там счетчик и смотреть, не превысил ли он значение 3? (@#R=R+ 1@ @#E R3 -Контра,10@).

Да, именно так все и делается, только есть один нюанс. Вопрос выбирается случайно, и вполне может оказаться, что один и тот же вопрос выберется два раза. Как говорил один персонаж, "так-то оно так, а случись чего - вот тебе и пожалуйста!". Следовательно, нужно каждый раз проверять, был такой вопрос или нет. Это делается так: в кадре 1 заводится и обнуляется 5 переменных A,B,C,D,E:

@#A = 0@ @#B=0@ @#C=0@ @#D=0@ @#E=0@

А в кадрах 5-9 мы должны проверить, попадали ли мы в этот кадр. Если да, нужно просто вернуться в кадр 2 и делать выбор вновь. А если нет, но нужно отметить, что мы сюда попали. Вот как это делается, например, в кадре 5:

@#E A = 1 R=R-1@

@#E A = 1 -Контра, 2@

@#A = 1@

Упражнение. Зачем из R вычитается 1? Что будет, если ее не вычитать?

Упражнение. А как будет выглядеть логический слой в кадре 8?

Упражнение. Учитывая количество букв в латинском алфавите и тот факт, что имя переменной состоит из одной латинской буквы, подсчитайте, каково максимальное количество вопросов, из которых можно сделать случайный выбор нескольких.

8.4.Последовательный опрос

Этот подход наиболее прост: Вы задаете серию вопросов (случайно или неслучайно выбираемых), фиксируете ответы и, независимо от результатов движетесь дальше. Единственная реакция Вашего АУКа на ответы обучаемого - фиксация их. Никаких дополнительных или наводящих вопросов, никакого анализа ответов, кроме анализа на "верно-неверно".

8.4.1.Все вопросы в группе - одинаковой трудности

Разумеется, и при случайном выборе вопросов можно пользоваться стандартным критерием. Но Вы можете вести учет верных и неверных ответов самостоятельно.

Например, Вы можете:

завести переменные X,Y, занулить их в начале контроля (в нашем примере это кадр 1). В кадре, на который идет переход при верном ответе (в нашем примере это кадр 3), увеличивать X на единицу, в кадре, на который идет переход при неверном ответе (в нашем примере это кадр 4) увеличивать Y на единицу. И, в конце концов, Вы получите в кадре 10 суммарное количество верных и неверных ответов.

8.4.2.Вопросы разной сложности

В этом случае Вы должны назначить каждому вопросу вес. В каких единицах? Это Ваше дело. Пусть даже в пятибалльной шкале. Заведите переменную Z и в кадрах, содержащих вопросы, присваивайте этой переменной вес вопроса, например, так:

@#Z = 4@

А в кадрах отработки верных и неверных ответов прибавляйте к значениям переменных X и Y не единицу, а Z. Вот и все. В результате к концу опроса в переменной X накопится суммарный вес верных ответов, а в переменной Y - суммарный вес неверных ответов. Делайте с ними что хотите.

Можно, установить минимальные суммы баллов для получения оценок, например:

3 - 25 баллов

4 - 40 баллов

5 - 60 баллов.

Можно разделить количество верных на количество неверных, или наоборот.

8.5.Адаптивный опрос

Контроль далеко не всегда сводится к заданию фиксированной серии вопросов. В зависимости от ответов обучаемого Вы можете задавать ему дополнительные вопросы, давать дополнительные задания. Появляется определенная технология, которой Вы осознанно или неосознанно пользуетесь в "неавтоматизированной" жизни: "Так, он не ответил на вопрос А. Знает ли он вообще эту тему? Если ответит на вопрос Б, то знает, и может рассчитывать на оценку 4. А если нет, то выше тройки ему не на что надеяться, и на тройку еще придется задать два-три вопроса." Если в обычной жизни Вы ориентируетесь на ходу, опираясь на опыт и интуицию, то при разработке АУКа Вам придется подробно расписать все возможные ситуации и действия компьютера в каждой из них. Это может оказаться довольно сложной задачей, поскольку Вы, возможно, не имеете опыта составления алгоритмов; поскольку возможности АДОНИСа для записи сложных алгоритмов оставляют желать лучшего. В части 9 Вы познакомитесь с некоторыми приемами, которые помогут Вам упростить эти проблемы, если Вы разрабатываете алгоритм самостоятельно.

В этой же главе вы увидите типовые адаптивные схемы опроса.

8.5.1.Третья попытка

(Схема взята из статьи В.М.Коновалова "АДОНИС в разработке автоматизированной системы контроля знаний (АСКЗ))

Обучаемому задается вопрос.

ЕСЛИ ответ верен,

ТО переходим к следующему вопросу

ИНАЧЕ

ЕСЛИ ответ предполагаемый (верный, но не совсем корректный)

ТО показать краткую информацию, ориентирующую на правильный ответ

ИНАЧЕ (ответ неверный) показать информацию, достаточную для формулировки правильного ответа.

Вся эта процедура выполняется до тех пор, пока обучаемый не ответит правильно или не исчерпает все попытки, которые Вы ему дали (например, 3 попытки).

8.5.2.Все ниже, и ниже, и ниже...

Обучаемому задается вопрос "на пятерку".

ЕСЛИ ответ верен, оценка - 5

ИНАЧЕ задается вопрос "на четверку"

ЕСЛИ ответ верен, оценка - 4

ИНАЧЕ задается вопрос "на тройку"

ЕСЛИ ответ верен, оценка - 3

ИНАЧЕ оценка - 2

8.6.Схемы опроса

В библиотеке PRILOG2 Вы найдете типовые контролирующие курсы четырех типов:

Ктек - текущий контроль (адаптивная схема типа"третья попытка")

Клин - линейный контроль (по одному вопросу из нескольких тем)

Кцик - циклический контроль (несколько вопросов из одной темы)

Комб - комбинированный контроль (по нескольку вопросов из нескольких тем)

В курсах заложены вопросы на простейшую тему: арифметические действия.

Упражнение. Выполните все эти курсы в режиме обучения.

Упражнение. Войдите в эти курсы в режиме редактирования. Разберитесь, как они устроены. (Все эти курсы хорошо прокомментированы, и анализ не будет трудным).

Упражнение. Скопируйте библиотеку PRILOG2 в другой файл (например, PRILOGMY), запустите АДОНИС с библиотекой PRILOGMY и замените кадры с вопросами: вставьте вместо вопросов об арифметических действиях вопросы по Вашей теме. Отладьте получившийся курс.


© Алексей Бабий 1992