Комплекс программ по страховой медицине
MANBOL
Версия 4.2
Программа Manbol
Руководство оператора
г.Красноярск 1993
Вы можете пропустить эту главу, если не имели дела с MANBOL 2.0-3.3. Если же вы работали с предыдущими версиями, то будете приятно удивлены, поскольку в версии 4.2:
-радикально упрощен механизм привязки МЭС. Теперь привязываются не сами МЭС, а процедуры. Например, общий анализ крови привязывается один раз, и эта привязка автоматически распространяется на все МЭС в подразделении. Это также снимает многие проблемы при взаиморасчетах;
-кстати, сами процедуры теперь называются более употребительно:услуги;
-убрано также еще одно устаревшее понятие: КСГ. Теперь есть только МЭСы, но они разделяются на амбулаторные и стационарные и Вы можете получить их плановую стоимость;
-действует контекстно-зависимая подсказка;
-упростилась работа со справочниками;
-упростился ввод данных;
-убран справочник служб как излишний;
-в справочнике медикаментов появился второй уровень. Это необходимо для расчета плановой и фактической стоимости медикаментов для стационара;
-накладные расходы можно учитывать как в подразделении, так и в службе, а также для отдельной услуги;
-программы расчета плановой и фактической стоимости лечения слились в одну.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЕЖЕДНЕВНО копируйте информацию на дискеты (если она изменялась). Вы очень сильно рискуете, не сохраняя файлы. Будет лучше, если Вы будете копировать данные не на одну дискету, а на несколько, по очереди. Тогда у Вас будет несколько копий, например, вчерашняя и позавчерашняя.
НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ КОМПЬЮТЕР, пока не выйдете из MANBOL в DOS или Norton Commander. Если же такое все-таки случилось (например, погас свет, или "завис" компьютер или программа закончилась аварийно), на всякий случай выполните переиндексирование файлов. Это же нужно сделать в том случае, если программа ведет себя подозрительно: выдает не те названия, которые ожидались, и т.д.
Комплекс MANBOL ведет справочники:
-услуг;
-медикаментов;
-МЭС;
-накладных расходов.
Рекомендуем, прежде чем начать массированный ввод информации, подготовить первые два справочника в как можно более полном виде. MANBOL позволяет корректировать справочники оперативно, во время ввода информации, но тогда оператор должен иметь достаточную компетентность в медицине, чтобы сгруппировать, например, лечебные процедуры или медикаменты. Чтобы не взваливать на оператора лишнюю ответственность и не вносить в его работу элементы импровизации, введите справочники заранее. Используйте типовые справочники, поставляемые с комплексом MANBOL.
Вообще говоря, с программой могут работать три категории пользователей (возможно, в одном лице):
-ЭКОНОМИСТ задает основные параметры (районный коэффициент, про цент отчислений на соцстрах и т.д.), описывает структуру ЛПУ (подразделения, службы), вводит штатное расписание и накладные расходы (формируя справочник накладных расходов). В результате рассчитывается стоимость минуты по каждой службе. ЭКОНОМИСТ совместно с МЕДИКОМ формирует перечень услуг для каждой службы, пользуясь сформированными МЕДИКОМ справочником услуг и справочником медикаментов. Затем, совместно с МЕДИКОМ, он осуществляет привязку услуг к конкретному ЛПУ и получает отчет о стоимости услуг и плановой стоимости МЭС.
-МЕДИК работает параллельно с ЭКОНОМИСТОМ. В первую очередь он должен сформировать справочник услуг и справочник медикаментов.
Используя эти справочники (и, если нужно, корректируя их на ходу), МЕДИК формирует или корректирует МЭС, совместно с ЭКОНОМИСТОМ формирует перечень услуг для каждой службы и осуществляет их привязку. Конечная цель МЕДИКА и ЭКОНОМИСТА - получить полностью привязанные МЭС для всех заболеваний, которые лечатся в данном ЛПУ и, следовательно, цены на них.
-ОПЕРАТОР (или АДМИНИСТРАТОР БАЗЫ ДАННЫХ) следит за тем, чтобы базы данных своевременно копировались, восстанавливает их с дискеты после различных сбоев, переиндексирует базу данных, а также следит за тем, чтобы справочники были в хорошем состоянии (не было одинаковых услуг в разных группах, и т.д.). Оператор может вообще монополизировать обращение к программе так, что ЭКОНОМИСТ и МЕДИК дают ему данные на бумаге, а он сам вводит их в компьютер. Это особенно желательно на этапе формирования справочников: лучше, если со справочниками всегда работает один и тот же человек.
-В пункте "Формирование цен на услуги" выберите режим "Основные реквизиты" и введите районный коэффициент, процент отпускных от годового ФЗП и т.д. (впрочем, это можно сделать в любой момент)
-В режиме "Структура ЛПУ, цены на услуги" сформируйте перечень подразделений, входящих в ЛПУ (поликлиники, стационары и т.д.).
Если необходимо, задайте для каждого из них накладные расходы (но это можно сделать и потом).
-Для каждого подразделения сформируйте перечень служб, выбрав в режиме "Структура ЛПУ, цены на услуги" режим "Клиника" или "Параклиника".
-Для каждой службы рассчитайте стоимость минуты (койкодня). Для этого нужно либо задать годовой ФЗП, годовой баланс времени и накладные расходы службы, либо рассчитать их, введя штатное расписание, баланс рабочего времени и перечень накладных расходов.
-Для каждой службы задайте перечень услуг. Стоимость услуг рассчитается автоматически, поскольку в справочнике услуг указана длительность услуги и перечень или стоимость медикаментов.
Вы можете добавить лишь прямые расходы, если необходимо.
-Если МЕДИК уже сформировал МЭС, привяжите их, выбрав в режиме "Структура ЛПУ, цены на услуги" режим "Привязка".
-Теперь Вы можете получить отчет о стоимости услуг, выбрав в режиме "Структура ЛПУ" режим "Отчет о ценах" для выбранного под разделения.
-Вы можете теперь также получить отчет о плановой стоимости МЭС, выбрав в режиме "Структура ЛПУ, цены на услуги" режим "Отче ты""Плановая стоимость МЭС".
-В главном меню выберите режим "Справочник услуг" и просмотрите справочник. Если каких-то услуг не хватает, добавьте их.
-В главном меню выберите режим "Справочник медикаментов" и просмотрите справочник. Если чего-то не хватает, добавьте.
-В главном меню выберите режим "Справочник МЭС" и формируйте МЭС. Параллельно участвуйте с ЭКОНОМИСТОМ в формировании перечня услуг для каждой службы и привязке услуг.
-Рекомендуем ежедневно выполнять пункт "Переиндексация" в главном меню. Это "санитарная" процедура, позволяющая держать базу данных в порядке. Этот пункт нужно выполнить и тогда, когда Вы заметили необычные явления в работе программы (справочник выдается не по алфавиту, при движении по списку появляются не те названия, и т.д.).
-Если база данных изменялась, обязательно сделайте ее копию на дискету в режиме "копирование/восстановление".
-Режимы "Выгрузка/загрузка справочников" и "Обмен главная-неглавная машина" временно не работают. Эти режимы предназначены для обмена данными при одновременной эксплуатации программы на нескольких компьютерах.
Программа построена по единым, очень простым принципам:
-"вглубь" идем, нажимая клавишу [ВВОД] (Enter, Return);
-возвращаемся "из глубины", нажимая [Esc];
-[F1] дает подсказку;
-[F2] раскрывает справочник;
-[F3] отмечает;
-[F5] копирует;
-[F7] ищет;
-[F9] печатает;
-[Insert] или [Ins] добавляет;
-[Delete] или [Del] удаляет;
-[ВВЕРХ],[ВНИЗ],[РgUр],[РgDn] - листают.
Для этого нужно известными Вам средствами (Norton Commander и т.д.) войти в каталог MANBOL и запустить программу MANBOL. Вы увидите главное меню программы MANBOL.
Если программа почему-то не запустилась, обратитесь к пункту 16.3 данной инструкции "Что делать, если программа не запускается"
Рекомендуем Вам, прежде чем начать расчет цен на услуги, ознакомиться со справочниками, поставляемыми с комплексом MANBOL и, при необходимости, откорректировать их.
Выберите в главном меню пункт "Справочник услуг" и нажмите [ВВОД].
Все услуги сгруппированы. Логично было бы сгруппировать услуги по службам, в которых они делаются. Именно так сделано в типовом справочнике, который поставляется вместе с программой MANBOL.
Впрочем, Вы можете сгруппировать их по-другому.
В списке Вы видите названия групп услуг, перечисленные по алфавиту. Если Вы считаете необходимым добавить еще какие-то группы, добавьте их.
Для добавления группы услуг нужно нажать клавишу [Insert], набрать название группы и нажать [ВВОД].
Что делать, если Вы набрали название группы неправильно? Ничего страшного. Если Вы еще не нажали [ВВОД], то поправьте текст, действуя клавишами [<-], [->], [Delete], [ЗАБОЙ]. А если уже нажали, подведите маркер к названию группы и исправьте название.
Что делать, если Вы нечаянно нажали буквенную клавишу, и название испортилось? Если Вы еще не успели нажать [ВВОД], нажмите [Esc], и прежнее название возвратится. А если уже нажали [ВВОД], то просто исправьте название.
Можно ли удалить группу услуг из справочника? Нет. Но можно переименовать.
Рекомендуем Вам распечатать справочник услуг. Приготовьте принтер, вставьте бумагу и нажмите [F9].
Чтобы раскрыть группу услуг и посмотреть перечень услуг в ней, подведите маркер к нужной группе и нажмите [ВВОД].
А что делать, если нужной услуги нет в справочнике? Вы просто нажимаете [F2] и входите в режим корректировки справочника услуг (по-другому он называется ПОЛНЫЙ режим). Нажав [Insert], Вы вводите название услуги, длительность и, если нужно, стоимость медикаментов. Впрочем, стоимость медикаментов можно и рассчитать, если Вы нажмете [ВВОД] и попадете в перечень медикаментов для этой услуги.
MANBOL позволяет использовать сочетания трех способов:
-во-первых, Вы можете отнести суммарную стоимость медикаментов в накладные расходы подразделения или службы. Тогда стоимость медикаментов "размажется" по услугам пропорционально их длительности. Это имеет смысл, если доля стоимости медикаментов по сравнению с фондом заработной платы подразделения мала. Так, например, в клинической лаборатории, где используются недорогие препараты в небольших дозах,
нет смысла расписывать их подробно.
-во-вторых, Вы можете задать стоимость медикаментов для конкретной услуги числом. Например, если существует норматив стоимости медикаментов для этой услуги или же Вы задаете ее "прикидочно". Это тоже нормальный выход; вместо того, чтобы перечислять грошовые медикаменты, Вы просто вводите суммарную их стоимость с некоторой точностью. Недостаток этого подхода в том, что, в связи с инфляцией, Вы вынуждены будете регулярно изменять эту стоимость.
-в-третьих, Вы можете перечислить медикаменты, необходимые для этой услуги, используя справочник медикаментов, и тогда суммарная стоимость подсчитается автоматически. Недостаток этого подхода - в том, что такая точность не всегда нужна, а перечисление медикаментов- дело хлопотное. Преимущество этого подхода в том, что Вы автоматически пересчитаете стоимость всех услуг, изменив только цены в справочнике медикаментов.
Какой способ лучше? Оптимальным является сочетание первого и третьего способа. А именно: Вы вводите медикаменты в накладные расходы и тем самым "размазываете" их равномерно по всем услугам.
Если же какие-то услуги требуют дорогих медикаментов, Вы расписываете их отдельно.
В главном меню выберите пункт "Справочник медикаментов" и нажмите [ВВОД]. Вы увидите меню:
Аптека Реактивы Вспомогательные средства
Выберите нужный вид медикаментов. Например, реактивы.
В списке Вы видите названия медикаментов, перечисленные по алфавиту. Вообще говоря, это названия не медикаменов, а групп медикаментов. Прежде, чем двигаться дальше, поясним, зачем они нужны.
Справочник медикаментов в основном используется в МЭС (можно еще использовать его при расчете стоимости услуги, но обычно не нужно). В МЭС медикаменты вставляются для того, чтобы рассчитать плановую стоимость. Проблема в том, что Вы заранее не знаете, какие медикаменты должны быть использованы. Например, Вы указываете "Антибиотики", а какие именно антибиотики, и что означает "Антибиотики, 3 штуки"? С другой стороны, Вы, как правило, не можете поставить в МЭС "Пенициллин ампулы, 0,25, три штуки", потому что на месте пенициллина может быть и другой антибиотик, в другой расфасовке. Цену медикаментов для МЭС, тем не менее, считать надо.
Предлагается такой выход:
-в справочнике медикаментов медикаменты группируются. Вы можете раскрыть группу и перечислить медикаменты, выделив один из них как ТИПОВОЙ (наиболее часто используемый).
-в МЭС Вы можете указать как конкретный препарат (если используется он, и только он), или группу (тогда подставится единица измерения и цена типового препарата).
Например, в справочнике медикаментов группу "Антибиотики" Вы раскрыли так:
Название Единица измерения Стоимость
Ампициллин таблетки 0,25г. 100
*Левомицетин ампула 0,25г. 250
Левомицетин ампула 0,1 г. 100
Пенициллин ампула 0,25г. 40
Сумамед таблетки 0,25г 700
(* означает, что левомицетин в ампулах по 0,25г - типовой антибиотик)
Тогда, если В МЭС указано "Антибиотики, 3", будет считаться, что это три ампулы левомицетина по 0,25 граммов в каждой. А если в МЭС указано "Ампициллин, 3", то это будет три таблетки ампициллина.
-кроме того, Вы можете не раскрывать группу и не указывать типовые медикаменты, а поставить, например, "Антибиотики, таблетки, 3". Что Вы под этим будете понимать - Ваше дело.
Итак, Вы можете поступить с группами медикаментами в справочнике медикаментов одним из двух способов:
-если Вы не считаете нужным точный учет медикаментов, не раскрывайте их и проставьте некую стоимость, какую сочтете нужной;
-если Вы желаете более точно учитывать медикаменты (особенно это необходимо в стационаре), то раскройте группы и перечислите конкретные медикаменты.
Заметим, что в МЭС и в том и в другом случае указывается только ГРУППА медикаментов. Это очень удобно.
Проблема единицы измерения - одна из самых серьезных, ведь медикаменты выпускаются в различной расфасовке, имеют разную концентрацию. Поэтому в графе "Единица измерения" лучше указывать вид расфасовки (ампула, порошок, таблетка, стандарт) и вес а концентрацию, если она требуется, выносить в название. Например, название - "натрия нитрит, 0,5%", а единица измерения - "мл".
Обычно в справочник медикаментов заходят, чтобы выбрать медикаменты для МЭС или услуги. В этом случае выберите нужную часть справочника, затем нужную группу (или войдите в группу и выберите медикамент в группе) и нажмите [ВВОД]. Нажатием клавиш [->], [<-] вы можете посмотреть единицу измерения и стоимость медикаментов (но исправить не можете). Чтобы войти в группу медикаментов, нажмите [F3]. Чтобы раскрыть справочник в полном режиме, нажмите [F2]. Чтобы вернуться из справочника (не выбрав медикаменты), нажмите [Esc].
В полном режиме Вы можете корректировать справочник медикаментов.
Чтобы добавить медикаменты, нажмите [Insert] и задайте название, единицу измерения и текущую стоимость единицы.
Чтобы удалить медикаменты из справочника, нужно подвести маркер к нужной строке и нажать [Delete]. Если код медикаментов где-то используется (например, в МЭС), вместо него появится надпись "МЕДИКАМЕНТЫ УДАЛЕНЫ"
Что делать, если Вы набрали что-то неправильно? Ничего страшного. Если Вы еще не нажали [ВВОД], то поправьте текст, действуя клавишами [->],[<-], [Delete], [ЗАБОЙ]. А если уже нажали, ничего страшного. Подведите маркер к нужному месту и исправьте.
Если Вы считаете необходимым добавить еще какие-то медикаменты, добавьте их.
Рекомендуем Вам распечатать справочник медикаментов. Приготовьте принтер, вставьте бумагу и нажмите [F9].
Напомним, что, для того, чтобы изменить цену медикаментов, нужно подвести маркер к нужной цене и ввести новое значение.
Если Вы изменили хотя бы одну цену в справочнике медикаментов, MANBOL автоматически пересчитает цены на все цслуги и МЭС, в которых использовались эти медикаменты. Это делается, когда Вы выходите из справочника медикаментов.
Ваша задача - сформировать перечень накладных расходов, имеющихся в Вашем ЛПУ. Степень подробности справочника зависит от того, насколько подробно Вы намерены разбивать накладные расходы и насколько глубоко (ЛПУ, подразделения, службы, услуги) Вы намерены их расписывать.
Вы можете:
-добавить в справочник накладные расходы, нажав [Insert] и введя статью, название, единицу измерения и цену единицы измерения;
-убрать строку, нажав [Delete];
-исправить строку, подведя маркер к нужному месту и введя правильное значение;
-напечатать справочник, нажав [F9];
-выбрать нужную позицию, нажав [ВВОД];
-выйти из справочника, нажав [Esc].
Вы указываете номер статьи в соответствии со стандартным делением:
3 - хозрасходы
9 - питание
10 - медикаменты
12 - амортизация
14 - мягкий инвентарь
18 - прочие расходы
Статьи, связанные с фондом заработной платы (1-я и 2-я) в этом справочнике отсутствуют, потому что ФЗП рассчитывается в режиме "штатное расписание", а не в режиме "накладные расходы".
Степень подробности справочника зависит от того, насколько подробно Вы намерены разбивать накладные расходы и насколько глубоко Вы намерены опускать учет накладных расходов (все отнести на ЛПУ в целом, или выделить отдельные накладные расходы подразделений, или служб, или выделить расходы на одну услугу). В самом простом случае у Вас может быть вообще одна общая сумма накладных расходов по всему ЛПУ, и Вы заводите в справочнике всего одну строку с названием "всего", единицей измерения "рубль" и ценой 1, по статье 0. Более подробный перечень дан в поставляемом с MANBOL типовом справочнике. Там даны названия статей (12 - амортизация, 14 - мягкий инвентарь и т.д.), и при описании подразделения или службы Вы можете указывать суммарные постатейные расходы по подразделению (службе).
Кроме того, Вы можете вводить и строки на отдельные наименования расходов. Это можно делать, например, так:
Статья Наименование Ед.измерения Цена
12 Простыня штука 1000
3 Вода кубометр 20
Тогда при описании накладных расходов подразделения Вы указываете количество (например, простыней, недостающих по табелю оснащенности), а сумму программа подсчитает сама.
Как правило, будут вводиться суммарные расходы, уже подсчитанные. Поэтому в большинстве случаев единицей измерения будет рубль, а ценой - 1. Например:
Статья Наименование Ед.измерения Цена
12 Амортизация руб. 1
Однако ничто не мешает Вам использовать единицы измерения в штуках (простыни), киловаттах (электричество), кубометрах (вода) и так далее.
Выберите пункт "Основные реквизиты" в меню и нажмите [ВВОД]
Районный коэффициент.. 40.0
% премии и вознагражд. 10.0
% исп. раб. времени... 80.0
% отпускных от ФЗП.... 6.0
% отчисл. на соцстрах 38.0
Рентабельность........ 30.0
%доплат за празничные. 8.0
Стартовый N в справочн 1<-это Вы не изменяйте
Задайте значения.
Все значения задаются в процентах. Процент доплаты за праздничные, ночные, выходные и дежурства вводится только, если в Вашем ЛПУ есть стационар. Если Вы не определяли процент отпускных от годового ФЗП, поставьте вычисленное нами значение: 6%.
Ввод данных заканчивается нажатием клавиши ВВОД в последней строке. Можно закончить ввод раньше, нажав [РgDn]. Можно отказаться от ввода, нажав [Esc].
Централизованные накладные расходы задаются только в том случае, если Ваше ЛПУ имеет в составе несколько поликлиник, стационаров и т.д.-
Выберите режим "Структура ЛПУ, цены на услуги" в главном меню (и, разумеется, нажмите [ВВОД]; далее об этом напоминаний не будет). Выберите пункт с названием Вашего ЛПУ и режим "Накладные".
Маркер стоит на суммарном ФЗП АУП.
Если Вы имеете просчитанное значение годового фонда заработной платы со всеми "накрутками"(рентабельность, соцстрах, отпускные и т.д.), введите ФЗП числом прямо в то место экрана, где находится маркер.
Если же Вы хотите рассчитать ФЗП АУП, введите штатное расписание. Для этого нужно просто нажать [ВВОД].
В этом режиме Вы можете:
-нажатием клавиши [Insert] ввести новую должность (и указать количество ставок и месячный ФЗП без "накруток");
-откорректировать данные о должности, подведя маркер к нужному месту и набрав новую информацию;
-нажатием клавиши [Delete] удалить должность;
-нажатием клавиш [ВВЕРХ], [ВНИЗ] двигать маркер по списку долж ностей. Он может оказаться длиннее, чем окно, и тогда MANBOL
организует прокрутку.
-нажатием клавиши [Esc] выйти из режима "Штатное расписание". В этом случае, если ФЗП изменился, сразу же следует пересчет всех цен. Вы будете извещены об этом сообщением "Минуточку..."
(И в самом деле, не позднее, чем через минуту Вы уже будете иметь пересчитанные цены на все услуги).
Выберите позицию "Адм-хоз расходы".
Вы можете либо ввести накладные расходы (исключая ФЗП АУП) одним числом (и тогда просто вводите его в соответствующем месте), либо расписать постатейно.
Если Вы намерены расписать накладные расходы постатейно, нажмите [ВВОД]. Маркер передвинулся в правый нижний угол экрана.
Вы можете вводить новые статьи расходов, используя справочник накладных расходов. Для этого Вы нажимаете [Insert], попадаете в справочник накладных расходов, выбираете нужную строку, нажимаете [ВВОД], а затем задаете количество.
Вы можете удалять статьи расходов, подводя маркер к нужной строке и нажимая [Delete].
Вы можете изменять количество, подводя к маркер к нужной позиции и вводя новое число.
Чтобы выйти в главное меню, нажмите [Esc].
Общая сумма АХР подсчиталась автоматически.
Выберите пункт меню "Структура ЛПУ, цены на услуги". Левая часть экрана пока пуста. Там светится только название Вашего ЛПУ. Нажмите [Insert], введите название подразделения и укажите его тип (Посторонние, Параклиника, Поликлиника Стационар).
Типы подразделений отличаются по способу расчета стоимости услуг. В поликлинике рассчитывается стоимость минуты, в стационаре -стоимость койкодня. Для услуг посторонних организаций цена услуг не рассчитывается, а задается.
Для этого нужно нажать клавишу [Ins] ([Insert]), набрать название (например, Поликлиника 1) и нажать [ВВОД]. Программа запросит тип подразделения. Выберите нужный тип клавишами-стрелками и нажмите [ВВОД]. Типы подразделений отличаются способом расчета стоимости услуг. В ПОЛИКЛИНИКЕ и ПАРАКЛИНИКЕ рассчитывается стоимость минуты, в СТАЦИОНАРЕ - еще и стоимость койкодня, а для услуг ПОСТОРОННИХ организаций стоимость услуг не рассчитывается, а задается.
Если ЛПУ состоит всего из одного подразделения, просто повторите его название.
ПОСТОРОННИЕ. Этот тип нужно указывать для медицинских учреждений, внешних по отношению к Вашему ЛПУ. Например, Вы направляете баканализы в общегородскую баклабораторию. Цены на баканализы Вы не рассчитываете, их Вам дают готовыми.
ПАРАКЛИНИКА. Этот тип нужно указывать только в том случае, если вспомогательные службы (клиническая лаборатория и т.д. выделены у Вас отдельно, работают как на поликлинику, так и на стационар). Если же вспомогательные службы принадлежат подразделениям (например, клиническая лаборатория есть в поликлинике и есть в стационаре) - и тогда эти службы нужно описывать при описании соответствующих подразделений, а подразделение "Параклиника" не заводить.
ПОЛИКЛИНИКА, СТАЦИОНАР. Эти типы различаются тем, что для стационара дополнительно рассчитывается стоимость койкодня (в т.ч. с питанием). В остальном техника работы с этими подразделениями одинакова.
Чтобы удалить подразделение, подведите к его названию маркер и нажмите [Del] ([Delete]). Программа спросит, действительно ли Вы хотите удалить подразделение. Можно отказаться от этой затеи, нажав [ВВОД] или [Esc]. Если Вы все же хотите удалить подразделение, установите маркер на "Да" и нажмите [ВВОД]. Учтите, что, пока Вы не удалите все службы подразделения, само подразделение удалить не удастся.
Если Вы допустили ошибку в названии подразделения, ее можно в любой момент исправить. Подведите маркер к названию подразделения и введите первую букву нового названия. Появится курсор. Теперь Вы можете исправлять название, пользуясь клавишами [Del], [Ins], алфавитными и т.д.
Итак, Вы нажали [ВВОД] и увидели меню
Клиника Параклиника Накладные Привязка Врачи Отчеты Пациенты
В верхнем меню выберите пункт "Накладные расходы", а дальше поступайте, как описано в пункте 5.
Желательно задать накладные расходы для всех подразделений, пусть даже одним числом для каждого подразделения (например, сразу занеся его в "Остальные расходы"). Детализировать накладные расходы на первом этапе не обязательно.
Для этого нужно подвести курсор к названию подразделения и нажать [ВВОД]. В появившемся меню Вы можете описать службы (основные и вспомогательные), накладные расходы подразделения, а также привязать услуги и получить плановую стоимость МЭС.
Рекомендуем сначала расписать структуру ЛПУ на этом уровне, а затем приступить к более подробному разбиению.
В верхнем меню выберите пункт "Клиника" или "Параклиника". Если левый экран пуст, нажмите [Insert], чтобы ввести первую из служб.
Далее Вы можете либо добавить все остальные службы (пока не детализируя; и это будет оптимальный вариант), либо углубиться в описание конкретной службы.
Примечание. Находясь в перечне служб, Вы можете:
-добавить новое название нажатием [Insert];
-удалить службу нажатием [Delete]
-переименовать службу, подведя маркер на название службы и набрав новое название
-войти в перечень услуг службы
-рассчитать стоимость минуты(койкодня) для службы.
Слева от названия службы Вы видите стоимость минуты, а на правой панели - расшифовку этой стоимости. Стоимость минуты складывается из стоимости по заработной плате (годовой ФЗП, деленный на годовой баланс рабочего времени) Ни накладных расходов. Чтобы перейти на правую панель и рассчитать стоимость минуты (койкодня), подведите маркер к СТОИМОСТИ и нажмите [ВВОД].
Выберите "Годовой ФЗП" Так же, как и ФЗП в накладных расходах, Вы можете ввести это значение числом, а можете и рассчитать, введя штатное расписание. О том, как это сделать, рассказано в п.5.2 Годовой ФЗП службы рассчитывается так: Вы задаете для каждой должности оклад по тарификации и количество ставок. Программа умножает оклад на количество ставок, затем добавляется районный коэффициент и премия (а для основных служб стационара и для дежурящих вспомогательных служб стационара - еще и процент доплаты за "ночные, дежурства, праздничные"). Полученное значение умножается на 12 и добавляются отпускные. На полученную сумму "накручивается" процент соцстраха. Все эти суммы складываются для всех должностей службы. Более подробные сведения о расчете годового ФЗП Вы сможете получить, нажав [F1] в режиме "штатное расписание".
Пример. В поликлинике имеются две ставки педиатра по 25000; районный коэффициент равен 50, премия составляет 3%, отпускные составляют 6% от годовой з/п, соцстрах - 39%.
Итак, для двух ставок: 25000х2=50000
Учли районный коэффициент:50000х1.5=100000
Добавили премию: 100000х1.03=103000
За 12 месяцев: 103000х12=1236000
Плюс отпускные: 1236000х1.06=1310160
Учли соцстрах: 1310160х1.39=18211224
Если Вы вводите штатное расписание, то указываете только оклады по тарификации и количество ставок. Все "накрутки" программа сделает сама. Если Вы вводите годовой ФЗП одним числом, то он должен быть со всеми "накрутками".
Если Вы вводите годовой баланс времени одним числом, не забудьте учесть коэффициент использования рабочего времени. Например, для каждой ставки педиатра годовой баланс рабочего времени - 1962 часа. Ставок две. Коэффициент использования рабочего времени - 80%. Тогда суммарный годовой баланс времени равен 1962х2х0.8=3139 часов.
Если Вы рассчитываете годовой баланс времени, исходя из штатного расписания, достаточно указать годовой баланс времени без учета коэффициента использования для каждой ставки. Программа сама просуммирует эти значения для всех ставок и учтет коэффициент использования рабочего времени.
Это имеет смысл только в стационаре. Для того, чтобы учесть дополнительный фонд зарплаты, который при этом образуется, обычно подсчитывают дополнительное количество часов на каждую ставку, коэффициент кратности зарплаты, и т.д. Это довольно утомительное занятие, если учесть, что, если персонал дежурит, то, каков бы ни был ФЗП службы, он увеличивается на 8-9 процентов (можете проверить).
В нашей программе это делается так:
-в основных параметрах закладывается процент, на который нужно увеличить ФЗП в стационаре (обычно - 8);
-в основных службах стационара ФЗП автоматически увеличивается на этот процент; -вспомогательные службы стационара могут дежурить, а могут и не дежурить. Поэтому в режиме "Суммарные характеристики" для вспомо гательных служб стационара есть графа "Доп.ФЗП". Вы проставляете в ней 1, если служба дежурит, и 0, если она не дежурит. В зависимости от этого ФЗП увеличивается или не увеличивается на процент, указанный в основных параметрах.
Ваша задача - рассчитать годовой ФЗП, исходя из штатного расписания.
Если штатное расписание службы пока пусто, нажмите [Insert] и введите первую должность, количество ставок, оклад по тарификации НА ОДНУ СТАВКУ и (только для врачей и медсестер) годовой баланс времени В ЧАСАХ НА ОДНУ СТАВКУ. Для добавления следующих строк в штатное расписание проделывайте ту же процедуру. В любой момент Вы можете отказаться от ввода штатной единицы, нажав [Esc].
Чтобы удалить строку из штатного расписания, нажмите [Delete] и подтвердите удаление, выбрав "Да". Чтобы исправить штатное расписание, достаточно подвести маркер к нужному месту и начать ввод нового значения (отказ - [Esc]). Чтобы выйти из штатного расписания в режим суммарных характеристик службы, нажмите [Esc].
НЕКОТОРЫЕ ТОНКОСТИ ВВОДА ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ
Какие "накрутки" нужно включать в оклад, а какие нет?
Программа рассчитывает годовой фонд заработной платы следующим образом: на введенный Вами оклад по тарификации она "накручивает" районный коэффициент, затем премиальный коэффициент, затем умножает на количество ставок, затем - полученную сумму умножает на 12 и "накручивает" отпускные. На полученную сумму она "накручивает" соцстрах.
Следовательно, в идеальном варианте Вы задаете в основных параметрах районный и премиальный коэффициенты, процент отпускных от ГФЗП и процент соцстраха, а в штатном расписании оклады по тарификации указываете без них. Однако это может оказаться для Вас неудобным. Например, районный коэффициент в последнее время различен для разных людей. В этом случае Вы можете поступить так:
-или занулить районный коэффициент в основных параметрах, но включить во все оклады по тарификации
-или в основные параметры внести минимальный коэффициент, а в окладах отражать только превышение. Например, в основных параметрах, для автоматического пересчета, указать РК=40, а для тех, у кого РК=50, вручную увеличивать оклад на 0%.
Точно так же Вы можете поступать и с прочими "накрутками" и формировать месячный ФЗП так, как считаете нужным. Вообще, эта проблема более общая. Насколько точно нужно учитывать индивидуальные отличия? Поскольку Вы получаете обобщающие значения, индивидуальные различия будут сглаживаться, поэтому можно всегда брать типичные или усредненные значения. На конечный результат это не очень повлияет, но избавит Вас от утомительных расчетов.
Включать ли в штатное расписание вакантные должности?
Да, конечно. Ведь Вы рассчитываете не зарплату на текущий месяц, а планируемый фонд заработной платы.
Включать ли в штатное расписание должности или конкретных людей?
Типичный пример: у Вас имеется 10 ставок участковых врачей. У них различный стаж, возраст и т.д., а по некоторым ставкам - вообще вакансии. Как ввести эти штатные единицы?
-можно так: должность - участковый врач, ставок - 10, месячный ФЗП - средний или типичный для участкового врача. Этот путь самый простой и вполне точный. Предпочтительнее брать не строго среднюю зарплату, а именно типичную. Это проще.
-можно так: расписать штатное расписание пофамильно. Например, терапевт Иванов, ставка одна, месячный ФЗП - именно Иванова. Следующая строка: терапевт Сидоров, ставка одна, месячный ФЗП - именно Сидорова. И так далее. Это довольно утомительно, но некоторые ЛПУ идут этим путем, достигая максимальной точности.
Для программы все равно, какой путь Вы выбрали.
Чьи ставки включать в накладные расходы, а чьи - в ФЗП службы?
Очевидно, что в ФЗП основной службы обязательно должны попасть врачи, ведущие прием, и их медсестры, а для вспомогательных служб -лаборанты. Очевидно, что в накладные расходы должны пойти: скорая помощь, регистратура, приемный покой. Общий принцип здесь таков:
-если служба не производит услуг, которые есть в МЭС и, следовательно, будут оплачиваться, то все штатные единицы службы обязательно должны пойти в накладные расходы (а иначе где взять деньги на их содержание?);
-если человек непосредственно участвует в услугах, которые есть в МЭС и, следовательно, будут оплачиваться, то его ФЗП обязательно должно попасть в ФЗП службы;
-относительно прочих нужно разбираться отдельно. Например, ФЗП санитарок можно с одинаковым успехом ввести в ФЗП соответствующей службы, а можно - всех вместе в накладные расходы поликлиники, поскольку их количество нормировано. Зав.отделением учше ввести в ФЗП службы, но не включать в баланс рабочего времени.
Для кого нужно указывать баланс рабочего времени?
В штатном расписании обязательно нужно указывать баланс рабочего времени для врачей, медсестер и лаборантов. Баланс времени для санитарок указывать не надо. То же касается зав.отделением. Помните о том, что чем больше суммарный баланс времени, тем меньше стоимость минуты (койкодня), и наоборот.
Почему баланс времени берется годовой, а не месячный?
Потому что месячные балансы времени весьма различны (особенно майский), годовой же более стабилен.
Рекомендуем выделять накладные расходы только для тех служб и только по тем статьям, по которым есть существенное отличие от среднего уровня. Например, мягкий инвентарь в поликлинике лучше не расписывать по каждой службе, а вынести общей суммой в накладные расходы поликлиники. В то же время амортизация дорогого оборудования (например, УЗИ) должна быть отнесена к накладным расходам кабинета УЗИ. Вы можете задать годовые накладные расходы службы одним числом ли расписать их постатейно. Более подробно Вы узнаете об этом в режиме "накладные расходы".
В данной версии программы Вы можете только задать плановое количество койкодней в году числом, с учетом функции койки. В дальнейших версиях, возможно, будет введен режим расчета планового количество койкодней.
В данной версии программы Вы можете задать стоимость питания числом. При этом можно исходить из фактической стоимости питания за текущий месяц (возможно, с учетом планируемого уровня инфляции).
Когда Вы задали годовой ФЗП службы и плановое количество койкодней в году, MANBOL автоматически рассчитывает стоимость койкодня по заработной плате, "накручивает" накладные расходы (службы, подразделения и централизованные), добавляет стоимость питания и, наконец, накручивает процент рентабельности.
Следует отметить, что для основных служб стационара (клиники) ФЗП автоматически увеличивается на процент доплат за ночные, праздничные, дежурства, установленный в основных параметрах.
Теперь Вы должны описать все услуги, которые оказывает служба. Выберите в режиме "Службы" название нужной службы и нажмите [ВВОД].
На левой панели появился перечень услуг службы, с указанием стоимости услуг. Правая панель служит для расчета стоимости услуги.
Стоимость услуги складывается из:
-стоимости по времени. Длительность услуги (в минутах) берется из справочника услуг, стоимость минуты рассчитана Вами в режиме "Службы".
-стоимости медикаментов
-прямых расходов
MANBOL позволяет использовать сочетания трех способов:
-во-первых, Вы можете отнести суммарную стоимость медикаментов в накладные расходы подразделения или службы. Тогда стоимость медикаментов "размажется" по услугам пропорционально их длительности. Как ни странно, этот подход реален, если только доля стоимости медикаментов по сравнению с фондом заработной платы подразделения мала.
Так, например, в клинической лаборатории, где используются недорогие препараты в небольших дозах, нет смысла расписывать их подробно.
-во-вторых, Вы можете задать стоимость медикаментов для конкретной услуги числом. Например, если существует норматив стоимости медикаментов для этой услуги или же Вы задаете ее "прикидочно". Это тоже нормальный выход; вместо того, чтобы перечислять грошовые медикаменты, Вы просто вводите суммарную их стоимость с некоторой точностью. Недостаток этого подхода в том, что, в связи с инфляцией, Вы вынуждены будете регулярно изменять эту стоимость.
-в-третьих, Вы можете перечислить медикаменты, необходимые для этой услуги, используя справочник медикаментов, и тогда суммарная стоимость подсчитается автоматически. Недостаток этого подхода - в том, что такая точность не всегда нужна, а перечисление медикаментов - дело хлопотное. Преимущество этого подхода в том, что Вы автоматически пересчитаете стоимость всех услуг, изменив только цены в справочнике медикаментов.
Какой способ лучше? Оптимальным является сочетание первого и третьего способа. А именно: Вы вводите медикаменты в накладные расходы и тем самым "размазываете" их равномерно по всем услугам. Если же какие-то услуги требуют дорогих медикаментов, Вы расписываете их отдельно.
Еще раз повторяю, что для большинства услуг это делать не нужно: расходы по ним объединяются в накладные расходы подразделения или службы и "размазываются" по всем услугам. Прямые расходы имеет смысл рассчитывать только для тех услуг, которые используют очень дорогое оборудование или материалы.
При этом Вы можете пойти двумя путями:
-либо задать прямые расходы числом
-либо обратиться к справочнику накладных расходов.
Первый путь намного проще, но потребует от Вас исправлений суммы (например, вследствие инфляции). Используя второй путь, Вы можете изменять суммы для разных услуг и служб в одном месте (справочнике накладных), а стоимость услуг будет пересчитываться автоматически.
Нажмите [Insert]. Вы попали в справочник услуг. Выберите нужную группу услуг и нажмите [ВВОД].
В группе нужно выбрать услугу и нажать [ВВОД]. После этого услуга припишется к выбранной Вами службе.
А что делать, если нужной услуги нет в справочнике? Или даже нет нужной группы? Не беспокойтесь. Пролистав справочник и не найдя нужной группы, Вы просто нажимаете [Insert] и добавляете нужную группу в справочник. А если нет услуги, нажимаете [F2], раскрываете справочник услуг и проделываете все необходимые изменения (см.3.1.)
Примечание. Находясь в справочнике услуг, Вы можете:
-добавить новое название нажатием [Insert];
-переименовать услугу, подведя к ней маркер и набрав новое название;
-напечатать справочник услуг нажатием [F9];
-удалить услугу нажатием [Delete]. Если код услуги где-то используется (например, в МЭС), вместо него будет появляться название "УСЛУГИ В СПР-КЕ НЕТ"
Для этого достаточно подвести маркер к нужной услуге и нажать [Delete].
Это необходимо, если какие-то услуги Ваше ЛПУ не выполняет, и их приходится делать "на стороне". Тогда нужно, во-первых, выйти в список подразделений (см.п 3) и добавить подразделение с типом "Посторонние". Например, "Краевая больница".
Теперь нужно внести те основные и вспомогательные службы, услугами которых Вы будете пользоваться.
Осталось только для каждой службы составить список услуг и для каждой услуги - ее стоимость.
Для этого в главном меню нужно выбрать строку "Справочник МЭС". Программа может спросить Вас, с поликлиникой или стационаром Вы намерены работать. Укажите нужный режим, и вы увидите перечень МЭС.
МЭС характеризуется:
-кодом по МКБ-9;
-уникальным кодом МЭС
Для этого, как всегда, нужно нажать [Insert], а затем ввести:
-код МКБ9. Если этот код известен MANBOL, он тут же появится в строке ввода. А если нет - его можно тут же ввести;
-название МЭС (например, "легкое течение").
Например, Вы ввели код МКБ 465 и название "Дети до 1 г. Ср.тяж.течение".
Теперь Вам осталось:
-указать срок лечения;
-описать стандарт качества;
-задать стандарт посещений, исследований, консультаций, лечения.
Чтобы задать срок лечения, достаточно выбрать в верхнем меню
"Срок" и ввести плановый срок лечения:
-для поликлиники - плановый срок лечения в днях;
-для стационара - плановое количество койкодней.
Если МЭС составляется для хронического заболевания, то
-в его название желательно вставить текст "на этапе диспансериза ции";
-указать срок лечения 365 или 188 дней.
Остальные пункты несколько сложнее.
Для этого нужно выбрать в верхнем меню "Качество". В нижнем левом углу экрана Вы можете задать до пяти показателей качества лечения и каждый из них оценить по пятибалльной шкале (присвоить вес):
5 - необходимо;
4 - важно;
3 - желательно.
Если Вы затрудняетесь в оценке или считаете все показатели равнозначными, то можете не вводить веса или ввести их одинаковыми.
Для перехода от поля к полю Вы можете пользоваться клавишами [ВВЕРХ], [ВНИЗ] и [ВВОД]. Тексты показателей и веса можно править. Чтобы закончить ввод или корректировку стандарта качества, нажмите [РgDn] (можно также нажимать [ВВОД], пока не дойдете до последней строки, но это менее удобно).
Понятно, что для того, чтобы войти в этот режим, нужно выбрать в верхнем меню "Исследования, консультации, лечение". Теперь Вы можете:
-передвигаться по стандарту клавишами [ВВЕРХ], [ВНИЗ], [РgUр], [РgDn];
-вставлять новые строки клавишей [Insert];
-удалять строки клавишей [Delete]
-вводить или изменять кратность, набирая значение в нужной строке.
Если Вы вставляете строку в стандарт лечения (медикаменты), то выбираете код из справочника медикаментов, и плановую кратность указываете в единицах измерения из справочника (например, в граммах, или миллилитрах, или стандартах).
Для поликлиничных МЭС стандарт медикаментозного лечения имеет чисто информативное значение. Поскольку медикаменты покупаются самим больным, их стоимость не будет входить в стоимость МЭС. Поэтому можно смело проставлять в графе "Кратность" нули указывать медикаменты "верхнего уровня", например, Нпросто "Антибиотики", не указывая, какие именно.
В стационаре проблема гораздо сложнее. Стоимость медикаментов должна быть включена в плановую стоимость МЭС, а значит, нужно указать конкретные медикаменты и их количество. Сложность в том, что однотипные медикаменты различаются по дозировке, цене и т.д. Если мы поставим в МЭС "Антибиотики", и их количество, то какие именно антибиотики мы имели в виду? В какой расфасовке и т.д.? В то же время мы не можем поставить в МЭС "Пенициллин 1.5 стандарта", поскольку на самом деле может использоваться совсем другой антибиотик.
В нашей программе эта проблема решается так. В МЭС Вы можете указать как конкретные медикаменты, так и группы. В качестве конкретного медикамента Вы указываете или единственно используемый, или типичный (в типичной дозировке). Например, если при данном заболевании, как правило, используется сумамед, Вы указываете именно его. Если типичных медикаментов несколько, то в ваших интересах выбрать самый дорогой из них. Если Вы указываете группу (например, "Антибиотики", а не "сумамед"), то программа поступит так:
-если в справочнике медикаментов группа не раскрыта, она использует единицу измерения и цену, указанную для группы (например: Антибиотики, стандарт, 300руб).
-если в справочнике медикаментов группа раскрыта и отмечен типичный препарат (звездочкой), то будет использоваться единица измерения и цена типичного препарата.
Очевидно, что лучше использовать группы: тогда, если типичный препарат сменился, Вы сможете изменить все МЭС одним махом, исправив только справочник медикаментов. А если Вы указывали в МЭС конкретные медикаменты, то Вам при смене типичного придется пройтись по всем МЭС.
Если Вы вставляете посещения, консультации, исследования или лечебные процедуры, то имеете дело со справочником услуг и указываете кратность как количество раз (например, 0.2 консультации окулиста означает, что в среднем консультация нужна каждому пятому).
В графе ПОСЕЩЕНИЯ, ПРИЕМЫ вставляйте приемы и посещения именно того специалиста, который будет вести данное заболевание (например, ЛОР для отита).
Чтобы вернуться в главное меню, нужно несколько раз нажать [Esc].
Можно быстро найти МЭС, нажав [F7] и набрав код МКБ-9. Это особенно удобно, если список большой.
Если новый МЭС похож на имеющийся, можно не вводить его, а скопировать. Подведите маркер к исходному МЭСу, нажмите [F5] и задайте код МКБ-9 и диагноз МЭС. Стандарты лечения, качества и т.д. скопируются в новый МЭС.
Если Вы допустили ошибку в названии диагноза, подведите к нужному месту маркер (используйте, кроме [ВВЕРХ],[ВНИЗ], еще и [ВПРАВО],[ВЛЕВО]), исправьте название и нажмите [ВВОД].
Напечатать МЭС можно в двух режимах: полном и кратком. В кратком режиме распечатывается только код и диагноз МКБ-9, код и название МЭС. Этот режим хорош для распечатки справочника кодов.
В полном режиме МЭС распечатывается полностью.
И в том, и в другом режимах печать идет, начиная с текущего МЭС и после каждой страницы запрашивается, печатать ли дальше. Это позволяет справиться с такими проблемами, как замятие бумаги принтером, и т.д.
Печать идет на обычную бумагу формата А4 (писчий лист).
МЭС существует в системе в довольно абстрактном виде. Для того, чтобы определить его стоимость, нужно для каждой процедуры из МЭС указать службу, которая эту процедуру выполняет.
Действительно, лишь в самом простом случае, когда ЛПУ состоит из одного подразделения (например, поликлиники), и все до единой услуги выполняет самостоятельно, привязка была бы не нужна. Но, если рентгенкабинет у вас один на три поликлиники, и структурно принадлежит стационару, или если вы баканализы делаете вообще в посторонней организации, или... словом, скорее всего, Ваш случай простым не является. А поскольку MANBOL не знает всех хитросплетений вашего ЛПУ, ему нужно их разъяснить.
Из главного меню войдите в структуру ЛПУ. Выберите нужное подразделение и нажмите [ВВОД]. В появившемся меню выберите "Привязка" и нажмите [ВВОД]. Подождите минутку: программа сейчас проходит по всем МЭСам и собирает все услуги, которые в них есть. Теперь дело за Вами. Установив маркер на непривязанную строку, нажмите [ВВОД].
В возникшем списке найдите подразделение, в котором выполняется требуемая услуга. Нажмите [ВВОД]. Если там действительно делают эту процедуру, она привяжется и появится ее название. А если нет, останется пустое место. Это может означать только то, что в указанном Вами подразделении нет ни одной службы, которая выполняет эту услугу. Скорее всего, вы не включили эту услугу в перечень услуг, выполняемых службой.
Обратите внимание на некоторые удобства привязки:
-вы можете привязывать услуги не по одной, а группами. Для этого нажмите на названиях услуг, которые, по Вашему мнению, выполняются в одном подразделении, клавишу [Insert]. На отмеченных строках слева появятся значок v. Теперь можно нажимать [ВВОД]. Все отмеченные услуги будут привязываться одновременно. (Кстати, повторно нажав [Insert] на выделенной строке, вы отмените выделение).
-вы можете попробовать привязать ВСЕ услуги к одному подразделению, нажав серую клавишу [+] на клавиатуре справа. Это шаг нужно делать при самой первой привязке, когда Вы пытаетесь привязать услуги к "родному" подразделению.
Для этого надо в меню подразделения выбрать режим "Отчеты" и в нем режим "Плановая 4 0стоимость МЭС". Теперь Вы можете:
-либо выбрать нужный МЭС и посмотреть его стоимость;
-либо напечатать список МЭС и их плановыми стоимостями (в том случае, если в МЭС есть непривязанные услуги, то есть стоимость рассчитана не полностью, об этом будет сообщено)
Для этого нужно в главном меню выбрать строку "Отчеты о ценах" и указать, желаете ли Вы получить отчет по всем подразделениям, или только по одному. Подождите несколько минут, и Вы получите отчет на экране:
Нажмите [Esc]. Если отчет Вас удовлетворяет, то на вопрос "Напечатаем?" ответьте "Да" и печатайте. А если нет - исправьте ошибки и запустите формирование отчета снова.
Вы можете выполнять в программе Manbol такие действия:
-вводить первоначальные сведения о пациентах;
-кооректировать сведения о пациентах;
-вводить и корректировать списки страховых компаний и врачей;
-получать отчетные формы;
-удалять сведения о пациентах.
Сведения о пациентах вводятся ПО ЗАКОНЧЕННОМУ СЛУЧАЮ, т.е. после того, как пациент выписался из стационара или закончил лечение в поликлинике. Исключение составляют лишь пациенты с хроническими заболеваниями (сведения о них вводятся каждый раз при диспансерном наблюдении) и пациенты, по тем или иным причинам прекратившие лечение (сведения о них вводятся, когда стало ясно, что лечение прекращено; например, пациент не является на прием).
Ежедневный цикл:
-введите первоначальные сведения о пациентах или исправьте имеющиеся;
-откорректируйте, если нужно, списки страховых компаний и врачей; -скопируйте информацию на дискету с текущей копией.
Ежемесячный цикл:
После ввода информации о последнем пациенте, закончившем лечение в данном месяце:
-напечатайте сводный счет по пролеченным для страховых компаний;
-напечатайте отчет о КДР по врачам за месяц;
-напечатайте статистический отчет по нозологии за месяц;
-напечатайте отчет о суммах, заработанных службами за месяц;
-скопируйте информацию на дискету с помесячной копией.
Ежегодный цикл:
Отработав месячный цикл за декабрь:
-напечатайте необходимые годовые отчеты (статистический отчет по нозологии и отчет о КДР);
-скопируйте информацию на дискету с годовой копией;
-очистьте базу данных (вообще говоря, это необязательная
операция, но она упростит Вашу работу в следующем году).
Выберите в главном меню "справочник страховых компаний".
Чтобы добавить новую страховую компанию, нажмите клавишу [Insert].
Чтобы удалить текущую страховую компанию, нажмите клавишу [Delete].
Чтобы откорректировать данные о текущей страховой компании, нажмите клавишу [ВВОД] (Return, Enter).
Если список страховых компаний будет большим, Вы можете быстро установиться на нужную строку, нажав [F7] и набрав три первых буквы названия страховой компании (неважно, в каком регистре; например, можно набрать АСК или аск или Аск - и все равно будет найдена строка АСКО).
Код страховой компании Manras присваивает самостоятельно.
Выберите в режиме "Подразделения" режим "Врачи".
Чтобы добавить нового врача, нажмите клавишу [Insert].
Чтобы удалить текущего врача, нажмите клавишу [Delete].
Чтобы откорректировать данные о текущем враче, нажмите клавишу [ВВОД] (Return, Enter).
Если список врачей будет большим, Вы можете быстро установиться на нужную строку, нажав [F7] и набрав три первых буквы фамилии врача (неважно, в каком регистре; например, можно набрать ИВА или ива или Ива - и все равно будет найдена строка Иванов).
Обязательно укажите службу, в которой работает врач. Это необходимо для формирования отчетов.
Код врача Manbol присваивает самостоятельно.
Выберите в режиме "Подразделения" режим "Пациенты".
Чтобы добавить нового пациента, нажмите клавишу [Insert].
Чтобы удалить текущего пациента, нажмите клавишу [Delete].
Чтобы откорректировать данные о текущем пациенте, нажмите клавишу [ВВОД] (Return, Enter).
Если список пациентов будет большим, Вы можете быстро установиться на нужную строку, нажав [F7] и набрав три первых буквы фамилии (неважно, в каком регистре; например, можно набрать ИВА или ива или Ива - и все равно будет найдена строка Иванов).
Код пациента Manras присваивает самостоятельно.
При первоначальном вводе лучше выбрать режим "Подряд", и тогда автоматически последовательно отработают режимы "Пациент", "Стр.компания", "Врач", "Заболевание", "Стоимость".
Заполните информацию о пациенте (ФИО, дата пождения, адрес).
Введите номер страхового полиса.
Если Вы знаете код страховой компании, введите его в верхнем правом углу. Если нет - нажмите [F2] и выберите страховую компанию из списка.
Если Вы знаете код врача, введите его в верхнем правом углу. Если нет - нажмите [F2] и выберите врача из списка.
Войдя в режим "заболевание", Вы увидите меню:
Начало-конец Основное заболевание Сопутствующие заболевания
Введите дату начала заболевания в виде день-месяц-год и в таком же виде - дату конца заболевания.
Выберите в меню режим "Основное заболевание" и проставьте код МЭС основного заболевания. Код МКБ и диагноз Manbol укажет сама. Коды МЭС печатаются программой Manbol; прежде, чем работать с базой данных о пациентах, распечатайте список кодов МЭС в нужном количестве. Вы можете также найти нужный код, нажав клавишу [F2].
В любой момент Вы можете изменить основное заболевание, выбрав режим "Основное заболевание" и введя новый код МЭС.
Если имеются сопутствующие заболевания, выберите соответствующий режим.Вы можете добавить заболевание нажатием клавиши [Insert], удалить нажатием клавиши [Delete].
Стоимость лечения может зависеть от:
-набора примененных исследований, консультаций и лечебных процедур;
-количества посещений (в поликлинике);
-от того, выдержан ли срок лечения;
-от того, достигнуто ли требуемое качество лечения.
Выберите в верхнем меню "Исследования, консультации, лечение" Manbol собирает и группирует виды услуг из МЭС для основного и сопутствующих заболеваний. Например, если анализ крови нужен и для ОРВИ, и для сальмонеллеза, то на экране он появится только один раз. Если какие-то услуги до сих пор не привязаны, программа сообщает об этом так: "услуга непривязана!!!" Вообще говоря, вы можете просто не учитывать непривязанные услуги, но тогда они останутся неоплаченными! Так что лучше, встретив такое сообщение, позаботиться о полной привязке нужного МЭС.
А теперь, исходя из карточки пациента, подводите маркер к нужным строкам, нажимайте [ВВОД] и проставляйте фактическое выполнение
услуг, например: Пос.уч.вр. (усредн): 6. Сразу же просчитается стоимость этой услуги.
Закончив эту работу, нажмите [Esc].
Срок лечения Manbol рассчитывает сама, исходя из дат начала и конца лечения. Однако этот срок может не совпадать со сроком, указанным в МЭС основного заболевания.
По умолчанию Manbol поступает так: если фактический срок лечения не совпадает с плановым менее, чеи на 20%, сумма за лечение остается той же. Но, если это не так, СУММА, ИДУЩАЯ В ФЗП ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА, уменьшается на 20%. Итак, наказывается только лечащий врач; суммы за исследования, консультации, медикаменты и лечебные процедуры, а также суммы, идущие на накладные расходы, НЕ ШТРАФУЮТСЯ.
Однако, может оказаться, что срок был продлен или укорочен обоснованно. Например, больной "перележал" в стационаре из-за сопутствующих заболеваний, или перестал являться в поликлинику. На этот случай в верхнем меню имеется режим "Срок". Выбрав его, Вы можете нажатием клавиш [ВВЕРХ], [ВНИЗ] выбрать в меню "Срок обоснован" или "Срок необоснован". Затем нажмите [ВВОД], чтобы подтвердить свой выбор.
Аналогичным образом Вы можете поступить со стандартом качества: в зависимости от ситуации Вы можете его учитывать или не учитывать. Для этого в верхнем меню есть режим "Учет КДР".
По умолчанию Manbol считает, что КДР (коэффициент достижения результата) не учитывается. Если же это не так, Вы устанавливаете режим "КДР учитывается", и тогда СУММА, ИДУЩАЯ В ФЗП ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА, умножается на КДР.
Естественно, если Вы учитываете КДР, то нужно его указать. Для этого выберите в верхнем меню режим "Качество" и отметьте клавишей [ВВОД] те строки стандарта качества, которые достигнуты. При этом в отмеченных строках появится знак v, а КДР пересчитается.
Примечание 1. В данной версии Manras учитывается КДР только для основного заболевания.
Примечание 2. Ошибочную отметку строк в стандарте качества можно отменить, повторно нажав [ВВОД].
Выберите режим "Подразделения""Отчеты""Сводный счет".
Выберите режим "Компания" и в левом меню укажите нужную страховую компанию.
Выберите режим "Период" и укажите начальную и конечную даты.
Выберите режим "Отчет" и через некоторое время получите отчет на экране. Если он Вас удовлетворяет, нажмите [Esc] и выдайте отчет на бумагу.
Вы можете повторять эту процедуру многократно, меняя страховые компании (даты сохраняются)
Печать отчета идет на обыкновенную бумагу формата А4 (писчий лист). После каждого листа следует остановка и приглашение вставить новый лист.
Отчет сохраняется на диске в файле REРRINT.РRN и вы можете копировать его, распечатывать нужное количество раз и т.д. средствами MS DOS.
Прочие отчеты формируются точно так же, как и сводный счет, только не запрашивается название страховой компании. После выхода из Manbol в файле REРRINT.РRN останется самый последний отчет.
16.1.Как скопировать базу данных на дискету и обратно
Для этого в главном меню имеется режим "Копирование/восстановление БД". Выберите его, укажите, с каким дисководом Вы намерены работать - и вставляйте в него дискеты:
если идет копирование - то пустые (но отформатированные!) или с одной из предыдущих копий;
если идет восстановление - то дискеты с копией.
Обычно вся БД входит на одну дискету. Если это не так, Manbol будет запрашивать дискету за дискетой, пока не скопирует все.
Эта операция бывает нужна, если запортились индексные файлы (это бывает). В главном меню выберите режим "Переиндексация" и подождите, пока переиндексация не закончится.
*1.Программе Manbol не хватает памяти. Это особенно может быть, если Вы работаете на компьютере типа IBM РC/XT или у Вас загружено много резидентных программ. Выдается сообщение Not enough memory. В этом случае сначала нужно попросить системного программиста убрать ненужные резидентные программы. Если и это не помогает - выйдите из Norton Commander'а и запустите программу вручную, набрав MANBOL и нажав [ВВОД].
*2.Стерлись или запортились индексные файлы. Выдается сообщение типа Ошибка открытия... NTX. Запустите программу в режиме переиндексации, вот так:
mаnbol /d
*3.Стерлись или запортились файлы базы данных. Выдается сообщение типа Oшибка открытия ...DBF. Найдите дискету с последней копией базы данных, запустите программу в режиме восстановления, вот так:
manbol /v
*4.Ситуации 3 и 4 могут произойти еще по одной причине: в файле autoexec.bat отсутствует строка set cliррer=f80;r130;v008, или в файле config.sys параметр files меньше, чем 80. Проверьте это и, если нужно, исправьте.
*5.Может быть, запортилась сама программа Manbol? Перепишите ее с ключевой дискеты (например, клавишей [F5] в Norton Commander'e).
*6.Если все это не помогло, обратитесь по адресу 660097, Красноярск, Урицкого, 61, Дом науки и техники, компьютерный центр, к 4-28, т.(3912) 27-95-40. А.Бабию. Проверим!
Версия 3.0 комплекса Manbol не поддерживает работу в сети. Этот режим будет запущен в одной из ближайших версий. При работе же на нескольких компьютерах в несетевом варианте полезно знать, что:
* не рекомендуется заполнять справочники (за исключением справочника МЭС) на нескольких компьютерах. Дело в том, что коды служб, медикаментов, услуг и МЭС Manbol присваивает самостоятельно. При заполнении справочников одновременно на нескольких компьютерах и дальнейшем их слиянии может возникнуть путаница. Чтобы избежать ее, во-первых, все основные справочники (кроме, может быть, справочника МЭС), введите заблаговременно на одном компьютере, а затем уже скопируйте на остальные. Во-вторых, на всех машинах, кроме главной (основной), установите разные стартовые номера для кодов (это делается в режиме "Основные реквизиты" в главном меню; см.пункт 3). На главной машине этот номер установлен в 1, на второй установите его в 1000, на третьей в 2000 и т.д. Теперь все изменения в справочниках будут разнесены и не будут пересекаться. Если Вы сделаете это, то сможете воспользоваться режимом "Выгрузка/загрузка справочников" в главном меню. Этот режим выгружает на дискету только те части справочников, которые были добавлены на этой машине (с кодами от стартового до стартового+998). Затем их можно подгрузить на другие машины и тем самым получить общий справочник.
* если Вы эксплуатируете Manbol в объединении, состоящем из нескольких поликлиник, стационаров и т.д., будет разумным, если все изменения, связанные с ФЗП подразделений и накладными расходами, будут делаться на главной машине и затем копироваться на остальные, поскольку иначе не удастся отследить распределение АХР по подразделениям. Для этого есть режим "Обмен главная/неглавная машина". При поставке один экземпляр программы (устанавливаемый на рабочем месте экономиста) объявляется главным, и в режиме "Обмен" идет выгрузка на дискету всей информации, относящейся к стоимости услуг. На неглавных же машинах выбор этого режима вызывает обратное действие: эти данные переписываются с дискеты на винчестер.
* из всего вышесказанного следует, что оптимальный вариант использования Manbol в ЛПУ, имеющем подразделения, таков: имеется главная машина, на которой проводится расчет стоимости услуг и формируется справочник МЭС (впрочем, формирование МЭС может идти на нескольких компьютерах с последующим слиянием). Вся база данных после регулярных изменений копируется на другие машины. Таким образом, уникальными для каждого ЛПУ являются только базы данных по пациентам.
© Алексей Бабий 1993