Вам не следует ждать от компьютера, что он сам решит за Вас все проблемы. Он поможет Вам их решить, он снимет с Вас рутинную, техническую работу, но думать Вам придется своей головой. Например, компьютер не подскажет плановику, как вести себя в условиях рынка. Но, пользуясь компьютером, плановик сможет быстро отобрать нужную информацию, просчитать за то же время несколько десятков вариантов вместо одного и выбрать лучший.
Вам не следует ждать от компьютера таких качеств, как сообразительность или интуиция. Компьютер - исключительно тупое существо, и ему приходится все разжевывать до последней подробности. Но, если уж Вы ему что-то растолковали, он будет исполнять это безукоризненно.
Самое главное, что Вы должны понять: при помощи компьютера Вы будете делать то же самое, что и без него.
НО: гораздо быстрее;
НО: намного удобнее.
Как вы думаете, чем компьютер отличается от ЭВМ? (пять секунд на размышление).
Ответ: правильно, ничем. Потому что это одно и то же. Но как-то я прочел в газете: 'У нас на заводе нет не только компьютеров, но и ЭВМ`. Можно посмеяться над дремучестью написавшего это, но некоторая сермяжная правда в этой фразе есть. Компьютер (от английского compute - вычислять) - это то, что сделано на западе (или на востоке или на юге или на севере) от того, что когда-то называлось СССР, а ЭВМ (электронная вычислительная машина) - это то, что сделано в этом самом, что когда-то называлось СССР. Разница разве что в качестве, а не в сути.
А теперь по существу. И в слове "компьютер", и в слове "ЭВМ" ключевое слово - "вычислять". Это сбивает с толку. Создается впечатление, что компьютер - это большой калькулятор, который очень быстро считает. Компьютер, действительно, считает очень быстро (в секунду - не меньше миллиона таких операций, как сложение или умножение).
Но суть компьютера не в этом.
Компьютер - это устройство, позволяющее хранить и перерабатывать любую информацию.
Перерабатывать - значит не только вычислять. Это еще и уплотнять, преобразовывать, перемещать, отбирать и так далее.
Любую - значит не только числа. Информация - это еще и тексты, звуки, изображения, схемы, инструкции, и многое другое.
Пройдя тест, Вы, наверное, догадались, что в компьютере есть что-то от магнитофона, что-то от телевизора, от пишущей машинки и калькулятора. И вы догадались правильно. Только добавим сюда еще, что в нем есть что-то от картотеки, от письменного стола с папками, от книги с кулинарными рецептами и от многих других вещей, Вам давно знакомых. Все эти вещи роднит то, что они имеют отношение к хранению и переработке информации. И, как Вы сейчас убедитесь, компьютер хранит любую информацию в виде чисел. Поэтому слово 'вычислять` в его названии вполне оправданно.
Вы ждете, что сейчас я начну рассказывать о диодах, мегагерцах, микросхемах и прочих электронных штуковинах. Ничего подобного. Повторяю: я сам не имею об этом ни малейшего понятия. Это не мешало мне программировать компьютеры, и уж тем более не помешает Вам пользоваться компьютерами: ведь пользуетесь же Вы магнитофоном, имея самое смутное представление о его внутренностях. (Кстати, это основной принцип изложения: если Вы без знания чего-то можете обойтись, будьте спокойны, я Вам об этом рассказывать не стану. Я расскажу только самое необходимое).
Тогда, может быть, Вы ждете, что я расскажу Вам, как устроен конкретный компьютер (например IBM PC/AT 286). И опять ошиблись. Дело в том, что, хотя идея компьютера не сложнее идеи поршневого двигателя, конкретный компьютер, как и конкретный двигатель, может быть очень сложным. (Кстати, как Вы думаете, у какого автомобиля самый простой двигатель? Как ни странно, у 'Роллс-Ройса`: его владельцу нет нужды экономить бензин, потому и установлен там самый обыкновенный двигатель внутреннего сгорания. А вот на каких-нибудь 'Жигулях`, где нужно достичь и дешевизны, и экономичности, там такое накручено...)
Итак, мы рассмотрим крайне упрощенную схему работы компьютера. Но Вам этих знаний будет вполне достаточно для работы.
Напомню: компьютер хранит и перерабатывает информацию. О том, где он ее хранит, я расскажу позже, а сейчас - о том, где он ее перерабатывает: об оперативной памяти (или, коротко, ОП. По старинке ее иногда называют ОЗУ - оперативное запоминающее устройство).
Оперативная память состоит из байтов. Байт - это такая часть оперативной памяти, в которую можно записать число от 0 до 255.
У Вас появились вопросы? Догадываюсь, какие.
а/Что значит "состоит"? А вот то. Представьте себе, например, магнитную ленту. Мы измеряем ее длину в метрах. А размер (или объем) оперативной памяти мы измеряем в байтах. Вот и все. Кстати, единицы измерения объема памяти: 1 килобайт ( 1Кб) = 1024 байтов (сравните: метр-километр) 1 мегабайт ( 1Мб) = 1024 килобайтов (ср.:тонна-мегатонна) В современных компьютерах объем ОП - как правило, 1Мб.
б/А почему от 0 до 255? А почему не ровно 1000, а 1024? Не скажу. Потому что это из тех знаний, без которых Вы прекрасно можете обойтись. Поверьте на слово, что так надо, что так удобнее. Примите это пока как данность.
в/Что значит "записать"? Я не зря в ответе на первый вопрос вспомнил про магнитную ленту. Когда Вы говорите "записать" на магнитную ленту, это означает, что:
-то, что было раньше записано на этом участке ленты, стирается;
-записанное можно воспроизвести, стереть, переписать на другую ленту.
То же самое и для содержимого байта:
-мы можем записать в байт число (неважно, как; ну, положим, что-то там намагничивается определенным образом), и при этом предыдущее содержимое байта сотрется;
-можем воспроизвести это число на каком-нибудь устройстве, например, на экране телевизора;
-можем стереть его (точнее, записать туда нуль);
-можем скопировать число в какой-нибудь другой байт.
Примечание. На самом деле ОП, конечно, не магнитная лента. Она выполнена на каких-то там кристаллах, и ничего в ней не крутится и не мотается. Но для Вас главное, что Вы работаете с памятью так же, как работали бы с магнитной лентой. Вот, кстати, еще общая черта: так же, как метры на ленте пронумерованы, и байты в ОП пронумерованы тоже. Только программисты вместо слов "номер байта" говорят "адрес байта".
Прежде всего она преобразовывается таким образом, что ее можно записать числами от 0 до 256. А эти числа, как Вы догадываетесь, записываются в байты. Для примера разберем, как записываются в память тексты.
Тексты состоят из символов. Символ - это буква, или цифра, или знак препинания, или еще какой-нибудь специальный знак.
Итак, мы просто берем и нумеруем все символы, например, так:
А - 001
Б - 002
В - 003
...
Я - 032
, - 033
. - 034
; - 035
... ну и так далее. И в байт помещаем номер (код) символа. Например 001 002 002 001 - эти четыре байта содержат слово АББА. А теперь прочтите сами: 002 001 002 001 ? Еще один эксперимент: 008 001 002 001?
Вот такая простая идея. На самом деле коды могут быть другие, но суть остается: на один символ уходит один байт, и в этот байт записывается числовой КОД символа. Кстати, как Вы думаете, сколько байтов нужно, чтоб записать страницу текста? Считаем: в странице 50 строк, в строке 60 символов, итого 3000 символов, значит - около трех килобайтов на страницу.
Упражнение: какой толщины книга может быть записана в оперативную память Вашего компьютера, если объем ОП - 1Мб?
Ответ: 1000000байтов разделить на 3000, то есть около 300 страниц, или 150 листов. Негусто!
На число уходит, как правило, 4 байта. Как оно там размещается, Вам лучше не знать, поскольку это заведет нас в такие дебри...
С потребительской точки зрения Вам важнее знать, что хранить в ОП можно практически любые числа (напpимеp, 6438,8734354573426565479967089066534), но, увы, с определенной точностью. При длине 4 байта эта точность - 6 знаков, а, значит, вышеприведенное число запишется в машине так: 6438,87. А число 38658986769867,56456754756 запишется как 38659000000000. Можно, конечно, хранить числа и с большей точностью, но тогда они будут занимать больше 4 байтов и вычисления с ними будут делаться гораздо медленнее.
Прочее - это изображения, звуки и т.д. Как Вы уже догадались, всю эту информацию можно закодировать. Например, изображение на экране черно-белого телевизора состоит из точек. Отведем под каждую точку экрана байт и запишем в него 0, если точка абсолютно белая; 1, если чуть посерее; и так далее, до 255, если абсолютно черная. Вот и все.
Упражнение Сколько нужно байтов, чтобы хранить один кадр изображения обычного бытового телевизора?
Упражнение . Как вы думаете, как можно хранить цветное изображение?
Упражнение . Попробуйте догадаться, как хранятся в памяти звуки?
В памяти можно хранить инструкции для компьютера. Инструкция (или программа) состоит из команд и сообщает компьютеру, что он должен делать с информацией.
Как именно команда записывается в ОП, я рассказывать не буду. Ясно, что она как-то там кодируется в байты. Для Вас важнее сейчас понять, что каждая команда сообщает компьютеру, что нужно сделать, с чем это сделать и куда поместить результат.
Например: сложить число, находящееся в одном месте памяти, с числом, находящимся в другом месте памяти, а результат записать в третье место.
Вам это что-нибудь напоминает?
Правильно: заполняя какую-нибудь ведомость, Вы нередко читаете в инструкции нечто вроде 'в графу 15 занесите сумму граф 14 и 8`.
Следовательно, Ваша ведомость - это оперативная память, фраза инструкции - это команда, сама инструкция - это программа, а кто же в таком случае Вы? Вы - процессор.
Процессор - это часть компьютера, которая выполняет команды. Собственно говоря, компьютер работает так: в ОП заносятся числа, тексты, программы и т.д., затем процессору указывается адрес (номер первого байта) программы, и он начинает выполнять команду за командой. В результате содержимое ОП изменяется: какие-то числа стираются, записываются новые, тексты перемещаются, корректируются, раздвигаются и т.д. Когда команды кончаются, процессор останавливается.
Вы неоднократно были процессором и выполняли программы. Если пример с ведомостью Вас в этом не убедил, вот еще пример: "Тесто разрежьте на кусочки и раскатайте, мясо перекрутите и положите на тесто..." Перед Вами кулинарный рецепт. Это - программа. Стол, плита - это Ваша ОП. Если Вы выполните все команды, то в итоге получите пельмени.
Кстати, это хороший пример для того, чтобы пояснить одну важную особенность программ: команды в них не обязательно выполняются последовательно, одна за другой. Могут быть и циклические действия (помешивать, пока не закипит), могут быть условия (если тесто можно купить в магазине, то купите тесто, иначе приготовьте тесто следующим образом:...). То же самое и для ведомости: "если в графе 10 нуль, то графу 16 не рассчитывать"; "выполнить расчет по формуле 4 для всех клеток столбца 4".
Итак, Вы созрели для очень важного вывода: компьютер делает то же самое, что делаете Вы. Ваша задача состоит в том, чтобы объяснить ему, чем Вы занимаетесь и как Вы это делаете. Если раньше общение с компьютером было настолько сложным, что это могли делать только программисты (и сперва Вы объясняли программисту, а уж потом он - машине), то теперь все настолько упростилось, что Вы сможете объясниться с компьютером напрямую.
Мы до сих пор старательно обходили такой вопрос: ну хорошо, в ОП находятся числа, тексты, программы и прочее. Но как Вам их туда поместить и как Вам потом посмотреть, что там в результате получилось?
Для того, чтобы компьютер мог общаться с Вами, в нем предусмотрены устройства ввода-вывода.
Ввод - это когда информация поступает откуда-нибудь в ОП.
Вывод - это когда информация из ОП поступает куда-нибудь "наружу".
Основное устройство ввода-вывода - это дисплей (от английского display - показать). Дисплей состоит из монитора и клавиатуры.
Монитор - это просто телевизор. Изображение на нем может быть двухцветным (например, черно-белым), и тогда монитор называется монохромным; а может быть и цветным.
Клавиатура - почти такая же, как на пишущей машинке, только гораздо удобнее. Клавиатурой мы займемся попозже.
Как происходит ввод-вывод? Очень просто. Процессор передает дисплею содержимое байта (которого? это задано программой). Например, в байте находится число 002. Тогда на дисплее появляется буква "Б". И наоборот: если программа заставляет процессор ввести символ, процессор останавливается и ждет, пока Вы не нажмете какую-нибудь клавишу. Положим, Вы нажали клавишу "Г". Процессор записывает в некий байт число 004. Вот и все.
Еще одно устройство ввода-вывода - это принтер (от английского print - печатать). Если процессор передает код 002 не дисплею, а принтеру, буква "Б" печатается на бумаге, а не высвечивается на мониторе.
С потребительской точки зрения, принтеры делятся на узкие и широкие (так же, как пишущие машинки различаются по длине каретки), а также по скорости печати (обычно принтер печатает одну страницу формата А4, то есть обычную писчую страницу, не дольше минуты).
Как Вы помните, даже в 1Мб оперативной памяти влезает всего около 300 страниц текста. К тому же, когда Вы выключаете компьютер, вся информация в ОП стирается. ОП очень дорогая, зато она быстро работает. Внешняя память значительно дешевле, но и существенно медленнее. А главное - информация хранится во внешней памяти как угодно долго и в любых количествах.
Итак, информация хранится во внешней памяти, а в оперативную переписывается только тогда, когда она понадобится.
Представьте себе, что юные мичуринцы вывели гибрид магнитофона и проигрывателя: дисковод. То есть: все, как у проигрывателя, но вместо звукоснимателя - головка считывания-записи. В дисковод вставляется гибкая круглая пластинка (типа "Кругозоровской"), покрытая магнитным слоем (это и есть дискета, или гибкий магнитный диск).
А теперь представьте себе два металлических диска, тоже покрытых магнитным слоем и насаженных на одну ось. И целых четыре головки считывания-записи, по одной на каждую сторону. Вот это и есть жесткие магнитные диски, или винчестерский диск, или, в просторечии, винчестером.
Так же, как лента на магнитофоне, дискета разделена на дорожки, или треки. Их, в зависимости от качества дискеты и дисковода может быть 40 или 80 (вспомните, ведь и магнитофоны есть двух- и четырехдорожечные!). Дорожки, в отличие от звуковых дорожек на грампластинке, идут не по спирали, а кольцами.
Каждая дорожка, в свою очередь, разбита на секторы. В сектор можно записать 512 байтов. Когда компьютер записывает информацию из оперативной памяти о внешнюю, он просто нарезает ее на куски по 512 байтов и каждый кусок записывает в свой сектор. Когда же, наоборот, ему потребуется информация из внешней памяти, он отыскивает нужный сектор и переписывает его в оперативную память. Точно так же, как, работая за письменным столом, Вы время от времени достаете нужные папки откуда-нибудь из шкафа.
Файл - это просто участок диска, занятый конкретной информацией.
Что значит конкретной? Например, текст отчета о командировке. Или программа начисления заработной платы. Или таблица начисления налогов для этой программы. Или картотека сотрудников.
Стоп-стоп-стоп: да Вы давно знаете, что такое файл! Возьмите грампластинку: участок ее, занятый одной песней - файл! Или сколько-то метров магнитофонной ленты, на котором записан монолог Жванецкого - это тоже файл!
Как Вы ищете нужный файл на грампластинке? Вы смотрите на оглавление, напечатанное на наклейке. Так, песня, которая Вам нужна, третья. И вы подводите куда надо звукосниматель. Точно так же и на магнитофоне: Вы ставите нужную ленту и подводите к нужному месту.
На магнитном диске есть специальный файл, который называют оглавление диска, или каталог диска, или (но мне это слово не нравится) директория. В нем для каждого файла указывается его название, местонахождение и иная полезная информация. Следовательно, Вам нужно только указать компьютеру имя файла, а все остальное он найдет в оглавлении.
Вот, собственно, и все устройство компьютера. Есть, конечно, еще всякие буржуазные штучки: "мышки", джойстики, стриммеры, диджитайзеры и прочее, но к принципиальной схеме они отношения не имеют. Они - для удобства, для эффективности... Вот как на самом деле работает компьютер:
Информация (тексты, числа, программы и т.д.) хранится на магнитных дисках в виде файлов. Когда Вы включаете компьютер, его оперативная память пуста. Вы должны указать компьютеру (используя дисплей), какой файл-программу и с какого диска Вы хотели бы выполнить. Например, Вы пожелали рассчитать заработную плату. Называете имя нужного файла, и компьютер переписывает его из внешней памяти в ОП. Программа начинает выполняться. В ходе работы она что-то выдает на дисплей (например, спрашивает, за какой месяц считать з/п), что-то печатает на принтер (например, ведомость выдачи з/п), что-то считывает с диска (таблицу налогов), что-то записывает на диск (обновленные карточки личных счетов), и, наконец, проделав все, что нужно, останавливается. Теперь Вы хотите поиграть в компьютерную игру. Вы указываете компьютеру имя файла, содержащего нужную программу, файл переписывается из внешней памяти в оперативную... а дальнейшее понятно.
Вам это что-нибудь напоминает? Ну, конечно, работу с магнитофоном. Там главное - уметь подвести ленту к нужной записи и нажать клавишу "воспроизведение". При работе с компьютером тоже основное - найти нужный файл и выполнить его. Разница разве что в том, что, когда Вы нажмете клавишу "воспроизведение" на магнитофоне, работа заканчивается, а когда Вы вызовете нужную программу для выполнения - все только начинается. Но в остальном - все так же. А если Вы к тому же научитесь стирать файлы, переписывать их с кассеты на кассету... пардон, с диска на диск, то Вы сможете самостоятельно обслуживать свой компьютерный архив. Но об этом - позже.
Ну, купили Вы магнитофон. И Вам от него нет никакой пользы, пока Вы не раздобудете записи. То же самое и с компьютером: Вам не будет от него никакой пользы, пока Вы не найдете нужные программы.
А какие программы бывают вообще?
Во-первых, прикладные программы . Это программы, которые помогают Вам решать Ваши профессиональные задачи: считать заработную плату, рассчитывать сопротивление материалов, чертить чертежи и т.д.
Прикладные программы специального назначения могут решать только одну задачу (например, программа "Расчет заработной платы" может считать только заработную плату, а сопротивление материалов - не может.
Прикладные программы общего назначения могут использоваться для решения самых разных задач. Вот некоторые прикладные программы общего назначения, которые могут быть полезны для Вас:
-текстовые редакторы помогут Вам подготовить текст;
-электронные таблицы помогут Вам провести расчеты;
-базы данных заменят вам громоздкие и неудобные картотеки.
Во-вторых, системные программы. Эти программы никаких задач не решают, а только помогают Вам управлять компьютером:
-операционная система поможет Вам управляться с файлами: просматривать оглавления дисков; запускать программные файлы; распечатывать текстовые файлы; стирать ненужные файлы. Правда, общение с операционной системой для Вас пока сложновато.
-оболочки (с одной из них, Norton Commander, мы сегодня познакомимся) позволяют упростить работу с файлами до... ну, скажем, до уровня работы с магнитофоном;
-а также всяческие прочие хорошие программы, о которых сегодня мы говорить не будем, чтобы не забивать Вам голову; ведь мы договорились, что сегодня я рассказываю только о самом необходимом.
Некоторые программы (например, операционная система) поступают вместе с компьютером, а вообще программы распространяются на дискетах. Так же, как и магнитофонные записи, вы можете программы купить, выменять, переписать у знакомых и т.д. Однако рекомендую Вам программы именно покупать, и не у кого попало, а у авторов или у их официальных представителей. Тогда Вам будут гарантированы полнота и качество записи.
На самом деле он работает так. Когда Вы включаете компьютер, он первым делом начинает отыскивать на дисках операционную систему. (Дело в том, что работать с компьютером без операционной системы могут только очень высококвалифицированные программисты. Мы с Вами к этой категории не относимся). Найдя операционную систему, компьютер записывает (или, как говорят, загружает) ее в память. Теперь операционная система ждет команд от Вас.
Вы даете ей команду "показать оглавление винчестера" - она показывает.
Вы даете команду "выполнить программу с именем TETRIS" - и она находит файл с таким именем, загружает его в память, а сама "засыпает". Процессор начинает выполнять программу TETRIS. А когда та выполнится, операционная система "просыпается" и снова ждет от Вас указаний.
Вы даете команду, например, такую: переписать файл TETRIS с винчестерского диска на гибкий. Операционная система выполняет ее и снова - "чего изволите?".
Конечно, у программистов и пользователей есть жаргонные словечки, не зная которых, можно попасть впросак.
Узнайте - и не попадайте:
Винт - винчестер
Дисплюй - дисплей
Доска - клавиатура
Кило - килобайт (полкило - 512 байтов)
Мег (или метр) - мегабайт
Опеpационка - операционная система
Повисла, повесилась - о машине, не реагирующей на нажатие клавиш
Тачка - компьютер
Файло - файл
Флоп, флопик - дискета (косой флопаpь - дисковод, стоящий вертикально)
Речь пойдет, конечно, о компьютерах, совместимых с IBM PC. Совместимых - значит, программы, разработанные для компьютера IBM PC, могут выполняться и на Вашем компьютере. Как оценить компьютер?
-По процессору. Cтаренькие "персоналки" назывались IBM PC XT (или попросту экстишки) и имели процессор 8086. Им на смену пришли компьютеры IBM РC AT (или попросту эйтишки) с процессорами 80286 (двести восемьдесят шестые), 80386 (триста восемьдесят шестые), 80486 (четыреста восемьдесят шестые) и 80586 (Рentium). Понятно, что чем больше номер процессора, тем он мощнее и современнее. Стоит еще сказать и про загадочную маркировку SX и DX: не вдаваясь в детали, скажу, что DX лучше.
По скорости работы. Экстишки, как правило, работали на частоте 5-8 мегагерц (что это такое, Вам знать необязательно; просто, чем больше мегагерц, тем быстрее работает машина). C AT 286 имели уже 10-16 мегагерц, AT 386-от 20 до 33 мегагерц, и так далее . Скорость работы увеличивает и так называемый сопроцессор - добавочный процессор, который работает одновременно с основным и выполняет вычислительные операции
По памяти-. Экстишки имели всего 640Килобайт ОП, а иногда и вовсе 512К. Эйтишки имеют не менее мегабайта, а сейчас, как правило, больше: 2М, 4М, 8М и так далее.
По монитору. Экстишки имели мониторы с очень малым количеством цветов и крупнозернистым изображением (CGA с двумя-четырьмя цветами, или в лучшем случае, EGA с шестнадцатью цветами). На эйтишках правилом стали мониторы VGA , дающие 256 цветов и очень качественное изображение, а также SVGA (суперVGA), которые еще лучше.
По винчестеру. У экстишек винчестер был емкостью 5-20мегабайт. У 286-х - 40 мегабайт. Сейчас стандарт уже 80-120 мегабайт, хотя не редкость и винчестеры на 200-300 мегабайт.
-По дисководам. Экстишки имели один-два дисковода с максимальной емкостью 720 килобайт. Стандарт для AT - один дисковод для пятидюймовых дискет на 1,2 мегабайта, плюс один дисковод для трехдюймовых дискет, на 1,4 мегабайта. Впрочем, возможны варианты: одного из двух дисководов может и не быть. Это не смертельно, но может принести некоторые неудобства.
-По принтеру Я уже говорил, что принтеры бывают узкие и широкие. Кроме того, они бывают матричные (как правило), лазерные и струйные.
Что выбрать? Конечно, если есть деньги, лучше брать самые мощные, самые современные компьютеры. В то же время нужно осознавать, для чего Вы собираетесь использовать компьютер. Если Вы собираетесь просто готовить несложные тексты или обрабатывать небольшие объемы данных, Вам достаточно будет AT-286 или даже XT (только чтоб монитор был не CGA, а то испортите глаза!). Если же Вы намерены работать с изображениями, или Ваши требования к оформлению текста велики, или Вы просто не хотите отставать от времени, то берите, как минимум, 386-ю, с памятью не меньше 4М, со скоростью не менее 25мегагерц и с винчестером 80-120М. На менее мощной машине многие программы или не смогут выполняться вообще, или будут выполняться слишком медленно. И последнее. Я еще ни разу не видел человека, который сказал бы, что ему хватает того винчестера, который у него есть. Старайтесь сразу взять винчестер побольше.
И, наконец: не огорчайтесь, если компьютер получился не самый мощный. Вы можете нарастить его, купив дополнительную память или заменив винчестер, или даже сменив процессор!
Знакомство с программным обеспечением мы начнем с текстового редактора.
Почему именно с него? Да потому, что:
-это одна из самых простых программ;
-это одна из самых распространенных программ;
-это позволит Вам немного познакомиться с клавиатурой;
-вы сразу увидите преимущества компьютера;
-в общем, как ни верти, а начать придется с нее.
Конечно, я не ставлю в данный момент задачу обучить Вас всем премудростям и всем (богатейшим, кстати!) возможностям текстовых редакторов. Повторяю: Вы просто немного познакомитесь с компьютером, и программа "текстовый редактор" подходит для этого как никакая другая.
Вообще говоря, программ, превращающих компьютер в пишущую машинку, сотни. И в Вашем компьютере их наверняка записано несколько штук. Сейчас Вы познакомитесь с одним из самых распространенных текстовых редакторов: ЛЕКСИКОН
Ваш компьютер уже включен? Тогда он ждет Вашей команды.
Посмотрите на клавиатуру. Ого! Русские буквы вроде в том же порядке, как на пишущей машинке, но на каждой клавише есть еще и латинская буква! Кстати: прежде, чем двигаться дальше, узнайте, как на Вашем компьютере переключается шрифт с русского на латинский. Увы, я Вам помочь не могу: слишком много развелось различных способов, и какой из них использует Ваш компьютер, я, разумеется, не знаю.
Найдите на клавиатуре букву L и нажмите ее. На дисплее высветилась буква L. Теперь поищите букву E (внимание! их там две: русская и латинская, так что жмите латинскую). А теперь нажмите букву Х (латинскую!). На дисплее горит: LEX.
Так. Полдела сделано: Вы сообщили компьютеру, какую программу Вы хотели бы выполнить. Осталось подтвердить Ваш выбор. Поищите на клавиатуре клавишу, на которой написано Return, или Enter, или ничего не написано, а просто нарисовано вот что:
Это клавиша "Возврат каретки", или просто [ВВОД] (названия клавиш отныне я буду заключать в квадратные скобки). Нажмите ее. Программа lex запустилась.
Опубликовано: Компьютер куплен, что
дальше
© Алексей Бабий 1993