С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ...

Мой собеседник - Илья Степанович Савельев, заведующий отделением республиканского детского санатория "Белокуриха". Илья Степанович - так называемый "продвинутый пользователь": он не ограничивается готовыми программами, а автоматизирует свою деятельность, по мере возможности, сам. Это, собственно, даже не интервью, а запись наших вечерних бесед (когда Илья Степанович дежурил), плавно переходящих в ночные. Мы знакомы уже семь лет, вся компьютеризация санатория проходила на моих глазах: от ДВК-2 через ХТ к 486-й. от текстового редактора EDIK к Word for Windows, от ОСДВК к Corel Draw!.

Илья Степанович, чем Вы сейчас вооружены и на каких, так сказать, рубежах находитесь?

- В основном стараюсь работать под Windows. Помимо графического интерфейса, нравится возможность запуска одновременно нескольких программ. Делаешь что-то большое и серьезное, и на ходу переключаешься на текущие дела: например, кому-то срочно нужно н печатать справку. Мне кажется, у нас в Белокурихе недооценивают возможности этой системы. Пока только я и отец Сергий перешли на нее.

Как, и батюшка?

-А как Вы думали? Отец Сергий очень грамотно работает. Начинал с 286-й, но оказалось, что только Windows решает его проблемы - и нарастил систему до 486-й. Например, потребовалось готовить документы, выполненные старославянскими буквами. Добыли мы с ответствующие шрифты для Windows - и теперь любо-дорого. В церкви уже фактически минитипография работает на полную мощность: молитвы, бланки, свидетельства... У них же бумагооборот - дай Бог!

Да и у вас тоже...

-Да. Врач имеет дело с кучей бумажек. Только после того, как я освоил компьютер, стало появляться свободное время. Годовой отчет я раньше делал месяц, а теперь - три дня. Есть разница?

Берется файл с прошлогодним отчетом, меняется год...

-Да, примерно так. Но, кроме того, отчет содержит кучу цифр, а их я добываю из электронных таблиц.

Есть ли проблемы с импортом?

-Есть. До последнего времени я работал в Framework. Да и сейчас в нем работаю: новые таблицы делаю в Excel for Windows, а старые так пока в Framework и сидят, потому что кодировка русских букв разная. Это ведь Winword dos-овские тексты принимает бе проблем, а тут... Или только тексты без формул, или только формулы без текста, Выбирай. Это вообще, кстати, достаточно серьезная проблема: постоянно появляются новые программы, соблазнов хоть отбавляй, но перенос всего наработанного... У меня сейчас мегабайта два, если не больше, понаписано и попробуй это быстро симпортируй.

Мертвые хватают живых... Вот так же держится до сих пор FORTRAN, в эпоху ООП: столько на нем наваяли, что выбросить жалко. Илья Степанович, если попробовать в процентах учесть, что Вы чаще используете: тектовые процессоры, электронные таблицы, графические редакторы, готовые приложения?

- Процентов на семьдесят, конечно, работа идет с текстами. Часто говорят, что компьютер, дескать, используется неэффективно: вместо пишущей машинки, только дороже. Но в жизни мы основном и занимаемся текстами, и если компьютер сокращает время подготовки текстов раз в пять-десять - я считаю, что это эффективное использование. Наше человеческое время все-таки дороже стоимости компьютера. Кроме того, экономятся и деньги тоже. Нужно переделать фирменный бланк или изготовить табличку "ответственный за противопожарную безопасность" - я делаю это мгновенно и бесплатно, а свяжись с типографией или художником... Процентов на двадцать - электронные таблицы. В основном это, конечно, отчеты, но много и текучки: сметы, графики и так далее. Одна только тарификация сколько крови выпивала...

А сейчас?

-А сейчас - десять минут на корректировку и двадцать на распечатку.

Базы данных Вы не используете...

-На ДВК использовал РБД МИКРО. Все было понятно, но слишком малы возможности. Пробовал как-то FoxBase, но что-то слишком сложно, а возможностей едва ли не меньше. Научился заполнять таблицы в режиме Browse, когда мы с вами делали программу Fitos, вот и все. Присматриваюсь сейчас к Paradox for Windows. Изобразительные средства: формы, отчеты - понятны. Сама технология обработки - не очень... Особенно связи между таблицами.

В СУБД, в отличие от электронных таблиц, есть теоретическая часть: реляционная алгебра... Поэтому пользователи испытывают трудности с многотабличными приложениями, а однотабличные их не устраивают. Но, если усвоить эту теоретическую часть (а для этого достаточно здравого смысла), то можно делать весьма сложные штуки.

-Пока руки не доходят. Вот, кстати, можете взять на заметку: учебные центры типа вашего, как правило, работают с начинающими пользователями, но для продвинутых нужны курсы, скажем и по теории СУБД, и по системному обслуживанию дисков. Вот мы тут повытаскивали резидентные программы в верхнюю память, и сколькими проблемами стало меньше. А сколько народу мается, не зная о Memmaker!

Ну, мы-то, положим, с продвинутыми пользователями работаем с удовольствием. Вообще, я думаю, нужно обучаться работе с компьютером в несколько приемов. Сначала азы - и дать поработать месяц-другой. Потом - дисковые утилиты, сложные моменты обработки в таблицах и базах данных - и опять дать поработать. Потом - настройки, это самое сложное. А то человек неделю назад узнал, что такое файл, и если я ему попробую объяснить настройку win.ini, то мы оба почувствуем себя идиотами.

-С другой стороны, мы все-таки имеем дело с базами данных, но опосредованно, через программы типа "Зарплата", "Учет матценностей"...

...Но этот опыт по большей части печальный. Если только я Вам не сыплю соль на раны, поделитесь впечатлениями о нашем брате программисте.

-Да, этот опыт печальный. Мы закупили бухгалтерские программы в Новосибирске. Фирму не буду называть, это не имеет значения, тем более, что она уже развалилась...

А вы остались с их программами...

-Не только мы. Весь курорт "Белокуриха", а это еще пять санаториев и управление. И вот, если рассказывать с самого начала: приехали они, сделали настройку, уехали. Начали мы работать - там не идет, там непонятно, как делать, а там вообще программы "вываливается" в DOS. Звоним в Новосибирск, там то разработчика нет, то он понять не может, что стряслось, Говорит, что это должно работать. Наверное, должно. Но не работает. Вытаскиваем их специалиста к нам...

И что, не едут? В ваш рай на земле - Белокуриху, не едут? Да я бы из командировок не вылезал, если бы они были все в Белокуриху...

-Едут, но не сразу. Пока допросишься... Но, нужно сказать, здесь они работают добросовестно. Если нужно, исправляют программы прямо на месте, и пока все проблемы не решат, не уезжают. Но они уезжают - и возникают новые проблемы. А бухгалтерия - дело такое: зарплату пятого числа вынь-положь, отчеты в налоговую до двадцатого, не позже.

Итак, вывод первый: обязательно должен быть представитель фирмы на месте...

-И вывод второй: обучение и настройка - вещь необходимая, но недостаточная. Человек, отвечающий за сдачу-приемку программы, должен оставаться под рукой у заказчика некоторое время, пока идет начальный этап работы. Если уж про это зашел разговор, то сервис - самая больная проблема для пользователей. Когда-то компьютер был в Белокурихе только у нас, и любая мелочь выливалась в проблему. Потом начали появляться машины в других санаториях, и чуть что - "Илья Степанович!!!" Там Setup слетел, там принтер не печатает, там операционка стерлась... Из Бийска-Барнаула-Новосибирска пока доедут...

А идеал?

-Идеал - если бы была фирма, специализирующаяся на поддержке пользователей. Чтобы там в любой момент можно было получить консультацию или прямую помощь на месте.

Это, увы, мечты. Мы такие услуги оказываем. Но, во-первых, отдельного человека на это не посадишь: уж очень работа эпизодическая. Во-вторых, дорого брать не получится. Вы мне за визит тысяч пятьдесят выложите? А дешевле невыгодно. Я помню только одну выгодную историю, кстати, довольно забавную. Звонят мне и говорят: помогите, от Nortona только верхняя строка осталась, а у нас бизнес горит синим пламенем, через час нужно документ по факсу отправлять, а все данные в компьютере. Я говорю: с удовольствием, но человек я крайне занятой, не сможете ли прислать машину? Говорят: можем, выходите. Выхожу к крыльцу. Подъезжает какое-то заграничное чудо с правым рулем, все из себя сверкает. Я в него сажусь, мы подъезжаем к соседнему дому (метров двадцать). Оказывается, приехали. Захожу в квартиру, и точно, от Nortona только и горит Name...Name...Name, а больше ничего. Покрутил ручку яркости на дисплее - картинка появилась. Хозяин аж подпрыгнул от радости, сунул в руку 500 рублей (в 1991 году деньги не такие маленькие), вышли мы, сели в заморское чудо, переехали улицу... Но это так, в порядке анекдота. Иногда берем борзыми щенками. Приехал как-то в больницу, чиню им операционку, а сам голову повернуть не могу: остеохондроз. Запустил им машину, а они меня протащили через массаж, рефлексотерапию и еще что-то. Завертелась голова. Но, как правило, консультируем бесплатно и утешаем себя тем, что это - расходы на рекламу. Кстати, так оно и есть. Ну вы посудите сами: как оплачивать? Вы звоните по телефону, мы даем совет, а дальше что? Или даже прихожу я, а вы мне что - наличные? Или я вам счет? Если услуги постоянные, мы можем договор заключить. А если разовые? Вот с Вами как эту проблему решали?

-Известно как - через магазин...

То-то и оно. Но вернемся к бухгалтерской программе. Она была сырой или отработанной?

-Скажем так, сыроватой. Если программа раза три за день вываливается в DOS, отработанной ее не назовешь. Они ее к тому же постоянно переделывали, Она переставала сыпаться в одних местах, но начинала сыпаться в других. А сейчас из фирмы ушли программисты, постановщики же видят, что нужно изменить, но не могут. Последние версии работают гораздо нестабильнее первых.

А настройка...

-С настройкой основные мучения и были. В приниципе программа "Зарплата" позволяла ввести любые начисления и удержания, но только, как правило, неясно было, как именно это сделать. Приезжал специалист из Новосибирска - и настраивал моментально. А наша бухгалтер как уйдет вглубь меню - и бродит там, как по дремучему лесу, только рыдания слыхать.

Я смотрел эти настройки. Не самые плохие, и для программиста они, действительно, прозрачны. Но у бухгалтера мышление не программистское. Как под него подстроиться, не знаю.

- Кстати, это касается не только настроек. И в документации, и в подсказках часто используются типично программистские термины. Что значит "вернуть значения параметров"? Ладно, я немного баловался Бейсиком и имею смутные впечатления о понятии подпрограммы. А если бы нет? Как вернуть? Кому вернуть? Кто у кого брал значения параметров? Когда я разобрался в написанном, оказалось, что про это можно было не писать вообще - это были внутренние тонкости программы, ко мне, как пользователю, не имевшие отношения. Иногда создается впечатление, что программисты пишут документацию друг для друга, а не для пользователей.

Как программист, скажу больше - нередко мы решаем свои проблемы, а не пользовательские. К сожалению. Дилемма - сделать просто для себя, но неудобно для пользователя - или наоборот, разрешается не всегда в пользу заказчика. Иногда не знаешь, как это сделать, иногда некогда (а временные решения имеют самую длинную жизнь). В США есть стандарт на интерфейс пользователя: что можно, что нельзя, как лучше. А я, например, года два долбился, пока не выработал для себя свод правил и приемов. Сейчас просто применяю готовые решения, может быть не лучшие, но стандартные.

-У этой бухгалтерской программы был один несомненный плюс: она вся была сделана в едином стиле. Одинаковые клавиши в разных задачах, одинаковые алгоритмы в сходных ситуациях. Можно поспорить, удобные они или нет, но зато одинаковые. А вот делали нам АРМ врача четыре программиста сразу - так мало того, что части не стыковались по концепции и базам данных, они еще умудрились сделать их в несовместимых версиях языка программирования. Так ничего и не получилось...

Вот, кстати, удобный повод перейти к медицинским программам...

-Что нас больше всего достает? Отчеты. Поэтому мы и уцепились за АРМ врача. Это и автоматическое заполнение историй болезни, и статистика, и выдача всяких справок. Но именно этого не получилось. Пока затыкаем дыру электронными таблицами, но это не учший выход. К этому же направлению можно отнести экономические расчеты: стоимость койкодня, услуг и так далее. Тут, правда, нам повезло. Нам нет необходимости рассчитывать стоимость лечения КАЖДОГО пациента: все получают сходное лечение. Так что всяческие МЭСы нас обошли стороной, а стоимость путевки рассчитывается довольно просто при помощи электронных таблиц. Программы же типа расчета стоимости блюд вообще лишены сейчас смысла. Если мы закупили мясо сегодня по одной цене, завтра по другой, а послезавтра сделали котлеты - из какого мяса? Единственное, что мы можем - в конце сезона подсчитать сумму, затраченную на продукты и разделить на количество койкодней.

Эта проблема не только у вас стоит. Везде, где есть склад и нужно вести стоимостной учет. А если еще и в валюте... Если с валютой, то вообще свихнуться можно!

Второе направление - обработка данных приборов. Многие приборы подключаются к компьютеру или имеют процессор внутри. А многие - нет. Вот мы автоматизировали обработку КИГ - кардиоинтервалографии. Есть программа, в которую вводим данные с прибора - порядка ста-стапятидесяти чисел. Обработка стала намного быстрее. Но ввод-то делается вручную! Сначала запишем на бумажку показания КИГ, потом идем с этой бумажкой к компьютеру и набираем их на клавиатуре. Дело пошло бы куда веселей, если бы КИГ имел процессор или был бы подключен к компьютеру... Если бы разработчики пошли в этом направлении, рынок был бы им обеспечен.

-Я подкинул эту идею ребятам из Красноярска-26, и у них есть кое-какие успехи, правда, о поточном производстве речь пока не идет.

-Третье направление - разнообразные справочники и экспертные системы. Вот сделали мы с вами автоматизированный справочник по фитотерапии - но нужен такой же и по медпрепаратам. Нужны

диагностические программы. Да что там, здесь еще конь не валялся.

Илья Степанович! Я никогда не забуду наш с вами первый опыт в медицинских программах: два десятка строк на Бейсике ДВК, которые мы сочинили что-то минут за тридцать и которые рассчитывали схему выдачи сердечных препаратов в зависимости от возраста и веса. Как говорится, результат превосходит ожидания: эта простенькая программа свела на нет ошибки медсестер и сберегла им кучу времени. Это я к тому, что большого эффекта можно добиться весьма простыми средствами.

-Если только захотеть...

Вот это-то и хорошо, что вы хотите, и делаете, и двигаетесь вперед. Таких пользователей бы нам побольше! Всего вам доброго!


Опубликовано: Евразия: N 29-30 1994 г.
© Алексей Бабий 1994