Сначала - о теории. Должен честно признаться, что в живописи я ничего не понимаю. Передвижников от кубистов отличить смогу - но не более того. Поэтому дать какое-нибудь определение тому, что творит Саша Качаев, не берусь. Сам Саша называет это конструктивизмом. Хорошее слово. Конструктивное.
Теперь о смысле. Понять, что именно хотел сказать Качаев своими картинами - невозможно. Но и не нужно. Мы пытаемся расставить все по полочкам и привесить бирочки. А спроси художника: что ты хотел сказать этой картиной? Предостеречь от ядерной войны? Отобразить лицо империализма? Ну, что? А художник говорит: "Ну, это." - "Что - это?" - "Вот это, что написано." А словами все равно не выскажешь. Имеющий глаза да видит. И вот, например, красный квадрат, а в него вделана оконная ручка. Деловой посмотрит - скажет: сейф. Пацан посмотрит - скажет: попа с ручкой. А какой-нибудь экзистенциалист наморщит лоб и скажет: окно в незнаемое. Или в Европу. Но главное - все смотрят на квадрат с ручкой, и всем нравится. И это хорошо.
Теперь о материале. В дело идет все. Кокнули ребятишки чашку - и из осколков получается прекрасная картина. Зажевал дисковод дискету - вот вам картина "Егорий Победоносец, поражающий компьютерного вируса." Сломали старый компьютер - из него получился индийский храм, дракон, ангел, бабочка, что-то без названия, и что-то там еще, тоже симпатичное.
То есть используются подсобные материалы и экономится дефицитное оборудование. Из этого сора растут прекрасные картины. И это хорошо. Потому что обычно у нас делается наоборот: берутся дефицитные материалы и из них делается не скажу что.
Теперь об авторе. Не упущу случая погреться в лучах его славы: мы вместе учились когда-то на математическом факультете КГУ, и знаю я его двадцать лет с хвостиком. Надо сказать, что эти двадцать лет мы с ним потратили черт знает на что: в то время, пока другие писали диссертации, я писал рассказы, а Саня писал картины. Иногда, для разнообразия, мы писали программы для компьютеров. И, что главное, жизнь наша серой не была и к добыванию пищи не сводилась. Присмотритесь к Саниным картинам: человеку за сорок, а он - ИГРАЕТ. Играет себе, свободно и непринужденно. И это -хорошо.
Смотрите - и завидуйте.
Опубликовано: Евразия, N 45-46 1994 г., под
названием "Индийский храм из сломанного
компьютера"
©