Ключ к успеху

Должен сказать, что материал этот - необъективен. К фирме "Ключ" я отношусь с симпатией, и симпатию эту скрывать не намерен. В то же время это - не рекламный материал. Я не настолько разбираюсь в бухгалтерских программах, чтобы судить о продукции "Ключа". Но о том, что такое коллективная разработка больших программ, знаю не понаслышке. А тут, во время семинара, проводимого фирмами "Ключ" и MaxSoft в Зеленогорске ("сорокпятке") для местных учителей, случай увидеть "Ключ" изнутри, наконец, представился. Итак, знакомьтесь.

Фирма веников не вяжет

Самое популярное слово в "Ключе" - слово "грамотно". Интонация - в зависимости от ситуации. Например, после семинара по протоколу следовало пивопитие, но возникли какие-то проблемы. "Грамотно!"- иронически сказал директор "Ключа" Александр Гельманов. Больше он ничего не сказал, но через десять минут было и пиво, и рыба. "Грамотно!" - сказал Гельманов по этому поводу. Но сказал уже одобрительно: пиво было свежее, а рыба - красная. Кстати говоря, пили очень мало, зато общались много и полезно. Люди здесь работают головой и держат свой инструмент, то есть голову, в порядке.

В "Ключе" всё делают грамотно и с трепетом относятся к понятию "качество". Программисты работают на качественных компьютерах на лицензионном софте, сидят в качественных креслах за качественными столами. На этом здесь не экономят. И в офисе, и в рабочих кабинетах всё исключительно опрятно. Живописного беспорядка, свойственного программистам - разбросанных дискет, наваленных листингов, груд окурков в немытых чашках я здесь не заметил. Единственный уголок "совка" - курилка, она же кухня, где стоит скамья, где на "нефирменном" столовском столике - чашки, ложки, самовар. Но, что характерно - и чашки, и ложки моют сразу же.

В день, когда проводился семинар, никто не бегал с выпученными глазами, не искал потерявшиеся шлейфы и платы. Сбор намечался на восемь утра, и в восемь все были на месте, выход намечался на восемь тридцать, и в восемь тридцать все пошли, ничего не забыв. План действий обсуждался предыдущим вечером, обсуждение заняло пятнадцать минут. Все выступали коротко и по делу.

У каждого над рабочим столом - расписание на ближайшие две недели. Если по расписанию ты должен быть на месте, но звонят, например, от заказчика, а тебя нет - немедленно следует штраф. Это не салтыковщина, а уважение к заказчику.

Я потому так подробно описываю внешние приметы, что это - показатель. Как говаривал профессор Преображенский, разруха у нас будет до тех пор, пока мы будем писать мимо унитаза. Форма соответствует содержанию. Представим себе, что такое бардак в фирме, где на разработке заняты семнадцать программистов, делающих единую систему, где десятки экземпляров этой системы сопровождаются во многих городах от Кузбасса до Иркутска. Если в такой фирме будет бардак, она немедленно перестанет существовать. Вольные хакеры-одиночки, считающие программирование искусством и ваяющие нечто ради удовольствия, меня вряд ли поймут. Но таким, кстати, в "Ключе" ничего и не светит.

Кадры решают всё

Когда я начал расспрашивать Игоря Тимофеева, руководителя отдела разработки, о технологии этой самой разработки, он начал с того, что все сотрудники "Ключа", в том числе и представители фирмы из других городов, обязательно встречают Новый год вместе.

-Ты не увиливай, - сказал я ему. -Что, технология разработки - ноу хау? Коммерческая тайна?

-Ноу хау, - ответил Игорь, - но ты пойми, что коллектив - это главное. Если коллектив не тот, какой нужно - никакая технология не поможет.

Действительно, люди, делающие столь взаимоувязанную работу, должны чувствовать себя единым организмом. Программистов в "Ключ" отбирают, как в отряд космонавтов - сначала во многих городах работают представители, выявляя кандидатов, затем - тестирование. Немногих оставшихся привозят в "сорокпятку" и знакомят с коллективом. Через некоторое время коллектив выносит вердикт. Отбраковать могут и хорошего спеца, если он не подходит по каким-то человеческим качествам. Но, если уж кандидат "прошёл", фирма берет на себя все его проблемы. Например, квартиру. Например, телефон. Нормальный рабочий день программиста в "Ключе" - с восьми утра до восьми вечера минимум шесть дней в неделю. Бытовыми проблемами заниматься некогда.

Кабала! Да, но сладкая кабала. Кто не знает, что это такое - работать напряжённо, в хорошем коллективе да над интересной большой задачей - тому не объяснишь. А кто знает - и объяснять не надо. Я бы с удовольствием поработал в "Ключе", но не потяну. Во первых, староват (предельный возраст претендента - 35 лет). А во-вторых, квалификацией не вышел. Например, не знаю С++.

Ещё существенная деталь - настроение. Саша Гельманов, войдя ровно в восемь утра в офис, начал с шутки. Увидел первого встречного сотрудника, затеял непритязательную пикировку. Пара минут разминки, пара взрывов смеха - и за работу. Это явно было системой. Не то, чтобы он придумал эту шутку заранее - нет, сориентировался на месте. Системой было - начать с шутки, задать тон, рабочее настроение. О том, какой подарок для подчинённых - руководитель с чувством юмора, я уже не говорю. Завидуйте "ключистам"! Вот, например, извечная война руководства с "игрушками", в иных фирмах выливающаяся в настоящую войну с выслеживаниями, штрафами, запираниями компьютеров, в "Ключе" завершилась мирно. Директор сказал - игрушки долой. Сотрудники ответили длинной песней, с припевом: "Драг энд дроп, вашу мать! Буду в тетриса играть!", но играть действительно перестали. Не от того, что убоялись, а оттого, что понимают, что важно, а что - нет. Если сотрудникам надо разъяснять элементарные вещи, то зачем такие сотрудники?

Ноу хау

Эту главу я пишу с трудом. А уж как далась мне эта информация! И насухую, и с пивом, по капле выжимал я из Игоря Тимофеева, что именно понимают они под термином "промышленная разработка программ"? Как организован процесс разработки и сопровождения? Как решили они самую, пожалуй, серьёзную проблему - сочетание жёсткой технологии с творческой атмосферой? По старой дружбе Игорь кое-что мне рассказал и показал, но снабдил грифом "не для печати". Это не "первоотдельские штучки". Если я расскажу здесь подробности о великолепной системе сбора и отработки замечаний и предложений пользователей, то подарю конкурентам "Ключа" идеи. Если расскажу о четырёхуровневой системе тестирования программ - опять-таки сделаю подарок конкурентам. Я, правда, не понял, почему нужно секретить то, как умудряются в "Ключе" вести объектно-ориентированную разработку в среде, совершенно для этого не подходящей (FoxРro), как они, не прекращая сопровождения первого поколения системы, преобразуют её на ходу в совершенно другую систему, стоящую на существенно других принципах и реализованную в другой среде... Ну, ноу хау, так ноу хау. Давайте я лучше расскажу об одной вещи, которую стоило бы перенять. О представителях.

В каждом городе, в котором хотя бы на одном предприятии внедрена программа "Ключ к успеху", фирма "Ключ" имеет минимум одного представителя. Представители через электронную почту связаны с резиденцией, всегда в курсе проблем. Они решают ВСЕ проблемы заказчика - от обучения пользователя до настройки системы, от ремонта оборудования до замены картриджей в принтере. Например, представителю звонят: "Ваша система не работает!" Представитель в мыле летит на завод и убеждается, что компьютеры в порядке, софт работает как часы, но выходные формы размножают на ксероксе, и как раз кончился порошок. Можно было бы попенять заказчику на его неграмотность, объяснить, что к бухгалтерской программе сия проблема не относится и спокойно отбыть домой, но представитель засыпает порошок и обучает пользователя впредь делать это самостоятельно. "Ключ" продаёт не программы. Он продаёт технологические линии бухучёта. "Под ключ", извините за каламбур. А значит, все проблемы увязаны - качество оборудования, расходные материалы, квалификация персонала. Вот такой уровень сервиса. Вот такой секрет. Если сможете, перенимайте. Только кое-кому придётся для этого начисто сменить, как говорят в народе, менталитет...

Проблемы

Основная проблема - политика государства. Налоги. Если бы на зарплату можно было выделять хотя бы раза в три больше от суммы договора, тогда не пришлось бы переделывать систему на ходу, работая по 12-14 часов в сутки. Можно было бы прекратить продажи на полгода и сделать рывок. Но сейчас это получится, если только перенять йоговскую практику и полгода не есть и не пить, а по возможности и не дышать. Поэтому приходится внедрять и внедрять систему, умножая работу по настройке, потому что вторая проблема - та, что на каждом предприятии - своя бухгалтерия, свои алгоритмы и свои тонкости. Конечно, в "Ключе" грамотные программисты, и они вынесли всё, что можно, из исходных текстов, в настроечные таблицы. Но требования бывают настолько оригинальными... Ещё одна проблема - исключительная консервативность бухгалтеров. Словом, проблем хватает. Но при всём при этом "Ключ" живёт и развивается, в то время как многочисленные в прошлом программистские фирмы теперь тихо помирают и переходят на торговлю в лучшем случае - софтом и хардом, а в худшем - водкой и тряпками. Это означает, что с проблемами в "Ключе" умеют справляться.


Опубликовано: ON LINE 1995 N1
© Алексей Бабий 1995