Нортландия: файлы жили в директориях и зарабатывали биты

Алексей Бабий известен красноярцам своей профессиональной и общественной деятельностью. Он активный член общества "Мемориал", автор рассказов и повестей, выпустил учебник работы с компьютером, вел компьютерную полосу "Евразии", теперь в "Красноярском комсомольце", готовится к выпуску специализированной газеты для компьютерных пользователей. Нынешним летом он руководил выпуском газеты в летней школе, о чем и рассказал корреспонденту "Е&А".

- Алексей, расскажи, где была летняя школа и для чего она?

-Это так называемая детская летняя компьютерная школа, сокращенно - ЛКШ. Проводится она в рамках краевой летней школы - КЛШ. Соответственно, тех, кто занимается в КЛШ, зовут калошами, а в ЛКШ - алкашами.

ЛКШ проводилась уже , наверное, седьмой или восьмой раз, точно не знаю, потому что попал в нее впервые. И очень жалею, что раньше не был. Меня звали, а я, дурак, не поехал.

В школе было организовано, как это сейчас принято, своеобразное государство. Называлось оно Нортландия, по имени славного Питера Нортона, автора Нортон-командер. В лагере собрали примерно 120 детей. Дети назывались файлами, жили в директориях. Начальниками над ними были файл-менеджеры. А самым главным был Норт-командер, директор лагеря Женя Кузнецов. Мы с ним учились в свое время.

Я, кстати, в первый раз в жизни побывал в пионерском лагере...

-А какой отбор был?

- Были специальные собеседования, выявление наклонностей. В лагере создали 16 учреждений. Одно занималось компьютерной графикой, другое специализированным программированием и так далее. Руководители, взрослые, экзаменовали и отбирали детей в свою команду.

- А дети все в компьютерах разбирались или были такие, кто увидел их впервые?

- Были и такие, кто неведомо как попал, компьютеров не видали. Это были довольно чистые гуманитарии. Я их набрал в свою газету, и уже в газете они осваивали компьютер.

- А что за газета?

- Называлась она банально: "Нортландская правда" с подзаголовком - "Почти ежедневная газета". Когда ее открывали, я не верил, что сумеем выпускать ежедневно, но мы смогли. Газета выходила каждый день.

- А как вы ее готовили?

- Преимущественно так: я лежал на кровати, а девять репортеров бегали по лагерю, собирали новости, брали интервью, делали зарисовки и даже небольшие художественные рассказики из жизни нортландских файлов. Периодически они забегали в редакцию, где стояло пять компьютеров, и набивали текст. Был один верстальщик. На этой должности они по очереди побывали все. Первый выпуск сверстал я сам, показал, а дальше они трудились самостоятельно. Один верстает, остальные подносят материалы.

- Но неужели они успевали собрать информацию на ежедневную газету?

- Не то, что за день, иногда за несколько часов и даже - минут.

- Кажется невероятным. Даже профессиональные журналисты так не работают.

- Видимо ноги у них не такие быстрые. Сроки выпуска были очень короткие. Материалы собирали весь день, а выпускалась газета за два часа. С десяти до двенадцати. Формата А-4 на двух полосах с рисунками и фотографиями.

В лагерь заезжал один знаменитый американец - Роджер Уильямс. Двое юных корреспондентов взяли у него интервью. А он по-русски - ни бэ, ни мэ. Мы решили ради прикола опубликовать нитервью без перевода. А на следующий день перевести и объяснить, что виновных повесили в шкафу.

На другой день мы с удивлением обнаружили, что интервью прочитали все, и никаких вопросов это не вызвало. Прикол не получился. А корреспонденты ходили чрезвычайно гордые, одна из них, Аля Рослова, самая крутая "акула пера", очень бойкая, толковая девчонка. Собирается стать международной журналисткой. И это был у нее первый опыт - интервью у американца.

Для ребятишек эта школа была хороша тем, что давала полную имитацию жизни. Вроде бы - игра, но на полном серьезе. В государстве Нортландия были свои деньги - биты. Рубли хождения не имели. Я через дней пять-шесть полез в свою сумку, достал бумажник и долго соображал: что там у меня за деньги и много ли на них можно купить? Как перевести эти тысячи в биты?

Помимо того, что дети занимались профессиональной деятельностью, они приобщались к нормальной рыночной жизни. Я в редакцию набрал тех, кого никуда не брали. И установил им расценки за репортаж, за строчку... и буквально через два-три дня та же Аля Рослова давай получать по максимальной ставке. Выше 500 бит получать было нельзя, потому что, как в реальной жизни, тогда задушат налогами.

А были у меня и такие, которые писать не умели. Для них я установил ставки за новость. Они и бегали, хотя бы новости собирали. Писать не может, зато что-то вытрясет. А под конец и эти расписались, тоже стали материалы сдавать.

Вся реальная жизнь, работа, бизнес прошли перед их глазам за эти две недели.

- Алексей, а где на находится такая замечательная школа жизни?

- Второй год она проходит в лагере "Горном" за Красноярском-26, Железногорском. Отбор туда очень жесткий. Ребята проходят собеседования, сдают тесты. Потом их отбирают учреждения, мало пройти отбор в школе.

Первые дни в лагере была биржа безработных, кого-то взяли, кого-то - нет. Люди остались за бортом. А там получаешь минимальное пособие по безработице, на которое жвачек шибко-то не напокупаешь. Такие ребята ходили, пристраивались. Много было очень смышленых, толковых. Я себя математиком давно не считаю, но поставили меня судить математические соревнования, потому что заканчивал университет. И я несколько раз крупно лажанулся, не понял: кто из них победил?

- То есть и сам чему-то научился?

- Нет. Вот когда домой вернулся и жену расспросил, а она порассказывала мне про то и это, тогда только чуть просветился.

Нужно сказать, что обстановка в лагере для детей была очень напряженной и деловой. У них практически не было свободного времени, чтобы бить баклуши. С утра - лекции в 9 часов обязательные, с 10 до 13 - работа, потом обед, а после соревнования. Вечером не веранде соберутся, попоют.

Про взрослых уже не говорю. Я считал, что работаю много, ложился в два, вставал в семь, а администрация, команда, которую ласково называли Норт-комендатура, раньше четырех не ложилась. Потому что было нужно обсчитать громадный объем экономической информации: кто сколько очков набрал в соревнованиях, перевести их в биты. А утром вывесить объявления: столько-то заработано, столько истрачено.

- Алексей, ты сказал, что сам впервые был в лагере. Ты и в пионерах не ездил? И не представляешь, что было раньше?

- В пионерах я не был, но немножко представляю. При коммунизме отдавал туда своего старшего детеныша. И боялся, что ЛКШ будет то же самое безобразие. Но тут совсем другое.

- Алексей, такие лагеря полезны для детей?

- Более чем. Это не только учит профессиональному взгляду на жизнь.

- А для тебя, преподавателя, лагерь тоже оказался полезным?

- Ну, во-первых, я давно не играл. Я слежу за реальной экономической жизнью страны. Приехал в лагерь, познакомился с системой. Ага, Абалкинский налог. Это мы походили. Другие головы ломают, а я сразу набрал "подснежников". Кроме меня там было еще два-три таких же шкала, которые быстро сориентировались. А остальные не разбирались. У них, как говорят в народе, менталитет еще наш, советский. Они за уравниловку в зарплате: ставить каждому по 216 бит ежедневно...

Забавно было наблюдать чисто экономически, профессионально, как вся история России года где-то с 87-го проходит в уменьшенных масштабах.

- И быстро-быстро, за две недели.

- Те же эволюции, только в игре. Издали закон. Я смотрю, вижу непомерные налоги. После планерки прихожу к Жене Кузнецову. "Женя, - говорю, - ёкалэмэнэ! Что за закон вы издали? А это, это и это учли?" Женя чешет затылок: действительно... А наутро - поправки.

Приятен сам факт, что можно прийт к тому, кто пишет закон, и сказать свое "ёкалэмэнэ". А в стране игра идет по-другому.

- Россия - огромная страна, которую сразу не повернешь.

- Поэтому и хорошо было поиграть. Все "вроде" как в натуре, но быстро изменяется. Хотя есть и сопротивление, и все остальное. Но в игре это выглядит не так грустно и гнусно.

- А кто организовал игру?

- Кузнецов Женя.

- Да нет. Он просто человек. А для создания лагеря необходима организация.

- Он - заведующий при районо или крайоно. Есть Центр, не помню точное название, который занимается развитием детей. У них компьютерные классы. Это в Октябрьском районе, где раньше был райком КПСС. Они и проводят эти летние школы.

- Алексей, а если кого-то заинтересует наш разговор и, допустим, родители захотят отправить ребенка в такой лагерь, то куда им обращаться?

- Организация называется, я вспомнил, Межшкольный учебный центр. Телефон Кузнецова Евгения Васильевича 21-26-01, а Межшкольного центра - 21-35-72. Туда можно позвонить. Но ребенку придется сдавать экзамены. И непростые.

Сергей ФЕДОТОВ


Опубликовано: Евразия, 7 октября 1995 г.
© Алексей Бабий 1995