ONLINE N6

Колонка редактора

Так что же такое программа? Произведение искусства? Продукт научной разработки? Промышленное изделие?

И сейчас-то ясность в головах не наступила. Любой хакереныш скажет вам, что программа - это предмет искусства, а любой продавец софта - что это изделие. И оба ошибутся. Причем ошибка их дорого обойдется их клиентам.

Десять лет назад этот, казалось бы, сугубо теоретический вопрос стоял и вовсе остро.

Надо вспомнить времена, в которые все это происходило. Пройдя этапы программирования научных программ "для себя", литературы "все об АСУ", структурного программирования и т.п., программистские умы дошли, наконец, до понятия "технология программирования". К тому же на Западе народ созрел до понятия коробочного софта и валом повалила литература о промышленной разработке программ. Идея была в целом разумной, и благодаря жесткой дисциплине разработки наконец-то стал появляться качественный софт.

У нас все это, как обычно, превратилось в пародию. В начале восьмидесятых ЦК КПСС издал постановление, из которого следовало, что отныне разработка программного обеспечения становится одной из отраслей народного хозяйства, такой как станкостроение и т.д. Партия сказала - надо, и срочно было создано соответствующее министерство (пардон, комитет), в очередной пятилетний план должны были быть включены пункты по разработке программного обеспечения в количествах, удовлетворяющих потребности советского народа, а самим программистам в срочном порядке разрабатывались нормы. Вот это и было самое смешное, то есть, пардон, самое грустное. Программисты переводились из ИТР в рабочие, предполагалось строить громадные фабрики, на которых бы программеры в синих спецовках, с восьми до четырех, конвейерным образом разрабатывали бы программные изделия. Предлагалось ввести соответствующие должности, типа мастер-программист, программист-инструментальщик и прочее.

Поскольку видимой продукцией программиста был текст программы, норму выработки предлагалось установить в строках этого самого текста. Годовая норма выработки предлагалась такая: 5000 строк текста на языке типа PL/1, для других языков (например, Ассемблера) разрабатывались поправочные коэффициенты. Исходя из этого планировалось количество строк программ, производимых за пятилетку, и необходимый для этого штат программистов. Вы думаете, я шучу? Ничего подобного, я сам присутствовал на заседании комиссии по технологии программирования при ГКНТ СССР, где все это обсуждалось, и челюсть у меня не отпала только потому, что я ее усиленно поддерживал двумя руками. Серьезные НИИ вполне серьезно исследовали эти нормативы, и уйма людей защитила на этом кандидатские и докторские диссертации.

Я пытался в те годы отстаивать идею, что программа не есть промышленное изделие. Программа - это ТЕХНОЛОГИЯ. Отдельные участки обработки информации автоматизируются, и программа просто описывает технологию преобразования информации на этих участках. Однако при этом нужно понимать, что автоматизированный участок - только часть общей линии переработки информации, и учитывать всю картину в целом. Мое вяканье, разумеется, мало кто услышал: где уж провинциальному программисту тягаться с волками типа В. В. Липаева. Госстандарт утвердил: программа - это изделие. Так и внедрили бы эти идиотские нормы, да тут грянула перестройка, и очередная пятилетка попросту не наступила.

Ну ладно, это все присказка. Речь-то не о том. Прошло 10 лет. Всюду - системные интеграторы, поставщики решений, информационные технологии... Слова-то какие! Душу так и греют! Ну, думал, не сгибла идея! Уж теперь-то все понимают, что к чему!

Однако, по мере того, как я знакомился с реальным наполнением этих слов, воодушевление мое угасало. Ой, как нередко поставка решения означает продажу клиенту славной коробки с MS Office + MS Windows! То есть MS Office действительно - решение для многих мелких и средних фирм, но ведь нужно же показать клиенту, что при его помощи можно делать! Причем речь идет не только об обучении. Речь идет о ломке подхода к обработке информации. Ведь сетевая работа в Office + Exchange + Windows - это принципиально другая работа. Речь идет не только о том, чтобы научить человека клепать документы в Word и рисовать диаграммы в Excel. Нужно показать ему, как делать по-новому ту работу, которую он делал до сих пор: рассылку писем, запрос информации от коллеги, составление расписания на день. Однако многие фирмы продают коробки с софтом и хардом так же, как продавали бы коробки с чоко-паем или телевизорами. Те же, кто дозрел до понятия программы как технологии, вместе с коробкой 1С-бухгалтерии ценой в пол-лимона, продают обучение и/или настройку этой 1С миллиона на 3-4. Осталось сделать небольшой шаг, но боюсь, что сделать его, похоже, некому, поскольку сапожники сами без сапог. Ну-ка, навскидку, представляете ли вы компьютерную фирму, не имеющую адреса в Relcom? Не использующую внутриофисную электронную почту? Имеющую некомпьютеризированную бухгалтерию? Сотрудники которой не умеют работать в Excel? Казалось бы, трудно этакое представить, но на деле таких фирм пруд пруди, в том числе и в Красноярске.

Врачу: исцели себя сам, повторяю я Вам. И то же самое говорю себе, выискивая и истребляя неавтоматизированные участки своей работы. Внедряя в себя, иногда кнутом и мечом, MS Exchange и Intranet. Отучая себя от беготни по офису посылкой сообщений по Mail. Чтобы когда-нибудь, когда директор фирмы придет ко мне за решением, я сказал ему: а вот оно, решение! Видите, как у нас сделано? Давайте сделаем Вам так же!


Опубликовано: ON LINE N 6 1996
© Алексей Бабий 1996