Вам шашечки или ехать?

В Центральном районе г. Красноярска внедряется безбумажная технология обработки коммунальных платежей. На вопросы журнала ON LINE отвечают: автор разработки, директор фирмы ТЕХНОПОЛИС Игорь Козяривский, , администратор сети ЖПЭТ-2 Центрального района Маргарита Меньшикова, главный специалист-программист администрации Центрального района Игорь Заречнев.

Алексей Бабий: Расскажите о сущности того, что Вы там сотворили.

Игорь Заречнев: Суть проблемы в том, что до настоящего времени все коммунальные платежи принимались по старинке. Трудоемко было отслеживать перечисления, которые поступали на счет ЖПЭТ, и было принято решение автоматизировать эту процедуру. Фирма ТЕХНОПОЛИС нам в этом помогла. У них была программа ТИТАН, которая уже эксплуатировалась в двух или трех трестах. Видя ее гибкость, ее преимущества (да и недостатки тоже), мы решили использовать именно ее. Эта программа была дополнена функциональными узлами, которые позволили работать по оригинальной технологии, которая до нас не применялась нигде. Я говорю о технологии безбумажного обмена между непосредственными приемщиками платежей от квартиросъемщиков и ЖПЭТов.

А.Б.: Если можно, поподробнее, в чем заключается безбумажность технологии? Есть ведь технологии, использующие компьютер, но тем не менее бумажные!

И.З.: Конкретно это заключается в следующем: раньше жильцам раздавались квитанции, книжки по оплате за свет, тепло, холодную и горячую воду. Квартиросъемщик приходил на почту или в Сбербанк и по этой книжке платил. Даже если не было пересчета, эта процедура была сложна. А уж пересчет - это целая эпопея! Мы отказались от этих квитанций. Теперь технологический процесс такой: все жильцы заведены в компьютерную базу и ежемесячно происходит расчет. Вся эта информация передается в пункты приема платежей. Жилец приходит, узнает, сколько ему нужно заплатить и за что.

А.Б.: Немного непонятно. База данных находится в ЖПЭТ, и она что перекачивается в почтовые отделения?

И.З.: Перекачивается только то, что необходимо. Какие виды услуг и что он за них должен заплатить.

А.Б.: В одно почтовое отделение или во все?

И.З.: Пока - во все почтовые отделения района. А в архивированном виде это полтора мегабайта. Это делается ежемесячно. Прием платежей ведется с использованием этой базы и программы, которую разработали на почтамте. Жильцы платят и ежедневно информация о платежах приходит в ЖПЭТ.

А.Б.: Тоже файлами...

И.З.: Кто заплатил, за что заплатил и сколько заплатил. Это сразу находит отражение в базе данных ЖПЭТ. Человек теперь может заплатить не сразу, а порциями и к тому же в различных почтовых отделениях. В конце месяца "подбиваются бабки", происходит перерасчет, формирование базы данных и рассылка ее по почтовым отделениям.

А.Б.: Итак, самое главное в том, что выбрасываются бумажные фазы: отчеты, посылаемые в ЖПЭТ из почтового отделения и обратно, а также квартирные книжки и квитанции. Кстати, а что остается на руках у жильцов?

И.З.: Квиточек, который выйдет из кассового аппарата. И все. Между почтовыми отделениями и ЖПЭТ будет, кроме файлов, циркулировать бумажный реестр, но только для подтверждения данных, находящихся в файле. А раньше он использовался и для ввода информации. Традиционные бухгалтерские документы остаются, от них никуда.

А.Б.: Маргарита, что Вы хотели бы сказать по этому поводу?

М.М.: Я, собственно, просто пользователь...

А.Б.: Вот, как пользователь, и скажите!

М.М.: Раньше мы работали с ВЦ, а теперь с программой ТИТАН. Главное преимущество новой технологии в том, что квартиросъемщик приходит, может сразу посмотреть долг и начисление. Если он согласен, может сразу же оплатить. У нас повышается сбор платежей. Раньше, при работе с ВЦ, была проблема с квитанциями. Они бродили очень долго, терялись... У нас сейчас всего две потерявшихся квитанции, а раньше было очень много. Меньше ошибок по начислениям.

И.К.: Раньше ЖПЭТ нагружал жильца своей работой. Чтобы заплатить, сначала нужно было все рассчитать, узнать тарифы...

А.Б.: Причем ЖПЭТ обычно размещают у черта на рогах. В Центральном районе на Брянской, в Железнодорожном - на Озерной, то есть там, где никакой транспорт не ходит.

И.К.: В Кировском районе ЖПЭТ разместили аж у горы. Бабушки отказываются платить: они до этого ЖПЭТа дойти не могут!

А.Б.: Да и не только бабушки.

И.К.: Цель, к которой нужно стремиться, - чтобы было как на Западе, где человек пришел в маленькое отделение своего банка, произвел платеж и купил недвижимость в Сан-Франциско, находясь при этом в Париже. Или купил акции австралийской компании, которая находится за тридевять земель. Там это все выглядит красиво и сделано на общем уровне. Если удастся сделать что-то подобное на региональном уровне, будет просто здорово. Чтобы человек, находясь в любом месте, мог получить нужную информацию или произвести нужные действия.

А.Б.: Ну, если уж развесить губу как следует, то это можно бы делать прямо из дома, сунув пластиковую карточку в щель компьютера.

И.К.: Мы начали с коммунальных платежей, но это только первый шаг. Существенно, что в этом принимают участие несколько ведомств и они начинаются обмениваться электронными данными. Даже в пределах одного ведомства это бывает проблемой...

А.Б.: Почта, ЖПЭТ... Кто-то еще?

И.К.: Сбербанк. Администрация района. А где три - там четыре, пять. Когда-нибудь этот процесс охватит все взаимодействующие ведомства. Как грибы, начнут вырастать эти маленькие союзы, которые будут обмениваться между собой информацией, нужной друг другу. Не так, как сейчас: каждый сидит, чем-то владеет, и об этом либо никто не знает, ибо он никому не дает.

А.Б.: Если я что-нибудь понимаю, Вы решили создать АСУ-город снизу, явочным порядком?

И.К.: Да, причем во главу угла ставятся интересы жителей, а не руководства. В задаче коммунальных платежей тоже есть две стороны. С одной стороны, упрощение работы администрации, ЖПЭТ. Но главное - это облегчение для жильцов. Вместо того чтобы, путаясь, подсчитывать что-то в книжках, потом бегать по разным местам (а подсчитал неправильно, и денег не хватило) - просто оплатить в удобное время, может быть, порциями...

А.Б.: То есть, Вы работаете по горизонтали. Вы, представители трех структур, договариваетесь между собой, ну а город сверху не давит, не заставляет это делать как-нибудь по-другому? У них там другие планы, может быть? Вы собрались втроем и решили проложить дорогу, а оказывается, уже давно метро строится и дорога Ваша не понадобится? Учитывали ли Вы этот момент?

И.К.: Кто-то там, может, и говорит: "Мы, мол, построим метро". Но это так разговорами и кончается. Метро, кстати, все-таки строится, а АСУ-город лет десять ни с места.

А.Б.: Пожалуй, не десять. Я помню, еще в семидесятых все это началось.

И.К.: СКТБ "Наука", ВНИИ ПС, кто-то том еще исправно проедал государственные денежки, а где результат? Где есть хоть один работающий элемент этой системы? Деньги-то в АСУ-город были вложены гигантские, полгорода на них можно было построить. Идеями бросать - это каждый умеет, а тут нужно делать что-то... Остаются люди и организации, которым нужны не красивые обещания, а реальные дела, кооперация и совместное решение своих проблем.

А.Б.: Да, но глобальная система подразумевает выработку неких стандартов. Например, стандарт передачи данных. То, что Вы сейчас делаете, либо должно стать стандартом, либо помрет в борьбе с более сильным стандартом. Об этом Вы думали?

И.К.: Всегда все должно стандартизироваться. Без этого нельзя. Должны быть стандарты организационные, программистские, технологические. Стандарты внедряются двумя способами: при первом - какая-то крупная контора спускает их сверху (но сейчас этого нет: и некому, и не хочется); при втором - стандарты устанавливаются самими участниками процесса. Набирается критическая масса, они садятся и вырабатывают стандарт, который со временем может корректироваться. Или существует несколько стандартов, которые друг друга понимают. Как в телекоммуникациях: любая хорошая программа поддерживает несколько протоколов.

А.Б.: Я не совсем это имею в виду. Технические вещи - да: пользуешься известным протоколом... Вот простой пример, который сразу пришел мне в голову. В любой районной администрации существует база данных по жителям района, которая используется на выборах. Плюс создается база данных, опять-таки по жителям, которая используется в ЖПЭТе для автоматизации сбора коммунальных платежей. Как-нибудь эти базы данных связаны друг с другом? Может быть, не стоило ЖПЭТовскую базу создавать отдельно? Вы взяли один срез информации и на нем что-то построили. Но Вы продублировали некую работу, которая уже была проведена. Выборы у нас чуть не каждый месяц, и эта база наверняка находится в актуальном состоянии. Наплодятся базы данных, дублирующие друг друга, несовместимые друг с другом...

И.К.: Все мы в хорошем смысле слова лентяи, и все мы ищем способ не делать какую-нибудь работу. Все в конце концов придут к первоисточнику информации - через месяц, через год, через два.

А.Б.: Но эта база может быть недостаточно структурирована. В Вашей базе, насколько я понимаю, "сидит" только ответственный квартиросъемщик, в базе администрации - только электорат, а детишки сидят вообще в третьей базе и не связаны с первыми двумя никак.

И.З.: Когда все это начиналось, мы действительно взяли базу данных, подготовленную для выборов, и импортировали ее в ТИТАН. А потом задумались о том, нельзя ли базу данных ТИТАНа использовать для поддержания в актуальном виде базы данных по жителям района. Ведь в ЖПЭТ хранится не только информация о квартиросъемщиках, но и полностью информация из паспортного стола. Все, кто прописан, фигурируют в ТИТАНе.

А.Б.: Так вот он, первоисточник! Правильнее было бы не из базы по выборам качать данные в ТИТАН, а наоборот!

И.З.: Если б они на тот момент в ТИТАНе были... Еще одна из программ ТЕХНОПОЛИСа, программа ФАВОРИТ, позволяет делать то же, что и ТИТАН, кроме расчета квартплаты. Мы эту программу установили в РОВД. РОВД - это единственное место, где человек, хочет или не хочет, фигурирует, куда бы он ни прописывался: в частное ли жилье, в муниципальное ли, в ведомственное ли...

А.Б.: А ЖПЭТ, стало быть, отслеживает только муниципальное жилье... То есть это еще не первоисточник!

И.З.: Теперь у нас плюс к почте и ЖПЭТ добавляется РОВД. Кое-что там делается вручную, но ближайшая наша задача - автоматизировать процесс полностью, чтобы передавались именно файлы. А к выборам мы просто берем базу РОВД и печатаем списки. Мы уже сейчас имеем в актуальном виде базу данных о жителях. Мы можем сказать, кто где живет. Там и дети фигурируют, кстати.

А.Б.: Итак, взаимопроникновение баз началось, и основная проблема будет в том, что разные ведомства самопально насоздавали чего-то. Захотят ли они подладиться под Ваши стандарты?

И.З.: Когда я покупал программу, я поставил условие, что покупается она с правом распространения по району. Понятно, что эта же база нужна и налоговой инспекции, и многим еще ведомствам. Только в администрации района есть как минимум пять отделов, где нужна эта информация.

А.Б.: Осталось только каждому человеку присвоить код страховки, чтобы был уникальный ключ.

И.К.: В идеале каждому жителю района выдавалась бы личная карточка типа удостоверения личности, чтобы он мог, например, покупать со скидкой в местных магазинах, бесплатно пить пиво на празднике города...

А.Б.: Ну, уж это ты загнул. Кто за все это платить будет?

И.К.: Все предпосылки к этому есть.

А.Б.: Интересно. А этот могущественный джинн может, положим, зарплату учителям выдать вовремя? Или его возможности ограничиваются бесплатной раздачей пива?

И.К.: Можно, конечно, зарплату выдавать пивом.

А.Б.: Пиво у джинна есть, денег нету. Как пел Высоцкий, "кроме мордобития, никаких чудес...".

И.К.: Но вернемся к нашим делам. Известно, что централизованная плановая экономика себя не оправдала. Остаются только саморегулирующиеся системы. Так вот, если мы начнем создавать элементы какой-то системы, то, в конечном итоге, эта система будет саморегулирующейся. Вопросов всего два: кто-то хочет эту систему создать или разрушить? А элементы поддаются саморегуляции? Должны быть качественные решения, качественные программные продукты, качественная работа людей. Эволюционно будет создаваться саморегулирующаяся система: АСУ-район, АСУ-город, АСУ-регион...

А.Б.: Ну, это просто Нью-Писюки какие-то!

И.К.: Почему бы и нет? Я не исключаю, что такие системы могут распространиться на всю страну. Вот пример перед глазами - Internet. Разные люди, разные компьютеры, разные ведомства- неважно, лишь бы они могли обмениваться информацией. Чтобы запрос из Москвы типа: "Сколько у Вас в крае молодежи" не заставал врасплох.

А.Б.: Логично, но как раз по этому поводу имеются сомнения. Идеальным решением был бы, положим, постоянно работающий сервер..

И.К.: АСУ-город так и предполагалось строить: в каждом районе мощный сервер, с которым все общаются on line. Кто этим займется, и, главное, кто за это будет платить? Нужно исходить из того, что есть на самом деле. Когда-нибудь, возможно, это решение удастся осуществить. А ведь до сих пор никто не знает, что должно храниться на этом центральном сервере.

А.Б.: Почему же. Я присутствовал на семинаре по геоинформационным системам, и там это звучало примерно так: карта Красноярска с привязанными к этой карте базами данных. Например, базы по конкретному дому содержат и информацию о жильцах, и информацию о сроках прокладки кабелей, труб, и прочее. Тогда можно было бы, например, автоматически решать задачу оповещения конкретных жильцов при ремонте коммуникаций. Или, положим, поступило сообщение о возможном взрыве газа в некоем доме, и автоматически определяются радиус поражения и списки отселяемых жильцов. По идее, это должно выглядеть так. Кто бы взялся это сделать?

И.К.: Есть люди, которые за это взялись. Заканчивается это вот чем. Например, Кировский район состоит из тридцати восьми планшетов, где есть только коммуникационная информация (канализация там есть, а телефонной сети, например, нет). За полтора года талантливые трудолюбивые люди, которых к тому же финансируют, сумели ввести всего-навсего четыре планшета. Сколько лет нужно, чтобы закончить работу? Сколько еще нужно денег? Сколько еще нужно информации? Какая техника нужна, чтобы все это обработать? Да, это нужно делать, но это мы не сделаем никогда. Делать нужно то, что дает отдачу. Я допускаю, что лет через пять эти решения изменятся. Будут решения более красивые, более лучшие. Если, например, мы доживем до времен, когда каждый будет иметь пластиковую карточку. А кто будет решать сегодняшние проблемы? Все хотят шестисотые мерседесы, а как в них ездить по болоту?

А.Б.: Я "прикапывался" к Вашим идеям из интереса, чтобы понять, осознавали ли Вы те или иные проблемы. На самом деле я во многом с Вами согласен. Я тоже сторонник того, чтобы было нечто реально работающее, пусть даже оно недостаточно красиво выглядит. Знаете, как в известном анекдоте, когда мужик торопится, ловит такси. Такси едут мимо, зато останавливается задрипанный "Запорожец". Мужик: "Да ну, не поеду, шашечек нет!". Шофер: "Так Вам шашечки или ехать?". Есть любители шашечек, а есть любители ехать. Вы, похоже, относитесь ко вторым.

И.К.: Я хотел бы сказать напоследок, что людям, заинтересованным ехать, нужно объединиться и ехать вместе. Одному купить выделенку дорого, а двум-трем организациям - дешевле. И так далее. Может быть, общими усилиями, на энтузиазме, мы задачу все-таки решим.


Опубликовано: ON LINE N8 1996
© Алексей Бабий 1996