Заметки на полях

Прежде всего - два слова о технологии исследования.

Даже в таком урезанном виде (в опросе участвовало около половины компьютерных фирм города) абсолютные цифры наводят на всяческие размышления. Однако грех был бы пропустить такой случай и не сравнить структуру реальных продаж со структурой предложения. Мы предусмотрели это и, для совместимости с данными, приводимыми С. А. Бородиным в его информационном бюллетене, позаимствовали структуру перечня товаров и услуг из "Инфобюла", с любезного разрешения его автора.

Ну вот, а теперь заправим салфетку за воротник и не спеша полакомимся цифрами, идя при этом, как положено, сверху вниз слева направо.. Рецепт написания обзора несложен, как рецепт "Инвайта": просто добавь воды! Чем мы сейчас и займёмся.

Пункт 3.5. Продано 20 бухгалтерских программ для малых предприятий. За три месяца. При том, что не менее трёх фирм-участниц активно занимаются этим бизнесом. Честно говоря, верится с трудом. Скорее всего, фирмы, занимающиеся в основном "железом", не включили в анкету данные о софте. Вот в пункт 3.4 верится сразу: продажи больших программ крупным предприятиям - штука нечастая и оттого запоминающаяся.

Жутко удивили продажи пятидюймовых дискет. Почти двадцать тысяч пятидюймовок куплены народом за три месяца, а я-то уже изъял из методических пособий технику работы с ними и не рассказываю о том, что нельзя хвататься руками за прорези и о том, как пользоваться "презервативами". Поторопился! Конечно, эта сумма на порядок ниже суммы продаж трёхдюймовок. И всё же... Причём, судя по ИНФОБЮЛу, в это время предлагались даже дискеты на 720К. Если их всё ещё предлагают, значит, они кому-то ещё нужны. Значит, не извелись ещё экстишки... Что ещё характерно - разброс цен на дискеты. Одни и те же 3М-овские дискеты в разных фирмах стоили в феврале от девяти до шестнадцати долларов за коробку. Понятно, что кто-то пытается выиграть за счёт массы прибыли, а кто-то за счёт нормы прибыли, но на что рассчитывают последние - мне, ей-Богу, не понять. Одно из двух - или у нас конкуренция недостаточно низкая, или покупатели глупые.

Любимый анекдотчиками пятый пункт. Люди поняли, что простота хуже воровства и активно начали покупать источники бесперебойного питания. Почти тысяча компьютеров за три месяца оснащены UPS. Надо полагать, что доля домашних истребителей DOOM-ских чудовищ в нём не очень велика. Стало быть, в конторах начали понимать, что информация стоит дороже железа (в данном случае UPS). "Упсов" предлагалось море разливанное, ценой от трёхсот тысяч рублей до шести тысяч долларов, правда, большинство - не со склада. А полсотни проданных плат мониторинга UPS говорит о том, что сетевые администраторы пошли ещё дальше и, надо полагать, не от хорошей жизни.

Полторы тысячи проданных калькуляторов я ставлю себе в упрёк. Полторы тысячи пользователей не знают, что в Excel вычислять удобнее, чем на калькуляторе. Правда, Excel и стоит несколько дороже...

Пункт 7. Дожала, дожала налоговая наших бизнесменов. Раскошелила их на две сотни кассовых аппаратов. И заметьте качество товара: продаваться продаются, а ремонта не требуют (а может, ремонту не подлежат?).

Пункт 8. Ну вот, наконец, пошло компьютерное железо. Продано три тысячи мышек. Я бы, будь по мне, поместил бы мышки не в комплектующие, а в расходные материалы: стоит месяц поиграть в LINES, и ей приходит каюк. Прикиньте: в городе ежемесячно продаётся три тысячи компьютеров и дохнет тысяча мышей. Одно из двух: или пора устраивать чемпионат по LINES, или народ активно переходит на программы под Windows.

Вот цифры продаж SIMM (8.3) говорят о том, что второе предположение более верное. Триста машин в месяц upgrade-ся как минимум до 4М "мозгов", а скорее всего, до 8М. Кое-кто смотрит дальше и хватает сразу 8-ми и 16-ти мегабайтными SIMM-ами (и таковых почти сотня в месяц). Тут уже пахнет Windows NT, юниксоидами и т.п. Между тем фирмами в феврале предлагались и SIMM на 1М, на 512К и даже на 256К. Однако поезд еже давно ушёл, и ни один из этих SIMM куплен не был...

Трудно поверить в то, что в городе горит 682 видеоадаптера в квартал (8.7). Стало быть, народ покупает их для какой-то другой цели. Я полагаю, что на этот подвиг людей подвигла недостаточно хорошая картинка любимой игрушки. Впрочем, если сравнить эту цифру с 658 проданными корпусами (8.12), то ситуация проясняется. Сгорело или заменено всего 24 видеоадаптера, остальные просто вставлены в 658 компьютеров, собранных на коленке частными любителями.

А вот жуткое количество проданных вентиляторов (8.6) озадачивает. Может быть, это хитрость фирм-производителей: чтобы увеличить спрос на вентиляторы, они понижают их качество? С другой стороны, шибко-то на 5-10-долларовых вентиляторах не разбогатеешь, даже если продашь их тысячу штук.

Заглянув в графу 8.8 (винчестеры), я расстроился до слёз: треть пользователей всё ещё покупает "винты" ёмкостью менее полгигабайта. Что они с ними собираются делать? Замечу также, что, судя по ИНФОБЮЛУ, предлагались в основном винчестеры ёмкостью более полгигабайта и ценой в те же две сотни долларов. Я ещё понимаю пользователя, который жмётся выложить ещё двести долларов и купить "винт" в 1Gb. Но, хоть Вы меня застрелите, я не вижу резонов покупать HDD 360Mb за 190 долларов, когда рядом продаётся HDD 540Mb за 200 долларов.

Опять-таки дисководы (8.9). На первый взгляд, кажется, что их продаётся чересчур много. Но если учесть, что из 903 дисководов 658 ушли известно куда, картина станет более естественной. Дисководы непременно должны выходить из строя, особенно вследствие того, что всё больше компьютеров стоит дома. Вот только одна история, рассказанная Робертом Кролем: придя как-то к друзьям, он попытался починить отказавший трёхдюймовый дисковод. Разобрав агрегат, он обнаружил внутри пятидесятирублёвую монету. Пятилетний сын друзей был сурово допрошен и признался, что они играли в автобус и платили за проезд в щель дисковода, как в кассу. (Меня, кстати, удивило в этой истории ещё и то, откуда пятилетний человек мог знать про то, что в автобусах бывают кассы). Вспоминается также семилетний сын священника из Белокурихи, который умудрился запихать трёхдюймовую дискету в пятидюймовый дисковод. Так что рынок дисководов можно считать перспективным.

1245 клавиатур (8.11) - это я понимаю. Путь даже 658 из них приладятся к 658-ми корпусам (8.12). Остальные полтысячи - результат неумеренной игры в DOOM и безудержного курения в процессе этой игры.

Наконец, процессоры.

Слухи о победном шествии Pentium Pro оказались несколько преувеличенными. Да и на Pentium пока спрос не так велик, как ожидалось. Вершиной желаний большинства покупателей является DX4 или, на худой конец, DX2. К тому же для увеличения производительности гораздо полезнее прикупить пару дополнительных SIMM, чем менять процессор. Придётся подождать, пока 486-е не изведутся методом естественной убыли, как электорат Г .А. Зюганова или процессоры 386. Полсотни чудаков, купивших в первом квартале 386 или 486SX, сделали это разве что по исключительной бедности и уж точно, не от большого ума. Что любопытно, судя по ИНФОБЮЛУ, 386-е процессоры вообще не предлагались на продажу, да и 486SX почти не было. То есть, эти полсотни, что называется, "впарили" из неликвидов. Впрочем, на рынке системных плат (8.16) предлагались даже и 286-е.

А вот и мониторы (8.14). Опять-таки, будем считать, что из 1169 мониторов 658 приделаны к тем самым 658 корпусам. Оставшиеся 511, надо полагать, куплены взамен погоревших. Есть о чём задуматься.

Кто те счастливчики, водрузившие на свой стол мониторы с диагональю 21 дюйм? Скорее всего, это верстальщики, очумевшие от прыжков по полосе, чуть видной в 14-дюймовую форточку. Я им по-хорошему завидую. Растёт спрос на мониторы 15 и 17 дюймов, и это тоже хорошо. Заметим также, что предложение 17-дюймовых мониторов было всего чуть меньше, чем 14-дюймовых, реальные же продажи в сорок раз ниже. Оно и понятно: 14-дюймовый монитор стоит три сотни долларов, а 17-дюймовый втрое-вчетверо дороже, за эти деньги можно купить ещё один компьютер. Видимо, в ближайшее время картина существенно не изменится, а жаль: как-то развернул я на 17-дюймовом мониторе здоровенную таблицу в Excel, аж в зобу дыханье спёрло, до чего хорошо!

Компьютерная мебель (9) пока не очень приживается. И это на самом деле плохо. По роду своей работы нередко бывая в разных конторах, я вижу, до чего неудобно размещаются пользователи на обыкновенных столах. Теснота, монитор чуть не вплотную к стулу, системный блок вместе с "пилотом" - где-нибудь на полу, принтер размещается в самых неожиданных местах...

А вот пошли и собственно компьютеры. Вот тут можно провести некоторую статистику. 658 компьютеров собрано самими покупателями (другой причины покупки корпусов я как-то не вижу). Итак, в секторе персоналок:

658 - собрано покупателями.

1831 - продано no name

611 - продано brand name

60 - ноутбуки

Итого 3160 персоналок, по тысяче штук ежемесячно, причём "брэнды" составляют около 20 процентов.

Заметим также, что, согласно ИНФОБЮЛу, минимальные характеристики предлагаемых в первом квартале компьютеров - это 66 мегагерц, 4М памяти и 420М винчестер. Средние характеристики гораздо выше.

Итак, половину продаж в секторе No name составили машины 486DX4. Всё ещё популярны 486DX2 (26%). Но Pentium-ы уже достигли 12-ти процентов. А как обстоят дела в секторе Brand name?

Всё та же половина продаж у 486DX4. Всё те же 27% у 486DX2. Зато Pentium забрал 27 процентов, остальных процессоров почти не видно, их доли менее одного процента. Оно и понятно: если уж у покупателя есть деньги на "брэнд", то он будет брать "брэнд" помощнее. Думается, что в этом секторе доля домашних пользователей близка к нулю;

А что мы видим в секторе ноутбуков?

А в целом то же самое и видим. Учтём, что выборка здесь куда жиже (60 ноутбуков против трёх тысяч "больших" компьютеров), так что к процентам нужно относиться осторожнее.

Любопытно другое. Предложение ноутбуков в феврале -это 71 различная модель от 12 компьютерных фирм Красноярска (данные ИНФОБЮЛ). То есть в среднем каждая фирма продала пять ноутбуков за квартал, причём некоторые модели не удалось продать вообще. Или не удалось убедить пользователей в удобстве ноутбуков, или пока ещё наш покупатель недостаточно разбогател. Скорее первое: ноутбук вещь специфическая и нужная в основном бизнесменам. Большинство наёмных работников пока ещё не весьма мобильны и предпочитает на работе работать, а дома отдыхать.

На рынке копировальных аппаратов (14.4) треть продаж - "копиры" формата А3. Это вызывает лёгкое удивление, поскольку для канцелярских надобностей обычно достаточно формата А4. Тем не менее, покупатели поступают правильно, покупая "копиры" на вырост. Скупой платит дважды...

Фирмы, продающие "копиры", видимо, сами их и обслуживают. Во всяком случае, число договоров на обслуживание сравнимо с числом проданных аппаратов.

Интересно было бы сравнить число проданных модемов (404) с ростом числа абонентов глобальных сетей за 1 квартал. Неужто их список увеличился на четыре сотни? Верится с трудом. Что же тогда собираются делать с ними их счастливые обладатели? Ну, положим, факсы отправлять... Ну, положим, кто-то балуется удалённым доступом... Хотя число вызывает вопросы, в целом оно воспринимается с глубоким удовлетворением: несмотря на качество российской связи, количество смельчаков, рискнувших ею воспользоваться, растёт. Сравним с количеством продаж компьютеров за тот же 1 квартал: 12 процентов проданных компьютеров, считай, подключены к глобальной сети. Не так уж плохо!

Мультимедиа (18.1). 4-скоростные драйвы обогнали 2-скоростные по количеству продаж. А кстати, разве 2-скоростные еще выпускаются? Я думал, с ними уже покончено, но, видимо, на складах ещё кое-что есть! Всего их куплено 800 штук плюс 166 мультимедиа-комплектов (18.14). Поскольку в офисах мультимедиа не очень приветствуется, можно говорить о том, что минимум тысяча покупателей из трёх тысяч, купивших компьютеры - частные лица. Это к вопросу о том, на кого должна быть ориентирована реклама.

Куплено 458 легальных мультимедийных дисков. Не знаю, радоваться или плакать. Скорее радоваться. Лучше, чем ничего... В среднем каждый второй, установивший мультимедиа, купил по одному легальному диску. Хотя, конечно, говорить так некорректно: всё равно, что говорить о средней температуре по больнице. На самом деле, я подозреваю, 80 процентов легальных дисков куплено 20 процентами покупателей.

1 (один) человек купил Virtual Reality System. Отзовись, счастливчик! Мои дети хотят с тобой познакомиться!

В графе "Обучение" мы сделали промашку. Обучением компьютерному делу в городе занимается около 20 учебных центров. В список попали всего два. Не были опрошены такие мощные центры, как ЦИНТ и ИНОПРОФ. Эту ошибку мы исправим в следующем исследовании (по 2-му кварталу 1996 года). Кроме того, в этом же номере журнала Вы увидите отдельный обзор рынка услуг в Красноярске, где эта область будет освещена подробнее.

Вот 1040 пишущих машинок (20.3) меня поразили до глубины души. Я считал, что эти устройства вымерли как класс. Тем не менее на каждые три проданных компьютера приходится одна пишущая машинка. Конечно, это не древняя "Ятрань", это что-нибудь с памятью и непременно электрическое, но тем не менее...

А вот и статистика по принтерам (22). Слухи о смерти матричных принтеров оказались, опять-таки, преувеличенными. Всего продано принтеров 1255. На 177 лазерных принтера приходится 793 матричных и 285 струйных. Помимо всего прочего, это говорит о том, сколько народа предпочитает оставаться в DOS. Работать с матричными принтерами в Windows можно только от сугубой бедности.

Софт (23). Всего 4 покупателя антивирусных пакетов за три месяца. Негусто. Между тем, цена этих продуктов (точнее, регулярных новых версий этих продуктов) падает по мере увеличения количества легальных клиентов: большую часть этой цены составляет стоимость пересылки по электронной почте, которая раскладывается на всех зарегистрированных клиентов. Общими усилиями её можно было бы довести почти до нуля, если бы таких клиентов стало достаточно много. Однако народ предпочитает таскать древние версии друг у друга...

245 операционных систем (23.6), надо полагать, включают в себя и ОЕМ-вские экземпляры. Если это так, то в сравнении с тремя тысячами проданных компьютеров получается, что легальных ОС - 8 процентов от общего количества. Что, в принципе, не расходится с данными BSA о 90-процентном уровне пиратства в России. В следующем исследовании мы выделим ОЕМ в отдельную графу или попросим учитывать обязательно (возможно, некоторые фирмы это не учли). Тогда картина будет более точной.

На третьем месте - пакеты по законодательству (23.4). Не от хорошей жизни, надо полагать. Когда мы ещё придём к стабильным законам...

Ну, первое место по праву занимают сетевые программы. Почти тысяча пользователей в течение первого квартала переходят от локальной работы к групповой. Каждый третий! А если учесть, что минимум треть покупателей - частники, то каждый второй, если не больше. Сильно! А главное, это число хорошо коррелирует с полутора тысячами проданных сетевых адаптеров (25.1) и пятью километрами сетевого кабеля (26.1).

Забавно, но по числу продаж системы программирования стоят на том же уровне, что и текстовые процессоры и электронные таблицы (по 20 примерно штук), хотя спрос на последние куда выше. Даже 93 интегрированных пакета картину сильно не меняют. Вывод таков: программисты дошли-таки до мысли, что время дороже денег и документация окупится в первый же месяц. Юзеры до этого ещё не дошли, или им некому было подсказать. Опять-таки, сравнивая количество купленных продуктов "юзеровского" направления (93 интегрированных пакета+21 текстовый процессор+20 электронных таблиц), выходим на ту же неутешительную цифру в 96 процентов нелегального софта. Если даже отбросить тысячу домашних компьютеров (положим, купленных исключительно для игр), выходим на 92 процента, но хрен редьки не слаще... Единственное, что утешает - то, что, возможно, фирмы, торгующие софтом между делом и ориентированные в основном на "железо", просто отнеслись к заполнению этой графы недостаточно серьёзно. Но и в этом случае мы получим максимум 10 процентов легального софта. Есть над чем поработать...

Резюмируя, можно сказать, что в первом квартале 1996 года

* мы уже избавились от тяжкого наследия 386-х, но не перевалили окончательно через пик 486-х. ;

* достигли состояния, когда минимум каждый третий покупатель компьютера покупает его домой;

* по уровня пиратства идём на среднем для России уровне.

Что касается динамики, то о ней - в следующем номере, где будет приведён анализ второго квартала 1996 г.


Опубликовано: ON LINE, N5 1996
© Алексей Бабий 1996