Для начала я заблудился в Культурно-историческом центре. Бесконечные лестницы, переходы, тупики, непрямоугольные повороты... То меня выносило по пять раз на одно и то же место, то вдруг обнаруживалась потайная дверь, но ключа у меня не было. Мне всё это что-то мучительно напоминало. Ну конечно же, DOOM! Тем более, что я периодически налетал на бронзового вождя, который то стоял, непринужденно опершись, то вперивал в меня внимательный взгляд в темном закоулке, и тут же пялились со стен его мрачные кореша, а на входе стояла целая толпа бронзовых типов с твердым желанием перевернуть Россию. В DOOM я играл раза два, и оба раза не дошел даже до середины первого уровня, безнадежно заблудившись. В КИЦе меня выручили доброжелательные тинейджеры, которые видали и не такие лабиринты и быстро довели меня до редакции газеты NEWS. Позднее я спросил организаторов четвертого компьютерного фестиваля, учитывали ли они топографию КИЦа, когда планировали ход фестиваля. Оказалось - нет. Тем не менее именно КИЦ - идеальное место для фестиваля, который проводился КАК КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА. Впрочем, я не буду отбирать хлеб у коллег - юных журналистов и предоставлю слово им. На фестивале работали четыре газеты: "Экспресс-новости" газеты "МИГ" школы-комплекса №143 (далее - МИГ), газета станции юных техников Красноярска-26 ФЕСТНИК (совместный выпуск редакций газет "Сам Моделькин и К" и "МКА Конкурент", далее - СЮТ), "Окно Фестиваля" школы №68 с углубленным изучением немецкого языка (далее - ОКНО), а также бульварная газета NEWS, выпускаемая вашим покорным слугой со сборно-пузырной командой, сколоченной за день до фестиваля. Кроме того, профессионалы из АО "Диалог-Сибирь" выпустила очень красочное издание "Мастер-Класс!". Правда, о фестивале там ни слова, зато треть материалов была посвящена тому, что PC - это дерьмо, а Mac - это круто. Даже лучшие из маколюбов какие-то ушибленные - неужели больше не о чем писать? Мне эти маковские речи напоминают страдания самовлюбленного красавца мужчины, от которого жена ушла к мужичонке плюгавому и кривоногому, и который теперь только и твердит о том, какой красивый он и какой невзрачный соперник. Так ведь жене виднее: красивых глаз мало, нужно еще и ухаживать уметь... Впрочем, издание действительно великолепное, и все, что сделало АО "Диалог-Сибирь", генеральный спонсор фестиваля - великолепно. Плакаты, демоны, приглашения: дизайн мастерский, исполнение отличное! Спонсорами выступили также фирмы MaxSoft, КЛЮЧ, АДОНИС, РЕОНА, "Инженерный продукт", САТУРН, СИНТО, ТЕК, СТЕП, ЭЛИН, Аэрокосмическая академия, Высший колледж информатики. "Ключ", верный своей идее поддержки молодых талантов, проводил свой собственный конкурс алгоритмов.
Впрочем, вернемся к публикациям газет фестиваля.
Четвертый компьютерный Фестиваль проходит в Культурно-историческом центре города Красноярска. Здание центра, находящееся на берегу Енисея, очень красивое и настолько огромное, что напоминает сложный лабиринт. Разобраться без путеводителя в котором довольно трудно.
На первом этаже пятиэтажного здания участники получают маршрутные листы и входят в "Заповедник компьютерных демонов", который состоит из залов-комнат. Всего таких залов 8.
В каждом из залов можно заработать определенное количество компьютерных денег - демонов, которые можно обменят на более крупную валюту - ключи, а ключи - на кредитку, которая состоит из 45 кругликов. На них можно приобрести продукцию в "Лавке сокровищ".
Участники Фестиваля должны пройти 4 уровня заданий по возрастанию сложности. Здесь и логические игры, и графика, задачи, требующие знаний Роботландии, знания текстовых и графических редакторов. 4-ый уровень - "Мир творцов", где работают участники заявленных проектов.
(ОКНО).
-в первый день в Фестивале приняло участие примерно 1000 человек, из них по пригласительным около 700 человек и еще 300 человек заплатили за свое участие
-было развернуто 14 стационарных демонариев (хотя предполагалось создание 16) и еще 14 "ходячих демонариев"
-"ходячие демонарии" пользовались огромным спросом (о чем свидетельствовали длиннющие очереди) на нужды Фестиваля предполагалось задействовать примерно 140 компьютеров (сколько их было в действительности - узнать не удалось). (СЮТ)
Директор Фестиваля Евгений Васильевич Кузнецов
Корр.: Давно ли проводится Фестиваль?
Е.В.: Вообще это четвертый фестиваль, но был перерыв два года, после первого фестиваля, так что можно сказать, что фестиваль проходит уже шестой год.
Корр.: Такой Фестиваль единственный в Красноярске, или есть что-то подобное?
Е.В.: Такой Фестиваль единственный в России.
Корр.: Отличается этот фестиваль чем-нибудь от предыдущих?
Е. В.: Отличается очень сильно. Прежде всего масштабами: большое количество детей, компьютеров. Также очень сильно отличается структура.
Корр.: Есть ли у Вас спонсоры?
Е. В.: Да, нашими спонсорами являются более 20 фирм. Именно они выделили призы, технику, да и сами они проводят конкурсы.
Корр.: Не секрет, что практически у каждого мероприятия есть проблемы. Какие проблемы у этого фестиваля?
Е. В.: Проблем много. Конечно, не хватает техники. Вообще все вопросы решены как бы на 80%.
Корр.: Как вы оцениваете уровень знаний сегодняшних участников? Намного ли он отличается от уровня прошлого года?
Е. В.: Ну, рано еще говорить. Приходите на третий
день.
Е.В. Кузнецов встретил нас приятной улыбкой на открытии фестиваля.
-Подготовке к фестивалю прошла нормально?
-Да, были, но были проблемы. Например, фирма "Четвёртая линия" в последний момент выставила условие, что если будут вскрыты пломбы, то компьютеры придется купить. В результате компьютеров на фестивале меньше, чем надо, и они хуже, чем хотелось бы.
-Почему билеты стоят так дорого - 15 тыс.?
-Они стоят столько потому, что весь фестиваль был организован "просто так": компьютеры - просто так, здание - просто так, еда для рабочего персонала - просто так. И всё оплачивается без спонсоров.
-Что, на Ваш взгляд, самое интересное на фестивале?
-Самое интересное - "Мир творцов". Потому что там много интересных людей, компьютеров, программного обеспечения и всё на высшем уровне, к тому же там есть "Лавка сокровищ", где продаются "компьютерные" вещи.
-Откуда у Вас появилась идея создания уровней и что это такое?
-Организаторы съехались на пять дней, и там решали, как будет проходить фестиваль. Только на четвёртый день пришла мысль об уровнях, объединив наиболее интересные мысли.
Уровни - лабиринтная система, в которой участники фестиваля не знают, где что есть. И только когда зайдут куда-нибудь, узнают, что это такое. Таким образом зарабатывают демонов, и набрав определённое количество демонов для следующего уровня, и запаковав их, получают ключи от следующего уровня.
(NEWS)
"АЛГОРИТМ"
70 программистов попробовали свои силы в 1-ом туре. Ко 2-ому туру конкурса допущены 28 человек.
"ШТУРМ"
Предлагалось 2 задания, выполнение одного из них было обязательным:
1. Разработать собственную модель детского компьютерного фестиваля;
2. Разработать модель создания рисунка паркета.
В конкурсе участвовало 10 команд от 2 до 4 человек.
"НИС"
В качестве инструментального средства предлагалась неизвестная база данных. Требовалось создать записную книжку. В конкурсе участвовало 24 человека.
Зал компьютерных демонов
На 16.25 час. в Мир Творцов прошло 4 человека.
Лавка Соблазнов
К 16.00 раскупили все!
Лавка Сокровищ
Посетило лавку 30-50 человек. Покупали CD, CD-ROM, SoundBlaster и коробки дискет.
(СЮТ)
Используя весь подручный музейный материал, оборудовались будущие участники фестиваля, в юртах устанавливали свои компьютеры, пытались и вигвам приспособить для независимых компьютерных нужд. (ОКНО).
А больше всех нас поразил совершенно чумовой компьютер, установленный, естественно, в чуме. Представители народов Севера вязали в нем компьютерные сети.
(Анна Тарасенко, Надежда Иванова, NEWS)
При входе в культурно-исторический центр нас поразила огромная толпа учеников всех возрастов и их учителей. Оживленные школьники шумно проталкивались к гардеробу, несмотря на советы обслуживающего персонала оставаться в верхней одежде: желающих принять участие в фестивале было так много, что не хватало номеров. Бурный поток участников с мощным напором хлынул вверх по лестницы. (ОКНО)
Но не только соревнованиями занимались школьники: в Зале творцов они выпускали газеты, выходили в INTERNET, организовывали сеть фестиваля (да, почти все компьютеры в громадном КИЦе были связаны). Что поразило меня - так это четыре вещи:
-оказывается, детский конструктор LEGO можно присоединить к компьютеру и делать из него роботов, управляемых программой! Это живьем демонстрировали представители 118-й школы Красноярска.
-оказывается, в Красноярске-26 на станции юных техников вовсю функционирует INTERNET, и они там не просто гуляют по другим серверам, а создают свои страницы. Сделано все на очень высоком технологическом уровне, и ни одна из известных мне "взрослых" организаций этим похвастаться не может.
-оказывается, школьные редакции газет оснащены техникой чуть не на уровне цифровых фотоаппаратов и видеоплат. Во всяком случае, большинство газет выпускались с цветными фото.
-наши школьники (Алексей Лейбович и Антон Шаталов со товарищи) едва не переплюнули ID SoftWare и создали DOOM-подобную игру "Jail Breaker".
Как справедливо заметила газета "Окно фестиваля", оказывается, новое поколение выбирает не только Pepsi.
Вот, оказывается, какие интересные люди есть на фестивале. Это - INTERNETские люди. Вот кусочек интервью с одним из них:
- Владимир Фёдорович, как я поняла, с помощью ИНТЕРНЕТ можно "попасть" куда угодно?
- Да, практически куда угодно, только чтобы там был компьютер и адрес.
- Ну и где же вы были?
- За второй день мы побывали в Белом доме, выудили информацию про Билли Клинтона. Связались с Барбадосом, а сейчас шныряем по сети в поисках информации об интересных группах, например, Queen, да, вот ещё наладили контакт с NASA.
- А что же с первым днём?
- А вот в первый день сеть практически не работала, потому что у нас очень плохие телефонные сети в Красноярске. А вообще за рубежом к компьютерам телефоны не подсоединяют, просто проводок приделывают.
Может быть, и у нас скоро так будет, во всяком случае, хочется надеяться. (Аля
Рослова, NEWS)
Что касается газеты NEWS, она, как и положено бульварной газете, устремляла свою внимание не столько на технологические тонкости, сколько на скандалы и сенсации. На второй день она вышла с шапкой на полполосы:
Сенсация! Мокрое дело на фестивале! "АФОНТОВО" СДЕЛАЛО ЛУЖУ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОВЕР!
Речь шла о том, что телеоператор неосторожно обошелся с разовым стаканчиком с кофе.
В первом номере, опять на полполосы, подавалась такая сенсация: "Шли как-то два репортёра на сверхсекретное задание, как вдруг вражеская труба просвистела мимо их ушей и, промахнувшись по ним, раздавила местного таракана. Таракан получил травму черепа и был отвезён в реанимацию службой 911.
Если вы хотите помочь ему, пожалуйста, вышлите в виде материальной помощи крошки две-три хлеба". Падение трубы действительно имело место, но тараканы в бывшем музее Ленина не водятся - им там западло.
Кстати, заканчивался фестиваль в аккурат 22 апреля. Про день рождения вождя мирового пролетариата мало кто вспомнил, а кто вспомнил - так с ехидством.
1.Считаете ли вы проведенное на фестивале время потраченным впустую?
2.Нашли ли вы здесь новых друзей?
3.Пожелания фестивалю
Дмитрий и Михаил, шк. 41
1.Нет, выиграли мультимедийное приложение
2.Встечаем старых друзей
3.Так держать!
Антон Шаталов, шк.32
1.Очень понравился фестиваль, восхищаюсь им.
2.Да, и встретил массу знакомых.
3.Как можно больше таких фестивалей
(МИГ)
Ну что тут добавишь - побольше таких фестивалей!
Опубликовано: Красноярский комсомолец
25 апреля 1996 г.
© Алексей Бабий 1996