Дети не могут ждать

Internet - штука модная. А вот, положим, Internet на локальной сети, под названием Intranet, не хотите? Давайте послушаем человека, для которого это не модная игрушка, а смысл жизни. С Николаем Лебедевым, который работает на Станции юных техников Красноярска-26 заместителем директора по информационным технологиям, беседует Алексей Бабий.

 

Алексей Бабий - Николай Васильевич, Вас пока мало кто знает в Красноярске. Расскажите, пожалуйста, о себе.

Николай Лебедев - Высшее образование получил в Красноярске, в политехническом институте. Кафедра радиотехники, конструирование радиоаппаратуры. Потом работал в НПО ПМ, до 1993 года. Последние десять лет занимался автоматизацией проектирования аппаратуры. Потом настал момент, когда я "созрел" для того, чтобы уйти в образование. СЮТ попал в поле моего интереса, когда, будучи в команде городского совета, занимался программой информатизации города. Мы хорошо поработали тогда: в городе появились первые IBM-совместимые учебные классы.

А.Б. - Ну, не скромничайте: тут Вы впереди России всей! В Красноярске-26 лучшая оснащенность современными компьютерами в стране. Вы даже Москву с Питером переплюнули!

Н.Л. - Немалая заслуга в этом нашего мэра. Наши дети и до компьютеров отличались на различных конференциях, конкурсах, значит, база была хорошая. Один из этих комплектов передали в СЮТ. Плюс к тому у нас был лицензионный пакет NetWare, сетевое оборудование. Вот когда класс был развернут в СЮТе, я туда перешел. План был такой: реализовать наработанный опыт создания информационных систем, применив его к образованию. Наиболее эволюционизирующее воздействие такие системы должны были произвести именно на образование, потому что именно образование предполагает использование накопленных знаний. Традиционные системы - это книги, журналы, имеющие ограниченный срок годности, быстро изнашиваются. Дети больше всех нуждаются в информации, но вынуждены пользоваться допотопными средствами. Мы попытались устранить эту несправедливость и выстроить другую систему, создать сначала сеть в отдельных учреждениях, а потом объединить эти сети в общегородскую сеть. Прошло время, и оказалось, что эффект подобия сработал, многие школы срочно закупили себе аналогичное оборудование.

А.Б. - Оборудование - далеко не главное. Что с ним Вы делаете, вот вопрос.

Н.Л. - Конечно. Приходилось учитывать инерцию мышления и соизмерять ходы с общественным мнением. Мы (я и мой коллега Вячеслав Юрьевич Ревенко) начали свой проект с согласия директора СЮТ Зинаиды Анатольевны Качалкиной. Она оказала организационную и финансовую поддержку.

Нужно было сделать следующее. Во-первых, создать учрежденческую сеть. Это не только основа будущих технологий, но это еще и основа дисциплины. Сеть проявляется, когда есть дисциплина. Сеть сети рознь. Поэтому естественен следующий шаг: подготовить пользователей к работе в этой сети. Примитивный подход: изучай материальную часть, изучай описание пакетов, тренируйся, и, дескать, успех гарантирован... Многие этим путем и идут. Однако нужно другое. Нужна концепция. У нас концепция была. Это была концепция информационной системы, в которой содержится самая разнообразная информация о СЮТ: текстовая, графическая, изобразительная, видео... Мы возродили такие понятия, как проект, работа над проектом. Появились тексты выступлений на конференциях, готовые публикации. Но самое главное, там стала накапливаться история. В любом учебном заведении доста точно короткий цикл. Но в СЮТ это особенно заметно: дети занимаются там года три-четыре максимум. Чтобы история не умерла со сменой поколений, надо было понять, что это такое - история СЮТ, и дать детям инструменты для ее создания. Потребовалась нетрадиционная форма. Например, если кружок съездил на какое-то мероприятие, получил там призы, нужно было уговорить их написать отчет. Мы делали это не насильно. Мы решили создать такую моду, чтобы дети начали подражать. Дети учатся на подражании. Если кого-то одного научить, остальные начинают обезьянничать. Мы начали с выпуска газеты. Любое образовательное учреждение всегда имело стенгазету, но в последнее время наблюдается какой-то провал. Мы решили возродить газету.

А.Б. - На новом уровне... Это уже не листы ватмана, разрисованные еловыми ветками, перевитыми красными ленточками, с текстом, написанным от руки...

Н.Л. - Да. С одной стороны, компьютеры дают возможность делать стенгазеты куда профессиональнее. С другой стороны, информация уже существует в компьютерном виде, и это позволяет вложить ее в информационную систему. Нам это удалось. Вокруг этой газеты возникла группа ребят, овладевших приемами компьютерной верстки. Они не подозревали, что тут приготовлена для них ловушка.

А.Б. - То есть газета - это такой троянский конь!

Н.Л. - Тут мы начали демонстрировать аналог: газету без тиража. Это были решения, позволяющие отобразить публикацию на экране, осуществить поиск нужной статьи, подборку рубрик. И в этой оболочке, предшественнице Internet, была даже кнопка связи по модему. Она позволяет публиковать экземпляр, отправляя его адресату. Мы не подозревали, как близко мы подошли к Internet. Сеть где-то там разворачивалась, мы о ней даже не слышали. Но было ясно, что нужно найти средство электронных публикаций, которое превосходило бы технологию бумажную. У ребенка короткий производственный цикл. Он не может долго засиживаться, он не может долго ждать результата. Он должен сделать и немедленно получить отклик. Нужны быстрые, эффективные технологии.

А.Б. - Ну, положим, это нужно не только детям.

Н.Л. - Но детям - особенно. Взрослым можно объяснить задержку отсутствием материалов, чем-то там еще... У детей этот номер не проходит: интерес пропадает, и все, пиши пропало.

И вот, когда мы прочитали про Internet, то поразились, насколько хорошо она вписывается в нашу концепцию. Это было идеальное решение того задания, которое мы сформулировали.

А.Б. - Вот это и есть самое ценное. Большинство людей приходит в Internet следуя моде, не представляя себе, что Эto такое. Для них это цель, а для Вас -средство...

Н.Л. - Первые пробные эксперименты но использованию Internet у нас были обречены на успех: мы четко знали, чего мы хотим. Мы знали, что нам (пока!) не нужно подключение к всемирной сети...

А.Б. - А большинство именно в этом и видит смысл Internet!

Н.Л. - Нам нужно было создать среду, в которой ребенок, начиная со школы, мог быть в одном окружении, находясь в разных географических точках нашего города: в школе, в СЮТе, а теперь еще и дома. Домашний компьютер, оснащенный модемом - это уже не редкость в нашем городе. Internet просто расставила все на свои места.

А.Б. - Тем более, что Ваша среда совместима с мировой. Лихо!

Н.Л. - А тут еще появилась Intranet. Стало ясно: нам нужен Web-сервер, нам нужно удаленное подключение к сети. Таким решением стал Internet-сервер Европейского Академического центра Microsoft. Это был свободно распространяемый продукт. Он сразу заработал, с января 1996 года. Правда, нам потребовалось установить Workstation-NT, тоже свободный продукт. Мы запустили в сети СЮТ протокол TCP/IP, построили свою адресную сетку и назвали все это Sytnet - классическая локальная сеть Novell NetWare, дополненная протоколами Internet (TCP/IP, FTP, WWW, Gopher, SMTP, DNS). Мы получили локальную сеть, максимально приближенную к Internet, в которой можно отрабатывать навыки работы с глобальной сетью.

Как только заработал сервер, потребовалось ввести новое понятие - информационной системы. Здесь мы тоже пошли на маленькую хитрость. Мы назвали первую домашнюю страничку Большой Книгой. Книга состоит из страниц, каждый член сети может стать автором страницы, используя материалы, предоставленные, в том числе, и другими авторами. То есть он может быть автором своей странички и соавтором странички другого. Сейчас мы набираем критическую массу авторов, после которой процесс расширения книги становится неуправляемым. Стало ясно, что возникли новые отношения между детьми. Тут и совместные продукты, и взаимодействие, и соблюдение авторских прав. Это навыки коллективной работы, это нечто большее, чем просто пролистать страничку. Организовать у ребенка желание создавать и публиковать - это более сложная, но и более эффективная задача. Дети меняют отношение к своему труду. Некоторые даже поменяли свой профиль, свое хобби. Вдруг программисты стали писать статьи, а кто-то занялся рисованием. Настроенные на техническое творчество дети стали работать в гуманитарных областях... Но сразу же бросилась в глаза слабая образованность детей. Умение владеть словом, умение выразить свою мысль оказалось на таком низком уровне... Мало того, у многих возникает комплекс. Он видит, что не может сделать так, как его сосед - и молчит. Мы старались, чтобы у них возникло уважение к труду и к публикации своего труда. Web-технология оказалась очень живучей после того, как мы перешагнули через определенные комплексы. Например: я напишу, а вдруг кто-нибудь спишет и выдаст за свое, и никто не узнает, что это я написал.

А.Б. - Интересно, как в сетях защищается авторское право.

Н.Л. - Да никак. Там нельзя указать, что это - только для чтения, но не для копирования. Но зато всегда можно сравнить даты публикаций, и все станет ясно. Авторское право - это то, что делает детей похожими на взрослых. Когда это до детей доходит, это их здорово меняет. Это позволяет ребенку занять место в гипертекстовой иерархии, и те, кто раньше считали его "неумехой", приходят к нему с совершенно другим отношением. Перестройка иерархических отношений у детей - это, согласитесь, очень важный процесс.

А.Б. - Культ не силы, а талантов...

Н.Л. - Данный феномен показывает, что играть с этим нельзя. Нельзя пренебрегать тем, что интернетовские публикации - сильный механизм. Его надо максимально использовать.

Но самое главное, что мы увидели Sytnet - это то, что это среда, в которой существуют модели. Мы можем, например, смоделировать фирму. Моделирование истории - это был только первый шаг. Это хроника, это описание событий, это анализ событий. С другой стороны, это модель кружка по интересам. Накапливается информация об участниках, их личные данные, их отношение к окружающим событиям. Кроме того, каждый участник становится объектом для подражания. Приходят новые ученики, подражают старшим, потом начинают вносить что-то свое. Раньше для этого были выставки. Sytnet в этом смысле становится постоянно действующей выстав кой. То есть это была модель СЮТ для экскурсий в прошлое. Однако ее легко преобразовать в модель для экскурсий в будущее. Для этого нужно создать странички с объектами, которые еще не существуют. Например, у нас есть страничка "Интерьер", где дизайнеры занимаются синтезом интерьера помещений СЮТ. Перед тем, как купить мебель, мы можем ее расположить. Умение использовать пакет 3D-Studio становится целесообразным. Перестановка целей и средств на свои места, на мой взгляд - главное в технологии. Это должно восторжестовать в образовании: обучать не для того, чтобы знать пакет, а для того, чтобы сделать то, чего еще нет. Реализовать свою мечту.

Вырисовывается такая схема: если мы говорим о том, что в учреждении есть SYTnet, то мы говорим о том, что задача Sytnet - это накопление информации об окружающем мире, мы использкем эту информаци. как учебный материал для воспроизводства информации, и нам нужны технологии, которые будут это поддерживать: технологии создания страничек, технологии создания объектов... Здесь в ход пойдут все технологии: и видео (техническое, в котором грамотно расставлены акценты, выделено главное), и слово (начиная от простых редакторских работ до продуктов, созданных техническими писателями) и звук. Ребята волей-неволей со всем этим знакомятся. Причем важно не делать крен в чисто техническую сторону. Даже если ребята занимаются сугубо техническими вопросами, я требую, чтобы результат исследования они оформили в виде страницы. Цепочка "узнал-сделал-поделись-опубликуй* обязательно должна замкнуться, потому что опубликовав свою работу, он получает плату за свой труд. Он получает признание, он получает авторитет. Причем важно, что публикация мгновенная. Появилось ощущение, что работа идет в реальном времени. Как только он опубликовал страничку, ее тут же увидят и уже через несколько минут могут задать вопрос. Возникает четкая требовательность к автору, причем у самого автора. Он не может позволить себе небрежность. Эффект короткого времени публикации очень силен. Ребенок ощущает свою причастность к событиям. Для ребенка очень важно самоутверждение. Для этого и нужни аудитория и место. Раньше это была лавочка у подъезда, а теперь - Sytnet. Положим, ребенок владеет некоторой локальной истиной. Кроме него, ее никто не знает. Ну так опубликуй! Он говорит, что, дескать, кто это читать будет. А это уже другое дело. А прочитают, может, и спасибо не скажут. Главное, что снимается комплекс. Он взял и опубликовал, не имея в виду конкретного читателя. И он более свободен в выборе средств. Он перестает участвовать в перепалке, он начинает просто излагать свои мысли. Он свободен от эмоций и становится более доступным.

А.Б. - Хорошо. Вот Вы используете Intranet на более высоком уровне, чем большинство. Вы побуждаете детей к творчеству. Вы обучаете их поведению и информационном обществе. Не задумывались ли о том, как эту технологию использовать, скажем, в управлении фирмой? Как изменятся процессы управления, если они опираются на Intranet?

Н.Л. - Основа та же: учрежденческая информационная система. Главное, что технология использования информационного пространства проста и доступна. Вы не напрягаетесь, а просто пользуетесь. Почему Internet так бурно и развивается. Любой может быстро освоить браузер, искать по контексту. Вместе с тем сеть формирует человека, приучает его действовать более четко. Информационные потоки упорядочиваюгся, обретают структуру. В сети появляется масса документов, которые доступны и в то же время могут служить основой других документов. Гипертекст, который лежит в основе Internet, заставляет хорошо структурировать информацию, дозировать ее.

А.Б. - Когда-то такие надежды мы возлагали на компьютер. Но, у кого на столе бардак, у того и в компьютере все файлы перемешаны, не скопированы... Попав в сеть, не увеличит ли он хаос? Иными словами, автоматически ли достигается упорядоченность?

Н.Л. - Не автоматически. Но так же, как компьютер вынуждал человека навести хоть какой-нибудь порядок (пару раз потеряв свои файлы, человек приучается архивировать их), так и сеть вынуждает его к тому же, но в еще большей степени. К тому же мы сознательно вырабатываем в детях эти свойства. Когда ведется коллективная работа над проектом, когда страничка создается командой, причем без участия взрослых. Это мне кажется самым главным достижением.

А.Б. - Взаимодействие команды идет тоже через Intranet?

Н.Л. - В принципе, этого нам еще не удалось реализовать, хотя в планах это, конечно же, есть. В Sytnet есть и почта. Даже взрослые пользуются почтой на примитивном уровне, если нельзя докричаться другими способами.

А.Б. - В то время, как она эффективна даже, если адресат сидит в этой же комнате. Потери времени резко снижаются, меньше дерготни...

Н.Л. - Эффективность работы во многом определяется тем, насколько человек может работать в режиме почтовых отправлений. Это четко сформулированная посылка и ожидание ответа на нее. Посылку не догонишь, не исправишь. Процесс состоялся! Это заставляет внимательнее относиться к своим словам.

А.Б. - Это точно. Обычное письмо пока донесешь до ящика, десять раз передумаешь. А тут дело секундное. Хотя, если почту качают редко, иногда успеваешь влезть в каталог MAIL и выскрести файл с твоим письмом...

Н.Л. - И с другой стороны, когда письмо пришло, собеседника не перебьешь. Его приходится выслушать до конца.

А.Б. - Между делом прививаются хорошие манеры... Не зря говорят, что эпистолярный жанр переживает второе рождение.

Н.Л. - Мы ввели обязательное взаимодействие с администратором сети по почте. Он вообще не реагирует на устные сообщения. Мы запретили ему это делать. Прибегает ребенок, что-то там говорит. Объясняем: вернись на место и отправь сообщение по почте. Убежал, отправил, прибегает проверить: получил? Взрослые в чем только нас не обвиняли: мы и бюрократы, и издеваемся... А дети быстро поняли. Они освоили это моментально. Режим отслеживания сообщений -это уже часть их багажа. А ведь это часть технологии будущего, когда им придется участвовать в проектах, участники которого разнесены географически. Мы, в частности, отладили технологию удаленного доступа к нашей сети. Я могу приехать с ноутбуком, подключиться через Ваш телефон и оказаться в родной среде, Sytnet.

А.Б.. - Вас будет держать пропускная способность сети. .

Н.Л. - Она нас уже держит. Для детей это особенно чувствительно. Ребенок не может ждать, пока информация протиснется через узкий канал. Мы уже готовы к тому, чтобы соединить свою локальную сеть с мировой, но сдерживают только технические (линий связи) и финансовые (оплата подключения) вопросы.

Важно еще понимать, что дети приобретают профессиональную ориентацию. Они обучаются работать с информационными системами, а именно эта работа с информационными системами - и есть основное занятие взрослых.

А.Б. - Этим-то Ваша работа в основном и ценна. Через несколько лет мы получим работников, которым не надо будет ломать сознание, которых не надо будет приучать к той же электронной почте, про Intranet я уже и не говорю. Даже в компьютерных фирмах эти вещи до сих пор многие не понимают, даже там это внедряется с трудом. И все это из-за консерватизма взрослых. Так что спасибо Вам за ту работу, которую Вы для нас всех делаете.


Опубликовано:   ON LINE 1996
© Алексей Бабий 1996