10 лет спустя

Нашему учебному центру в этом году исполняется (страшно подумать!) 10 лет. Вряд ли найдется в Красноярске (да и не только в Красноярске) еще одна фирма, столько проработавшая на компьютерном рынке. Есть чем гордиться, но я не хотел бы, чтобы эта статья воспринималась как рекламная. Мы не ангелы, и проблем у нас выше крыши, но раз в десять лет, наверное, можно сказать о себе пару хороших слов!

 1987train.jpg (26869 bytes)

 

1987. Начало

...И создал Дом науки и техники учебный компьютерный центр в году 1987 от рождества Христова. Компьютерный же рынок был безвиден и пуст, лишь высились громады ЕС и СМ. И выбил Дом техники из государственных фондов три ДВК-2 и объявил первые в Красноярске платные курсы по работе на персональных компьютерах. И сказали все, что это - хорошо!

Надо вспомнить авторов этой идеи. Их трое. Дмитрий Ильич Дрейцер, работавший тогда во ВНИИ ПС, Давид Меерович Фрумин, зав.лаб. КФ ВЦ СО АН СССР и одновременно заведующий кабинетом АСУ в Доме техники, и Аркадий Лазаревич Дроздинский, директор Дома техники. Зачинщиком выступил Дмитрий Ильич, который раньше многих понял, что компьютерный мир меняется, и отстаивал совершенно дикий в те времена тезис о том, что главной фигурой компьютеризации должен стать пользователь. Компьютерный народ, сплошь имевший хакерские наклонности, пропускал его речи мимо ушей. Что могут эти юзера, которые не отличают слэш от кэша? Что может эта фитюлька с 64К памяти, когда на ЕС-1022 аж 512К, и то не хватает!?

Поэтому, когда Дмитрий Ильич пригласил меня во ВНИИ ПС в учебный центр, создаваемый совместно с Домом техники, я еще и побрыкался. Я занимался тогда в университете индустриальными методами разработки программ, а о "персоналках" слышал только однажды на популярной лекции.

1987tc.jpg (22284 bytes)
Занятия были в основном лекционные, разве что два или три дня клиенты изучали ОС ДВК и БЕЙСИК (никакого другого "софта" на ДВК тогда и не было). Двухнедельные курсы мы проводили раз в месяц. В промежутках отдыхали. Если бы кто-нибудь сказал нам тогда, что через несколько лет мы будем пахать в три смены с девяти утра до десяти вечера ежедневно, мы бы ему не поверили.

Особенно запомнились мне крутые юзера из крайкома КПСС. На зав.отделом торговли, Подлевского, страшно было смотреть: он был покрыт потом, руки его мелко дрожали, и только строгий взгляд второго секретаря крайкома Назарова, сидевшего за его спиной, заставлял Подлевского коснуться клавиатуры, но он тут же отдергивал руки, как будто его ударило током. (Кстати, металлическая клавиатура действительно нередко била током: ДВК-2 очень нервно реагировали на статику).

1987center.jpg (20848 bytes)

Дмитрий Ильич неутомимо пытался обратить меня в свою веру. С другой стороны меня атаковал Саша Баяков, который "заболел" персоналками, увидев такую в Москве у приятеля. Однако окончательно я сломался, побывав на выставке "Информатика в жизни США". Первое, что меня поразило - это то, что ни один из американцев, работавших на выставке, не был программистом. При этом все они прекрасно умели пользоваться компьютером. Второе, что меня поразило - это электронные таблицы. Нет уж, действительно, лучше один раз увидеть. Большего потрясения ни до, ни после я не испытывал. Разве что WWW...

1988. Из Савлов в Павлы

tc1990.jpg (14642 bytes)До меня дошли, наконец, витавшие в воздухе идеи. Программа курсов изменилась разительно. Во-первых, лекции были сведены до минимума, и рассказывалось на них уже о технологии персональных вычислений. Во-вторых, на практических занятиях изучался уже не только БЕЙСИК. Появились очень кстати две разработки Игоря Ныса - текстовый редактор EDIK и электронная таблица CALC. Персональная СУБД у нас уже была: РБД-МИКРО разработки ИК АН УССР. А значит, три кита, на которых стоят персональные вычисления, были в наличии. Забавная с точки зрения сегодняшнего дня проблема была в том, что записать все это великолепие было не на что. Пятидюймовые дискеты были в жутком дефиците (а что тогда в СССР не было в дефиците?), и в 1987 году в учебном центре было всего 6 дискет, по две на машину. Дискеты раздобывались по одной, по две, путем многоступенчатых чейнджей. Самая красивая операция была проделана, когда на несколько ЕС-овских магнитных лент мы выменяли коробку фальцованной бумаги, которую поменяли на двадцать восьмидюймовых дискет, а потом поменяли их на десять пятидюймовых. Следует вспомнить, что никаких винчестеров в те времена не было, и одна 200-килобайтовая дискета содержала ОС ДВК, а вторая была рабочей. Так вот, эти дискеты месяцами крутились в дисководах и протерлись буквально до дыр.

1989. Конкуренты

До сих пор наше положение было абсолютно монопольным. Но мы не обеспокоились, когда ИПК лесной промышленности открыл аналогичные курсы. Более того, мы передали им наши учебные пособия, тексты лекций, планы занятий и пр. Вот такая идиллия.

Мы до сих пор ни с кем не конкурируем. С нами - да, конкурируют, а мы - нет (эх, хорошо сказал, прямо как Остап Бендер: "меня убивали - это было, но я не убивал!"). Но так оно и есть.

Учебные центры, которые даже в своих рекламных объявлениях делают ошибки ("Обучение MS Offise"), мы просто игнорируем. Людям кажется, что не надо много ума, чтобы научить основам работы с компьютером. Вот и учат - без методических пособий, на слух, по два человека за компьютером, по десять человек на преподавателя. Зато задешево... Забавно слышать, как, "кося" под клиента, звонят они нам и расспрашивают о ценах на курсы. Или засылают под видом обучаемого своего агента, чтобы выведать нашу технологию обучения, которую мы не только не скрываем, но и пропагандируем.

С серьезными учебными центрами мы сотрудничаем. Например, с ИНОПРОФом и ЦИНТом сложились самые добрые отношения.

Молодые фирмы мы стараемся поддержать. Некоторые учебные центры вообще стремятся работать под нашей эгидой. Например, учебный центр Влада Пальшина в Сосновоборске мы вообще считаем своим филиалом. У Влада очень добросовестный подход и правильное понимание своих задач. Он перенял и продвинул нашу технологию обучения, да так, что его выпускники нередко могут дать фору нашим выпускникам.

В общем, большинство учебных центров мы считаем партнерами, а не конкурентами.

У них всегда есть чему поучиться. У ИПК мы переняли привычку выдавать обучаемым справочники по пройденным темам. Неожиданно возникший в начале девяностых ИНОПРОФ отучил нас от пассивности в маркетинге. Но, наступая друг другу на пятки, мы не вцеплялись друг другу в горло.

И у нас многие учились. Кофе, которым поят обучаемых в некоторых учебных центрах - это наша находка. "Раскладушки" с описанием курсов - тоже. И рекламные листки в фирмах, продающих компьютеры. И технология индивидуального обучения. Кстати, именно в 1989 году мы впервые задумались о том, правильно ли мы делаем, набирая группы.

1990. В свободном плавании

В конце 1989 года мы ушли из ВНИИ ПС. Следующие два года учебный центр принадлежал Дому техники и кооперативу ДЕМОС. Это были, пожалуй, самые идиллические времена: море заказчиков, никакого начальства, аренду мы не платили, налоги по сравнению с нынешними были просто детскими. Помню, с каким возмущением был встречен горбачевский налог в 5%. Грабеж среди бела дня, кричали мы, не зная, что через пару лет нам закрутят 28% НДС.

В этом году мы много экспериментировали с экономикой. Мы вырвались на свободу и могли оплачивать свой труд как хотели, но как увязать зарплату с результатами труда? Мы перешли на сдельную систему оплаты преподавателей, когда зарплата его прямо зависела от количества обученных, а главное - от оценок, которые ОБУЧАЕМЫЙ выставляет преподавателю. Получил четверку - зарплата снижается. Средний балл меньше 4.5 - готовься к увольнению. Никакого произвола: как потопаешь, так и полопаешь. Авторы методичек получали такие же деньги, как и преподаватели, которые по этим методичкам вели занятиям. Не прошло и месяца, как по всем курсам были готовы методички - а раньше я не мог добиться этого целый год!

За зиму мы зарабатывали столько, что могли позволить себе уйти в отпуск летом на три месяца. Самое смешное, что всех этих денег не хватало на то, чтобы купить хотя бы один компьютер. Плохонькая экстишка стоила тогда пятьдесят тысяч рублей, а это были наши обороты за полгода.

1991. Пахнет жареным

Вышло первое наше методическое пособие по работе с IBM PC, изданное пединститутом. Коричневая книжечка в 100 страниц с мельчайшим шрифтом имела большой успех. С тех пор ежегодно выходило очередное дополненное и переработанное издание. Очередной вариант готовится сейчас к печати и будет издан большим тиражом в типографии. Мы всегда работали только по своим методическим пособиям.

В 1991 году в Доме техники прошли первые компьютерные выставки, которые мы организовали совместно с фирмой ТЕХНОПОЛИС. Ну, вот, Россия - родина слонов, скажет кто-то в раздражении, а учебный центр Дома техники - предтеча красноярского компьютерного рынка. Я бы употребил другое выражение: забегать вперед паровоза. Нашей задачей было формирование компьютерного рынка, а обучение было только одним из способов, пусть даже и основным. Мы так хотели, чтобы рынок скорее состоялся, что нередко брали на себя функции, учебному центру несвойственные. Не от хорошей жизни, а потому, что тогда никто, кроме нас, на себя это не брал. Мы первыми начали торговать легальным софтом (тем же нысовским CALC на ДВК), и делали это до тех пор, пока не появились люди и фирмы, специализирующиеся на этом. Мы организовывали компьютерные выставки, пока этим не занялись профессионалы из "Красноярской ярмарки". Мы первыми стали собирать и распространять информацию о продавцах услуг, софта и "железа", а когда появился Сергей Бородин - отдали ему свою базу данных. Наши неоднократные попытки сплотить красноярских компьютерщиков - то в виде ассоциации пользователей персональных компьютеров (1989 год), то в виде Clipper-клуба (1993 год), то в виде ассоциации поставщиков информационных технологий (1994 год), ни к чему не привели, но то, что сейчас делается под эгидой журнала ON LINE - круглые столы, компьютерный клуб - это продолжение той же политики. Да и сам ON LINE родился не на пустом месте: до этого был электронный журнал BEEP, который мы выпускали в 1991-92 годах с Игорем Козяривским, полоса BEEP в "Евразии". Наконец появился Стас Батынский, который занялся этим профессионально, и в Красноярске появилась полноценная компьютерная пресса.

Нашей задачей никогда не было - просто срубить денежку. Хотя, конечно, от денежек мы никогда не отказывались. Это звучит слишком красиво, но мы понимали, что готовим плацдарм: без грамотных юзеров никакого компьютерного рынка просто не было бы.

Преследовали мы и политические цели: уже тогда было ясно, что "персоналка" как неконтролируемое средство хранения и размножения информации должна была стать могильщиком коммунизма, и эту мысль я пытался донести до наших обучаемых. Понятно, что во время путча мы объявили забастовку и распечатывали на принтерах листовки. Сейчас к тем трем дням можно относиться по разному, в том числе и с иронией. Однако тогда это была нешуточная проверка на вшивость, и мы ее прошли.

Эпоха ДВК заканчивалась. Начиналась эпоха PC. А у нас по прежнему был класс из восьми ДВК. Правда, в 1990 году к ним прибавилась ИСКРА-1030 с жутким громадным зеленым экраном и винчестером аж на 10Мб, но на эту ИСКРу очередь обучаемых стояла на многие недели вперед. Между тем ИПК Леспрома уже получил на халяву целый класс настоящих XT-шек с цветными мониторами. "Лесники" в ту пору были жутко богатыми, и им ничего не стоило поменять вагон леса на компьютер. А нам рассчитывать было не на кого. Дом техники смог выжать из себя пятьдесят тысяч рублей и купил AT/286 Schnaider. К концу 1991 года мы наскребли денег на две Турбо-ИСКРы. Это было советское чудо с CGA-монитором, 20-мегабайтным винтом и невыносимо грохочущими вентиляторами. Деньги на ИСКРы мы с Витей Мяделецем заработали на одном договоре, с нынешней точки зрения невообразимом. Пятистам аптекам края нужно было сделать заказы на приобретение медпрепаратов. Бланк заказа включал в себя полную номенклатуру и, будучи распечатанным на АЦПУ, представлял собой рулон сантиметров десять толщиной. Мы приобрели тонну бумаги в трех здоровенных рулонах, отвезли их в политех, ночью вручную распилили их на АПЦПУшную ширину и размотали на небольшие рулончики, привезли обратно и перетаскали их на четвертый этаж Дома техники. Затем эту тонну бумаги, в рюкзаках и подмышками, мы таскали в разные ВЦ и, преимущественно по ночам их распечатывали, а затем таким же образом таскали обратно в дом техники (кто сказал, что программирование - это умственная работа?). За все это мы поимели 46 тысяч и тут же превратили их в две ТУРБО-ИСКРЫ (на большее денег не хватило). Причем купили мы их в Абакане (там они были почему-то дешевле: в Красноярске они стоили уже 30000). Два фанерных ящика размером со шкаф каждый, мы на попутке довезли до вокзала. В коридор ящики не пролезли, и мы с Витькой всю ночь провели в промерзлом тамбуре, охраняя наше сокровище. Ну, шутка ли - без малого пятьдесят тысяч, а у нас - только перочинный ножик на двоих!

1992. А вот и жареное

Все оказалось зря. Через пару недель грянул 1992 год. Денег не стало ни у кого - ни у людей, ни у организаций. Полгода учебный центр стоял пустой. Получить десяток обучаемых в месяц считалось удачей. Преподаватели разбрелись кто куда. Я в то время очень кстати получил гонорар от фирмы КРАСФАЙЛ за книгу о разработке автоматизированных обучающих курсов, а в основном жил на зарплату жены и на случайные заработки от консультаций.

К лету ДЕМОС распался, а добытые с таким трудом ИСКРы пришлось продать. КРАСФАЙЛ тоже дышал на ладан - вузам было не до автоматизированного обучения. На обломках двух фирм создалась третья, с идиотским названием AVN. Ни один клиент не мог запомнить это название(Авиен? ЭйБиЭм?), да и я его сейчас вспомнил с трудом. Тем не менее дела у фирмы пошли. Женя Тарасенко раздобыл штук пять компьютеров в аренду, клиенты тоже очнулись от шока. К концу 1992 года нам пришлось даже перевести класс на трехсменную работу.

1993. Что дальше?

tc1994.jpg (34032 bytes)Многострадальный AVN закрыт, а учебный центр влился в фирму КРАСФАЙЛ, которая обрела второе дыхание, занявшись изготовлением печатей, штампов и продажей канцелярских товаров. Мы издали очередной вариант книги "Компьютер куплен. Что дальше?", тиражом в тысячу экземпляров, в твердом переплете. До сих пор я вижу эти книги на столах красноярских юзеров, потрепанные, исчирканные. В Красноярске они всерьез конкурировали с бестселлером Фигурнова.

А мы окончательно перешли на индивидуальное обучение. Люди - разные, и учить их надо по разному. Читать лекции по работе с компьютером - все равно, что посуху учить плавать. И, самое главное - мы поняли, что занимаемся не образованием, а оказанием услуг. Учебное заведение даёт обучаемым некий фиксированный объем знаний и навыков. Бюро услуг стремится дать клиенту те знания и навыки, которые нужны именно ему. Мы ограничили количество обучаемых, приходящихся на одного преподавателя и сделали стандартом обучение на задаче заказчика, а не на учебных примерах. Впрочем, сейчас мы поняли, что перегнули палку. Мы ведь выдаем документ об окончании курсов. Однако некоторые обучаемые, как мы ни бились с ними, так и не научились как следует работать с компьютером. Если мы - бюро услуг, мы должны выдать ему сертификат: он оплатил услугу. Если мы - учебное заведение, то мы должны провести экзамен и выдать сертификат только сдавшим этот экзамен (а остальным - удостоверения о прохождении курсов). Мы склоняемся к этому решению, чтобы не уронить престиж нашего сертификата (насколько мне известно, он ценится сейчас весьма высоко). Раньше эта проблема стояла не так остро: все-таки изучить компьютер решались самые толковые, самые мобильные. Сейчас компьютеризация затронула широкие слои, и учить стало гораздо труднее.

1994. КРАСИНФО

tc6.jpg (26592 bytes)Класс был оборудован арендованными 286-ми машинами, а в наши двери стучался Windows. Повторилась ситуация 1991 года. Мы все еще преподавали ЛЕКСИКОН, а людям нужен Word. К тому же мы ощущали потребность в притоке свежих идей. Так возник альянс с фирмой MAXSOFT, у директора которой Максима Стефина этих идей - выше крыши. Дом техники предоставляет помещения, КРАСФАЙЛ (при помощи фирмы ИНДЕКС) - класс из шести 386-х компьютеров, MAXSOFT - программное обеспечение и услуги. Все это вместе называется ассоциацией КРАСИНФО.

1995. Забег в ширину

tc1995.jpg (18463 bytes)Альянс оказался удачным. Настолько удачным, что учебный центр в полном составе перешел в фирму MAXSOFT. Начался мучительный процесс перехода на новые технологии. Чуть ли не каждый месяц мы ставили новые курсы.

В этом же году мы получили статус авторизованного учебного центра Microsoft и Borland. Это высокий статус, но и большая ответственность. Borland нас, правда, не беспокоит, а Microsoft предъявляет очень серьезные требования к квалификации персонала и оборудованию класса. Чтобы представить уровень этих требований, приведу пример: не так давно я завалил в Microsoft экзамены по Excel и Word. Экзамены по продуктам, которые я, казалось, знаю вдоль и поперек, на которых интенсивно работаю уже три года и о которых сам написал две книги и множество статей! Ребятам, которые пишут "обучаем MS Offise", я думаю, там и вовсе ничего бы не светило...

1996. Смена парадигмы

tc1996.jpg (24068 bytes)

Нам тесно. Большая лекционная аудитория теперь отдана под класс на 12 машин. К шести ИНДЕКСовским машинам добавилось шесть Acer-ов, на льготных условиях поставленных фирмой KAMI-Красноярск.

tc2.jpg (18521 bytes)В начале 1996 года мы провели курсы для фирмы ТОРНАДО. Я думаю, это самые удачные наши курсы, хотя ради их проведения пришлось пожертвовать январскими каникулами. Практически все сотрудники фирмы ТОРНАДО, включая директора, две недели учились в режиме non-stop с девяти утра до семи вечера, причем моделировалась реальная жизнь в офисе. Тут же бухгалтеры изучали 1С, тут же менеджеры по сети импортировали бухгалтерские данные в Excel, готовили сводный отчет в Word, использовали электронную почту и Chat для общения. Тут же директор осваивал средства организации труда и анализ данных в Excel... К концу второй недели мы ощутили, что рассказали все, что знаем, а "торнадовцы" ощутили, что прониклись новыми информационными технологиями. Этот пример воодушевил нас на создание нового трехнедельного курса "Автоматизация работы в офисе". Собственно говоря, это прообраз тех курсов, на которые мы делаем ставку теперь. Время однонедельных курсов "для начинающих" заканчивается. Мало знать Word+Windows, нужно умело применять новые технологии для решения задач. Поэтому в новых курсах мы идем не "от продукта", а от реальных ситуаций.

1997 Гонки по вертикали

tc7.jpg (19337 bytes)Да, время курсов для начинающих заканчивается. Сейчас мы осваиваем принципиально новый вид курсов: авторизованные. Авторизованный курс Microsoft проходит только в авторизованных учебных центрах Microsoft, по программе и учебным пособиям Microsoft (здоровенные тома на английском языке), а ведут их сертифицированные специалисты Microsoft. После прохождения авторизованного курса можно смело ехать сдавать экзамены на статус Microsoft Certified Professional: их программа соответствует международным нормам.

Новое перспективное направление - Internet. Как же сейчас без него! Мы открыли Internet-кафе и объявили курсы для начинающих и специалистов.

В марте 1997 года мы готовимся встретить своего семитысячного клиента...

Кстати, 14 марта на выставке "Образование и культура в Красноярске", которая будет проводиться в Доме учителя, пройдет празднование десятилетия нашего учебного центра. Приглашаем наших бывших учеников, приглашаем наших будущих учеников. Будет весело: вручение приза семитысячному клиенту, компьютерные частушки в исполнении преподавателей, и много чего еще...

Из отзывов обучаемых

Ирина Смышляева: "Очень обаятельные преподаватели".

Лариса Осипова: "С огромным желанием хотела бы придти к вам обучаться еще раз".

Маргарита Черникова: "Внимательное отношение, дружеская спокойная атмосфера, в общем СПАСИБО!"

tc1.jpg (46873 bytes)Анна Долгова: "Культурное и грамотное обращение с учениками. Очень сожалею, что раньше не знала о вашем учебном центре".

Наталья Гладких: "Индивидуальность обучения, внимательность преподавателей". 

Галина Глущенко: "Работаете на износ".

Александр Звонарев: "Индивидуальный подход, максимум практических занятий".

Альфия Есикова: "Индивидуальная работа, возможность начать занятия в любой день".

Дмитрий Войтович: "Индивидуальный подход, доброжелательность, чашечка кофе".

Зоя Сергиенко: "Индивидуальный подход, горячий кофе, внимание и терпение преподавателя.

Надежда Воронова: "Непринужденная, доверительная атмосфера общения, сервис".


Опубликовано: Красноярский комсомолец, 27 февраля 1997
© Алексей Бабий 1997