История одной неудачи

Случилось мне давеча просидеть пару часов на новом автовокзале: на один автобус опоздал, а другого пришлось дожидаться. Ожидание скрашивали две бутылки свежего холодного пива и номер "Компьютерры", тоже свежий. От "Компьютерры" никаких неприятных последствий не было, а вот две бутылки пива стали причиной моего необычайного приключения. Прикинув, что впереди почти три часа езды, в течение которых могут возникнуть проблемы, я решил ликвидировать эти проблемы заблаговременно. Сначала мой интерес носил весьма абстрактный характер. Я огляделся вокруг, но не нашел ни искомой таблички, ни указателя. "Бегущая строка" на стене сообщила мне массу полезной информации, кроме той, которая была нужна.

Ситуация была знакомой: так и в WWW, пошарив по близлежащим серверам, порой не находишь ничего требуемого. Ну что ж, решил я, запустим поиск по контексту. Но и, внимательно изучив все висящие на стене тексты, я не нашел ссылки. Более-менее близким по смыслу было объявление о том, что мусорить в здании автовокзала запрещается.

Между тем, потребность из абстрактной превращалась в насущную, и к тому же во мне заговорил исследовательский пыл.

Ставим задачу, сказал я себе. Задавать вопросы живым людям запрещается. Нужно использовать только текстовые и графические объекты. Задача - найти... (ну что я все экивоками: разумеется, сортир).

В здании автовокзала искомого объекта явно не было, но, движимый научной добросовестностью, я обошел его по периметру, заглядывая во все двери. Из всех помещений, куда я заглядывал, меня выперли без лишних церемоний. Осталось исследовать улицу.

Но ни сбоку, ни сзади, ни спереди здания автовокзала ничего похожего на туалет не было.

Подойдя к двери бывшего аэровокзала, я увидел крупную надпись: "Городских телефонов и туалетов нет". Ну что ж, уже какая-то информация. Непонятно, правда, чем городской туалет отличается от негородского. Если бы в здании бывшего аэровокзала был не городской туалет, а, например, деревенский, "скворечником", я бы ничего против не имел.

А вот напротив бывшего аэровокзала я и впрямь обнаружил жестяную стрелку с надписью "Туалеты". Точно, вспомнил я, во времена, когда это был не автовокзал, а наоборот, аэропорт, именно тут и находилось искомое заведение. Однако теперь на месте бывших туалетов был бетонный забор. Я заглянул в щелку и не увидел НИЧЕГО. Кому и зачем понадобилось снести столь полезное заведение, узнать уже, видимо, нельзя. Да и жестянка с надписью явно осталась еще с тех, аэропортовских, времен.

Ну что ж, вздохнул я, и это нам знакомо: нередко, набрав длинный URL, видишь на экране: "Наш сервер переехал", а щелкнув по ссылке на новое местонахождение, получаешь банальное "Resource not found".

Правда, рядом, там где раньше был пункт выдачи багажа, теоретически мог быть туалет, но никакой надписи на здании не было, а само оно напоминало скорее контору. Положение было практически безвыходным, из серии "Обратитесь к системному администратору". Может быть, где-то в сейфе администрации автовокзала и хранилась карта, на которой, как у Лелика из "Бриллиантовой руки", был помечен крестиком "туалет типа сортир, обозначенный на схеме буквами МЭ и ЖО". Может быть, они поделились бы этой информацией за отдельную плату (как, бывало, зайдешь на какой-нибудь сервер, а там у тебя спрашивают номер кредитной карточки, которой у тебя нет и сроду не было). Да только я к тому времени уже здорово обозлился, а потребность стала настолько насущной, что удовлетворил я ее прямо на стену автовокзала: получай, фашист, гранату! Неинтеллигентный, конечно, поступок, но с волками жить - по волчьи выть.

Вот такой произошел у меня случай на автовокзале. А к чему я его рассказал? Если вы думаете, что все это я писал в упрек службам автовокзала, то вы ошибаетесь. Хотя и их можно обвинить в недостаточной заботе к клиенту. На самом деле речь идет все о том же - об информационной культуре, и только о ней. Программисты всегда делились на тех, кто писал программы так, как было удобно им самим, и на тех, кто писал программы так, чтобы было удобнее пользователю. Кроме того, здесь же пролегает граница между теми, кто считает, что его бизнес существует для него лично, и между теми, кто считает, что главное в бизнесе - это клиент и удовлетворение его потребностей. Те, кто предоставляет обществу какой-либо ресурс, должны подумать о том, чтобы его было легко найти и удобно им воспользоваться.


Опубликовано: ON LINE 1997 N3
© Алексей Бабий 1997