В этой рубрике мы будем рассказывать о том, как правильно работать в Internet: как искать информацию, как экономить трафик и т.д.
Если вам нужно найти web-страницы по конкретной теме, самое главное - сузить границы поиска. Иначе на вас свалится полмиллиона ссылок, в которых вы утонете.
Лучше всего, если вы знаете название нужного сайта. Тогда - набрали его в окошке браузера, и все. Иногда о названии можно догадаться. Например, все солидные фирмы обзавелись своими сайтами, и название сайта совпадает с названием фирмы. Так что, если вас интересуют автомобили BMW, то просто наберите http://www.bmw.com, и вы уже в нужном месте. А, если интересует не BMW. А, наоборот, HONDA, то наберите http://www.honda.com. Вот так все просто.
Хуже всего, если вы ищете все, относящееся к какой-нибудь теме. Например, все о цветах. Тогда вы запускаете поисковую машину (лучше всего - Altavista), и она выдает вам ссылки на все web-странички, в которых упоминаются цветы. Это называется контекстным поиском. Причем понятно, что в англоязычной части Internet вы задаете поиск по слову flower, а вот в русской части вам придется помучиться: либо набрать поиск по слову "цвет", и тогда, кроме цветов, на вас повалится информация о цветных телевизорах, или же воспользоваться русскими поисковыми машинами (но об этом как-нибудь позже).
Почему именно Altavista? Да потому, что она "роет" глубже других. Если другие поисковые машины выбирают слова разве что из заголовков, эта просматривает весь текст страницы. Можно ограничить поиск, если использовать поисковый язык. Например, если вы наберете "+цвет -магазин", то, по крайней мере, отсеются цветочные магазины. Впрочем, поисковые языки - это отдельная тема.
И, наконец, третий способ - каталоги. Некоторые поисковые машины (например, Infoseek), кроме контекстного поиска, могут еще группировать страницы по темам (каталогам). Темы могут быть такими: Политика, спорт, медицина, наука, и так далее. Выбрав, например, каталог "спорт", вы увидите новое деление: "Баскетбол, футбол, и т.д.". Вот так, спускаясь все глубже и глубже, Вы наконец дойдете до нужного места. А может быть, и не дойдете, потому что в каталогах информации по той или иной теме намного меньше, чем на самом деле. Информация в каталоги помещается вручную, и, если кто-то не догадался внести свою страницу в каталог, то вы ее там и не найдете. А контекстный поиск поисковые машины ведут автоматически, поэтому информации там намного больше. Зато она никак не упорядочена. Вот и выбирайте.
Впрочем, выбирать особо нечего. Конечно, для начала нужно заглянуть в каталоги, а если уж ничего не нашли, тогда задавать контекстный поиск.
В следующих выпусках мы поговорим об этом подробнее.
Опубликовано: Красноярский комсомолец,
24 июля 1997 г.
© Алексей Бабий 1997