Ключ к решению проблем промышленных предприятий

Часть первая

Заголовок статьи наводит на мысль, что автор перечислит сейчас все проблемы промышленных предприятий, а потом - их чудодейственное решение. Однако скромных размеров статьи не хватит даже на простое перечисление проблем, а чудес не бывает. Остановимся на проблемах, связанных с учетом, и предложим... нет, не решение, а именно ключ к их решению.

Социализм- это учет. Капитализм - это тоже учет, и даже в большей степени: деньги-то свои. Потери от безграмотно организованного и безграмотно ведущегося учета (кто-то что-то забыл, кто-то что-то не усмотрел, кто-то что-то не успел) очень велики. Бывает, что убытки предприятия оттого, что оно не знает, кто и что ему должен, составляют миллиарды рублей. Этих денег хватило бы на развитие, на зарплату... Учет дебиторской задолженности и связанный с ним учет реализации готовой продукции - это та проблема, о которой пойдет речь в статье.

Вторая проблема - учет затрат на процесс основной деятельности. Верхняя планка цены определяется рынком, нижняя - себестоимостью. Продать подороже - важно, отследить поступление денег за готовую продукцию - важно, но не менее важно сделать продукцию с меньшими затратами. Без правильного учета затрат это сделать невозможно. В современных рыночных условиях выживание предприятия во многом зависит от того, насколько грамотно ведется учет затрат. Впрочем, это - тема следующей статьи.

Это проблемы. А вот и ключ к их решению - комплексная система автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия "Ключ к успеху".

Почему именно она? Да потому, что большинство бухгалтерских программ, доступных на рынке,ориентированы не на производство, а на торговлю. Причем, как правило, на малые и средние фирмы. Программ же, ориентированных на промышленные предприятия - раз, два и обчелся. Фирма КЛЮЧ выросла на работе с промышленными предприятиями, программа "Ключ к успеху" внедрена на десятках заводов, и проблемы этих заводов специалисты из КЛЮЧа знают не понаслышке.

Главное - что в комплексе "Ключ к успеху" учет дебиторской задолженности ведется как бы сам собой. Все дело в том, что учет идет не от проводок, а от документов, и все документы, введенные в любом подразделении, хранятся в одном месте и обрабатываются единообразно и системно. Поэтому в любой момент можно получить полную картину, как по дебиторам, так и по кредиторам, как по себестоимости продукции, так и по ее движению и реализации.

Вот как это происходит. Вы выставили счет предприятию Х, в котором, положим три позиции. Потом еще один счет, на четыре позиции. Потом еще один, на две позиции. Предприятие Х оплатило первый счет частично, по одной позиции, второй счет "закрыло" бартером, третий оплачивать не торопится. В традиционной бухгалтерской программе вы сделали бы проводки, не связывая их со счетом, и разобраться потом, что за что заплачено - это значит поднимать все счета, увязывать, пересчитывать... В комплексе же "Ключ к успеху" вы не делаете проводки. Вы просите систему поднять все счета, связанные с фирмой Х, фиксируете факт оплаты нужных позиций, и все! Вся история взаимоотношений с фирмой Х у вас на ладони: вы видите не только состояние оплаты, но и состояние отгрузки, вы видите не только общую сумму задолженности, но и разбивку по пунктам.

Можно идти и по-другому: выговорите системе: "А подать сюда всех должников!" - и видите список фирм Х, Y, Z, с перечнем неоплаченных счетов и позиций и, разумеется, с общей суммой.

Конечно, полная картина - это еще не все. Это не панацея. Нужно еще выбить деньги из дебитора, нужно еще найти решение и довести его до победного конца. Но никакой компьютер не будет думать за Вас. Дело компьютера - хранить информацию и помогать Вам ее анализировать. Но все-таки есть разница - работать "втемную", с завязанными глазами, не зная истинной картины, или же работать осознанно, имея на руках полную и правдивую информацию.

Часть вторая

В прошлой статье мы говорили о том, насколько важно вести учет дебиторской задолженности и тем самым увеличивать приход. Однако расходы предприятия - вещь не менее важная и гораздо более запутанная. Покажите мне хотя бы одно предприятие, на котором грамотно ведется учет затрат, и я... Впрочем, что спорить, все равно не покажете. А между тем именно неправильный учет затрат - одна из причин того, что экономика наша стоит (или, вернее, лежит). Да, конечно, ужасающие налоги, да, конечно, безграмотные действия правительства. Но обратите взор немного ближе, на затратные счета родного предприятия и вы увидите, что глаз хозяина туда не заглядывал. Да настоящего хозяина до сих пор еще нет.

Все дело в том, что при социализме затраты списывались неизвестно куда. Это были деньги ничьи. Считать их никто не умел. Да и сейчас немногие осознают важность учета затрат. А если осознают, то выстраивают методику учета на свой страх и риск, потому что в книгах по бухучету методики учета все оттуда же, из социализма. В результате оказывается, что учет затрат есть, но в то же время его нет: нужные данные оттуда извлечь невозможно.

Когда в фирме КЛЮЧ обнаружили это, то первым делом провели системный анализ затрат и выработали типовую схему затрат по всем видам деятельности. Это, кстати, стиль работы фирмы: не кидаться на решение частных задач, а выработать общий подход, причем подход максимально системный, продуманный. Схема учета затрат, разработанная в КЛЮЧе, универсальная, ортогональная и позволяет вести учет как в разрезе элементов затрат, так и калькуляционных статей, в разрезе по подразделениям, с разбивкой и объединением на любом уровне.

Затем стали убеждать руководство предприятий перейти на эту типовую схему, с доработкой для конкретного предприятия. Тем самым еще раз подтвердился один из основных тезисов фирмы КЛЮЧ: "мы продаем не программу учета, мы продаем технологию учета". Одновременно с внедрением системы "Ключ к успеху" налаживается правильная технология учета, так что фактически внедрение - это еще и аудит. Это важно осознавать: когда цены на "Ключ к успеху" сравнивают с "коробочными" программами типа 1С, то не принимается во внимание, что коробка - это только коробка, программа - это только программа, и сами по себе программы с коробками проблему не решают. Нельзя автоматизировать бардак, мы тем самым не уничтожаем его, а возводим в степень.Я знаю случаи, когда система учета на предприятии была настолько неправильной и непродуманной, что не поддавалась автоматизации в принципе. Только полный отказ от старой технологии мог спасти положение.

Но вернемся к затратам. Два-три листа бумаги с описанием статей затрат сберегут вам сумму со многими нулями.Но к тому же вы сбережете массу времени, потому что отныне затраты будут подсчитываться автоматически. Еще раз повторю: вы только вводите в компьютер документы, остальное - работа системы.

Итак, теперь вы в любой момент можете получить себестоимость продукции в разрезе по подразделениям и убедиться, например, что в одном подразделении она выше, а в другом ниже. За счет чего? Попросите систему сделать разрез по статьям расходов. Ага! В первом подразделении гораздо больше командировочные расходы на единицу продукции. А почему они больше? Исследуем. В этом подразделении закупки идут мелкими партиями. Вот уже и решение готово: закупать не контейнерами, а вагонами, ездить в командировки реже.

Не все, конечно, так просто. Волшебство бывает только в сказках. И, чтобы правильно организовать учет расходов, нужно немало поработать, и перестроить себя, и навести порядок. Но есть система "Ключ к успеху" и есть фирма КЛЮЧ, которые помогут вам это сделать.


Опубликовано: Экономика и жизнь (Сибирь) июнь 1997
© Алексей Бабий 1997