Кому он нужен, этот Internet

Вам! Только Вы этого еще не знаете.

Почитав первую строчку этой статьи, Вы решите, что статья рекламная. И ошибетесь. Цель этой статьи - развеять нелепые слухи, сопровождающие Internet на всей его истории и рассказать, что такое Internet на самом деле. Если верить средствам массовой информации, Internet - это рассадник порнографии и средство, позволяющее школьникам проникать в секреты Пентагона. На самом деле Internet - вещь революционная, без всяких кавычек. Социальные, политические, технические последствия его внедрения настолько глобальны и многообразны, что можно смело сказать: мы живем в совсем другом мире, чем десять-пятнадцать лет назад.

Для полного рассказа размеров этой статьи явно недостаточно. Цель моей статьи гораздо конкретнее: хотя бы с высоты птичьего полета посмотреть на то, что принес Internet в деловую жизнь.

Но сначала устраним терминологическую путаницу. Чем Internet отличается от Intranet? А WWW - это Internet или что-то другое? И как все это соотносится с электронной почтой? И чем локальная сеть отличается от глобальной?

Термины

Итак, внесем ясность.

Компьютеры могут быть соединены меж собой минимум двумя способами. Если они соединены напрямую специальным кабелем, то это называется локальной сетью. Локальная сеть обычно связывает компьютеры в пределах одного здания (такой кабель не может быть очень длинным). Если же они не соединены напрямую, но могут посылать друг к другу сообщения через телефонные линии, спутниковые каналы и т.д., это называется глобальной сетью.

Internet и есть одна из глобальных сетей, причем самая распространенная и включающая в себя множество других сетей (в том числе и российские: Glasnet, Relcom и т.д.).

В Internet есть так называемые службы, или сервисы. Их довольно много, но наиболее интересные для Вас службы - это электронная почта и WWW.

Электронная почта

Любой человек (или организация) в сети имеет свой адрес. Например, мой адрес alex@maxsoft.ru. Если Ваш компьютер включен в систему электронной почты, то Вы можете указать почтовой программе мой адрес, а в другом окне набрать текст сообщения для меня. Нажимаете кнопку "Отправить" - и через несколько минут Ваше сообщение уже "стучится" в мой компьютер. При этом неважно, находились Вы в соседней комнате или на другом краю Земли. Например, эту статью я отправил из Красноярска в редакцию газеты "Российская Азия" (которая находится в Новосибирске), не бегая на почту, не вызывая DHL, а просто нажав кнопку.

Еще несколько примеров, доказывающих удобство электронной почты.

Вы находитесь в Красноярске. Вам нужно срочно связаться с менеджером некоей фирмы в Москве. Разница во времени - четыре часа. С часу дня Вы начинаете обрывать телефон. То "срывается межгород", то менеджер "только что вышел", то он занят и поговорить с Вами не может. Наконец Вы связались, но у него нет под рукой необходимых материалов. Он ищет их, а время идет... Наконец, поздно вечером Вы получаете искомый ответ, полдня провисев на телефоне, затратив уйму денег на "межгород".

А как это делается с помощью электронной почты? Вы утром не спеша отправляете свой запрос, и максимум через полчаса он уже в Москве. Хороший менеджер начинает утро с разбора почты. Итак, в 9.00 он включил свой компьютер, 9.30 он уже прочитал Ваше письмо, нашел нужные материалы и послал Вам ответ. Еще через полчаса (в два часа дня по красноярскому времени) Вы уже имеете ответ. Затрачено практически нулевое время, сэкономлены деньги на переговоры, Ваши нервы не напряжены. В некоторых фирмах вообще считается дурным тоном решать вопросы по телефону: только электронная почта!

Электронная почта очень удобна и в локальной сети. Руководитель посылает по электронной почте задания, подчиненные пересылают обратно файлы с отчетом о выполненной работе. Сотрудники не маются в приемной, директор свободнее располагает своим временем. А главное, в отличие от устного общения, остается "сухой остаток": текст документа , электронная таблица и т.д. Удобны и "горизонтальные" варианты. Вот реальный пример. К Новому году в нашей фирме потребовалось составить список детей сотрудников. В "докомпьютерное время" какая-нибудь "выдвинутая в профсоюз" тетя Шура целый день бегала бы по комнатам, опрашивая всех подряд. У нас же менеджер просто отправил всем письмо "Сообщите имена и возраст детей" (что заняло тридцать секунд), а в конце дня "собрал урожай" ответов и перетащил имена в документ Word (еще три минуты). И всё.

Любопытно, что этот стиль работы вовсе не требует присутствия на рабочем месте. На Западе многие фирмы покупают своим сотрудникам компьютеры, оплачивают им телефон и требуют, чтобы сотрудники работали дома. Это оказывается гораздо дешевле, чем платить за аренду помещений для офиса. Сотрудники (особенно женщины) ничего не имеют против, и для них это тоже удобно. Кроме всего прочего, не тратится время и бензин на дорогу, нервы на автомобильные пробки...

Разумеется, это удобно только в том случае, если работа не предполагает "живой" работы с клиентом. Но вся штука в том, что и клиенты тоже стараются экономить свое время. Зачем им ехать в офис, если можно списаться с фирмой по электронной почте?

Получается, что фирма как бы "рассредоточена" в пространстве. Почему бы ее сотрудникам не жить вообще в другой стране? Почему бы не жить в сельской местности (главное, чтобы была телефонная связь)? Понятие "географической провинции" исчезает. Житель Урюпинска имеет те же возможности в своей работе, что и житель Нью-Йорка, лишь бы голова была на плечах.

Это лишь несколько последствий внедрения электронной почты. Есть масса других: возрождение эпистолярной культуры, расширение круга общения... Но это тема большой статьи.

WWW

Электронная почта - оффлайновая служба, то есть Вы не связываетесь непосредственно с нужным Вам компьютером. В тот момент, когда Вы посылаете письмо, он может быть вообще выключен. Специальные почтовые компьютеры передадут друг другу Ваше послание, а потом Ваш абонент заберет его, когда сочтет нужным.

Есть и онлайновые службы, то есть возможность получить нужную информацию прямо с нужного компьютера, причем немедленно. Тот, кто публикует эту информацию, записывает ее в специальном виде (в виде web-страницы) на специально выделенный компьютер (web-сервер), который (компьютер) всегда включен и доступен. Так что, зная имя этого web-сервера, вы можете мгновенно с ним соединиться и прочитать информацию, записанную, может быть, полминуты назад! Но и, не зная это имя, Вы сможете разыскать нужные Вам странички. Для этого существуют так называемые поисковые машины (в библиотеке тоже есть консультанты, которые помогают Вам найти нужную книгу!).

World Wide Web (WWW) - переводится как всемирная паутина. Все дело в том, что все эти странички могут ссылаться друг на друга. Например, страничка из Новой Зеландии содержит ссылку на странички из Мексики и США. Страничка из Мексики ссылается на страничку из Франции. А ссылка из Франции показывает на страничку из Красноярска. Вся наша планета "опутана" сетью этих ссылок. Но Вы, "путешествуя" по ссылкам, этого не замечаете. Если связь хорошая, любую страничку Вы получите максимум через минуту, находится ли она в Урюпинске или Вашингтоне.

Ну и что, сказал бы тут кот Матроскин, а какая нам от этого польза? А польза в том, что среди той информации, которая "выкладывается" на web-серверы, может быть именно та, которая Вам сейчас "до зарезу" нужна. Точнее, не "может быть", а скорее всего, есть: во всем мире идет интенсивный процесс помещения всей суммы знаний, накопленной человечеством, в WWW.

Вот примеры.

Какая нам от него польза

Мой знакомый, торгующий различными приборами, прочитал где-то, что фирма Hewlett-Packard производит LED-лампы. А он как раз собрался ими торговать. Конечно, его заинтересовали характеристики этих ламп, их стоимость и т.д. Через минуту мы уже были на web-сервере фирмы Hewlett-Packard, нашли там подробный каталог, составили заявку и по электронной почте отправили ее в Hewlett-Packard. Все это заняло от силы полчаса, а на другой день из российского представительства Hewlett-Packard пришло письмо с предложением о сотрудничестве.

А если бы он не знал, что это делают именно в Hewlett-Packard? Ничего страшного. Можно было вызвать поисковую машину, задать поиск по слову "LED", и через минуту мы имели бы ПОЛНЫЙ список всех страниц в WWW, в которых упоминается слово LED.

Сделаем паузу. Передохните. Оцените последнюю фразу. Итак:

-Вы задаете поисковой машине слово

-Через минуту Вы имеете перечень страниц, в которых это слово упоминается

-Это ВСЕ WEB-СТРАНИЦЫ В МИРЕ, в которых упоминается это слово.

Впечатляет? Следовательно, мы через минуту имели бы список всех фирм, производящих LED-лампы (с их адресами, в том числе и электронными), а также техническую информацию лампах, научные статьи, посвященные этой технологии, и т.д. В этом списке была бы и фирма Hewlett-Packard.

На самом деле поиск в WWW - не такая простая штука, слишком много идет лишней информации. Но, хорошенько освоив поисковые машины, можно мгновенно находить нужные сведения.

Вот еще один реальный пример. Торговец цветами из Красноярска захотел найти партнеров за рубежом. Запустил поиск по слову "flower", и через минуту получил каталоги сотен цветочных магазинов во всех странах мира - с ценами, с фотографиями цветов, с адресами и телефонами... Покопавшись с час в этом богатстве, он отобрал партнеров и отправил им однотипные письма с предложениям о сотрудничестве. Наутро он уже получил ответы.

Если у Вас есть кредитная карточка, то Вы можете тут же, не отходя от компьютера, оформить заказ на покупку или даже купить (товар доставят Вам по указанному адресу). Виртуальные магазины пользуются на Западе большой популярностью.

Ваша Web-страница? А почему бы и нет?

А не завести ли Вам Web-страницу для своей фирмы? Это ведь так важно - чтобы Ваши потенциальные клиенты могли получить исчерпывающую информацию о Вашей фирме, о ваших товарах и услугах! Все солидные фирмы имеют свои страницы, название которых совпадает с их названием. Например www.honda.com. Это куда дешевле и надежнее, чем реклама в газетах (если, конечно, Ваши потенциальные клиенты вхожи в WWW). Тут есть масса вариантов:

-Вы заводите собственный Web-сервер и сами делаете свою страничку. Это дорого и требует высокой квалификации.

-Вы арендуете Web-сервер и делаете свою страничку сами. Это проще и значительно дешевле.

-Вы арендуете Web-сервер и поручаете сделать и содержать свою страничку специалистам . Это самый простой путь.

WWW внутри фирмы

WWW-технологию можно использовать не только на глобальной сети, но и на локальной, внутри фирмы. Это уже называется не Internet, а intranet. Например, прайс-лист, опубликованный на Вашей Web-странице, нужен не только заказчикам, но и сотрудникам фирмы. Любая информация, циркулирующая внутри фирмы, будучи перенесена на web-страничку, становится общедоступной. А ведь к этому мы много лет и стремились, создавая всяческие АСУ, корпоративные системы управления...

Различные документы, имеющие внутрифирменное хождение, публикуются на Web-сервере фирмы и сразу становятся доступными всем сотрудникам. Это Вам не доска объявлений, висящая у приемной директора, это куда удобнее... Средства публикации в WWW стали сейчас очень простыми: например, в Microsoft Office 97, находясь в Word или Excel, достаточно нажать кнопку - и документ преобразуется в вид, пригодный для размещения на web-страничке.

И это еще не все

Конечно, то, что я рассказал - это только некоторые возможности Internet. Конечно, мы продолжим этот разговор. Но самое, пожалуй, главное, что я хотел до Вас донести - это то, что Internet - это не просто некое техническое средство. Это технология, которая сильно изменит (и уже изменила) нашу жизнь. Изменяется стиль работы, изменяется стиль жизни, рушатся перегородки между государствами. Это очень серьезное изменение мира, и оно происходит на наших глазах стремительными темпами. Поезд уходит, не забудьте вскочить на подножку!


Опубликовано: Российская Азия,23 апреля 1997
© Алексей Бабий 1997