Культура переписки

Прочел я недавно книгу Бел Кауфман "Вверх по лестнице, идущей вниз". Был такой бестселлер начала шестидесятых, о юной учительнице словесности в американской школе. Слава Богу, что прочел я ее именно сейчас, а не лет десять-двадцать назад. Тогда бы до меня не дошла одна важная мысль, которую, кстати, Бел Кауфман и не собиралась до меня доносить. Так вот, роман построен очень оригинально. Авторского текста нет вообще. Диалогов тоже. Описаний тоже. Весь роман состоит из коротеньких записочек, посылаемых учителями, администрацией, учениками друг другу. Из этих записочек выстраивается сюжет, характеры и так далее. В общем, здорово. Перелистнув последнюю страницу, я немедленно вернулся к первой и прочел роман еще раз, но уже с совершенно утилитарной целью. Дело в том, что Бел Кауфман описала, как совершенно естественную для себя, корпоративную почтовую систему, которая действовала безо всяких компьютеров в самой обычной (и даже ниже среднего) американской школе.

Итак, что мы видим.

Разумеется, у каждого преподавателя есть почтовый ящик, в которой можно опустить письмо, просто проходя мимо. Этот же ящик служит своеобразным feedback-om, поскольку ученики опускают в него свои пожелания и замечания учителям.

Кроме того, специальные курьеры разносят почту, что называется, из рук в руки. Прямо во время занятий на преподавателя валятся циркуляры от администрации (в том числе немедленного реагирования, типа "двойной звонок считать недействительным"). Замечу, что циркуляры размножает на ксероксе специально приставленный для этого человек. Просьбы к администрации типа "пришлите крюк для открывания окна" посылаются также, что называется, флопи-нетом: курьер несется в тот же момент. Преподаватели переписываются друг с другом, причем весьма интенсивно. В одной главе я насчитал шесть писем, посланных Беатой Сильвии и обратно. За один день!

И даже детишки не отстают: правда, ящиков (то бишь, эккаунтов), на них не заведено, но они вовсю пользуются тетрадками, передавая их друг другу и записывая сообщения по очереди. Ну, это и мы в школе проходили, да только после школы все закончилось.

Словом, сорок тысяч курьеров, и Кауфман слегка посмеивается над всей этой системой, но считает само собой разумеющейся. Она ее не из головы придумала, как какое-нибудь Государство Солнца, а описала то, что есть. Это для нее не какая-нибудь техническая новинка, а обыденность. То есть любая контора в Америке, видимо, именно так и работает. Вот это и потрясает. Теперь мне понятно, почему корпоративные почтовые системы там внедряются легко, а у нас трудно. У них уже давно существует культура оффлайнового общения и решения проблем, и новая техника просто упрощает этот процесс: сначала пневмопочта, а потом компьютеры. У нас же привыкли все вопросы решать очно. Лучше всего в сауне. На худой конец, по телефону. У нас, как это модно выражаться, менталитет такой.

Никогда не забуду, как директор нашей фирмы огнем и мечом внедрял Microsoft Exchange. Уже всем выделили "ящики", уже провели десятки воспитательных бесед, но народ так и заканчивал рабочий день, ни разу не "залогинившись": а зачем, если вот он, сотрудник, рядом сидит! Дело кончилось вот чем: директор каждое утро рассылал всем записку: "Есть кто живой? Откликнитесь!" и вывесил приказ: кто не отзовется - штраф! Со скрипом и сарказмом, с верчением пальца у виска, со всякими нехорошими словами, но стали сотрудники по утрам читать почту, и получать по ней распоряжения и сообщения, а там, глядишь, начали отвечать, а там, глядишь, завязалась переписка и "по горизонтали". Когда, в связи с переездом, Exchange два дня не работал, сколько было криков и возмущения: "Невозможно работать!". По электронной почте решаются все вопросы, от составления списка детей сотрудников для подарков на Новый год до разработки внутрифирменных положений. То есть нас можно поздравить, по менталитету мы приблизились к Америке шестидесятых годов. Уже неплохо.

Все это происходило в весьма продвинутой компьютерной фирме, с неглупыми и умеющими работать сотрудниками. Представьте теперь сложности с внедрением Microsoft Exchange или Lotus cc:mail в обычной конторе "Рога и копыта": мороз по коже берет!

Большой энтузиаст электронной почты, Роберт Кроль, рассказывал мне, как пытался он убедить начальника одной такой конторы. Он перебрал все доводы: и рациональное использование времени сотрудников, и "сухой остаток" в виде электронных документов, и прочее, и прочее. Бесполезно! Правда, в конце беседы глаза начальника загорелись. Он спросил, а сможет ли он читать переписку своих подчиненных. Вот эта возможность ему была нужна до зарезу! Ну что тут сказать... Азия-с!

-"А мораль? Какова мораль?" - спросит читатель, нетерпеливо пританцовывая. А мораль очень простая: техника - это хорошо, но этого мало. Технология - еще лучше, но и этого тоже мало. А без опять-таки культуры, в том числе без культуры оффлайнового общения, мы далеко не уедем. Значит, нужно ее создавать...


Опубликовано: Красноярский комсомолец 29 января 1998
© Алексей Бабий 1997