Проблемы торговых предприятий

Проблем у торговых предприятий - пруд пруди, но, пожалуй, главная - это учет. Не два и не десять - сотни торговых фирм пошли ко дну только лишь оттого, что не знали, что именно и в каких количествах есть у них на складе. Попытки компьютеризировать складской учет не всегда бывают удачными, особенно, если делаются в отрыве от общей системы учета на предприятии, если складские программы не стыкуются с другими программами учета.

Давайте помечтаем немного об идеальном складе. Во-первых, он организован так, что вы в любой момент времени знаете остатки любого товара. Во-вторых, процедура приемки-отпуска товара максимально проста и при этом абсолютно точна. А в третьих, учет на складе взаимоувязан со всей остальной бухгалтерией. Поэтому было бы хорошо еще, чтобы просто и эффективно решались проблемы с разными ценами поставщиков на один и тот же товар, с разной отпускной ценой, с разным курсами валют... То есть, чтобы учет корректно велся не только в количественном выражении, но и в стоимостном.

Например, это можно сделать так: каждый вид товара имеет штрих-код, и в центральном компьютере (сервере) хранится база данных, описывающая все товары (включая информацию об их стоимости, в том числе и валютной). На складах стоят компьютеры, соединенные с сервером в единую сеть. Складские компьютеры снабжены сканерами для считывания штрих-кодов.

Вот как оформляется на таком идеальном складе приход товара. Все проблемы, связанные со стоимостью, решаются, когда в компьютер вводится накладная. Что же касается количества товаров, то кладовщик просто проводит сканером по коробке, считывает штрих-код... и все! В базе данных количество этого товара увеличилось. Конечно, есть нюансы, связанные разными упаковками, и т.д., но они обходятся достаточно просто. Главное - что кладовщик не путается в ассортименте, что он не может неправильно проставить количество товара.

Когда товар отпускается, происходит то же самое: кладовщик просто проводит сканером по коробкам, и в базе данных количество товара уменьшается. А это значит, что в любой момент мы знаем, сколько того или иного товара есть на складе. И не нужно проводить тотальную инвентаризацию: достаточно скользящей инвентаризации по каждому виду товара.

Мечты, мечты... Однако эти мечты могут стать явью. Нужно только установить систему "Ключ к успеху", разработанную красноярской компанией КЛЮЧ, в состав которой входит модуль поддержки кассовых аппаратов. Эти кассовые аппараты со специальными сканерами могут использоваться как собственно в кассах, так и на складе. Главное, что они способны распознать штрих-код, а затем связаться с централизованной базой данных и оформить приемку или отгрузку товара. И, что немаловажно, эта же централизованная база данных используется в общей для всего предприятия системе бухгалтерского учета. А значит, в любой момент можно получить исчерпывающую информацию в разрезе по товару, поставщику, покупателю, по любому складу и материально ответственному лицу на нем, как в количественном виде, так и в стоимостном. Модуль ККМ (поддержки контрольно-кассовых машин) можно купить и отдельно, но тогда вы лишитесь преимуществ централизованного учета.

Конечно, все это стоит денег. Нужно купить программу, компьютеры, сканеры, нужно обучить персонал... Любая новая технология требует усилий при внедрении. Но зато какая отдача! Ведь, если вы всегда имеете полную информацию о том, сколько какого товара у вас есть, какой товар расходится лучше, а какой хуже, на одной только экономии оборотных средств вы очень быстро наверстаете расходы на внедрение автоматизированной системы. Не говоря уже о том, что сама работа станет более ритмичной, более организованной. Да, к тому же, и воровать станет при этой системе намного сложнее...


Опубликовано: Экономика и жизнь (Сибирь)
© Алексей Бабий 1997