Сумма технологий

Заголовок статьи фактически украден у Станислава Лема. Но речь пойдет только об информационных технологиях, а точнее - о том, что вкладывается в понятие "обучение работе с компьютером". А еще точнее - об обучении офисным информационным технологиям.

На мой взгляд, в традиционной схеме преподавания неправильно расставлены акценты. Традиционно обучение начинается с Windows (или Norton Commander, или вообще с MS DOS). Объясняется это так: пользователю нужно научиться работать в операционной среде, а уже потом - осваивать конкретные приложения. Затем следует курс по Word (от и до), затем - курс по Excel (от и до). Возможно, дается СУБД (например, Access). Налицо академический подход: выбирается некий программный продукт, темы занятий выбираются, исходя из возможностей этого продукта, сам продукт рассматривается максимально подробно. Схема не лишена логичности, но она удобна для преподавателя, а не для обучаемого. Например, как показала практика, новичку на первом занятии лучше всего поработать с текстовым редактором: во-первых, занятие простое и понятное, во-вторых, преимущества компьютера видны сразу же, а в третьих, уже на первом занятии он овладеет многими полезными навыками - от работы в меню до drag and drop. Когда он, наконец, перейдет к Windows или DOS, то будет работать там со СВОИМИ файлами, а значит, работать осмысленно.

Но главный недостаток традиционного подхода - именно в "продукто-ориентированности". Каждый программный продукт несет в себе возможности из разных технологий. Создание и форматирование таблиц в Excel - это технология, более близкая к текстовым процессорам, а вот уже сводные таблицы или сценарии - технологии анализа данных, которые ближе к СУБД. Логичнее было бы излагать материал, исходя из технологии работы в офисе.

Стало быть, нужно выделить эти технологии. Их четыре:

1.Технология подготовки документов;

2.Технология поддержки;

3.Технология анализа данных;

4.Технология коллективной работы.

Мы обучаем пользователя не продуктам, а технологиям, мы должны перестроить его сознание и методы его работы. Иначе пользователь будет использовать Pentium не эффективнее, чем пишущую машинку.

Технология подготовки документов

Главная задача здесь - не рассказать о возможностях текстовых редакторов, а дать понимание правильной технологии работы с документами. Спросите любого человека, окончившего курсы типа "обучим компьютеру быстро и эффективно", как он будет создавать, например, документ с договором или актом приемки-сдачи. Девяносто человек из ста скажут: создам новый файл и "наколочу текст". Десять догадаются открыть старый файл с договором и сохранить его под новым именем. И все сто будут не правы, потому что начинать нужно с разработки типового шаблона договора, а в этом шаблоне разработать свои стили для заголовков и текста договора. И только потом по этому шаблону создавать новые документы. Я уже не говорю о том, что правильная организация коллективной работы предполагает, что стили и шаблоны, общие для всей организации, разрабатываются специальным человеком, помещаются на сервер, а с рабочих станций прописываются пути к этим шаблонам так, чтобы пользователь мог работать и со своими шаблонами, и с общими. Впрочем, это уже из области технологии коллективной работы.

Очень важно, рассказывая о тех или иных возможностях текстовых процессоров, говорить о том, насколько и за счет чего они повышают производительность труда. Частично осваиваются некоторые возможности Windows (например, понятие файла и диска, работа с папками, понятие окна). Освоение этих тем идет как бы между делом, и затем, на занятиях по Windows, обучаемые просто обобщат эти приемы, но в новинку они им уже не будут.

В рамках этой же технологии преподается и Excel, но только та часть его, которая относится к форматированию и редактированию таблицы, а также к работе с диаграммами.

Дальше начинается очень интересная тема: создание сложных документов. В документы, созданные в Word и Excel, вставляются различные объекты, от Word Art до Organization Chart. Важно, что это проходит не в рамках изучения Word или Excel, а в рамках темы "Сложные документы". Здесь же, на примере вставки объектов из Excel в Word, изучается вставка, внедрение и связывание объектов.

Технология поддержки

Собственно говоря, Windows и MS DOS (Norton Commander) изучаются именно тут. Но все дело в том, что объяснение должно идти не от возможностей программ, а от правильной технологии использования компьютера. Любой пользователь должен уметь, как минимум:

1.Правильно включить и выключить компьютер (например, он должен выйти из Windows перед выключением);

2.Обращаться с дискетами (форматировать, просматривать их содержимое, копировать на дискеты и обратно, в том числе с применением архиваторов);

3.Работать с папками (каталогами): создавать их, переименовывать, открывать, закрывать и т.д.;

4.Запускать нужные программы;

5.Осуществлять антивирусную профилактику.

Важно, чтобы он не просто знал эти возможности, но и проникся важностью технологии. Уместно провести аналогию с автомобилем или велосипедом, которые, для правильной эксплуатации, нужно регулярно смазывать, проверять тормоза и т.д. Не нужно жалеть времени, рассказывая об ужасных случаях, произошедших из-за несоблюдения технологии. Можно даже сослаться на новый УК, в котором есть суровые санкции за порчу информации в результате халатности оператора.

Большая проблема - чему именно учить. Windows 95? Windows 3.11? Norton Commander? Давать все "разом" - у пользователя голова пойдет кругом. Чего-то не дать? А если на реальном компьютере до сих пор стоит Windows 3.11? Обычно мы даем Windows 95 и немного Norton Commander.

Дополнительно даются настройки Windows и MS Office: как создать свои панели, сменить "картинку" на экране, создать свои ярлыки и т.д.

Для более продвинутых пользователей имеет смысл провести "курс молодого бойца", в котором рассказать и о CMOS, и о FDISK, и о настройке autoexec.bat с config.sys, и об установке DOS, Windows и MS Office. В этом курсе устраиваются показательные аварии, последствия которых обучаемых должен устранить.

Технология анализа данных

Вот тут уже даются "остальные" возможности Excel: итоги, сортировка, фильтры, сводные таблицы, MS Query, сценарии и т.д.. "По вкусу" можно добавить Access. Причем важно не просто дать соответствующие возможности приложения, а обобщить приемы, пояснить, что с информацией (не только в Excel), мы можем делать следующее:

1.Сортировать

2.Группировать

3.Фильтровать

4.Импортировать-экспортировать

Эти же приемы будут работать потом, например, в Schedule+ или слиянии в Word, поэтому нужно заострить внимание на фундаментальности этих приемов.

В этой части обучения особенно важно давать самостоятельные задания. Одно дело - выполнить обобщение данных по учебному примеру, другое - самому правильно поставить задачу и найти подходящие средства. Вот задача, на которой можно легко проверить, освоил ли обучаемый технологию анализа данных:

"Имеется средняя семья из папы, мамы, сына-студента и дочки-школьницы. Каждый день фиксируются затраты и доходы (маме купили сапоги, всем купили мяса, папа принес зарплату и т.д.). Нужно проанализировать семейный бюджет: сколько уходит на еду, сколько на одежду, сколько на маму, сколько на папу, и, в "разрезе" только по маме, сколько ушло на ее косметику, одежду и т.д.)".

Далеко не каждый обучаемый догадывается, как нужно построить таблицу, какие средства анализа применить и т.д. В то же время этот пример - наиболее типичный в реальной жизни: так же анализируется и деятельность фирмы по подразделениям!

Очень важно отработать умение импортировать данные. Например, прочитать в Word файл, когда-то созданный в ЛЕКСИКОНе, "втянуть" в Excel таблицу из текстового файла, обработать в Excel журнал операций 1С, и так далее.

Технология коллективной работы

Разумеется, на этом этапе нужно научить пользователя работать в локальной сети. Разумеется, нужно убедить пользователя в удобстве электронной почты (в том числе внутриофисной) и научить его с этой почтой работать. Конечно, нужно научить его искать нужную информацию в Internet. Но речь идет не только об этом. Снова вернувшись к Word и Excel, именно здесь нужно рассказать о таких вещах, как рассылка документов с маршрутизацией, регистрации изменений и примечаниях. Вернувшись к теме "Внедрение и связывание объектов", научить его создавать документы не просто сложные, но рассредоточенные по сети.

Разумеется, здесь же речь идет о средствах организации индивидуальной и групповой работы типа Schedule+. Причем желательно показать возможности этого приложения не только в одиночной работе, а, например, вкупе с возможностями Exchange. Не помешает здесь еще раз проиллюстрировать возможности импорта-экспорта данных и, например, осуществить слияние документов в Word, используя базу данных о контактах из Schedule+.

Важно, что все эти упражнения моделируют типичные ситуации в жизни офиса. Целью обучения должно быть не просто освоение навыков, но привитие пользователю информационной культуры.

Курс по технологии коллективной работы относительно новый и необычный, однако пользователи воспринимают его очень заинтересованно. Особенный интерес он вызывает у сотрудников динамичных негосударственных компаний. Идеальный вариант обучения - когда сотрудники таких компаний учатся одновременно и моделируют в учебном центре реальные ситуации, возникающие в своей работе.

Группой или индивидуально?

Традиционные занятия большими группами по схеме "лекции - лабораторные занятия" далеко не оптимальны при изучении информационных технологий. Десятилетний опыт работы учебного компьютерного центра Красноярского краевого дома науки и техники и фирмы Maxsoft показал, что группа не должна быть более 4-5 человек, тогда преподаватель может обеспечить индивидуальный подход. Сейчас занятия ведутся в классе, разделенном перегородками на секции по 4 компьютера. В каждой секции работает отдельный преподаватель. Программа обучения индивидуализирована. Тот, кто усваивает материал быстрее, получает дополнительные знания. Тому, кто усваивает материал плохо, наоборот, не дают более сложные темы, но зато более простые отрабатывают подробнее. Обучение идет в основном на реальных задачах обучаемого, а если их нет - на учебных примерах.

Небольшая группа - очень важное условие для "технологического" подхода к обучению. Во многих случаях нужно не только и даже не столько научить человека конкретным приемам, сколько убедить его в правильности использования той или иной технологии. Например, собственно работа с электронной почтой очень проста, но нужно объяснить людям ее преимущества, тут же отвечая на возникающие вопросы. Давая понятие стилей и шаблонов в Word, нужно не просто рассказать о соответствующих пунктах меню, но убедить в том, что работать нужно именно с использованием шаблонов и стилей. Нередко возникают дискуссии, особенно при изучении темы "копирование данных". Важно, что общение это - двустороннее. Большие лекции заменяются на периодические беседы.

"Индивидуально-групповая" работа не так проста, как кажется на первый взгляд. Нужно определенным образом составить методические пособия, подготовить задания различной сложности и направленности, а квалификация преподавателя должна позволять ему "с ходу" ориентироваться в задаче пользователя, чтобы помочь ему выбрать правильные средства. Однако эта технология обучения существует, она успешно применяется в нашем учебном центре белее семи лет.


Опубликовано: Информатика и образование, 1997, N 5
© Алексей Бабий 1997