Честная работа

Интервью с Михаилом Фисковым, директором фирмы КМК

Алексей Бабий. Миша, хотелось бы услышать историю вашей фирмы. У меня такое впечатление, что вы существуете больше пяти лет. Во всяком случае, очень давно.

Михаил Фисков. Ровно пять лет.

А. Б. Значит, вы из той самой волны фирм 1992 года. Они росли тогда, как грибы. Кто-то уже успел помереть, кто-то поднялся...

М.Ф. Все мы работали на предприятиях оборонной промышленности, которые в 1992 году оказались у разбитого корыта. Большой багаж был за плечами, но пришлось менять профессию

А.Б. Перековали мечи на орала...

М.Ф. Ты знаешь, примерно так и получилось. Половина наших ребят работала в СибЦМА, я работал в политехе, и все мы работали на "оборонку".

А.Б. Как быстро вы нашли свое лицо, свою нишу?

М.Ф. Сетями мы начали заниматься практически с самого начала. Лицо свое мы нашли сразу. Мы никогда даже не рассматривали возможность торговать товарами народного потребления (а это была пора, когда все этим занимались). Кстати, директоров в первом составе было три, и сейчас ими создано уже четыре фирмы в городе.

А.Б. А кто был еще?

М.Ф. Был Леонтьев Михаил, он был у нас генеральным директором. Был Лохмаков Михаил, и был я. В общем, три директора, три Михаила.

А.Б. Так вам нужно было назваться не КМК, а 3М!

М.Ф. Были такие пожелания... Но Леонтьев придумал более консервативное название. КМК: Компьютеры, Медицина, Коммуникации. Мы тогда начали активно дружить с медициной, но из этого ничего не получилось, и медицина осталась только в названии. А вот компьютеры и коммуникации - это то, чем мы занимаемся.

А.Б. А вы не занимались вопросами подключения к компьютерам всяческой медицинской техники? Измерительные приборы и т.д.? Насколько я знаю, у медиков есть к этому большой интерес. Скажем, кардиоинтервалография требует нудных расчетов, и, если подключить КИГ к компьютеру, тысячи кардиологов скажут спасибо. И таких примеров десятки...

М.Ф. Занимались, конечно. Но дело в том, что последние пять лет медики ничем, кроме "спасибо", ответить не могут. Там зарплату-то выдают изредка. Не до нас...

А.Б. Эта ниша откроется, когда экономика наша станет нормальной.

М.Ф. Я тоже на это надеюсь. Это как раз та область, в которой наши знания применяются полностью. Но сейчас мы занимаемся сетями и бухгалтерскими программами. Даже в первую очередь бухгалтерскими программами. Все программы, которые мы продаем - изначально сетевые, они позволяют красиво автоматизировать съем данных, работу с библиотеками данных... Первоначально программы разрабатывались для бюджетной сферы, ее состояние сам знаешь какое, и сейчас ПАРУС ориентируется больше на коммерческие предприятия. Мы работаем с ПАРУСом давно, и мы можем решать серьезные проблемы заказчика.

А.Б. Бухгалтерские программы - это не коробочный софт. Их нужно внедрять, сопровождать...

М.Ф. ПАРУС - совершенно не коробочный продукт. Это даже не тот продукт, который можно продать с обучением. Его нужно продавать с внедрением, с проектом его функционирования на предприятии. Так что через некоторое время руководители начинают обращаться к нам с вопросами о том, как вести учет на самом деле.

А.Б. Это почти всегда происходит при внедрении бухгалтерских программ. Учет нередко ведется совершенно по уродски, и встает вопрос: или автоматизировать это уродство, или убедить их сделать все по нормальному. Ты знаешь, мы в нашем учебном центре вынуждены перед началом занятий по 1С тестировать бухгалтеров на предмет знания бухучета. А то ведь попадались нам бухгалтеры, не знающие, что такое план счетов и двойная запись!

М.Ф. Есть предприятия, главные бухгалтеры которых не знают, как составляется балансовый отчет.

А.Б. Их дело - политика...

М.Ф. На крупных предприятиях, возможно, так и должно быть. Есть разделение труда. Разумеется, мы сопровождаем программы в течение нескольких лет. Есть организации, которые уже два года не могут нам за это заплатить. Но мы их не бросаем. Мы знаем, что это у них не от хорошей жизни. А ты бы как поступил?

А.Б. В принципе да, и у нас есть такие клиенты. Завод даже не стоит, а лежит, плату за обслуживание не вносит несколько кварталов. Но прибежит к тебе обрадованный заказчик: вот, вырвал пятьсот тысяч, примите хотя бы это... За ним еще долгу миллиона два, но видишь, что он по честному хочет расплатиться, да не может. А если какой богатенький Буратино начнет "динамить", то с ним обходимся жестко.

М.Ф. ПАРУС - это одна из самых распространенных в стане бухгалтерских программ. Она идет сразу после 1С и иногда выходит на первое место. Меня всегда поражала хорошая проработка, правильная постановка задачи. Над программой работает большая команда, и программа очень разветвленная. С последней версией мы работаем почти год и освоили процентов шестьдесят. Причем, что характерно, этот продукт можно осваивать без литературы. Я не думаю, что есть еще одна бухгалтерская программа, которую можно просто включить и работать.

А.Б. С бухгалтерскими программами мы вроде разобрались. А вот что ты понимаешь под установкой сетей? Там ведь диапазон достаточно большой - от установки сетевых карт, хабов до системной интеграции...

М.Ф. Сети в Красноярске ставятся на оборудовании 3Com или, оборудовании класса LanTECH или ниже.. Оборудование 3Com - это, действительно, качественное оборудование. Ни одного "дохлого" хаба или репитера от 3Com я не видел. Но ценовая разница гигантская: в два-три раза. Мы поставляем LanTECH. Проблем с сетевым оборудованием у нас нет. Что касается системной интеграции... Ты знаешь, в Красноярске до настоящей системной интеграции еще очень далеко. Я знаю только два-три предприятия, на которых эта проблема стоит. К сожалению, оборудование на этих предприятиях было закуплено тогда, когда у них еще были деньги, и сейчас устарело. На НПО ПМ более двухсот пятидесяти компьютеров в сети. Хорошее поле деятельности для системной интеграции. У них там и мейнфреймы есть... Но они сегодня с трудом находят деньги на приобретение репитера. Основная же масса предприятий - это небольшие предприятия, которые экономят деньги на всем, включая установку. Поэтому у нас, как ни странно, есть заказы двух типов. Первый: "Дайте нам оборудование!". Заказы второго типа: "Ребята, разберитесь с нашей сетью, что-то она не работает!". В то время как дешевле было бы для них, чтобы мы не только продали "железо", но и провели установку. Сеть - это же не просто воткнуть карточки и прокинуть кабели. Нужно все продумать, прорисовать, просчитать примерный трафик... Обжимать кабеля научились все, инсталлировать программы тоже. Вот и работают сети по принципу: "А давайте сюда еще один компьютер воткнем!". Между тем требования к сети повысились. Современные машины класса Pentium дают большую нагрузку на сеть. Не на сервер, а именно на сетевой трафик. Рядовой бухгалтерский отчет съедает до двадцати процентов утилизации сети. Значит, сосед в это время ничего не может сделать. Предрекают массовый переход на 100-мегабитную сеть и, кстати, это оборудование уже достаточно дешево. Происходит революция локальных сетей. В течение этого и следующего года переход на 100-мегабитные сети будет массовым. Кроме того, появилось очень хорошее сетевое программное обеспечение. Например, я был приятно удивлен Microsoft Office 97. Это настоящий сетевой продукт, хотя, если честно, я ожидал появление подобного продукта лет пять назад. Для офисной работы больше ничего и не надо.

А.Б. С коммуникациями тоже понятно. А вот третья составляющая: компьютеры.

М.Ф. Сейчас покупают не столько компьютеры, сколько комплектующие. Идет волна апгрейдов. Наше кредо: только качественные комплектующие. Мы являемся реселлерами FIC. Эта фирма - вторая в мире по производству материнских плат. Но в России она почему-то почти не известна. AMD все свои процессоры тестирует на материнских платах FIC. И вот что мы заметили. Бывает иногда, поставки вовремя не прошли, и мы докупаем комплектующие в Красноярске. Так вот, количество брака примерно одинаковое, хотя объемы несопоставимы. Докупаем мы мало и в крайнем случае. Что же тогда везут другие? Хотелось бы еще отметить роль brand name. Это хорошая техника, но модернизировать ее очень трудно. Есть, правда один brand name, который нас устроил. Это компьютеры фирмы Intel. Мы их продавали очень успешно.

А.Б. Что? Intel выпускает компьютеры? А я-то всем рассказываю анекдот про юзера, который хотел купить компьютер фирмы Intel. А он, оказывается, прав?

М.Ф. Ты прав, Intel запрещено выпускать компьютеры. Они поставляют так называемые платформы. Это ящик с материнской платой, графической платой, процессор, порты. Короче, это системный блок, в котором отсутствует накопитель на жестком диске. Ни клавиатуры, ни монитора нет.

Чем мы еще занимаемся - это инсталляцией софта, если пользователь не справился, лечением от вирусов. Как таковых, гарантийных ремонтов нет. Как правило, выясняется, что машина исправна, но что-нибудь не то стоит в setup.

А.Б. Миша, а что для тебя главное в бизнесе?

М.Ф. Мы пытаемся работать с покупателем честно. Опыт честной работы дал бюджет. Бюджет невероятно прозрачен, если где-то что сделаешь не так, об этом сразу же становится известно, и тебе это могут припомнить через несколько лет. В БСМП как-то возникли проблемы с программой. Через полчаса уже перезванивают из горздрава и спрашивают: "Ну, как вы там, договорились?". Мы привыкли работать с покупателем честно, и в этом, может быть, наша беда. Мы могли бы уговорить покупателя покупать не Epson или HP, а Lexmark, хотя и знаем, что он потом не добудет нигде расходные материалы. Но мы так не делаем.

А.Б. Но, проигрывая в деньгах, вы выигрываете нечто большее. Репутация у КМК крепкая. Звезд с неба не хватаете, но работаете так, что не подкопаешься. Может быть, я и ошибаюсь, но у меня такое мнение сложилось.

М.Ф. Звезд с неба мы действительно не хватаем. А знаешь, откуда все идет? Потому что мы выживаем сами по себе. Все знают, что деньги СИНТЕЗ-Н - это деньги КЛЮЧа. ИНДЕКС выжил сам по себе. И мы ни на кого, кроме себя, не рассчитываем. У нас никогда не было ни связей, ни вкачанных в нас денег. Мы всегда пробивали себе дорогу сами. Работа на военных приучила нас делать дело. Сделал дело - хороший. Не сделал - плохой. А воровать никто из нас и не умел. Этим и определяется лицо фирмы. Мы тихо, спокойно делаем свое дело. Многие наши проекты развалились или перешли в другое русло. Но осталось то, что было изначально - локальные сети и поставка техники. Мы изначально обращали внимание на то, чтобы эта техника была, во-первых, по карману потребителю, а во-вторых, качественной. Мы не собирали Pentium-200 с 8 мегабайтами ОЗУ и 1Гигабайт винчестер...

А.Б. Каковы твои принципы работы с кадрами?

М.Ф. Костяк фирмы - это его учредители. Фирма небольшая, каждый на виду. Кто хорошо работает, кто плохо - сразу заметно. А принцип у меня простой: должен быть коллектив. Мое поведение как руководителя должно быть эталоном. Я не могу придти в бухгалтерию и сказать: "Дайте мне столько-то денег". Если я беру деньги, то я должен отчитаться, как все. Я не могу взять деньги от клиента. Я знаю фирму, в которой руководитель не занимался руководством, но регулярно появлялся, забирал деньги и уезжал покупать товар. Невероятными усилиями персонала фирма продержалась два года. Так нельзя работать. Нужно быть честным по отношению к людям, с которыми работаешь. Когда фирма маленькая, очень тяжело увольнять людей. Тяжело сказать человеку: "Ты уволен, пиши заявление". У меня рука не поднимается.

А.Б. Может, у тебя необходимости пока не было.

М.Ф. Была... И ты знаешь, этой добротой некоторые люди пользуются. Были у нас люди, которые не считали нужным каждый день ходить на работу. Да и сейчас есть. И я не знаю, что предпринять. Я знаю, что рекомендуют на Западе: чем наказывать человека, лучше его уволить. Но мы вышли из того самого развитого социализма, мы им воспитаны, и руководители, и работники. И, к сожалению, эти родимые пятна еще долго будут сохраняться.

А.Б. Ну, а как насчет творческих планов?

М.Ф. Прежде всего - это АСУ ПАРУС. Кроме того, мы расширяем перечень поддерживаемого программного обеспечения. Раньше мы занимались только Novell, но закрывать глаза нельзя. Windows NT, Windows 95 завоевали большую долю на рынке. Есть планы по развитию монтажа. В общем, без дела не сидим.


Опубликовано: ON LINE N 4 1997
© Алексей Бабий 1997