Что вы покупаете, покупая компьютерную программу

"Мы у вас купили это, а оно не работает!"

Такие претензии часто слышат продавцы программного обеспечения. Особенно часто - от покупателей бухгалтерских программ. Начинаешь выяснять - оказывается, что программа-то работает, только не настроена под условия конкретного покупателя. И опять начинаются обиды: вы нам это продали, вот теперь и настраивайте. Разумеется, бесплатно.

А бесплатно, конечно, никто этого не делает. И начинаются новые претензии: вы у нас деньги сосете, и почему это настройка или обучение стоит дороже самой программы...

И вот, у всех - и покупателей и продавцов испорчено настроение, а иной раз попадется клиент, которой норовит тебя затаскать по судам. А все от того, что покупатели не понимают одной простой вещи.

Что Вы покупаете, когда покупаете программу? Дискеты? Документацию? Да, но не только. Вы покупаете не просто программу - Вы покупаете ТЕХНОЛОГИЮ. Так же как, покупая линию по производству, скажем, газводы, вы покупаете не только оборудование. Компьютер с программой - это участок технологической линии переработки информации.

Поясню это подробнее. Например, в механическом цехе делают болты. Технология изготовления болтов может быть самой разной. Их можно нарезать, их можно штамповать, но в результате будут получаться именно болты. Этот процесс может быть полностью ручным, может быть полностью автоматизирован, может быть механизирован частично (например, болты штампуются автоматически, но заготовки вставляются вручную). Когда мы механизируем или автоматизируем процесс изготовления болтов, это не означает, что мы просто покупаем станок. Мы покупаем новую технологию.

Во-первых, нужно настроить оборудование на выполнение определенных операций (например, чтобы оно штамповало именно болты, а не гайки, и именно болты М3, а не какие-нибудь другие).

Во-вторых, рабочий теперь выполняет совсем другие операции, и его нужно переучить.

В-третьих, каждая технология имеет свои количественные и качественные требования: положим, сталь не хуже такой-то марки, температура в пределах от и до.

В четвертых, и просто техника безопасности для этой технологии: длинные волосы подстричь или держать под головным убором, в такие-то места руки не совать, к таким-то деталям не прикасаться (они под током), не рекомендуется загружать более стольки-то болванок одновременно, и т.д.

Новая технология может потребовать и других перемен, но в результате производительность труда увеличивается. Важно понимать, что технология обычно автоматизирует только некоторые участки работы, а другие пока так и остаются ручными (та же подача заготовок).

Когда Вы покупаете систему бухгалтерского учета, происходит то же самое. Не надо думать, что стоит включить машину, нажать на кнопку, и сразу все проблемы решены. Вы покупаете не просто программу. Вы покупаете технологическую линию бухгалтерского учета. Вместо станков - компьютеры, связанные в сеть, вместо материалов - информация (документы, проводки). Возможно, теперь Вы будете выполнять другие операции, а какие-то операции Вы не будете выполнять вовсе. Например, Вы не будете заполнять журналы-ордера (это сделает сама система), зато Вам придется ввести каждый документ в компьютер. Конечно, новая технология предъявит требования к вводимой информации. Например, при вводе документа она обязательно потребует все аналитические признаки для ведения развернутого учета. Конечно, придется соблюдать определенные правила эксплуатации системы (например, регулярно копировать информацию на дискеты, чтобы в случае каких-нибудь происшествий ее можно было восстановить). А главное, не нужно понимать, что Вы - сами по себе, а компьютер - сам по себе. Вы работаете в единой технологии, слаженно. Просто компьютер берет на себя тяжелую, рутинную работу, требующую внимательности и способности к вычислениям, а Вам предоставляет право думать и принимать решения.

А мораль? Какова мораль? Мораль очень проста. Продавцы не должны предлагать просто коробку с программой (если только это не что-то простое вроде мультимедиа-энциклопедии). Они должны предлагать КОМПЛЕКС УСЛУГ (поставка, установка, обучение, настройка) и убеждать пользователя, что все это должно покупаться вместе и одновременно. А покупатели должны покупать не просто коробку, а этот самый комплекс услуг. А если они от некоторых услуг отказывается, то это решение должно остаться на их совести: пусть потом не жалуются, что что-то работает не так. Беда в том, что в прайсах многих компьютерных фирм (в том числе и нашей) программы стоят отдельно, а услуги отдельно. Потому-то покупатели и воспринимают их по отдельности.


Опубликовано: Красноярский комсомолец, 27 ноября 1997 г.
© Алексей Бабий 1997