Дитё лейтенанта Шмидта, или особенности национальной рекламы

Есть на Руси старинная забава - выдавать себя не за того, кто ты есть на самом деле. Тут и незабвенный Балаганов, и несравненный Хлестаков, и псевдофронтовик, который восседает в президиумах с иконостасом на груди, но сам пороху не нюхал, а ордена купил, выменял, а то и просто украл. С развитием капитализма в России хлестаковщина приобрела просто фантастические размеры. Куда ни кинь - кругом дилер на реселлере сидит и сервер-секретаршей погоняет, презентации сменяются инсталляциями, инсталляции ингаляциями, а на улицах вас то и дело хватают за рукав представители канадских оптовых компаний и норовят всучить втридорога новейшее заграничное средство борьбы с тараканами "Фейсомобтэйбл". И главное, все клянутся, что работают на высочайшем мировом уровне!

Впрочем, ближе к делу. В прошлую среду (26.11.97), в газете "Всем! Всем! Всем!" (которая тут, кстати, совершенно ни при чем) была опубликована реклама, которую я привожу слово в слово:

"Учебно-информационный центр СКТБ НАУКА СО РАН

Впервые в Красноярске сертификационные экзамены от фирм Microsoft, Novell, Lotus. Уникальная возможность - стать сертифицированным профессионалом международного класса, не выезжая из Красноярска! Единственный экзамен, достойный профессионала. Звание Certified Professional - это официальное признание корпорацией Microsoft, Lotus, Novell Вашего высокого профессионального уровня. Лучшая рекомендация на рынке труда в любой стране мира. Доступ к новейшей технологической информации. Пр. Мира, 53, 4-11, т. 27-49-86."

Наконец-то! Неужели в Красноярске открылся международный центр тестирования Sylvan Prometric, (тестирование может проводить только эта организация)? Sylvan - фирма требовательная, условия отбора жесткие, один залог по страховке составляет полмиллиона долларов, в России таких центров всего пять штук, и вот СКТБ поднялось до мирового уровня! Дамы бросают в воздух чепчики...

Погодьте с чепчиками, дайте слово сказать. На самом деле это известная и уважаемая томская фирма СТЕК проводит выездные сертификационные тесты в Красноярске на базе СКТБ НАУКА. У СТЕКа есть такое право, он только что принял 30 экзаменов в Магадане, а теперь едет к нам. Вот СТЕК действительно прошел строгий отбор, подписал страховку на полмиллиона баксов, подготовил и сертифицировал администраторов тестирования, то есть вложился в дело по полной программе. А СКТБ НАУКА всего лишь предоставило помещение и технику.

А теперь внимание, вопрос: найдите в этой рекламе упоминание о фирме СТЕК. Из этой рекламы следует, что экзамены на мировом уровне принимает СКТБ НАУКА. На языке юриспруденции это называется недобросовестной рекламой...

Представьте себе: в помещении Козульской средней школы красноярский вуз принимает выездные вступительные экзамены. А школа рекламирует это так: "Впервые в Козульке! В нашей школе вы можете получить высшее образование! Уникальная возможность - стать студентом, не выезжая из Козульки!" И ни слова про вуз, который, собственно, и является истинным героем дня...

Что самое обидное: дело-то сделано нужное и своевременное. И, если бы реклама подавалась так: "Фирма СТЕК (с перечислением регалий), при участии СКТБ НАУКА СО РАН (именно в таком порядке!)" - никаких вопросов не было бы. И СКТБ заслуженно получило бы причитающуюся ему долю уважения и признательности.

Но СКТБ захотелось большего. Захотелось хоть на миг заявить о себе, как о крутой фирме, работающей на уровне мировых стандартов. Чужие заслуги плохо лежали, вот и не удержались ребята... Помните, Шура Балаганов тоже не удержался. Привычка-с...

Уже давно уже замечаю я в рекламе СКТБ всяческие некорректности. Однажды сообщили они крупными буквами, что у них лучшие в городе преподаватели. Может быть, у них и впрямь неплохие преподаватели, но любопытно было бы узнать, как было определено, что они - лучшие? Конкурс проводился? Или, может быть, у преподавателей куча регалий? Но не проводился в городе конкурс на лучшего преподавателя. И сертифицированные специалисты работают в других учебных центрах, а в СКТБ их пока что нет. Так почему же в рекламе сказано "лучшие"? А вот захотелось, и написали. "Чайник" - он всему поверит и все скушает. А потом захотелось им представить дело так, что это они, а не СТЕК проводят экзамены, взяли да опубликовали эту ложь тиражом в 288 тысяч экземпляров. И - ничего, никто не возмутился. Значит, можно лапшу на уши вешать не только чайникам, но и профессионалам.

В рекламе сертификационных тестов на Афонтово про СТЕК все-таки мельком говорится, но в конце ролика демонстрируется удостоверение, выдаваемое учебным центром СКТБ. То есть, надо полагать, именно это удостоверение и дает "признание корпорацией Microsoft, Lotus, Novell Вашего высокого профессионального уровня". Впрочем, я допускаю, что ребята из СКТБ никогда не видели настоящий сертификат, и предположили, что это - что-то вроде их удостоверения. Вношу ясность: сертификат Microsoft Certified Professional выглядит несколько иначе. Он не заполнен корявым почерком шариковой ручкой, а отпечатан на специальном бланке, ввверху написано не "СКТБ НАУКА", а "CERTIFICATE OF EXCELLENCE", а внизу стоит подпись Билла Гейтса, а не Бори Федосеева. Так почему же в рекламе тестирования международного уровня показывают не сертификат Microsoft, а удостоверение СКТБ? А вот опять-таки, не удержались ребята и сперли чуток авторитета у корпораций Microsoft, Lotus, Novell. Корпорации далеко, авось не заметят... Не заметила же Microsoft, что СКТБ обучает Windows NT по ксерокопиям с украденных у нее фирменных методических пособий! А между тем Microsoft разрешает пользоваться этими пособиями только в своих авторизованных учебных центрах и только сертифицированным преподавателям...

Чуток украли у Microsoft, чуток у СТЕКа. С миру по нитке - голому рубашка...

Вот такая некрасивая история.

Рекламная кампания проходит под слоганом "Единственный экзамен, достойный профессионала". Сдается мне, что СКТБ НАУКА не выдержало экзамен на профессиональное достоинство.


Опубликовано:  компьютерные сети Красноярска
© Алексей Бабий 1997