Шаг вперед - два назад

Давненько не интересовался я деятельностью Госдумы. Мы вообще как-то приучились обходиться в своих делах без государства. Оно само по себе, мы сами по себе. Государственные мужи предаются своим государственным забавам в своей песочнице: то соком кого-нибудь обольют, то в волосы друг другу вцепятся, а то какую-нибудь машинку не поделят - и совочками друг друга по голове. К нашим взрослым заботам все это отношения не имеет. Нам бы как-нибудь день прожить да ночь продержаться. А что до государственных мужей - чем бы дитя ни тешилось, лишь бы по углам не гадило...

Да только именно этим Дума и занялась в последнее время.

Вот, например, снизили вдвое сумму расходов на защиту прав репрессированных. Для тех, кто не знает: старики, отсидевшие в ГУЛАГе по политическим статьям, имели в последние годы мизерные, но все же льготы. Людям, незаслуженно обвиненным, потерявшим здоровье в лагерях по вине государства, государство же отказало в мизерной подачке. При этом их еще и оскорбили заново: Жириновский заявил, что правильно их всех репрессировали, и их не только нужно лишить льгот, но и лишить всего, что имеют.

Расходы на репрессированных снизили с миллиарда (старыми) до пятисот миллионов (старыми же). Для тех, кому полмиллиарда рублей кажется большими деньгами, поясню: недавний вояж того же Жириновского сотоварищи на самолете в Багдад обошелся Думе примерно в такую же сумму. На это деньги нашлись. Багдад - это святое. А старички - перебьются как-нибудь.

Самое паршивое то, что ничего удивительного в этом решении нет. С сына юриста, кроме анализов, взять нечего. Коммунисты за льготы собственным жертвам никогда не проголосуют. Так же ясно все и с НДР: полмиллиарда туда, полмиллиарда сюда, тут и хапнуть-то нечего, о чем базар, пацаны!

В результате, против снижения проголосовали только "Демократический выбор России" да "Яблоко". Как и следовало ожидать.

Дело-то не только в стариках. Им плюнули в лицо, но и нам тоже. Никто ведь, в общем-то, и не возмутился. Дикая выходка Жириновского не вызвала никакой реакции в Думе и даже почти не попала в прессу. А что такого, дескать. Вот если бы генерала в бане застукали, или Боря Моисеев вдруг женился, так это - на первую полосу. Это - событие.

Между тем, в который уже раз, исподволь, готовят нас к повороту. То серпастый-молоткастый флаг затеют опять сделать национальным. То какой-нибудь историк начнет рассуждать о благотворном влиянии коллективизации с индустриализацией. Или вот, например, напрочь закрыли архивы. То есть сведения о репрессиях опять стали секретными. К чему бы это? В демократическом-то государстве? И вот так, потихоньку-полегоньку, шаг вперед, два назад и далее к полной победе коммунизма.

А между тем в Думе готовится еще один закон, значение которого сейчас далеко не всем понятно. Поправки к закону "О средствах массовой информации" говорят буквально о следующем: сообщения, распространяемые по компьютерным сетям, будут включены в понятие СМИ. Неслабо? Это означает, например, что сайты в Интернете могут иметь только юридические лица, имеющие соответствующую лицензию. Вот тебе, бабушка, и открытое общество, вот тебе и свобода слова с информационными технологиями!

Почерк на удивление знакомый: конечно же, первым делом надо брать телеграф. Большевики кое-чему научились за последние семь лет: в августе 91-го они перекрыли все средства коммуникаций, а про электронную почту забыли. На чем и обожглись...

Интернет сейчас - лакмусовая бумажка, на которой проверяется демократичность государства. США вкладывает в Сеть немалые деньги. Вьетнам напрочь запретил Интернет. Наши власти до последнего времени плевать хотели на Интернет (как и на все другое), а тут вдруг проявили интерес. Лучше бы они его не проявляли. То повременку затеют, то вот теперь - лицензирование... А пройдут поправки к закону о СМИ - для начала они закроют наши сайты. Потом "отрежут" зарубежный Интернет. А потом начнут перлюстрировать электронную почту (и вот на это денег не пожалеют, это вам не старички-репрессированные). И все это вместе будет называться демократией. Что называется, приехали.

В общем, господа депутаты, есть такая просьбочка! Шли бы вы... в свою песочницу, делили бы там свои лимузинчики, не мешали бы нам жить и работать. А мы уж как-нибудь без вас Россию обустроим.


Опубликовано: Красноярский комсомолец,17 февраля 1998
© Алексей Бабий 1998