Ударим Интернетом по…

А в самом деле, задумывались ли вы о том, как повлияет (и уже повлиял) Интернет на самые неожиданные стороны нашей жизни? Насколько меняется лицо мира с появлением электронных коммуникаций? В серии статей “другая жизнь” я рассказал о том, как меняется понятие работы с внедрением электронной почты.

А вот теперь – о других, более житейских (или наоборот, более экзотических) последствиях внедрения Интернета.

Вот, например, такая экзотическая вещь, как шпионаж. Вспомните, сколько сил приложил бедолага Штирлиц: и с профессором Плейшнером, и с пастором Шлагом. Пожилые люди шли через границу на лыжах и падали с третьего этажа – а ради чего? Ради того, чтобы передать одну-единственную шифровку. В наши дни Штирлиц, сидя дома у камина, вышел бы в Интернет, положил на ftp-сервер ФСБ в каталог Ustas свое донесение, забрал бы ответ – и все! А ребята Мюллера, крутые хакеры, пытались бы отследить ip-адреса, по которым ходит штурмбаннфюрер Штирлиц… Никаких чемоданов, радисток Кэт и проблем, с ними связанных… Кстати, эту байку я прочитал в каком-то журнале по дороге в Железногорск, и долго не мог понять потом, что делают на КПП строгие тетеньки, которые, подобно термодинамическому демону, всех подряд выпускают из города, а впускают - только по пропускам. В строгом городе Железногорске к тому времени уже не только работал e-mail, но и даже было Интернет-кафе, так что передать "за бугор" любой секрет – дело одной минуты. Дефицитов, кои стоило охранять от голодных красноярцев при социализме, тоже давно нет. Что же до преступности, то если уж я умудряюсь получить пропуск, для мафиози это и вовсе не составит труда.

Впрочем, вернемся к Интернету. Те, кто еще захватил изучение марксизма-ленинизма, наверняка помнят слова насчет стирания граней между городом и деревней, между умственным и физическим трудом и так далее. Как ни странно, все это успешно претворяется в жизнь, только не стараниями коммунистов, а совсем наоборот. На Западе, особенно в Америке, происходит деурбанизация. Народ и раньше норовил жить в деревне, а работать в городе, но раньше для этого нужно было ездить в город на работу. Теперь, с появлением виртуальных офисов, стало возможным жить на природе, но иметь при этом полноценную деловую жизнь. Все, что для этого нужно – хорошую связь (так что у нас деурбанизация пойдет гораздо медленнее). Вообще понятие географической провинции исчезает. Везде, где есть хорошая связь – есть возможности для приобщения к культурным ценностям (их в Интернете пруд пруди), интенсивного общения по интересам, ведения бизнеса (как минимум информационного), и так далее. Уже через десяток лет человечество распределится по планете гораздо равномернее и многие начнут жить по принципу "посеет, попашет, попишет стихи…". Это к вопросу о стирании граней между умственным и физическим трудом.

Вот, кстати, еще один плюс Интернета: он дает шанс инвалидам включиться в обычную жизнь. Даже если человек прикован к постели и может работать только одной рукой – он уже может управлять компьютером, а значит, может проявить свои способности, зарабатывать деньги, интенсивно общаться - то есть жить гораздо более полноценной жизнью. В самом Интернете и около него есть масса интересных бизнесов (например, поиск и отбор информации по интересующей клиента теме). Вот вам и еще одно стирание граней.

Грани между государствами стираются Интернетом настолько успешно, что правительства уже забеспокоились. В самом деле, ничто не мешает гражданину одной страны осуществлять онлайновый бизнес в другой стране (или пуще того, во всех странах одновременно). А тут еще начинают появляться электронные деньги, и налоговым службам приходится сильно ломать голову над тем, где, с кого и сколько брать. А главное, какими купюрами: понятие "национальная валюта" становится все более относительным. Казалось бы, поскольку все финансовые транзакции отслеживаются, но их так много, и они проходят такими немыслимыми путями, что "черный нал" по сравнению с этим кажется детскими играми. Государства огрызаются и норовят хоть как-то ограничить свободолюбивых обитателей Сети. В тоталитарных государствах Интернет попросту запрещают. В полудемократических, типа нашего, давят налогами и идиотскими законами. Даже в Америке, где Интернет скоро станет государственной религией, сенаторы периодически совершают против него поползновения. А все дело в том, что в Интернете начинают создаваться сообщества, независимые от каких-либо государств. Эти сообщества создаются очень легко (познакомиться в Интернете с людьми, близкими по взглядам – раз плюнуть), развиваются бесконтрольно. Государствам это ой как не нравится…

Обитателям Сети тоже не нравятся государства. В "Билле о независимости киберпространства" они высказались однозначно: "У нас свои законы, и мы обойдемся без правительств. Не суйтесь в нашу жизнь".

Ну и наконец – один бытовой пример. Приятель, приехав из Америки, рассказал: у них модно приглашать друзей на ужин так: приготовить блюдо, сфотографировать его цифровым фотоаппаратом, а потом послать фотографию с приглашением по электронной почте. Самое удивительное не в том, что сфотографировали и послали. Самое удивительное в том, что гости успевают к ужину, пока он не остыл. А значит, читают почту не один раз в неделю, а ежечасно или вовсе торчат в Интернете безвылазно. Вот так-то…


Опубликовано: Купоны и скидки 10 июля 1998
© Алексей Бабий 1998