Лишние вещи за борт?

Есть нам все-таки, чем гордиться, есть… Знаете ли вы, например, что у нас в Красноярске – один из лучших в России (если не лучший) центр школьной информатики? Что только у нас в Красноярске уже шесть лет проводятся ежегодные детские компьютерные фестивали, в которых участвуют тысячи детей, соревнуясь в профессиональных умениях? Что только у нас каждое лето возникает страна Нортландия, в которой ребятишки живут в обстановке, полностью пронизанной информационными технологиями, причем уровень их использования повыше, чем в большинстве развитых фирм?

Скорее всего, не знаете. А между тем все это делается – с минимальной поддержкой (а то и при противодействии), за нищенскую зарплату, на устаревшей технике, из которой выжимается даже то, чего из нее, казалось бы, выжать невозможно… Профессионально, нескучно, со всяческими придумками, люди готовят ваших детей к жизни в информационном обществе.

Зачинщиком и организатором большинства этих дел был Детский Образовательный Центр (ДОЦ). Почему был? Да потому, что больше его, похоже не будет… Ситуация проста и обычна: не все люди занимаются информатикой. Есть, например, взрослые дяди, которые занимаются серьезным бизнесом (положим, держат автостоянки). Есть взрослые тети, которые следят за соблюдением всяческих правил и постановлений (например, в СЭС). Иногда правила и постановления, а также коммерческие интересы взрослых дядь и теть вступают в противоречие с интересами детей. Понятно, что детям после этого остается только тушить свет, потому что у коммерческих дядь – немалые деньги, у взрослых теть – мощное государство за плечами. У детей – ничего… Кому они нужны, с их интересами…

Ну так вот. ДОЦ уже три года как закрыт СЭС. Закрыт в соответствии с законом: ДОЦ отапливается угольной котельной, что запрещено. Несмотря на то, что ДОЦ закрыт, он тем не менее работает. Это, вообще-то в нашем государстве, не удивительно. Удивительно другое: никакой возможности перейти с угля на иной источник тепла ДОЦу не дают. Красэнерго не хочет подключать ДОЦ к теплоцентрали, и это понятно: в Октябрьском районе и так недостаток тепла. Можно было бы перейти на газ, но для этого нужно поставить колонку во дворе, не менее чем в пятнадцати метрах от здания. Однако в единственном месте, где можно поставить эту колонку, буквально рядом со зданием, расположена автостоянка, хозяин которой категорически отказывается переносить границу. Ситуация усугубилась строительством Южного проезда. Развязка дорог проходит практически у самого крыльца ДОЦ, и он оказывается зажатым с трех сторон: двумя дорогами и автостоянкой. Загазованность, травмоопасность… И СЭС требует закрыть ДОЦ еще и по этой причине.

Закрыть ДОЦ не штука. А куда девать детишек с их компьютерами? Другое равноценное здание, естественно, никто предоставлять не хочет. Может, и дадут развалюху, ремонт которой ДОЦ опять-таки должен будет выполнять за свой счет. А, скорее всего, не дадут и ее. Объективные трудности переходного периода…

А главное, все правы. Формально права СЭС. Формально прав Красэнерго. Формально права администрация. Формально прав господин Дмитриенко, владелец автостоянки… Впрочем, в первом и последнем пунктах я позволю себе усомниться. Вы обратили внимание на то, что автостоянка г. Дмитриенко расположена рядом с детским учреждением? А ведь нельзя этого делать! А куда смотрит СЭС? Правильно, СЭС смотрит на ДОЦ: безобразие, детское учреждение рядом с автостоянкой. Убрать! Не автостоянку, конечно. Детское учреждение… Вот ведь загадка переходного периода: как удалось г. Дмитриенко получить разрешение СЭС на строительство автостоянки в том месте, где ее категорически не должно быть? Я этого не знаю. Вы, наверное, понимающе ухмыльнулись, решив, что в СЭС взяли “на лапу”. Я это категорически отрицаю. СЭС и взятки – понятия несовместимые. Если кто не понял, вот еще раз, жирными буквами: СЭС и взятки – понятия несовместимые. Пусть кто-нибудь попробует меня опровергнуть.

Кроме разрешения СЭС, нужно еще согласие директора ДОЦ. Директор ДОЦ такое согласие не давал, однако документ, подтверждающий согласие, у г. Дмитриенко имеется. Как ему это удалось, я не знаю. Но я категорически отрицаю версию о том, что г. Дмитриенко этот документ подделал. Не такой он человек. А откуда документ взялся? Не знаю. Может быть, сам г. Дмитриенко сможет объяснить. Если его, конечно, спросят. Тоже ведь должна быть загадка для соответствующих государственных органов: если документ есть, то откуда взялся, если директор ДОЦ его не подписывал? А если документа нет, то как без него выдали разрешение на строительство автостоянки?

Боюсь только, что никто его спрашивать не собирается. Боюсь, что и у СЭС никто не собирается спрашивать, отчего она, столь принципиальная по отношению к ДОЦу, оказалась столь непринципиальной к г. Дмитриенко. Не до этого всем. Ну кому это интересно? Эка невидаль –несоблюдение законов. Тут поинтереснее задачки есть. Засели, понимаешь, в ДОЦе какие-то типы, и ничем их оттуда не выковырнешь. Тепло им отрубили, выхлопные газы под нос пустили, зарплату не платят, техникой не снабжают – а они сидят как ни в чем ни бывало. Вот задачка для государственного ума, а вы про какого-то Дмитриенко, про СЭС какую-то… Просто пошло как-то и неинтересно…

Но на самом деле мы подходим к самой захватывающей главе нашего повествования. Отчего это все так ополчились на бедный ДОЦ? Отчего это так озаботились нашими ребятишками, что в целях их же здоровья решили выгнать их на улицу?

А вот не задумывались ли вы о том, какой лакомый кусочек этот ДОЦ? Ни много ни мало – бывший Октябрьский райком партии. Потолки высокие. Помещения просторные. Район экологически чистый. Центр города рядом. И к тому же имеются теплые гаражи. Вот, и у вас уже слюнки потекли. Так не у вас одних. И не у вас первых. И ведь обида берет: какой там можно бизнес развернуть, какие офисы отстроить, но под ногами детишки путаются. Занимаются всякой ерундой… И главное сейчас – выкурить их оттуда. А уж потом можно забыть про загазованность, травмоопасность. Можно разрешить, в виде исключения, пользоваться угольной котельной. На то они и правила, чтобы из них были исключения. На худой конец, можно подключить к теплоцентрали: бизнесмен с бизнесменом всегда договорится. Ну, для баланса тепла отключат там детский садик какой-нибудь. Подумаешь…

Так ведь не выкуриваются. Брыкаются. Генералу Лебедю жалуются, мэру жалуются. Никакого понимания переходного периода. Ну да ничего, если враг не сдается, его уничтожают. Можно подумать, губернаторы с мэрами у нас что-то решают. Решают все незаметные клерки, и они решат так, как надо. И ясно, что решение будет не в пользу детей. Так что – прощайте, фестивали. Прощай, Нортландия! А детишки вместо глупых информационных технологий будут мыть машины на стоянках г. Дмитриенко. Куда как полезнее, и на жвачку, глядишь, заработают…

Вот написал я все это и сам себе думаю: а изменится ли что-то?

Что, власти кинутся спасать ДОЦ? Щас… Как только, так сразу. У них своих забот хватает.

Господин Дмитриенко устыдится и отодвинет свою стоянку? Как же, не на того напали. Деньги плочены…

Общественное мнение возмутится? Ну да, прочитаете вы эту статью в теплом своем клозете, зевнете, ругнете привычно власти, перестройку с демократией – и отправитесь какую-нибудь “Мариэлену” по телику смотреть.

А зачем я это написал? Ну, хоть что-то сделать надо…


Опубликовано:
© Алексей Бабий 1998