Два мира - два образа жизни

7 октября в стране одновременно проходили два мероприятия. КПРФ и профсоюзы проводили так называемую акцию протеста, а фирма 1С - единый семинар. В сущности, здесь, как в зеркале, отразились два подхода к улучшению жизни. Одни кричат: "Дайте нам то-то и то-то", а другие говорят: "Не мешайте нам самим обустраивать свою жизнь". Замечу, что как у разработчиков 1С, так и у потребителей ее продукции претензий к властям, однако, поболее, чем у митингующих. Но они привыкли решать свои проблемы сами.

Фирма 1С - вообще уникальное явление на российском рынке. Бориса Нуралиева, президента фирмы, не раз называли российским Биллом Гейтсом, вкладывая в это то восхищение, то зависть, а то и осуждение. Действительно, сколько фирм на заре перестройки понастроило бухгалтерских программ - и ТурбоБухгалтер, и "Финансы без проблем", и … забыл уже, но это были не десятки и даже не сотни разработок - тысячи! Где они теперь? Осталось на плаву всего несколько фирм, и 1С - признанный лидер среди них. Замечу, что на первых порах программы 1С не так уж сильно выделялись среди десятков им подобных как мощностью, так и качеством. Зато сильно отличались производственным подходом и правильным маркетингом. В то время как многие конкуренты размахнулись максимум на фирменные наклейки к дискетам, а документацию поставляли распечатанной на принтере,1С уже поставляла свои программы пусть не в коробках, но специальной пластиковой упаковке, а документация была отпечатана в типографии. Кстати, если не ошибаюсь, и "коробочное" производство 1С освоила первой в России. Мелочь вроде бы, а приятно, и вызывает уважение к фирме. Расходы на все это были нешуточные, но они оправдались: на рынке малых предприятий, который тогда завоевывала фирма 1С, ею была отвоевана очень значительная доля. А заработанные деньги позволили укрепить команду программистов - и 1С-овские продукты стали заметно выделяться среди прочих еще и качеством.

Еще один грамотный шаг - развитие партнерской сети. 1С начала строить такую сеть первой из российских компаний - и сейчас, пожалуй, имеет самую разветвленную сеть партнеров во всех городах СНГ, какой не могут похвастаться Microsoft и IBM. В 1С понимают, что продажа коробок - это еще не все, что купить бухгалтерскую программу - это еще не значит решить проблему, и потому организуется не только дилерская сеть, но и сеть учебных центров. Я уже не говорю о том, что 1С первой в России организовала франчайзинговую сеть. Франчайзи - это сертифицированные партнеры, которые работают под маркой фирмы-производителя. Бухгалтерские технологии сложны, и доверять их внедрение случайным людям опасно. Франчайзи работают с 1С очень плотно, постоянно получают свежую информацию, участвуют в совместных семинарах… В этом месте не премину вставить рекламу: фирма Maxsoft была первым (и остается самым крупным) дилером фирмы 1С, она является 1С-франчайзи и имеет авторизованный учебный центр 1С.

Продукты фирмы 1С росли вместе с их потребителями. В начале девяностых, когда российский бизнес только становился на ноги, "на ура" шли достаточно простые бухгалтерские программы для малых фирм, рассчитанные на внедрение самим бухгалтером. Фирмы росли, появлялись крупные склады, оптовые поставки - и 1С в ответ начинала поставку систем для средних и крупных фирм "1С: Предприятие". Начав с довольно простой программы "Зарплата" - в конце концов дошли до мощной системы "1С: Зарплата и кадры", интегрированной в "1С: Предприятие". Если первые версии 1С: Бухгалтерии практически были неприменимы в бюджетных организациях, спустя несколько лет начала выходить специальная версия с "бюджетными настройками".

Вот так, незаметно, оказалось, что 1С первенствует во всех секторах рынка бухгалтерских программ, что у нее есть программы и для небольшой начинающей фирмочки, и для мощного, рассредоточенного по разным городам объединения с многочисленными складами, и для бюджетной организации. Фирмам, которые изначально ориентировались только на один сектор рынка, пришлось потесниться…

Но ведь и не этим 1С не ограничилась. Началось слияние ее продуктов, с одной стороны, со специализированными правовыми базами - и так появились совместные продукты с фирмой ГАРАНТ; а с другой стороны - с программами экономическими анализа. Таким образом, продукты 1С все больше превращаются из обычных бухгалтерских программ в инструмент финансового анализа деятельности предприятия.

Однако и этим фирма 1С не ограничилась. Она предприняла мощное наступление на рынке мультимедиа. Так появилось множество энциклопедий и игр российского производства. Одна только игра "Братья Пилоты" чего стоит!

Словом, экспансия 1С продолжается. И, повторюсь, символично, что единый семинар проводится в один день с всероссийской акцией протеста. Потому что семинар - это тоже протест, но конструктивный: несмотря на кризис и глупости власть предержащих, российский бизнес занимается своим делом, спасает себя - и спасет страну…


Опубликовано: Купоны и скидки  9 октября1998
© Алексей Бабий 1998