Услуги? Нет, технологии!

Говоря о рынке компьютерных услуг, нужно принимать во внимание, что внедрение информационных технологий - это комплексный процесс. Во-первых, различные услуги очень сильно взаимосвязаны друг с другом. Например, если вы организовываете доступ к Интернету сотрудников вашей компании, то вам наверняка понадобятся и консалтинговые услуги по установке и настройке proxy-сервера. Во-вторых, поручение различных услуг разным исполнителям практически неизбежно приведет к проблемам. Типичная ситуация: сеть устанавливает и настраивает одна фирма, а обслуживание программы "1С: Предприятие" ведет другая. В случае возникновения проблем с работой 1С в сети найти виновного будет трудно. Таким образом, для предприятия предпочтительнее комплексное обслуживание, проводимое одной и той же фирмой.

Сделаем попытку классифицировать возможные виды услуг.

 Обучение

Этот рынок очень широк, в том смысле, что предложений очень много: от частных преподавателей до специализированных учебных центров, однако программа курсов обычно не выходит за рамки ликбеза (текстовый редактор плюс операционная система). Следует заметить, что это давно не соответствует реалиям современного офиса, в котором широко используются корпоративные сети, Интернет, и другие комплексные информационные технологии. Нужно выбирать те учебные центры, которые обучают не Word+Windows, а именно информационным технологиям.

Что же касается обучения профессионалов, то в Красноярске существуют два учебных центра, авторизованных лидерами мировой компьютерной индустрии – это Maxsoft и АйТи. При фирме Maxsoft работает также авторизованный центр тестирования, в котором можно после сдачи экзаменов получить сертификаты от ведущих компьютерных фирм мира.

 Консалтинг

Это довольно широкое понятие, включающее в себя и установку сетей, и “компьютерную скорую помощь”, и настройку бухгалтерских программ, и ремонт компьютерной техники…. Рынок консалтинга стремительно расширяется. Организации наконец-то поняли, что попытки решения проблем собственными силами получаются слишком дорогими, и стали заказывать решение проблем специализированным фирмам. Этот рынок существенно не уменьшился даже после кризиса. Более того, количество предложений увеличилось, так как фирмы, традиционно работавшие в области продаж, после кризиса начали переориентироваться на услуги. Опять-таки, следует отметить, что большинство этих предложений узко специализированы. Например, одна организация специализируется на установке сетей, а другая на внедрении 1С:Бухгалтерии, третья на “скорой помощи”. Однако проблемы, возникающие у пользователя, носят разнообразный характер, и заказчику удобнее работать с одним исполнителем.

На рынке консалтинга следует выделить два относительно новых явления.

Во-первых, это появление 1С-франчайзи, то есть организаций, которые сертифицированы фирмой 1С и проводят поддержку на некоем стандартном уровне. Можно усмотреть аналогию, скажем, с системой КОДАК: в каком бы городе вы ни были, вы можете получить стандартный по ассортименту и качеству набор услуг. Кстати говоря, на этом же принципе базируются авторизованные учебные центры (например Microsoft ATEC): в любом из них вы получаете обучение на международном уровне.

Во-вторых, это комплексные услуги по внедрению корпоративных сетей. Фирма-исполнитель не ограничивается установкой оборудования и ПО, не ограничивается даже обучением сотрудников фирмы-заказчика. Главная цель заключается в перестройке работы в офисе, внедрении электронного документооборота. То есть, фирма-исполнитель не только решает технические проблемы заказчика, но и помогает ему перестроиться организационно и психологически. Такие услуги уже оказывались в Красноярске, и опыт оказался весьма успешным.

Интернет-услуги

Рынок доступа к Интернету, как ни странно, не пострадал из-за кризиса. Более того, количество клиентов после августа стало расти еще быстрее. Видимо, это связано с тем, что только Интернет позволяет быстро получить объективную информацию. В Красноярске насчитывается уже 11 провайдеров Интернета. Клиентам предлагаются гибкие по времени и ценам схемы доступа в Интернет.

Относительно новая для Красноярска услуга – разработка web-сайтов под заказ. Пока количество фирм, работающих в этой области, невелико, и результаты не очень впечатляющи. Дело в том, что как фирмы-заказчики, так и фирмы-исполнители не вполне представляют себе, каким образом корпоративный сайт должен использоваться для ведения бизнеса. Поэтому, даже неплохо оформленные сайты выполняют роль рекламных буклетов, не развиваются и не поддерживаются. Разумеется, будущее – за корпоративными сайтами, которые активно поддерживаются отделами маркетинга, которые позволяют вести электронную коммерцию (очень перспективна в этом смысле связка интернет-технологий и 1С).

Заключение

Рынок компьютерных услуг в Красноярске продолжает формироваться. По ряду направлений можно получить услуги на достойном (мировом) уровне. По всей видимости, процесс интеграции будет продолжаться, и услуги будут становиться все более комплексными, а фирмы, их производящие – многопрофильными.


Опубликовано:   Экономика и жизнь 89,декабрь 1998
© Алексей Бабий 1998