Мысли вслух

Апология Христа

circle.gif (501 bytes)Вообще-то я сегодня хотел продолжить тему "Интернет в провинции". Тем более, что в конференции разгорелась вялая, но все же дискуссия на эту тему. Меня там спрашивают, а какая, дескать, разница, где интернет. Он, дескать, и в Африке интернет. С точки зхрения протокола TCP/IP - да, никакой разницы нет. С точки зрения развитости, информационного наполнения и так далее - разница существенная. Все, чего я хочу - это того, чтобы эта разница стерлась. Неужели непонятно? А, поскольку разница существует, то у этого должны быть причины. Вот эти причины я и пытаюсь сформулировать.

circle.gif (501 bytes)01kra101.jpg (19917 bytes)Впрочем, сегодня у меня нет настроения говорить про интернет. Человек предполагает, а Бог располагает - сегодня (когда я пишу этот выпуск) как-никак Пасха. Не скажу, что я большой ревнитель обрядов (а точнее, я их вовсе не соблюдаю), но вот почему-то захотелось сказать сегодня о Христе. Тем более, что мой Христос - не православный, не католический, не протестанский. Да и вообще глупость это - делить Бога по конфессиям. Вы что, предполагаете, что собрались Саваоф, Яхве, Зевс, Перун, еще пара-тройка-богов и сотворили Вселенную этаким консорциумом? Бог один, независимо от того, как мы его называем и насколько мы его понимаем.

circle.gif (501 bytes)А Христос - это человек, живой, мятущийся и страдающий. Он нередко противоречил собственному учению, то силой изгоняя торговцев из храма, то гневно обличая фарисеев и книжников. Он срывался в бессильной ярости, видя, что его не понимают или понимают неправильно. Его редко понимали правильно.  Его до сих пор понимают неправильно, иначе люди, называющие себя христианами, давно бы уже перестали воевать. 

circle.gif (501 bytes)И в то же время Христос ближе любого другого приблизился к Богу и лучше других понял его. Его новая формула была проста: Бог=Любовь. Вот и все. И, чем больше ты любишь Бога, тем больше ты в нем растворяешься..Христос растворился в Боге настолько, что сам стал его частичкой.  Поэтому люди, называющие его Богом, правы.

circle.gif (501 bytes)Учение Христа было очень простым по сути, но труднодостижимым. Прежние (ветхозаветные) заповеди были скорее неким уголовным кодексом. Они отслеживали конкретные деяния и определяли меру наказания за них. Христос резко повысил планку. Важным стало не только то, что ты делаешь, но в первую очередь то, что ты думаешь. И мера наказания изменилась. Уже не люди наказывали, и даже не Бог. Человек должен был понять, что он сам себя наказывает. В Нагорной проповеди Христос говорит обо всем этом просто и четко:

circle.gif (501 bytes)Золотое правило, выведенное Христом, вообще изумительно просто: не делай другому того, чего ты не хотел бы, чтобы делали тебе. Заметьте, как оно гениально сформулировано. Представим себе, что оно сформулировано так: "делай другому то, что хочешь, чтоб делали тебе" - и это уже навязывание своих правил (так внучок тешит бабушку рэпом, врубленным на полную катушку). Вообще важное правило христианства - НЕДЕЛАНИЕ. Не нужно  делать добрые дела, нужно не делать плохие. Разница - колоссальная, если вдуматься.

circle.gif (501 bytes)Опять-таки, подход Христа к изменению мира (вековая мечта человечества, как-никак) тоже перпендикулярен обычному: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царство Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,  и не скажут: вот, оно здесь, или вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри нас есть. Все теории счастья – от утопий до марксизма построены на создании внешних условий, т.е. они предполагают, что для счастья нужна какая-то экономическая база, условия обитания, что ли. Однако счастье, т.е. Царствие Божие, может быть создано в результате отношения человека к миру. И только он сам может его построить. Это очень важный тезис:все, что ты можешь сделать для улучшения человечества - это улучшить себя.

circle.gif (501 bytes) Все прочие теории пытаются создать свободу, т.е. независимость человека, расширением его прав (причем фактически это обычно выливается в ограничение прав, поскольку оправдывается беззастенчивое использование власти, якобы ограждающей  эти права). А христианство утверждает, что существует система ценностей, при которой человек свободен в любом обществе. Что значит свободен? Что никто не может заставить его делать то, что он считает неприемлемым для себя. Запугать истинного христианина невозможно, т.к. тело ему безразлично, а дух его вверен Богу, в которого он верит больше, чем в угнетателей. Он не боится ничего, и даже мучительную смерть приемлет как должное. Кстати говоря, пережившие ГУЛАГ отмечают, что там ломались почти все - но никогда не ломались верующие, за что и пользовались громадным уважением. И я понимаю, почему они не ломались:    на стороне верующего человека - Бог, а что ему может противопоставить какой-то начальник лагеря со своими кумами и вертухаями? По этой же причине коммунисты жестоко расправлялись с верующими - потому что те их не боялись.

circle.gif (501 bytes)Система ценностей, предложенная Христом, очень проста и непротиворечива. Человек, принявший ее, получает абсолютную свободу. В то же время эта система ценностей не  мертва. Человек понимает, что путь, который ему предстоит пройти, долог. Что жизни ему на это, скорее всего, не хватит. Двигаться есть куда. Жизнь постоянно сбивает его с пути и подсовывает искушения. Разные любители формальных умозаключений подсовывают ему задачи из серии "тонут двое, а спасти ты можешь только одного". В этих столкновениях с жизнью проверяется, насколько ты воспринял эту систему. Тут уместно вспомнить повторяемое во всех Евангелиях изречение Христа: тот, кто может вместить, тот вмещает. То есть вопрос еще, может ли человек вместить в себя учение Христа. Многие не могут, посуда не та…

circle.gif (501 bytes)Все теории отодвигают счастье неизвестно куда (поскольку среда еще не создана) и деморализуют человека (поскольку он желает, чтобы ему сначала была создана среда, в которой он был бы счастлив). А христианство позволяет человеку стать счастливым, отталкиваясь только от самого себя, т.е. творя своё счастье независимо от среды, в которой он находится. Таким образом, оправдание своих плохих поступков (я был вынужден ради… я из двух зол выбрал меньшее… если бы я так не сделал, то было бы хуже для того-то..) такие оправдание не могут быть действительны для христианина.

circle.gif (501 bytes)В то же время христианство тяжело тем, что легко (более менее) бороться с внешними условиями, а вот бороться с самим собой – ого-го! Ведь борьба с внешними условиями в деле нравственном означает борьбу с другими людьми, т.е. определяется, что некая группа людей не так нравственна - и давай с ними бороться. Руби им головы, прорабатывай на собраниях, ссылай их туда-сюда. Это легко и приятно. А находить в себе всякие грехи, и каяться, и исправляться – это трудно и неприятно. Поэтому люди предпочитают бороться с условиями, а не с собою.

circle.gif (501 bytes)Еще одна важная мысль Христа - в том, что делай все, что ты делаешь, для Бога. Заметим, что есть люди, которые    делают все для себя. То есть, это законченные эгоисты. Есть люди, которые самоотверженны ради какой-то группы людей. Самоотверженна мать - для своих детей. Самоотверженны патриоты - для своей страны. Такой подход рождает множество коллизий, когда нужно сделать для этой группы людей то, что на самом деле расходится с твоей совестью - убить врага, например. Делай все для Бога, и все станет просто и понятно...

circle.gif (501 bytes)Вот пишу я все это и думаю: надоел, наверное, вам СТАЛКЕР, со своими нравоучениями.  Ан нет, про то, что мне интересно, про то и пишу. Кому не нравится -пропускайте.   Опять-таки, по опыту прошлых статей, готов предположить, что найдется куча желающих ловить меня на слове и предъявлять мне мои очевидно нехристианские поступки. Эх-ма...Не стоит трудиться. Я свои прегрешения знаю получше    вас и не позиционирую себя как ангела. Все, что я тут написал, для меня цель, а отнюдь не текущее состояние. К сожалению...

Встретимся через неделю. СТАЛКЕР.

Фото Ильи Наймушина (Рейтер


Опубликовано:   СТАЛКЕР 1999
© Алексей Бабий 1999