Мысли вслух

Сумма технологии

01kra05.jpg (11596 bytes)На фотографии Ильи Наймушина (Рейтер) - горит тайга под Дивногорском. Опять какой-то подпивший на 1 мая дивногорец не потушил за собой костер... Вот это то, на чем мы всегда и залетаем, отчего и происходит большинство катастроф и эпидемий - на несоблюдении технологии. В прошлом выпуске, посвященном вирусу ЧИХу, я сказал об этом недостаточно подробно, вот сейчас попробую исправиться...

Я в своей жизни угробил множество велосипедов. Вся штука в том, что не реже раза в год нужно разбирать, чистить и смазывать втулки, подтягивать спицы и так далее. Таково требование технологии эксплуатации велосипеда. На меня же это занятие нагоняло страшную тоску. Ты разбираешь втулку, шарики куда-то рассыпаются, ты ловишь шарики и нечаянно роняешь банку с солидолом, потом ты с большим трудом собираешь все обратно, но оказывается, ты забыл подтянуть конус и все приходится начинать сначала... В общем, я все это обычно не делал, и через пару лет велосипед оставалось только выбросить. Как я вообще не угробился вместе с очередным велосипедом, не знаю, поскольку было в моей велосипедной жизни множество приключений, в том числе даже столкновение с "Жигулями". Бедным "Жигулям" пришлось очень туго, когда центнер моего веса перелетел через руль велосипеда и шмякнулся на жигулевский капот. Автомобиль я просто боюсь покупать, потому что деталей в нем на два порядка больше, а технология обслуживания гораздо сложнее.

Так вот. Наблюдая пользователей компьютеров, сисадминов и прочих специалистов, я вижу до боли знакомое отношение к технологии. Убедить пользователя, положим, регулярно копировать данные практически невозможно - до тех самых пор, пока однажды он не потеряет свои многомесячные труды. Про антивирусную защиту я уже и вовсе молчу... Ну, а также про правильное распределение прав доступа в сети и прочее.

Рискну высказать гипотезу. До нас, в большинстве своем, еще не дошла такая простая мысль, что, покупая компьютерную программу, мы на самом деле покупаем некую технологию.Когда-то Е.Лишак в своих чудесных "Записках парасистемного программиста" высказался примерно в таком духе: "Вот, скажем, покупаете вы на предприятие паровой котел. Так к этому котлу прилагается документация по технологии его использования. Давление не должно быть больше таких-то пределов, с такой-то частотой должна проводиться чистка котла таким-то образом, и так далее. К программе ничего подобного не прилагается, и каждый использует ее в меру своей испорченности, пока она не взорвется". За точность цитаты не ручаюсь, но смысл был такой.

С тех пор прошло 20 лет. За это время внедрены и успели устареть ГОСТы ЕСПД, появилось и умерло понятие "технология программирования", на слуху у всех понятие "информационные технологии", но многие ли из нас задумываются над тем, что эти самые технологии предусматривают не только продажу и внедрение, но и правильную ЭКСПЛУАТАЦИЮ? По крайней мере, мне встречалось на веку очень мало программ, в документации к которым была бы отдельная глава о том, как эти программы следует эксплуатировать. Имеется в виду не руководство пользователя о том, как делать те или иные операции, а именно регламентные работы, предотвращение нештатных ситуаций, ограничения по совместимости и т.д..

Скажем, часто ли мы при разработке программ задумываемся о том, что важна не программа сама по себе, а конечный результат всей технологической цепочки? И думаем ли мы о том, в каких условиях программа будет эксплуатироваться? Вот, скажем, в том же паровом котле есть предохранительный клапан, который срабатывает автоматически, даже если человек чего-то там прозевал и поднял давление выше допустимого. В одну из своих программ я встроил как-то проверку на дату последней архивации данных и, если последняя архивация состоялась больше чем неделю назад, программа принудительно закрывала все функции, кроме копирования,  и не работала до тех пор, пока пользователь не делал резервную копию. Более того, программа проверяла дискету, на которую делалась копия и, если это была ПОСЛЕДНЯЯ по времени копия, то она отказывалась ее затирать и требовала какую-нибудь другую, например, предпоследнюю, или вовсе пустую дискету. Какой крик подняли мои клиенты, какими словами они меня крыли! А потом вирус CivilDefence грохнул одной клиентке весь винт, и она мне долго говорила спасибо за эту самую принудиловку, потому что иначе бы она вообще бы прооткладывала резервное копирование до самого морковкина заговенья и осталась бы у разбитого корыта... Я видел потом похожую "принудиловку" в некоторых бухгалтерских программах.

Чем сильнее завязаны компьютеры в производственном процессе, тем жестче становятся требования к их эксплуатации. Однако действия руководителей фирм бывают просто удивительными. Никому в голову не придет, купив шестисотый мерседес, заправлять его мазутом, обслуживание его доверить вечно пьяному бичу, а также давать порулить этим самым мерсом любому первому встречному. Между тем компьютерная сеть в фирме, бывает, обслуживается каким-нибудь безответственным пацаном, единой информационной политики нет, а софт ставится кем попало и с каких попало дисков (уж извините за назойливость:о), и все это считается как бы нормой. Отчего такое различие в подходах, я не знаю. Впрочем, нет, знаю. Сам я к технологии использования компьютеров отношусь весьма трепетно, любой файл имеет минимум две копии, а вот велосипеды, как вы помните, гробил только так. Видимо, если бы завелся у меня с каких-нибудь щей "мерседес", я тоже заправлял бы его чем попало и никогда бы не смазывал. Ну-ка, ну-ка, интересный феномен... Вот, скажем, бумаги у меня всегда в идеальном порядке, а к организму своему отношусь наплевательски. То есть, я клоню к тому, что пренебрежение к технологии, видимо, не черта характера, а вопрос внутренних приоритетов. А значит, опять-таки, мы не внедрим технологию, не привив культуру...

А вот еще. Сдавая сертификационные экзамены на статус MCP, я был поражен тем, какое внимание уделяется на Западе как раз технологическим вопросам. Даже экзамены по Word или Excel (я уж не говорю про Windows) содержат множество вопросов не столько о возможностях самих этих пакетов, сколько о правильной их установке и эксплуатации. А в экзамене по Windows вообще чуть ли не четверть вопросов посвящалась автоматической настройке setup. Кстати говоря, практика показывает, что именно на такого рода вопросах и сыплются наши тестируемые. Ну, скажем, кто не знает Windows 95? Чего там, казалось бы, сдавать? Ан нет, сыплется народ, как правило, как раз на эксплуатационных вопросах: как правильно поставить пакет в том или ином окружении (а особенно - как автоматизировать установку, и особенно - в сети), можно ли использовать те или иные возможности при таких-то условиях и какие при этом могут быть побочные эффекты... Сертификационные экзамены по сетевым технологиям вообще чуть ли не на сто процентов состоят из таких вопросов. По хорошему, человека, который не сдал эти экзамены, на пушечный выстрел нельзя подпускать к обслуживанию серьезной сети. Однако многие ли специалисты пробуют подтвердить свою квалификацию? И многие ли руководители требуют от своих специалистов, чтобы они это тестирование прошли? Фирмы жмотятся отдать двадцать пять баксов за экзамен, и я уж не говорю о том, чтобы они отдали семьсот баксов за авторизованные курсы, на которых к этим экзаменам квалифицированно готовят.

Вот и получается, как у Жванецкого - "руки бы тому заскорузлому пацану помыть, прямо в его присутствии". Михал Михалыч, между прочим, о том же самом говорил - о технологии... Ну, и еще о культуре, конечно. Потому что технология сама по себе может быть простой, а вот для того, чтобы соблюдать ее, уже нужна культура... Вот, например, зубы чистить - технология куда уж проще, а как насчет того, чтобы делать это каждое утро, да еще и вечером? :о) Я вот с трудом приучил себя к тому, чтобы делать это хотя бы по утрам...

О, а вот еще один интересный вопрос - мы все считаем, что программа - это изделие, которое мы эксплуатируем. А так ли это? Не факт, не факт... Может быть, программа - это вовсе не изделие! Впрочем, об этом - в следующем выпуске...


Опубликовано:   СТАЛКЕР 1999
© Алексей Бабий 1999