Прорицатели, гадалки
Напророчили бедлам.
Ну, так мы уже на свалке.
В колесо фортуны палки
Ставим с горем пополам.
В.Высоцкий
На этой неделе - напасть за напастью. В
Ворогово наводнение (см. фото Ильи Наймушина, Рейтер), в
Думе -импичмент. А я-то сегодня хотел поговорить о
том, что такое программа. Но любимую тему можно
отложить на следующий раз. Пятнадцать лет
подождала, еще неделя только добавит теме
крепости:о) А я сегодня поговорю об импичменте.
Пока о нем еще не забыли окончательно:о) По правде
говоря, практически не слежу за битвой,
развернувшейся сейчас в верхних эшелонах власти.
Пикейные жилеты, оживленно комментирующие "Да,
Примаков - это голова...", шамкающие старики с
красными портянками, депутаты, продающиеся оптом
и в розницу, корреспонденты, "в режиме прямой
трансляции" передающие из Думы то, что все и
без их давно знают... В очередной раз перед нами
разыгрывают очередной спектакль, а мы в опять
принимаем все это всерьез.
Коммунисты в Думе поднимают вопрос об импичменте, хотя им нафиг не нужно сваливать Ельцина - им и при нем живется очень даже неплохо, зато надо набрать очки перед грядущими выборами. Причем они набирают их в любом случае. Состоится импичмент - они герои, они все это начали. Не состоится - они все равно герои, а остальные - предатели, этот вариант даже еще лучше. (Особый вкус происходящему придает то, что заводилами в процессе выступают именно коммунисты, которые обвиняют Ельцина в геноциде, войне и чем-то там еще. Ельцин, конечо, не подарочек, но не коммунистам, угробившим миллионы людей за время своего правления в войнах, ссылках, расстрелах и организованном голоде, предъявлять эти обвинения).
Ельцин снимает Примакова якобы за то, что он не справился с руководством, но на самом деле не за то, что он не справился (а он и впрямь не справился), а ради того, чтобы разыграть комбинацию с Думой и избежать импичмента, хотя импичмент Ельцину ничем не угрожает, даже если он и впрямь состоится (ну, вот, я писал это в субботу, а сейчас воскресенье, и он в самом деле не состоялся, но это на самом деле не имеет значения). Депутаты произносят горячие речи, бедные старики собирают подписи, думая, что от этого что-то изменится, корреспонденты изображают оперативность и объективность, чиновники соображают, как половчее обратить ситуацию в свою личную пользу, бизнесмены срочно расплачиваются по счетам, выставленным в у.е., а безденежный народ килограммами закупает доллары по спекулятивным ценам. Все при деле.
На
самом деле весь этот спектакль не имеет никакого
значения, поскольку, кто бы ни сел в кресло
премьер-министра, президента, спикера Думы или
еще куда, ровным счетом ничего не изменится.
Разве что какой-нибудь очередной генпрокурор
окажется способным только на оральный секс, а не
на генитальный сразу с двумя. От перемены мест
слагаемых сумма, как известно, не меняется...
Ребята наверху играют в такую стратегическую
игру типа C&C и полностью ушли в эту виртуальную
реальность. Кто-то за людей, кто-то за орков, но в
любой момент все может перемениться - люди
становятся орками и наоборот.
Но меня поражает активность граждан, которые в интернете, на площадях и кухнях насмерть бьются друг с другом, выясняя, кто там наверху лучше, кто хуже, кто прав, а кто виноват. Пока что "насмерть" бьются в фигуральном смысле, но как знать, не дойдет ли дело до рукопашной в самом прямом смысле этого слова?
Один мой знакомый бизнесмен горячо поддержал отставку Примакова. Он долго убеждал меня в том, что я знал и без него - что это правительство не сделало ровным счетом ничего, кроме очередного ущемления бизнеса - причем на всех уровнях, от челноков до олигархов. А, когда я спросил, почему он считает, что тот, кто придет на его место, будет лучше, он сказал примечательную фразу: "Да я так и не считаю. Но хоть что-то изменится..."
Пусть
хоть что-то изменится... Вот тут-то я вспомнил,
откуда я впервые узнал об этом феномене.
Достоевский. "Записки из мертвого дома".
Каторжники, очумев от невыносимой, тягомотной,
лишенной какого-либо разнообразия жизни, нередко
совершали преступление прямо в остроге - только
ради того, чтобы нарушить это однообразие.
Достоевский назвал это "переменой участи".
Потом я не раз читал об этом в воспоминаниях
прошедших ГУЛАГ. Человек мог убить соседа по
нарам только ради того, чтобы началось следствие,
а может быть, и пришлось ехать на дачу показаний в
другой город, и все это нарушало невыносмый
монотонный ход каторжной жизни. Ну, да, там светил
еще один, добавочный, срок, и участь ухудшится, но
это будет потом, а разнообразие будет уже сейчас.
Вот вам и разгадка еще одного феномена, когда
человек пускался в побег за несколько месяцев до
освобождения.
Все мы уже настолько офонарели от однообразной трудности бытия, что радуемся любой перемене участи. Однако результат предсказуем - нам просто добавляют срок. Помните, когда-то речь шла о пятистах днях? Потом о полутора годах? Теперь даже оптимисты не обещают ничего хорошего в ближайшие лет двадцать. А разгадка проста: освобождение - не одномоментная акция, а процесс. И свет в конце тоннеля еще очень далек, поскольку сей тоннель ничто иное, как прямая кишка, по которой мы и выбираемся на волю из того места, в котором сейчас находимся.
А вот
тут Александр Ларьяновский на сайте полит.сиб.ру горячо
сказал про нас про всех, которые, дескать, все на
кухнях, да на кухнях, а во власть не идем, а потому-то
во власти порядочных людей и нет. Должен
возразить. Во власти нет порядочных людей не
потому, что там нет нас, а потому, что там в
принципе не может быть порядочных людей, на то
она и власть. Наиболее хорошо этот тезис раскрыт
в пьесе "Убить дракона", а также во многих
других художественных произведениях. Политика
всегда подразумевает, во первых, приоритет цели,
а не средств, а во-вторых, искусство компромисса,
особенно со своей совестью. Все это, вместе
взятое, неизбежно ведет к деградации. Или ты не
принимаешь условия игры, и тогда просто ничего не
добиваешься, система вышвыривает тебя. Или ты
принимаешь условия игры - и тогда теоретически
можешь победить, да только не победишь, поскольку,
чем выше и дальше ты двигаешься, тем меньше в тебе
остается тебя того, старого, и тем больше в тебе
становится того, с чем (или кем) ты собирался
бороться. То есть это - путь тупиковый. Повидал я
хороших людей, которые сходили во власть. В
результате хороших людей попросту стало меньше...
Что
ни делается, все к худшему. Ситуация тупиковая. На
самом деле ситуация тупиковая, если
рассматривать ее с обычной точки зрения. Но есть
еще множество других точек зрения и других
подходов к жизни. Скажем, для христианина вообще
ничего необычного не происходит. "И кружит
ветер, и кружит ветер, и возвращается на круги
своя". Идет обычная борьба добра со злом, как
сто лет назад, как тысячу и две тысячи лет назад, и
проходит она не в госдуме или правительстве, а в
совершенно конкретной душе. Любую напасть
христианин воспринимает как очередное испытание
его (лично, конкретно его) Господом и заботится
только о том, чтобы выдержать это испытание. С
этой точки зрения вся возня с импичментом
выглядит совершенно неважной и малозначительной.
А также митинги, лежание на рельсах, обсуждение в
интернете и трескотня по телевизору.
"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после."
А как
же перемена участи? Сдается мне, что не участь
надо менять, а точку зрения...
Опубликовано: СТАЛКЕР 1999
© Алексей Бабий 1999