Охота пущи неволи

Вообще-то я собирался сегодня рассказать-таки о том, что на самом деле представляет из себя программа. Но опять не получается. На этой неделе в Красноярске проходили всероссийские соревнования по спелеотуризму, и я не утерпел там поприсутствовать. Не то, чтобы я турист какой (тем более - спелео-, с моей задницей ни в какую калибровку не пролезешь), но для столбовского сайта мне непременно нужно было отснять соревнования на цифровое видео. В пятницу я туда и наладился, со всякими приключениями, о чем и докладываю. Красноярцы вряд ли увидят в моем рассказе что-нибудь необычное, поэтому рассказ рассчитан в основном на всех остальных жителей планеты, которые про Столбы, в лучшем случае, слышали, но абсолютно не понимают, что это такое. Они думают, это просто скалы такие. Ха-ха три раза. Столбы - это такой образ жизни.

Ну так вот. Началось с того, что цифровая камера, Sony Mavica MVC-FD81, в пятницу утром оказалась не у меня, а у председателя красноярского общества Мемориал Владимира Георгиевича Сиротинина. Впрочем, это его официальное наименование, а мы в МЕМОРИАЛе зовем его просто "шеф", или даже "шефа" (с ударением на "е"). Я взял машину, заскочил в культурно-исторический центр. Шефа, узнав, что я еду на Столбы, страшно возбудился и сказал, что он там сто лет не был, а потому бросает все и тут же едет со мной. Я с сомнением посмотрел на его белоснежные штаны и такую же рубашку (за окном, вообще-то, хлестал ливень. Я даже звонил в Центр путешественников, не отменили ли по этому случаю соревнования, но там сказали - нет.  И впрямь. Что спелеологам мокрые скалы? Это даже ближе к нормальным пещерным условиям. Кстати говоря, как я ни пытал, я так и не узнал, где именно проходят соревнования. На Такмаке, и все. А где на Такмаке? Такмак большой...).

Белые штаны - это все фигня, сказал Шефа. Другое дело, что "корочки" у меня скользкие, сказал Шефа. И жмут, заразы, так, что ноги в крови. Но и это все фигня, сказал Шефа. Поехали, сказал он, вот только бумаги сейчас соберу.

Как оказалось, Шефа решил взять с собой сумку, с которой никогда не расстается и в которой всегда таскает килограммов десять всяких мемориальских документов. Кроме того, он еще решил прихватить с работы какие-то банки, проявив совершенно несвойственную ему хозяйственность.

А тут, кстати, и ливень кончился. Наш шофер доставил нас почти к самой канатной дороге. Почти - потому что под кирпич он не поехал. Как знать, если бы там не висел кирпич, то повернулись бы события так, как они повернулись на самом деле? Но шофера мы отпустили, дошли до канатки и обнаружили, что она не работает. Как оказалось, в этом районе уже два дня нет света. Не вполне трезвые мужики, сидевшие при канатке, объяснили нам, что везде бардак. Ничего нет. Света нет, жратвы нет, денег нет. А соревнования есть, спросили мы. И соревнований нет, сказали они. А что же есть, спросили мы. Оказалось, есть водка. Целая бутылка. Правда, закуси нет. Но ведь проблем нет, сказали они. И проблем нет, согласились мы. Через пять минут и водки тоже не было.

Нет, проблема была. Время  - три часа, соревнования, если они идут, уже начались, а мы сидим у самой речки Базаихи, внутри плещется по сто двадцать пять грамм на пустой желудок. Ну что, пешочком, спросил я. Вопросов нет, пешочком, сказал Шефа. Мужики до того нас полюбили, что вызвались даже проводить. Они сказали, что пойдут впереди и будут собирать на себя клещей. А мы им должны будем заплатить за каждого клеща по триста баксов. Не, сказал Шефа, за триста баксов я и сам клещей пособираю. Ну ладно, по сто пятьдесят, сказали мужики. Баксов или граммов, спросил Шефа. Если граммов, и вы ставите, то мы согласны, сказал Шефа. А если баксов и я плачУ, то не согласны. Мужики зауважали нас еще больше. Мы душевно распрощались с ними, сфотографировали их на память - и вдарили по раскисшей тропе распадком прямо к Такмаку.

Кстати говоря, клещей было не так уж и много. Я снял с себя штук десять (одного отловил уже в городе), а Шефа - и вовсе штук пять. Они, видать, на его белые одежды не шибко-то клевали. А вот в Белокурихе мне доводилось снимать с себя штук по восемьдесят за раз, любят они меня - кровь, что ли, у меня вкусная...

Надо сказать, что обычный мой режим последние несколько лет - это ежедневно 12 часов непрерывного сидения за компьютером. Так что сорокаминутный подъем дался мне нелегко. И Шефушке тоже. Тем более, что я-то шел только с Мавикой, а Шефа пер килограммов десять документов в своей сумке. Но у Шефа была старая столбистская закваска, и он, несмотря на сумку, шпарил впереди, а я - плелся сзади, как и положено "турику" и "чайнику". Я закапал своим потом всю тропу, и она раскисла еще больше. На самом верху, где тропа стала почти вертикальной, скользкие корочки сыграли с Шефом злую шутку - он навернулся вместе со своей сумкой и летел кувырком метров пять, пока я его не поймал за ремень. Напомню, что на нем были белоснежные штаны и такая же рубашка. Научная добросовестность заставляет меня уточнить, что штаны и рубашка были белоснежными только до этого момента. Впрочем, та же научная добросовестность заставляет меня сказать, что в некоторых местах штаны все-таки остались белоснежными.

Все это вызвало у нас буйный восторг. Вообще, здесь я должен сделать лирическое отступление и процитировать фрагмент из своего рассказа "Гуд бай и в небо"

И этот поворот привел Колупаева в восторг: в любом приключении главное - это потери. Вот, например, что бы было вспомнить о конференции в Киеве, если бы у Сереги Кулиева на пляже не увели туфли вместе с носками, и он не прошелся бы по Крещатику в галстуке на босу ногу, да если бы не наступили ему на большой палец в пивной с двусмысленным названием "Струмок" (ручеек)? Да что там босиком по Крещатику: а как на Мане играли в карты на плоту, да и заехали на залом, и перевернулись, и утопили все как есть, только у Трефилова в плавках обнаружился валет бубей (которым его тут же отхлопали по ушам, чтоб не мухлевал), да Вовчик спас канистру со спиртом, и пить было что, но не из чего, на закуску была только черемша, и до дому добирались в одних плавках.

А тут - протухнет целый портфель мяса! Ну как тут не воодушевиться! И все время, пока Трефилов, матюгаясь, закапывал портфель во широком поле в голубом снегу (чтоб не разрыли собаки), и ставил над портфелем вешки, все это время Колупаев беззвучно содрогался и рыдал, так что сердобольная старушка с кресла напротив... впрочем, не будем отвлекаться.

Может быть, это что-то вам разъяснит.:о)

Только мы выбрались на хребет, откуда ни возьмись пошел град. Ветер был такой, что град летел практически горизонтально. Не было бы счастья, да несчастье помогло: Шефовы штаны частично отстирались. Град кончился так же внезапно, как и начался, а небо стало исключительно чистым. Да вот только никого на этой стороне Такмака не было. Неужто соревнования все-таки отменили? А может, весь народ на другой стороне? На пути к обратной стороне Такмака нам пришлось преодолеть небольшие катушки. Удивительное дело - лет десять назад я ходил по ним пешком да еще и с сыном на горбу. А нынче я корячился на них минут пять. Шефа же корячиться не стал, ему это западло. Он прыгнул. Но не учел, что скалы мокрые, "корочки" скользкие, а в руках у него - сумка. Короче, с этих катушек он слетел вниз головой, но чудом ничего не сломал (даже банки в сумке остались целыми), правда, здорово ободрался. Хорошо еще, что в самом низу катушек росла раскидистая акация, а то бы он кувыркался до самой Моховой...

Так вот, на обратной стороне Такмака тоже никого не было. Однако откуда-то снизу доносились голоса. Эва! Мы рванули туда, и тут опять пошел град. Он катался под ногами так, что бОльшую часть пути мы съехали на задницах, потому что уж лучше на заднице съезжать, чем на нее постоянно шлепаться.. А вот они и спелеотуристы! В очень большом количестве! В полном спелеооблачении, которое на Столбах смотрится довольно странно - и каски с фонарями, и водонепроницаемые мешки, и непромокаемые комбинезоны. Впрочем, при такой погоде все это было в самый раз. Народ внизу, несмотря на свое спелеооблачение, уже здорово замерз и скукожился, поэтому появление Шефа в почти белоснежной рубашке встретил очень оживленно (желающие могут посмотреть видео). Посмотрите, и убедитесь, что Шефа на фоне прочих смотрелся примерно так же, как и знаменитый человек в костюме-тройке на сочинском пляже, только наоборот. Ну, например, как человек в плавках на Чукотке. Но Шефа у нас, вообще, всепогодный. Он почти всю зиму ходит без шапки. А однажды, когда мы ходили с ним в экспедицию, искать остатки Краслага, он и вовсе меня поразил. Палатку мы поставили неудачно, один край оказался в ямке. Всю ночь шел дождь, и натекла порядочной глубины лужа. Так вот, Шефа оказался как раз на этом краю палатки. Он лежал в этой луже и блаженно посапывал. Когда мне удалось его разбудить, он обругал меня и перевернулся на другой бок.

Не то у меня от погоды крыша съехала, не то град последние мозги выбил, но только я с Мавикой сделал все ошибки, какие только мог. Например, тот эпизод, который сейчас у вас качается как видео, я, вообще-то, хотел снять в режиме одиночного фото, но забыл перевести рычажок. Вот посмотрите, я якобы сделал снимок, опустил руки - а камера все снимает... Вот эта съемка, где народ соревнуется в лазании, и того хлеще. Если вы не поленитесь скачать полтора мега, то не забудьте еще и повернуть монитор на 90 градусов по часовой стрелке, потому что я по фотографической привычке повернул камеру "портретом", а не "ландшафтом" (а как  же - скалы снимаю, надо передать ощущение высоты :о), да так и заснял, а понял свою ошибку только дома, при просмотре :о). Кстати говоря, чтобы снимать Мавикой видео, нужно иметь или очень крепкие руки, или хороший упор. Камеру приходится держать на вытянутых руках, а когда стоишь на крутом скользком склоне на одной ноге, это несколько затруднительно. Но и это еще не все - кто-то, снимая видео до меня, установил режим максимального  разрешения, но я понял это только тогда, когда два раза место на дискете кончилось подозрительно быстро, а вместо положенной минуты камера снимала секунд пятнадцать. Вот, например, я пытаюсь взять интервью у Валерия Коханова, который только что вернулся из экспедиции на снегоходах, к Северной земле и обратно. Обратите  внимание, как качаются деревья на заднем фоне. Ветрила был что надо...

Да, что я все про камеру да про камеру. Когда же про соревнования-то? А вот и про соревнования. Народ, естественно, съехался со всей России. Большинство знают друг друга давным-давно и встречались не раз - в самых различных пещерах. Надо сказать, что все они завидуют нам, красноярцам, белой завистью. У нас все под боком. Скалолазание - плиз, можно сказать, в черте города. Доехал на маршрутном автобусе до конечной, прошел два км, если до Такмака или семь км, если до Центральных Столбов. Пещеры - опять же рядом, да еще какие. Захотел сплавиться по реке- тут тебе и Мана, и Сисим, и это только то, что вообще под боком. Ну там, про любителей прыгать с трамплина или заниматься слаломом я и вовсе не говорю. Я представил себе жизнь где-нибудь в Омске, где степь да степь кругом, и понял, как обделены жители других городов... Ну куда ты там пойдешь в выходные? Никуда. На бережку разве что с бутылочкой посидеть... А у нас в воскресенье на Столбах  народу так много, что на Первом столбе   аж в очередь стоят (вот, кстати, тоже надо бы сделать снимок для сайта, а то народ не верит, что могут быть очереди на восхождение :о).

Ну так вот, спелеологи, в числе прочего, соревновались в спасательных работах. Один человек в команде изображал пострадавшего, а все остальные его тащили по скалам, стараясь, чтобы он не стал еще более пострадавшим. Вверх народ бежал очень даже резво, наверху, правда, корячился довольно долго (ну, это вы уже видели повернутым на 90 градусов :о), а потом пострадавший весело спускался сверху примерно таким же образом, как Танго и Кэш сбежали из тюрьмы.

И тут приключилось очередное несчастье. Во время съемки экран Мавики внезапно почернел. Еще минуту назад индикатор показывал почти час работы батарей, и на тебе... Еще больше я расстроился, когда мы пришли туда, где проводились соревнования по лазанью. Там можно было бы снять лазанье вообще в упор, да еще на классной "отрицаловке". Мы повертелись, повертелись, да и пошли, солнцем палимые (в очень переносном смысле, потому что опять пошел град, а температура была что-то от силы градусов десять выше нуля). Кстати говоря, наутро, когда я зарядил батарею, экран оказался все равно черным. Оказывается, во время съемки я нечаянно сдвинул рычажок яркости LCD- панели. Только и всего. Слова, которые я сказал себе о себе самом в сердце своем, лучше пропустить. Все-таки адрес этого сайта не fuck.ru, а stalker.internet.ru.

Ну, что еще сказать? Несмотря на все эти несчастья (а может, и благодаря им), мы спустились к Моховой веселые и довольные, попили ключевой водицы (вот и шефова банка пригодилась :о) и потопали домой, обсуждая на ходу, что, если бы мы знали, с какой стороны Такмака проходят соревнования, то подъехали бы на машине, можно сказать, к месту соревнований. Но тогда все было бы скучно и обыденно. И то, если подвести сальдо-бульдо, то окажется:

Кредит:

Дебет:

Сальдо положительное!!!

И вдобавок. Верите ли, нет, всю эту неделю я не мог работать. Я и вообще человек очень метеозависимый, но то, что творилось в Красноярске прошлую неделю, выбивало из строя людей куда более здоровых: перепады температуры в 20 градусов в течение дня, ветер, вырывающий деревья с корнем, дождь с градом и прочие прелести. Короче, три газеты не дождались от меня на этой неделе обещанных статей, на работе я тоже сорвал пару мероприятий - и все потому, что максимум, на что меня хватало  - это сканирование и распознавание текстов. Зато сейчас, после Столбов - в душе бодрость, муза вокруг так и вьется... Вот только бы мышцы не болели :о). Нет, ребята, вы как хотите, а каждую субботу я теперь провожу на Столбах. А Сталкер, напоминаю, выходит теперь в понедельник вечером, часиков этак в шесть по местному времени :о)

Напоследок - о сайте "Красноярские Столбы". Меня спрашивают: ну, когда же, наконец? О начале работы объявлялось еще в ноябре прошлого года! Правильно. Вся штука в том, что к созданию сайта, в том смысле, который обычно вкладывается в это слово, мы еще и не приступали. То есть мы еще не делали дизайн, и не написали ни одной строчки в html. Все это время шел подготовительный этап - мы собирали и оцифровывали информацию. Причем в прошлом году она, можно сказать, капала тонкой струйкой - ну, раз в две-три недели удавалось добыть что-нибудь. А в этом году как будто плотину прорвало. В наш сайт, наконец-то, поверили сами столбисты.   Одних только фотоальбомов 20-30-40-50-х годов мы уже оцифровали десять штук. В каждом - полторы-две сотни редчайших фотографий. Многие материалы несут в рукописном виде. Набили. То, что было в печатном виде, распознали. Но новые материалы валятся на нас просто килограммами, и знали бы вы, какое наслаждение все это видеть, читать и обрабатывать... Я просто влюбился в этих людей. Столбизм, как состояние души, как религия - сейчас удел избранных. А когда-то это было массовым явлением.  И, чем больше я знакомлюсь с историей столбизма, тем горше мне осознавать, что столбизм, в общем-то, кончился. То, что мы сейчас называем столбизмом - это далеко не то. И сайт этот - фактически памятник тому столбизму, который был когда-то...

Ну вот, а у нас подготовительный этап заканчивается. В июне мы начинаем делать дизайн, в июле - раскладку материала, и я очень надеюсь, что к осени сайт будет готов.