Мысли вслух

Испорченный телефон

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется.
(кажется, Тютчев. А может быть, и Фет.)

Сарафанное радио (aka Агентство ОБС) донесло до меня на днях слух о том, что Maxsoft напрочь завирусован, причем настолько, что об этом даже не то в среду, не то в четверг сообщали по радио. Подробности были просто ужасающи: оказывается, наша фирма трое суток была парализована и даже были отменены занятия в учебном центре.  Ну, думаю, не стоит объяснять, что это даже близко не так.  Но я сейчас и не ставлю целью опровергать слухи. Тем более, что в моей коллекции слухов о нашей фирме есть и куда более интересные. Вот, например, общаясь с одним юзером, я попытался склонить его пройти у нас курсы. Так у вас же по четыре человека за одним компьютером сидят, сказал он. С чего вы это взяли, спросил я. Так... говорят... сказал он. Слава Богу, разговор происходил у нас в офисе, учебный центр был в двух шагах - мы зашли и убедились, что говорят явно ошибочно. Но ведь говорят!

Это только два из моей богатой коллекции слухов о нашей фирме (кстати, можете пополнить список - присылайте мне слухи о Maxsoft, как-нибудь я эту галерею идиотизма опубликую, а победителю, может быть, и выделю какой-нибудь приз:о). Меня сейчас больше интересуют причины и механизм возникновения этих слухов, а также (в более широком плане) проблема испорченного телефона как такового.

Вот как, видимо, и возник слух о страшных вирусах в Макссофте:

В среду я выступаю по ТВК-6, предупреждая народ о новой напасти - I-Worm.Zipped.Files (а штука, судя по сообщениям лаборатории Касперского, действительно гадская и очень опасная). Как всегда, доблестные наши журналисты вырезают из моей речи самое главное, то есть рекомендации о том, как от этой гадости защищаться, в результате чего моя речь выглядит не как рекомендации эксперта, а как свидетельство пострадавшего. А дальше уже все происходит по известному алгоритму превращения мухи в слона:

МУХА
МУКА
РУКА
РУДА
....

ИТОГ
СТОГ
СЛОГ
СЛОН

Правда, скорость превращения не может не впечатлять: я выступал по ТВ вечером в среду, а слух донесли до меня уже в пятницу утром. Сколько мутаций должно было вытерпеть сообщение, чтобы телевизор превратился в радио, добавились сведения о том, что мы заражены и появились трое суток паралича фирмы? Не иначе, здесь не обошлось без современных средств телекоммуникации, аськи, например :о)

На первый взгляд, слухи настолько дикие и беспочвенные, что их можно объяснить только злым умыслом. Не может человек в здравом уме до этакого додуматься. Однако, версию о злых конкурентах, распространяющих эти слухи, я отвергаю сразу же. Несмотря  на то, что понятия о деловой этике на нашем компьютерном рынке еще не вошли в обиход в должной степени (о, как изящно я выразился! :о), до злонамеренной фабрикации и распространения слухов дело, думаю, еще не дошло.

Мне кажется, причина в другом. Все дело в известности фирмы. Мы перешагнули некий порог, за которым образ фирмы, существующей в реальном мире, начинает отделяться от нее и вести самостоятельную жизнь, обрастая по пути несуществующими подробностями. Причем люди, создающие эту виртуальную реальность, сами не осознают того, что делают, поскольку механизмы работают на уровне подсознания. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, поясню на примерах.

Скажем, реальная Алла Пугачева весьма и весьма далека от того образа, обросшего слухами и сплетнями, который возникает у нас, когда мы слышим имя "Алла Пугачева". Но почему обрастает слухами именно она? Да потому, что слухи про певицу Василису Пупкину никому не интересны. А слухи про певицу Аллу Пугачеву интересны всем. Фрукт? Яблоко. Поэт? Пушкин. Певица? Пугачева. О ней говорят чаще, а значит, чаще перевирают услышанное. Сама Пугачева этим слухам нисколько не препятствует и не пытается их опровергать. Зачем? Они только добавляют ей популярности.

Другой пример - Билл Гейтс. Любой малолетний юзер, только оторвавшись от материнской груди, тут же начинает орать "Виндовс мастдай!". Таким образом, он вносит первый вклад в дело рекламы продукции Билла Гейтса. Даже люди, далекие от компьютеров, начинают интересоваться, что это за виндовс такой, который вызывает столько шума, и с чем едят мастдай. А Биллу Гейтсу только это и нужно. Опять-таки, само понятие "компьютер" намертво связалось в сознании обывателя с именем "Билл Гейтс", и теперь идет автоматическое репродуцирование ситуации. Любое известие из компьютерного мира связывается с именем Билла Гейтса, даже если он там рядом не стоял.

Надеюсь, это не покажется нескромным, но на красноярском уровне аналогичные механизмы начинают работать и в отношении нашей фирмы. Какое бы событие ни случилось в нашем локальном компьютерном мире, его тут же автоматически начинают связывать с фирмой Maxsoft. Проявления этого механизма бывают забавными (а бывают и не забавными). Я, например, встречал людей, уверенных в том, что проект Красноярск-online сделан фирмой Maxsoft. "Да там же русскими... тьфу, английскими буквами написано: HEXAGON" - говорю я. "И впрямь" - удивляются они. -"Как же мы это не увидели". Народ уже  привык связывать слово "интернет" со словом "Maxsoft".

Еще более забавный случай был на днях. Один мой знакомый сказал мне: "слушай, вы уже задрали с рекламой своего учебного центра по телевидению. Ну сколько можно?" -  "Но мы не даем рекламу своего учебного центра на телевидении."- сказал я.- "У нас клиентов и так хватает." -   "Ну как же," - сказал знакомый, -" чуть  не каждые пять минут на Афонтово идет ваша реклама "Подумай о будущем, выбери настоящее"". Я ему долго растолковывал, что это совсем не наша реклама, что там вполне четко и не менее двух раз в течение ролика говорится, что это учебный центр ИНОПРОФ. На другой день он позвонил мне и сконфуженно сказал, что это, действительно, так. Человек видит не то, что ему показывают, а то, что он видит подсознательно. Опять-таки, за двенадцать лет работы нашего учебного центра у народа возникла четкая ассоциативная связь "обучение компьютеру=Maxsoft". Замечу, что даже инопрофовский ролик, сделанный очень грамотно и повторяемый, действительно, чуть  ли не каждые пять минут, не смог перешибить у моего знакомого эту ассоциативную связь.

Видимо, таким же образом возник и миф о том, что в учебном центре сидят по четыре человека за компьютером. Вы удивитесь, но у нас в Красноярске, действительно, есть как минимум один учебный центр, в которых до сих пор обучаются по несколько человек за компьютером (и я его знаю, но вам не скажу:о). Но, при передаче из уст в уста информации, название этого учебного центра стирается, а потом по известной схеме "фрукт-яблоко, поэт-Пушкин, обучение-Maxsoft" к нему прилепляется название нашей фирмы. То есть это происходит так: некто А, отучившись в фирме Х,  сообщает Б, что там сидят по четыре человека на компьютере. Этот Б рассказывает при случае В, что вот в какой-то фирме, забыл название, обучают по 4 человека за компьютером. А в какой, черт ее знает. "Может, Maxsoft?" - спрашивает В, потому что он слышал что-то о Maxsoft в связи с обучением работе с компьютером. "Может, и Maxsoft" - соглашается Б. И вот уже В рассказывает Г, что в Maxsoft сидят по 4 человека за компьютером. Всего три хода. Я думаю, именно так это и произошло. Возможно, так же родился и слух о страшном вирусном заражении в нашей конторе.

Прочитал свой текст и убедился в том, что и сам в состоянии создавать слухи, сам того не желая. Вот посмотрите. Что у вас осталось в памяти после чтения последних абзацев? Во-первых, слово ИНОПРОФ и информация о том, что ИНОПРОФ- учебный центр. Во-вторых, информация о том, что в Красноярске есть учебный центр, в котором сидят по несколько человек за компьютером. Человек, читающий текст по диагонали, а не вдумчиво (а кто из нас читает вдумчиво?), непроизвольно свяжет эти два факта, и я не удивлюсь, если завтра услышу от кого-то, что по несколько человек за компьютером сидят в ИНОПРОФе, причем со ссылкой на меня, а Гена Литвинович будет звонить мне и спрашивать, зачем я распространяю о нем нелепые слухи:о). И все это при том, что я имел в виду вовсе даже не ИНОПРОФ. И все это при том, что с ИНОПРОФом у меня замечательные отношения и у меня и в мыслях не было городить о нем нелепицы.

Прочитал последний абзац и убедился в том, что не только не прояснил ситуацию, но и, напротив, ее усугубил. Потому что несколько раз повторил рядом эти словосочетания. И, даже если человек, читающий по диагонали, не связал их в первый раз, он свяжет их, читая этот абзац. Гена! Не виноватый я!

В общем, к нам прилипает  и хорошее, и плохое, происходящее в пределах локального компьютерного мира Красноярска. Не знаю, хорошо это или плохо. Скорее, хорошо. Можно, например, сэкономить на рекламной кампании :о). С другой стороны, плохо, потому что плохое прилипает куда охотнее, чем хорошее. Люди гораздо больше любят плохие новости, чем хорошие, и разносят их гораздо охотнее. Процесс этот происходит уже практически без нашего участия. Думается, что, даже если мы вдруг забросим информационные технологии и займемся продажей памперсов, еще год-полтора по Красноярску будут ходить слухи о том, что у нас упал сервер или что мы создали какой-нибудь новый сайт.

О, типун мне на длинный мой язык - я живо представил, что в понедельник выйдет СТАЛКЕР, а уже в среду до меня дойдет слух о том, что Maxsoft бросил заниматься IT и начал продавать памперсы, причем это якобы прочитали не где-нибудь, а прямо в газете.ру :о) Нет, все, хватит, больше ни слова, умолкаю, умолкаю, умолкаю!


Опубликовано:   СТАЛКЕР 1999
© Алексей Бабий 1999