Мысли вслух

Downgrade, или кладбище знаний

Что остается от сказки потом,
После того, как ее рассказали?
В.Высоцкий

Вспомнилась мне прелестная повесть Даниила Гранина (названия, увы, не помню. У меня вообще плохая память на названия, имена, фамилии, номера телефонов и квартир и так далее). Короче, некий немолодой прораб во время ремонта какого-то института нечаянно попадает в актовый зал, в котором как раз идет научная конференция. Вот он стоит в дверях, смотрит на доску, на которой нарисованы всякие непонятные загогулины, и вдруг обращает внимание на то, что очень часто в выступлениях звучит «теорема Одинцова». А надо сказать, что фамилия прораба как раз Одинцов. И вот у него из наслоений времени начинает что-то такое всплывать, причем с трудом, потому что он все начисто позабыл. Когда-то он был вовсе даже не прорабом, а блестящим молодым математиком, и доказал эту самую теорему, которая, как потом оказалось, заложила основы целого научного направления. Но это было потом, а тогда, как водится в научных кругах, всякие интриганы не дали ходу молодому таланту и, кажется, даже выгнали из института, и он тогда на всех положил, всех послал и ушел на стройку. А вот, через несколько десятилетий оказалось… и так далее. Не помню, чем кончилось дело, кажется, Одинцов так и остался прорабом. Помню, меня тогда удивляло, - неужели можно вот так прочно все забыть? И математику, и свою собственную биографию?

Могу подтвердить сейчас на основании личного опыта - еще как можно. Один случай я уже однажды описывал, а вот вам еще парочка.

В пятницу я вправлял мозги компьютеру знакомого писателя. Машинка у него старенькая, 386-я, но для того, чтобы писать нетленку, этого вполне достаточно, на себе проверял :о) Так вот, я загрузился и обнаружил, что начисто забыл, как работать в Windows 3.11. Ну, как корова языком слизнула - где что вызывается и даже как что называется. Тут я, кстати, осознал мудрость Microsoft-а, который для каждой сертификации устанавливает «срок годности». Ведь я, как-никак, четыре года назад сдал экзамены и получил статус Microsoft Certified Professional, причем как раз по Windows 3.1. В общей сложности я тогда ответил на шестьдесят с чем-то заковыристых вопросов, да еще и на английском языке:о).  А за четыре года от этих знаний не осталось ничего (в студенчестве мы шутили по этому поводу: ну вот, приобретаешь знания, а потом сразу сдаешь, в результате тебе ничего не остается).

Windows 3.11 я все-таки поборол - причем не столько вспоминая, что к чему, сколько обращаясь с ней, как с совершенно незнакомой операционной системой (точно так же, методом «тык» я как-то осваивал MacOS, заполучив на пару дней PowerBook).

В процессе вправки мозгов был еще один забавный момент. Надо было отформатировать пятидюймовую дискету на 360К (многие, поди, уже и не знают, что это такое) в DOS-е. Так вот, я начисто забыл ключи команды format. Справочник по DOS в обширной писательской библиотеке, конечно, отсутствовал, но нашлась методичка для «чайников», написанная мною в каком-то дремучем году, когда появились первые советские экстишки, и тогда же этому писателю подаренная. Из этой-то методички я и почерпнул нужные познания. Во как бывает!

Да что там DOS! Стоило мне годик не поработать в Excel… Да, эту историю тоже стоит рассказать. Короче, придя за какой-то надобностью в учебный центр, я увидел, что у одной ученицы проблемы, а преподаватель подойти не может, потому что как раз бьется с другой ученицей. А тема была - как раз мои любимые сводные таблицы. Разумеется, я решил подмогнуть. Так вот, я помнил, что решение проблемы было написано в моей же собственной методичке, по которой велись занятия, но категорически не помнил, что нужно было сделать и как. С эканьями, бэканьями и меканьями я рылся в методичке, нашел, подсказал… А ученица жутко удивилась, узнав, что эту методичку я сам не так давно и написал :о)

А вот еще случай. Лет десять подряд я занимался программированием очень активно. А потом лет пять я практически не программировал вообще, а обучал юзеров, считая (и правильно считая), что на тот момент это было важнее. А потом мы с врачом Ильей Степановичем Савельевым задумали написать справочник по фитотерапии. Причем дело происходило на курорте Белокуриха. В общем, полный набор удовольствий: абсолютно незнакомый язык, практически полное отсутствие документации по нему (в распоряжении у меня был FoxBase без документации плюс документация по dBase III+, или наоборот, не помню уже...), отсутствие под рукой консультанта (в Белокурихе в те времена не было ни одного программиста), а плюс к тому абсолютно новая идеология (пять лет назад я писал программы для пакетного режима для ЕС ЭВМ, а тут предстояло писать диалоговую программу для IBM PC). Поплюхался я, конечно, по полной программе, но все преодолел и даже успел уложиться с первой версией программы за время отпуска.

Удивило меня другое: плюс ко всем этим сложностям, неожиданно оказалось, что я начисто разучился алгоритмизировать. Буквально элементарные вещи типа нахождения максимального значения в массиве или там сортировки пузырьком, которые я когда-то писал вообще не задумываясь, на полном автомате, теперь приходилось или с некоторым напряжением вспоминать, или вообще придумывать заново. А я-то считал, что эти знания из серии тех, что отпечатываются в подкорке намертво. Ан нет…

По мере того, как машина моя постепенно апгрейдируется, сам потихоньку даунгрейдируюсь (термин downgrade, кстати, изобретен Робертом Кролем, но он относил этот термин не к людям, а к компьютерам :о). Многие мои знакомые гуманитарии стали неплохими компьютерщиками (например, один знакомый филолог дорос до Microsoft Certified System Engineer, а другой успешно осуществляет продажу и поддержку Autocad), а я, наоборот, из технического специалиста медленно, но верно превращаюсь в чистого гуманитария, этакого более-менее продвинутого чайника (а может, даже и ламера:о)

Пока инсталлировался Windows 98 на обновленной машине, я составил список знаний, которые когда-то имел, а сейчас не имею, да если бы и имел, то применить их было бы негде. Список получился внушительный - там и десятка два экзотических языков программирования типа автокода для Минска-22 или ObjectPAL, там и теория графов, и математические методы в социологии, и Р-технология, и даже праксеология. С этой точки зрения жизнь, можно сказать, прошла впустую :о) С другой стороны, все эти знания оказались шелухой, которая отлетела, а главное осталось - остался некий стержень. Скажем, несмотря на то, что разговоры разработчиков звучат для меня как на иностранном языке (да они, кстати, большей частью на английском и звучат :о), думаю, что если бы появилась необходимость, смог бы достаточно быстро освоить и построение компонент, и C++, и прочие премудрости. Другое дело, что все эти вещи, увы, уже не вызывают у меня никакого энтузиазма. Энтузиазм у меня вызывают сейчас совсем другие вещи. Прошлые "конкретные знания" мне там вряд ли пригодятся, а вот этот самый стержень - очень даже нужен.

Ну так вот, к чему я все это клоню. Как ни странно, клоню я все это к образованию. Поскольку, как показывает практика, конкретные знания стремительно устаревают и не всегда пригождаются, главная задача образования - дать не сами эти знания, а подход, метод. Некий скелет, на который можно нарастить любые конкретные знания, а потом, за ненадобностью, их снять и нарастить другие. Скажем, давнишнее мое математическое образование мне, как ни странно, помогает: пусть я не смогу сейчас взять интеграл (даже табличный) и на формулы гляжу как тот же прораб Одинцов (что-то мучительно знакомое, но абсолютно непонятное:о), но математика научила меня корректно ставить задачи и корректно их решать. Вот это и есть главный результат пяти моих лет в университете. Что осталось от десяти лет руководства группой программного обеспечения в том же университете? Знание ОС ЕС? Ни фига я ее уже не знаю, да и знал бы - незачем. А вот осталось твердое понимание того, как должна быть организована служба поддержки софта. Или вот, скажем, при обучении юзеров, нужно не столько научить людей конкретно Word-у с Excel-ом, сколько дать этот самый стержень, который позволит потом правильно подходить к автоматизации своей работы.

Ясно, что я не открыл Америку. Это даже как-то называется в педагогике. Да вот только, увы, эти знания даже не из серии утраченных: педагогику в университете я начисто прогулял, все до единого занятия, а потому терминов не знаю. Но зато хорошо понимаю нутром:о)

И, как раз в тему, вычитал сегодня в мудрой книге «На каждый день», что главное - не знания о том, как что устроено, а знание о том как следует жить, что важно и что не важно. Абсолютно верно. Но об этом мы поговорим как-нибудь в следующий раз:о)


Опубликовано:   "Сталкер"
© Алексей Бабий 1999