Что остается от сказки потом,
После того, как ее рассказали?
В.Высоцкий
Вспомнилась мне прелестная повесть
Даниила Гранина (названия, увы, не помню. У меня
вообще плохая память на названия, имена, фамилии,
номера телефонов и квартир и так далее). Короче,
некий немолодой прораб во время ремонта какого-то
института нечаянно попадает в актовый зал, в
котором как раз идет научная конференция. Вот он
стоит в дверях, смотрит на доску, на которой
нарисованы всякие непонятные загогулины, и вдруг
обращает внимание на то, что очень часто в
выступлениях звучит «теорема Одинцова». А надо
сказать, что фамилия прораба как раз Одинцов. И
вот у него из наслоений времени начинает что-то
такое всплывать, причем с трудом, потому что он
все начисто позабыл. Когда-то он был вовсе даже не
прорабом, а блестящим молодым математиком, и
доказал эту самую теорему, которая, как потом
оказалось, заложила основы целого научного
направления. Но это было потом, а тогда, как
водится в научных кругах, всякие интриганы не
дали ходу молодому таланту и, кажется, даже
выгнали из института, и он тогда на всех положил,
всех послал и ушел на стройку. А вот, через
несколько десятилетий оказалось… и так далее. Не
помню, чем кончилось дело, кажется, Одинцов так и
остался прорабом. Помню, меня тогда удивляло, -
неужели можно вот так прочно все забыть? И
математику, и свою собственную биографию?
Могу подтвердить сейчас на основании личного опыта - еще как можно. Один случай я уже однажды описывал, а вот вам еще парочка.
В пятницу я вправлял мозги
компьютеру знакомого писателя. Машинка у него
старенькая, 386-я, но для того, чтобы писать
нетленку, этого вполне достаточно, на себе
проверял :о) Так вот, я загрузился и обнаружил, что
начисто забыл, как работать в Windows 3.11. Ну, как
корова языком слизнула - где что вызывается и
даже как что называется. Тут я, кстати, осознал
мудрость Microsoft-а, который для каждой сертификации
устанавливает «срок годности». Ведь я, как-никак,
четыре года назад сдал экзамены и получил статус
Microsoft Certified Professional, причем как раз по Windows 3.1. В
общей сложности я тогда ответил на шестьдесят с
чем-то заковыристых вопросов, да еще и на
английском языке:о). А за четыре года от этих
знаний не осталось ничего (в студенчестве мы
шутили по этому поводу: ну вот, приобретаешь
знания, а потом сразу сдаешь, в результате тебе
ничего не остается).
Windows 3.11 я все-таки поборол - причем не столько вспоминая, что к чему, сколько обращаясь с ней, как с совершенно незнакомой операционной системой (точно так же, методом «тык» я как-то осваивал MacOS, заполучив на пару дней PowerBook).
В процессе вправки мозгов был еще один забавный момент. Надо было отформатировать пятидюймовую дискету на 360К (многие, поди, уже и не знают, что это такое) в DOS-е. Так вот, я начисто забыл ключи команды format. Справочник по DOS в обширной писательской библиотеке, конечно, отсутствовал, но нашлась методичка для «чайников», написанная мною в каком-то дремучем году, когда появились первые советские экстишки, и тогда же этому писателю подаренная. Из этой-то методички я и почерпнул нужные познания. Во как бывает!
Да что там DOS! Стоило мне годик не
поработать в Excel… Да, эту историю тоже стоит
рассказать. Короче, придя за какой-то надобностью
в учебный центр, я увидел, что у одной ученицы
проблемы, а преподаватель подойти не может,
потому что как раз бьется с другой ученицей. А
тема была - как раз мои любимые сводные таблицы.
Разумеется, я решил подмогнуть. Так вот, я помнил,
что решение проблемы было написано в
моей же собственной методичке, по которой
велись занятия, но категорически не помнил, что
нужно было сделать и как. С эканьями, бэканьями и
меканьями я рылся в методичке, нашел, подсказал…
А ученица жутко удивилась, узнав, что эту
методичку я сам не так давно и написал :о)
А вот еще случай. Лет десять подряд я занимался программированием очень активно. А потом лет пять я практически не программировал вообще, а обучал юзеров, считая (и правильно считая), что на тот момент это было важнее. А потом мы с врачом Ильей Степановичем Савельевым задумали написать справочник по фитотерапии. Причем дело происходило на курорте Белокуриха. В общем, полный набор удовольствий: абсолютно незнакомый язык, практически полное отсутствие документации по нему (в распоряжении у меня был FoxBase без документации плюс документация по dBase III+, или наоборот, не помню уже...), отсутствие под рукой консультанта (в Белокурихе в те времена не было ни одного программиста), а плюс к тому абсолютно новая идеология (пять лет назад я писал программы для пакетного режима для ЕС ЭВМ, а тут предстояло писать диалоговую программу для IBM PC). Поплюхался я, конечно, по полной программе, но все преодолел и даже успел уложиться с первой версией программы за время отпуска.
Удивило меня другое: плюс ко всем этим сложностям, неожиданно оказалось, что я начисто разучился алгоритмизировать. Буквально элементарные вещи типа нахождения максимального значения в массиве или там сортировки пузырьком, которые я когда-то писал вообще не задумываясь, на полном автомате, теперь приходилось или с некоторым напряжением вспоминать, или вообще придумывать заново. А я-то считал, что эти знания из серии тех, что отпечатываются в подкорке намертво. Ан нет…
По мере того, как машина моя
постепенно апгрейдируется, сам потихоньку
даунгрейдируюсь (термин downgrade, кстати, изобретен Робертом
Кролем, но он относил этот термин не к людям, а к
компьютерам :о). Многие мои знакомые гуманитарии
стали неплохими компьютерщиками (например, один
знакомый филолог дорос до Microsoft Certified System Engineer, а
другой успешно осуществляет продажу и поддержку
Autocad), а я, наоборот, из технического специалиста
медленно, но верно превращаюсь в чистого
гуманитария, этакого более-менее продвинутого
чайника (а может, даже и ламера:о)
Пока инсталлировался Windows 98 на обновленной машине, я составил список знаний, которые когда-то имел, а сейчас не имею, да если бы и имел, то применить их было бы негде. Список получился внушительный - там и десятка два экзотических языков программирования типа автокода для Минска-22 или ObjectPAL, там и теория графов, и математические методы в социологии, и Р-технология, и даже праксеология. С этой точки зрения жизнь, можно сказать, прошла впустую :о) С другой стороны, все эти знания оказались шелухой, которая отлетела, а главное осталось - остался некий стержень. Скажем, несмотря на то, что разговоры разработчиков звучат для меня как на иностранном языке (да они, кстати, большей частью на английском и звучат :о), думаю, что если бы появилась необходимость, смог бы достаточно быстро освоить и построение компонент, и C++, и прочие премудрости. Другое дело, что все эти вещи, увы, уже не вызывают у меня никакого энтузиазма. Энтузиазм у меня вызывают сейчас совсем другие вещи. Прошлые "конкретные знания" мне там вряд ли пригодятся, а вот этот самый стержень - очень даже нужен.
Ну так вот, к чему я все это клоню.
Как ни странно, клоню я все это к образованию.
Поскольку, как показывает практика, конкретные
знания стремительно устаревают и не всегда
пригождаются, главная задача образования - дать
не сами эти знания, а подход, метод. Некий скелет,
на который можно нарастить любые конкретные
знания, а потом, за ненадобностью, их снять и
нарастить другие. Скажем, давнишнее мое
математическое образование мне, как ни странно,
помогает: пусть я не смогу сейчас взять интеграл (даже
табличный) и на формулы гляжу как тот же прораб
Одинцов (что-то мучительно знакомое, но абсолютно
непонятное:о), но математика научила меня
корректно ставить задачи и корректно их решать.
Вот это и есть главный результат пяти моих лет в
университете. Что осталось от десяти лет
руководства группой программного обеспечения в
том же университете? Знание ОС ЕС? Ни фига я ее уже
не знаю, да и знал бы - незачем. А вот осталось
твердое понимание того, как должна быть
организована служба поддержки софта. Или вот,
скажем, при обучении юзеров, нужно не столько
научить людей конкретно Word-у с Excel-ом, сколько
дать этот самый стержень, который позволит потом
правильно подходить к автоматизации своей
работы.
Ясно, что я не открыл Америку. Это
даже как-то называется в педагогике. Да вот
только, увы, эти знания даже не из серии
утраченных: педагогику в университете я начисто
прогулял, все до единого занятия, а потому
терминов не знаю. Но зато хорошо понимаю нутром:о)
И, как раз в тему, вычитал сегодня в мудрой книге «На каждый день», что главное - не знания о том, как что устроено, а знание о том как следует жить, что важно и что не важно. Абсолютно верно. Но об этом мы поговорим как-нибудь в следующий раз:о)
Опубликовано: "Сталкер"
© Алексей Бабий 1999