Мысли вслух

Нортландия online

Долго думал я, как передать вам, в Нортландии не бывавшим, истинный нортландский дух. Может, начать с описания нортландского  аукциона, на котором продается, например, 3D-ускоритель производства тульского вагоноремонтного завода? Наверное, начать нужно вот с этих фотографий.

Это я делаю "Ку!" А это делает "Ку" Олег Гасанов

На них солидные люди (один - вице-президент одной компьютерной фирмы, второй - технический директор другой компьютерной фирмы), в одежде, вывернутой наизнанку, делают «ку!», причем с очевидным удовольствием. По обычным меркам - народ сошел с ума. По нортландским понятиям - все нормально: пацак обязан сделать «ку», если он встречает четланина в красных штанах. Пусть даже этот четланин еще даже паспорт не получал.

На ночь глядя смотреть на это фото не рекомендуется!Хотя, конечно, пацаки и четлане - это только в тот день, когда идет конкурс "Кин-дза-дза". На другой день ты уже не пацак, а, например, тролль. О, кстати, о тролле. В прошлом году я как раз был троллем, а мое логово располагалось прямо у въезда в лагерь. Мне выдали троллевское оружие - большую деревянную киянку, и вот я стою  у входа в лагерь, с этой самой киянкой в руках, опять-таки в ветровке, вывернутой назнанку, ну тролль троллем. Подъезжает какая-то машина, народ некоторое время с недоумением пялится на меня.

-А вы кто такой?

-Я -тролль!

И, вспомнив, что тролли обычно вонючие, добавляю:

-Обычный вонючий тролль.

И недвусмысленно направляюсь к авто, независимо помахивая киянкой. Водитель нервно нюхнул воздух и поддал газу. Надо сказать, что бывшая сторожка у входа в лагерь была заброшена, полуразрушена и давно употреблялась не по своему прямому назначению, а проще говоря, служила сортиром. Правда, я запахов не чувствую, и потому обнаружил это визуально и несколько позже, тогда-то я и понял, чего он так нервно нюхнул.

Вот таким я приехал в НортландиюВот в таком ключе и протекает нортландская жизнь. Как сказал Олег Гасанов, "мы тут конкретно прикалываемся и оттягиваемся". И удивительное дело - хотя режим работы школы очень жесткий (на сон, например, остается часа три-четыре в день),  уезжаешь оттуда отдохнувший (если не телом, то душой). А вот таким я из Нортландии уезжал Может быть, имеет место некий энергетический вампиризм, поскольку работаешь с детьми, у которых этой энергии через край. Но факт остается фактом: вот в этот раз я приехал в Нортландию уже совсем "никакой", уставший донельзя от прорвы работы, от июльской жары, порушившей все планы, да и просто еле дотягивал до отпуска (см. фото слева).  Уже на третий день я оклемался (см фото справа), а уж к концу школы без особенных проблем ложился спать в пять утра, как и положено бат-файлу. Это файлов загоняют спать в одиннадцать, и это не такая простая процедура, а для бат-файлов лечь раньше трех - это, я скажу вам, проблема....

Ах да, последняя фраза вам, может быть, не вполне понятна. Дети в школе называются файлами, а взрослые - бат-файлами. Бат-файлы делятся на файл-менеджеров (по-старому  - вожатых) и браузеров, то бишь преподавателей. Все файлы живут в кластерах и сгруппированы в фолдеры. Вот такая система. 

Самая модная прическа в НортландииДа, еще я не сказал самого главного. Разумеется, в Нортландии народ не только соревнуется, играя в "Кин-дза-дза", не только оттягивается и прикалывается. Он еще с утра и работает. Два с половиной часа в день. Больше детям нельзя, но они правдами и неправдами норовят проникнуть к компьютерам в любое другое время суток. Работает народ серьезно - меньше чем за две недели в Нортландии создают немаленькие сайты, производят компьютерные игры, выпускают фильмы и создают банковские программы. Потому что Нортландия - это ничто иное, как летняя компьютерная школа. Но, кстати, и работа в значительной степени носит характер прикола и оттягивания. За примерами далеко ходить не надо: вот, например, результат работы студии дизайна в Нортландии. Дизайнеры "прикалывались" в основном над известными нортландскими деятелями, но некоторые работы носят более общий характер:о). Относительно того, что означает название студии или как ее произносить (икс-три изи ХэЗэ), ничего определенного сказать не могу:о)

Один из читателя СТАЛКЕРа, видимо, желая меня обидеть, написал мне, что мне, дескать, пора ставить крест на профессиональной карьере и идти в школу учить детишек информатике. То есть, с его точки зрения, учитель информатики - это нечто такое, ниже чего профессионалу падать уже некуда. Вот тут я обиделся - не за себя, а за учителей.  Обучение детишек информатике требует высокого профессионализма. Я уж не говорю о том, что это само по себе гораздо сложнее. За десять лет работы в учебном центре Maxsoft мне довелось обучить не меньше тысячи человек, и взрослых, и детей, так что я знаю, о чем говорю. Да, дети усваивают все гораздо быстрее. Но и интересы у них совершенно другие. И приоритеты другие. И работать с ними намного сложнее, потому что они не простят тебе малейшего незнания. Это со взрослыми можно, если что, выкрутиться, отложить ответ на вопрос до завтра и т.д., а дети со свойственным им максимализмом тут же запишут тебя в ламеры и восстановить авторитет будет уже практически невозможно. Если учесть, что дома у школьников нередко стоят компьютеры куда более крутые, чем в школе, что многие ученики уже облазили весь интернет, а кое-кто и создал в нем сайты, то учителю информатики нужно прилагать немало усилий, чтобы быть на требуемом профессиональном уровне. 

Детей в Нортландии носят на рукахКстати, история в тему. Выдалась у меня свободная минутка, открыл я любимый LINES , сижу, строю пятерки и тихо наслаждаюсь. Заходит файлочка и начинает меня строить: дескать, LINES -  это игра детсадовская, и т.п. А ты во что играешь, спрашиваю я очаровательную девочку. Конечно, в Quake, говорит она, там такое мясо!

Ну, что касается игр, то, конечно, в Нортландии с этим было нормально. Чемпионат по "квейку", чемпионат по "нидфоспиду" и "старкрафту", причем соревнования были профессиональные, поскольку был призовой фонд порядка нескольких тысяч тэгов (тэг - это такая нортландская валюта). Мочиловка и махаловка там были еще те:о)

Рабочий момент: идет прокладка сетиТак вот, и в играх, и в работе деточки показывали порой высший пилотаж. Скажем, для них не составляет никаких проблем настроить машину для подключения к сети, проинсталлять необходимый софт, и так далее и тому подобное. Да и по части профессионального подхода к работе они могли бы дать фору немалому количеству профессионалов. Приведу лишь два примера. Олег Гасанов задержался в командировке и не смог приехать к началу работы. Его подопечные без посторонней помощи протянули сеть в свою комнату, настроили все как надо, запустили все необходимое программное обеспечение и начали разрабатывать проект (компьютерную игру). Хотя, объективности ради, следует сказать, что в график они все-таки не вписались и игра осталась недоделанной. Но это лишний раз показывает, что кроме технических знаний нужна еще правильная организация команды. Появление Олега ситуацию уже не спасло - критическое время было упущено. А жаль. Игра обещала быть классной. Я там, кстати, снимался в одной из главных ролей и изображал этакого здоровенного качка, который бьет редко, но метко:о)

Нортландия-online за работойВторой пример - наш проект, Нортландия-online. Задача перед нами стояла вот такая: очень быстро создать информационный сервер Нортландии, который оперативно обновлялся бы и содержал всю необходимую информацию о нортландской жизни - как статическую (конституция Нортландии, фотографии жителей Нортландии), так и динамическую (журналистские материалы, фото, видео, результаты соревнований, конкурсов, и многое другое). Так вот, прикиньте: шестого августа мы приезжаем (бытоустройство, костер и все такое), седьмого начинаем работать (три четверти сотрудников "Нортландии-online" я вижу впервые в жизни и не знаю, А это - символ интернетта:о)на что они способны), но уже после обеда седьмого августа первый выпуск сайта готов. Это при том, что в него пришлось заверстать полторы сотни фотографий и больше десятка видеосюжетов (про тексты я просто молчу). Так вот, к концу школы сайт "Нортландия-online" занимал больше сотни мегабайт (ну, правда, в основном за счет видео:о), на нем было порядка тысячи фотографий, больше пятисот текстов (пусть и небольших), он выходил весьма оперативно (по выпуску в день). Вот. Все это сделали двенадцать школьников, работая по два с половиной часа в день. Причем двое из них сидели на верстке, один был дизайнером, а остальные девять добывали и обрабатывали информацию. Любопытно, что по содержательности и и оперативности этот "детский" сайт оставил далеко позади очень многие красноярские сайты, в том числе и сделанные профессиональными студиями веб-дизайна. Не верите? Убедитесь сами - я выложил сайт в "большой" интернет. Причем учтите, что это - сильно облегченная версия, там отсутствует 90% видео и 70% фотографий.

Нортландская мадоннаЛюбопытно строились мои отношения с верстальщиками. Народ это был тертый, у одного из них уже лежал неплохой сайт в "большом" интернете. И они, разумеется, вознамерились верстать сайт в NotePad, по привычке. Я не препятствовал. Я сказал, что они могут пользоваться чем угодно, но мне нужна определенная производительность труда. Один из верстальщиков, например, должен был за рабочий день (два с половиной часа) обработать и разместить на сайте примерно сотню фотографий ежедневно. Второму в день притаскивали до полусотни вордовских и экселовских файлов с журналистскими материалами, таблицами чемпионатов и т.д. Народ помучился  - помучился в NotePad-е, а потом плюнул и перешел на "мастдайный FrontPage", и дело пошло раза в три быстрее :о). Надо сказать, что мастерам HTML все эти занятия были не в кайф. Однако реальная разработка сайта лишь на процентов двадцать состоит из полетов мысли и творческой работы. Остальные восемьдесят - это черная работа с контентом, который нужно препарировать, увязывать, добывать, наконец.

Успех :о)Поскольку я подошел к любимой своей теме, то отвлекусь. Вся штука в том, что "технологизм", "инструментализм" - это, на мой взгляд, просто бич какой-то. Инструментальному мышлению я посвятил как-то "мысли вслух", но повториться не грех: знания, технологии бесполезны и даже вредны без осмысленного и разумного их применения.  И, как юношеские прыщи, инструментализм  - признак незрелого разума. Всякий пацан, освоивший трехмерные объекты в каком-нибудь 3D MAX, и HTML в более или менее полном объеме, немедленно объявляет себя профессиональным веб-дизайнером. Между тем знание инструмента - необходимое условия для профессионализма, но далеко не достаточное. Важнее правильное понимание задачи и много еще чего. Например, нацеленность на результат. Вот у нас была совершенно конкретная нацеленность: каждый день мы должны были выдать очередную версию сайта. Хакинг :о)И знание HTML превращалось из цели в средство. И, если ты не умеешь работать в фотошопе, то фиг ты обработаешь сотню фотографий за два часа - не потому что поспорил, а потому,  что надо.  Скажем, откуда берутся те же хакеры (в нынешнем понимании этого слова)? Незрелые ребятишки (возраст, кстати, не имеет большого значения, я имею в виду не физиологическую незрелость:о) накопили некие технологические знания, но не знают, на что их применить. И применяют на взлом нелюбимых сайтов, потому что строить они еще не приучены. Любой человек, который в жизни хоть что-то построил, вряд ли возьмется ломать чужое - он знает цену труду. Вот в этом важная особенность нортландских проектов - в них знания и умения приобретают смысл и назначение. Скажем, в проекте "Голливуд" вирус в пятницу, тринадцатого, уничтожил плоды недельного труда. Не думаю, что кто-то из участников этого проекта когда-нибудь дойдет до того,  что станет писать вирусы или умышленно их распространять.

Маша, жми!Еще одна важная особенность Нортландии в том, что дети имеют в ней равные со взрослыми права (ну, разве что насчет времени отбоя права файлов существенно урезаны по сравнению с бат-файлами). Как я уже говорил - раз уж чатланину нужно делать "ку", то бат-файл делает "ку" простому файле, если он по роли - чатланин. Работаем вместе. Играем вместе. Сколько было радости, когда файлы взгрели бат-файлов в футбольном матче!

Кстати говоря, в следующем году Нортландии исполняется десять лет. Солидный юбилей. Первые школы были полностью программистские, нынешние - пользовательские (хотя всегда есть один-два проекта, которые требуют именно программирования). Это правильно, потому что за эти десять лет и компьютер перестал быть средством для избранных и превратился в массовый инструмент. Программеры программерами, а нужно еще и обрабатывать статистические данные (было и такое учреждение в Нортландии), Веселая зарядкаи готовить CD-диск об истории Нортландии, и заниматься арт-дизайном, и много еще чем гуманитарным. Как и в обычной жизни.

Воспользуюсь случаем сказать спасибо Детскому Образовательному Центру вообще и  Евгению Кузнецову в частности, которые все эти десять лет организовывали Нортландию (да и не только Нортландию - ежегодные детские компьютерные фестивали чего стоят!). Мало кто знает, какая большая и самоотверженная работа за всем этим стоит. Я, например, знаю, потому что регулярно варюсь в этом котле - летом в Нортландии, весной на фестивале. И, если уж я, человек приглашенный, валюсь там к вечеру с ног, то у организаторов-то работы раза в три больше!

 Класс!Ну, и напоследок. Я "оттянулся" в Нортландии,  не только делая с ребятишками сайт и играя с ними во всякие игры. Я там снял почти тысячу фотографий. Открою страшную тайну - я с детства очень люблю фотографировать. Но страшно не люблю проявлять, печатать и так далее. И фотографии, даже интересно построенные, получались у меня нерезкими, недодержанными, передержанными и так далее. В результате я это занятие забросил. А вот сейчас, с цифровой "Мавикой", возобновил. Вот, скажем, в Нортландии я так все время и ходил, как на одной из фотографий вверху - в каждом кармане по коробке дискет. Все настолько привыкли к моим съемкам, что не обращали на них никакого внимания. Поэтому удалось добиться главного - непосредственности. Ну а по части построения кадра, освещения и прочего, разумеется, тут я не профессионал. Пока:о) Пока, потому что и такой поворот в жизни еще может состояться:о)
Конечно, снимки эти любительские. Но мне они нравятся. Надеюсь, понравились и вам. А если понравились - загляните на сайт Нортландии-online, там еще есть:о) И тут.  И тут


 


Опубликовано:   "Сталкер"
© Алексей Бабий 1999