Мысли вслух
Нортландия online
Долго думал я, как передать вам, в
Нортландии не бывавшим, истинный нортландский
дух. Может, начать с описания нортландского
аукциона, на котором продается, например, 3D-ускоритель
производства тульского вагоноремонтного завода?
Наверное, начать нужно вот с этих фотографий.

На них солидные люди (один - вице-президент
одной компьютерной фирмы, второй - технический
директор другой компьютерной фирмы), в одежде,
вывернутой наизнанку, делают «ку!», причем с
очевидным удовольствием. По обычным меркам -
народ сошел с ума. По нортландским понятиям - все
нормально: пацак обязан сделать «ку», если он
встречает четланина в красных штанах. Пусть даже
этот четланин еще даже паспорт не получал.
 Хотя,
конечно, пацаки и четлане - это только в тот день,
когда идет конкурс "Кин-дза-дза". На другой
день ты уже не пацак, а, например, тролль. О, кстати,
о тролле. В прошлом году я как раз был троллем, а
мое логово располагалось прямо у въезда в лагерь.
Мне выдали троллевское оружие - большую
деревянную киянку, и вот я стою у входа в
лагерь, с этой самой киянкой в руках, опять-таки в
ветровке, вывернутой назнанку, ну тролль троллем.
Подъезжает какая-то машина, народ некоторое
время с недоумением пялится на меня.
-А вы кто такой?
-Я -тролль!
И, вспомнив, что тролли обычно вонючие, добавляю:
-Обычный вонючий тролль.
И недвусмысленно направляюсь к авто, независимо
помахивая киянкой. Водитель нервно нюхнул воздух
и поддал газу. Надо сказать, что бывшая сторожка у
входа в лагерь была заброшена, полуразрушена и
давно употреблялась не по своему прямому
назначению, а проще говоря, служила сортиром.
Правда, я запахов не чувствую, и потому обнаружил
это визуально и несколько позже, тогда-то я и
понял, чего он так нервно нюхнул.
 Вот в таком ключе и протекает
нортландская жизнь. Как сказал Олег Гасанов, "мы
тут конкретно прикалываемся и оттягиваемся". И
удивительное дело - хотя режим работы школы очень
жесткий (на сон, например, остается часа три-четыре
в день), уезжаешь оттуда отдохнувший (если не
телом, то душой). Может быть, имеет место некий
энергетический вампиризм, поскольку работаешь с
детьми, у которых этой энергии через край. Но факт
остается фактом: вот в этот раз я приехал в
Нортландию уже совсем "никакой", уставший
донельзя от прорвы работы, от июльской жары,
порушившей все планы, да и просто еле дотягивал
до отпуска (см. фото слева). Уже на третий день
я оклемался (см фото справа), а уж к концу школы
без особенных проблем ложился спать в пять утра,
как и положено бат-файлу. Это файлов загоняют
спать в одиннадцать, и это не такая простая
процедура, а для бат-файлов лечь раньше трех - это,
я скажу вам, проблема....
Ах да, последняя фраза вам, может быть, не вполне
понятна. Дети в школе называются файлами, а
взрослые - бат-файлами. Бат-файлы делятся на файл-менеджеров
(по-старому - вожатых) и браузеров, то бишь
преподавателей. Все файлы живут в кластерах и
сгруппированы в фолдеры. Вот такая система.
 Да, еще я не
сказал самого главного. Разумеется, в Нортландии
народ не только соревнуется, играя в "Кин-дза-дза",
не только оттягивается и прикалывается. Он еще с
утра и работает. Два с половиной часа в день.
Больше детям нельзя, но они правдами и неправдами
норовят проникнуть к компьютерам в любое другое
время суток. Работает народ серьезно - меньше чем
за две недели в Нортландии создают немаленькие
сайты, производят компьютерные игры, выпускают
фильмы и создают банковские программы. Потому
что Нортландия - это ничто иное, как летняя
компьютерная школа. Но, кстати, и работа в
значительной степени носит характер прикола и
оттягивания. За примерами далеко ходить не надо:
вот, например, результат работы студии дизайна
в Нортландии. Дизайнеры "прикалывались" в
основном над известными нортландскими деятелями,
но некоторые работы носят более общий характер:о).
Относительно того, что означает название студии
или как ее произносить (икс-три изи ХэЗэ), ничего
определенного сказать не могу:о)
Один из
читателя СТАЛКЕРа, видимо, желая меня обидеть,
написал мне, что мне, дескать, пора ставить крест
на профессиональной карьере и идти в школу учить
детишек информатике. То есть, с его точки зрения,
учитель информатики - это нечто такое, ниже чего
профессионалу падать уже некуда. Вот тут я
обиделся - не за себя, а за учителей. Обучение
детишек информатике требует высокого
профессионализма. Я уж не говорю о том, что это
само по себе гораздо сложнее. За десять лет
работы в учебном центре Maxsoft мне довелось обучить
не меньше тысячи человек, и взрослых, и детей, так
что я знаю, о чем говорю. Да, дети усваивают все
гораздо быстрее. Но и интересы у них совершенно
другие. И приоритеты другие. И работать с ними
намного сложнее, потому что они не простят тебе
малейшего незнания. Это со взрослыми можно, если
что, выкрутиться, отложить ответ на вопрос до
завтра и т.д., а дети со свойственным им
максимализмом тут же запишут тебя в ламеры и
восстановить авторитет будет уже практически
невозможно. Если учесть, что дома у школьников
нередко стоят компьютеры куда более крутые, чем в
школе, что многие ученики уже облазили весь
интернет, а кое-кто и создал в нем сайты, то
учителю информатики нужно прилагать немало
усилий, чтобы быть на требуемом профессиональном
уровне.
Кстати, история в тему.
Выдалась у меня свободная минутка, открыл я
любимый LINES , сижу, строю пятерки и тихо
наслаждаюсь. Заходит файлочка и начинает меня
строить: дескать, LINES - это игра детсадовская, и
т.п. А ты во что играешь, спрашиваю я
очаровательную девочку. Конечно, в Quake, говорит
она, там такое мясо!
Ну, что касается игр, то, конечно, в Нортландии с
этим было нормально. Чемпионат по "квейку",
чемпионат по "нидфоспиду" и "старкрафту",
причем соревнования были профессиональные,
поскольку был призовой фонд порядка нескольких
тысяч тэгов (тэг - это такая нортландская валюта).
Мочиловка и махаловка там были еще те:о)
Так вот, и в играх, и в
работе деточки показывали порой высший пилотаж.
Скажем, для них не составляет никаких проблем
настроить машину для подключения к сети,
проинсталлять необходимый софт, и так далее и
тому подобное. Да и по части профессионального
подхода к работе они могли бы дать фору немалому
количеству профессионалов. Приведу лишь два
примера. Олег Гасанов задержался в командировке
и не смог приехать к началу работы. Его
подопечные без посторонней помощи протянули
сеть в свою комнату, настроили все как надо,
запустили все необходимое программное
обеспечение и начали разрабатывать проект (компьютерную
игру). Хотя, объективности ради, следует сказать,
что в график они все-таки не вписались и игра
осталась недоделанной. Но это лишний раз
показывает, что кроме технических знаний нужна
еще правильная организация команды. Появление
Олега ситуацию уже не спасло - критическое время
было упущено. А жаль. Игра обещала быть классной.
Я там, кстати, снимался в одной из главных ролей и
изображал этакого здоровенного качка, который
бьет редко, но метко:о)
Второй пример - наш проект,
Нортландия-online. Задача перед нами стояла вот
такая: очень быстро создать информационный
сервер Нортландии, который оперативно
обновлялся бы и содержал всю необходимую
информацию о нортландской жизни - как
статическую (конституция Нортландии, фотографии
жителей Нортландии), так и динамическую (журналистские
материалы, фото, видео, результаты соревнований,
конкурсов, и многое другое). Так вот, прикиньте:
шестого августа мы приезжаем (бытоустройство,
костер и все такое), седьмого начинаем работать (три
четверти сотрудников "Нортландии-online" я
вижу впервые в жизни и не знаю, на что они способны), но уже после
обеда седьмого августа первый выпуск сайта готов.
Это при том, что в него пришлось заверстать
полторы сотни фотографий и больше десятка
видеосюжетов (про тексты я просто молчу). Так вот,
к концу школы сайт "Нортландия-online" занимал
больше сотни мегабайт (ну, правда, в основном за
счет видео:о), на нем было порядка тысячи
фотографий, больше пятисот текстов (пусть и
небольших), он выходил весьма оперативно (по
выпуску в день). Вот. Все это сделали двенадцать
школьников, работая по два с половиной часа в
день. Причем двое из них сидели на верстке, один
был дизайнером, а остальные девять добывали и
обрабатывали информацию. Любопытно, что по
содержательности и и оперативности этот "детский"
сайт оставил далеко позади очень многие
красноярские сайты, в том числе и сделанные
профессиональными студиями веб-дизайна. Не
верите? Убедитесь сами - я выложил сайт в "большой" интернет.
Причем учтите, что это - сильно облегченная
версия, там отсутствует 90% видео и 70% фотографий.
Любопытно строились мои
отношения с верстальщиками. Народ это был тертый,
у одного из них уже лежал неплохой сайт в "большом"
интернете. И они, разумеется, вознамерились
верстать сайт в NotePad, по привычке. Я не
препятствовал. Я сказал, что они могут
пользоваться чем угодно, но мне нужна
определенная производительность труда. Один из
верстальщиков, например, должен был за рабочий
день (два с половиной часа) обработать и
разместить на сайте примерно сотню фотографий
ежедневно. Второму в день притаскивали до
полусотни вордовских и экселовских файлов с
журналистскими материалами, таблицами
чемпионатов и т.д. Народ помучился - помучился
в NotePad-е, а потом плюнул и перешел на "мастдайный
FrontPage", и дело пошло раза в три быстрее :о). Надо
сказать, что мастерам HTML все эти занятия были не в
кайф. Однако реальная разработка сайта лишь на
процентов двадцать состоит из полетов мысли и
творческой работы. Остальные восемьдесят - это
черная работа с контентом, который нужно
препарировать, увязывать, добывать, наконец.
Поскольку
я подошел к любимой своей теме, то отвлекусь. Вся
штука в том, что "технологизм", "инструментализм"
- это, на мой взгляд, просто бич какой-то.
Инструментальному мышлению я посвятил как-то "мысли вслух",
но повториться не грех: знания, технологии
бесполезны и даже вредны без осмысленного и
разумного их применения. И, как юношеские
прыщи, инструментализм - признак незрелого
разума. Всякий пацан, освоивший трехмерные
объекты в каком-нибудь 3D MAX, и HTML в более или менее
полном объеме, немедленно объявляет себя
профессиональным веб-дизайнером. Между тем
знание инструмента - необходимое условия для
профессионализма, но далеко не достаточное.
Важнее правильное понимание задачи и много еще
чего. Например, нацеленность на результат. Вот у
нас была совершенно конкретная нацеленность:
каждый день мы должны были выдать очередную
версию сайта. И знание HTML превращалось из цели в
средство. И, если ты не умеешь работать в фотошопе,
то фиг ты обработаешь сотню фотографий за два
часа - не потому что поспорил, а потому, что
надо. Скажем, откуда берутся те же хакеры (в
нынешнем понимании этого слова)? Незрелые
ребятишки (возраст, кстати, не имеет большого
значения, я имею в виду не физиологическую
незрелость:о) накопили некие технологические
знания, но не знают, на что их применить. И
применяют на взлом нелюбимых сайтов, потому что
строить они еще не приучены. Любой человек,
который в жизни хоть что-то построил, вряд ли
возьмется ломать чужое - он знает цену труду. Вот
в этом важная особенность нортландских проектов
- в них знания и умения приобретают смысл и
назначение. Скажем, в проекте "Голливуд"
вирус в пятницу, тринадцатого, уничтожил плоды
недельного труда. Не думаю, что кто-то из
участников этого проекта когда-нибудь дойдет до
того, что станет писать вирусы или умышленно
их распространять.
Еще одна важная особенность Нортландии в
том, что дети имеют в ней равные со взрослыми
права (ну, разве что насчет времени отбоя права
файлов существенно урезаны по сравнению с бат-файлами).
Как я уже говорил - раз уж чатланину нужно делать
"ку", то бат-файл делает "ку" простому
файле, если он по роли - чатланин. Работаем вместе.
Играем вместе. Сколько было радости, когда файлы
взгрели бат-файлов в футбольном матче!
Кстати говоря, в следующем году Нортландии
исполняется десять лет. Солидный юбилей. Первые
школы были полностью программистские, нынешние -
пользовательские (хотя всегда есть один-два
проекта, которые требуют именно
программирования). Это правильно, потому что за
эти десять лет и компьютер перестал быть
средством для избранных и превратился в массовый
инструмент. Программеры программерами, а нужно
еще и обрабатывать статистические данные (было и
такое учреждение в Нортландии), и
готовить CD-диск об истории Нортландии, и
заниматься арт-дизайном, и много еще чем
гуманитарным. Как и в обычной жизни.
Воспользуюсь случаем сказать спасибо Детскому
Образовательному Центру вообще и Евгению
Кузнецову в частности, которые все эти десять лет
организовывали Нортландию (да и не только
Нортландию - ежегодные детские компьютерные
фестивали чего стоят!). Мало кто знает, какая
большая и самоотверженная работа за всем этим
стоит. Я, например, знаю, потому что регулярно
варюсь в этом котле - летом в Нортландии, весной
на фестивале. И, если уж я, человек приглашенный,
валюсь там к вечеру с ног, то у организаторов-то
работы раза в три больше!
Ну, и напоследок. Я "оттянулся" в
Нортландии, не только делая с ребятишками
сайт и играя с ними во всякие игры. Я там снял
почти тысячу фотографий. Открою страшную тайну -
я с детства очень люблю фотографировать. Но
страшно не люблю проявлять, печатать и так далее.
И фотографии, даже интересно построенные,
получались у меня нерезкими, недодержанными,
передержанными и так далее. В результате я это
занятие забросил. А вот сейчас, с цифровой "Мавикой",
возобновил. Вот, скажем, в Нортландии я так все
время и ходил, как на одной из фотографий вверху -
в каждом кармане по коробке дискет. Все настолько
привыкли к моим съемкам, что не обращали на них
никакого внимания. Поэтому удалось добиться
главного - непосредственности. Ну а по части
построения кадра, освещения и прочего,
разумеется, тут я не профессионал. Пока:о) Пока,
потому что и такой поворот в жизни еще может
состояться:о)
Конечно, снимки эти любительские. Но мне они
нравятся. Надеюсь, понравились и вам. А если
понравились - загляните на
сайт
Нортландии-online, там еще есть:о)
И тут. И
тут
|