Чтоб не пропасть поодиночке

Сайту «Авторская песня у Серго и Чижа» исполнилось три года. С создателями сайта, Сергеем Калининым и Владимиром Фриденбергом, беседует Алексей Бабий.

Который слева - Серго, а который справа - Чиж:о)

Алексей Бабий. Серго, как ты дошел до жизни такой?

Сергей Калинин. Авторской песней я занимаюсь с 1986 года. В «девятке», он же Красноярск-26, он же Железногорск, был клуб авторской песни «Соль», в котором я последние два-три года его существования (с 1987 по 1989) президентствовал.

А.Б. Сам писал песни?

С.К. Нет, я скромный исполнитель или даже функционер. Организовывал концерты, выступления. Каждый четверг ездил в Красноярск в Дом Учителя, где городской клуб сидел в уютном подвальчике. Туда много кто приезжал из авторов и исполнителей. В те времена там собиралось человек двадцать-тридцать. Открытая сцена, дружеская атмосфера. Мне все это очень нравилось. А когда переехал в Красноярск, на это времени, сожалению, не осталось - было очень много работы по основной специальности - я в то время работал программистом в области банковских технологий. Работы было столько, что вздохнуть было некогда.

А.Б. А когда ты опять вернулся к песне?

С.К. Когда только-только появился интернет, я работал в банке «Енисей». И я наткнулся там на ZIP-файл с текстами Высоцкого, потом - с текстами Митяева.

А.Б. Да, это было стандартное применение советских компьютеров. Еще на ЕС-ках самой ходовой информацией были тексты Высоцкого, записанные на магнитной ленте.

С.К. Ну вот, я собрал библиотечку авторов из 15. Потом были свои какие-то материалы, буклеты с фестивалей. Потом - смена места работы. СКТБ «Наука». Для работы нужно было изучить HTML…

А.Б. И ты решил изучать HTML на примере авторской песни…

С.К. Именно. Сначала все это крутилось на локальной машине. Но доступ извне был, пусть и со скоростью 60-80 байт в секунду, причем связь постоянно обрывалась. Вот 26 сентября 1996 года сайт впервые стал доступен в интернете. Первый, кто получил доступ к телу :о) был Стас Колеников из Москвы - он же был и первым критиком.

А.Б. Обычно с этого и начиналось - с архива для себя.

С.К. Потом я познакомился с Володей Пеккелем, создателем первого сервера по авторской песне в сети (сервер «Маленькая Россия в Сан Антонио») и Володя предложил выкладывать материалы у него на сайте. Та версия до сих пор жива. Я очень благодарен Володе за то, что он меня тогда приютил. Потом предложили помощь ребята с Куличков, которые тогда еще располагались не на Рамблере, а на www.kulichki.com . Тогда у меня был адрес http://www.kulichki.com/bards. Все это, само собой делалась в свободное от работы время: вечерами, по выходным.

А.Б. А как и когда в проекте появился Чиж?

С.К. Сидел как-то у меня красноярский автор Саша Альшанский, правил свои тексты. Пожалобился я ему, что сижу один, работы много. На следующий день звонит Чиж, представляется. Конечно, я о нем знал, и его видел по телевизору :о) и слышал его записи. Ну, вот, познакомились. У него была куча материалов, текстов всяких. А главное, у него была куча знакомств, еще по Москве, так что материалы потекли. К тому же у него дома был комп. Он дома набивал тексты, приносил мне, и работа пошла вдвое быстрее. Или даже втрое. Вот так с тех пор вдвоем и работаем.

Владимир Фриденберг. В июне или июле (точно не помню) 97 года ко мне зашел достаточно известный Красноярский бард Саша Альшанский. Он с гордостью сообщил, что выложил свои тексты в интернет. Я, честно говоря, обалдел. Я ведь давно искал выход в эту сеть, хотя бы просто для знакомства. Он (Сашка) мне сказал, что есть такой мужик Сергей Калинин, у которого этого интернета просто завались.

С.К. Ага. Как гуталина :о) В девяносто седьмом-то году…

В.Ф. Я немедленно записал телефон и на следующий день позвонил и договорился о встрече. Серго мне очень мало показал, что такое интернет, но сказал, что активно работает над созданием подборки текстов авторской песни. Я решил, что буду таскать ему тексты, и, может быть, за это он когда-нибудь все-таки мне покажет, что такое интернет. Так все и началось.

А.Б. Ну и как, показал? :о) Серго, и сколько текстов он тебе перетаскал, пока заслужил это право?

В.Ф. Я собрал по две-три песни 70-ти авторов и принес Серго. Он меня спрашивает: «Это кто?». Я говорю: «Авторы, которых ты так ищешь». Вот так и началась совместная работа. На самом деле у меня в голове изначально лежала идея, что нельзя делать сайт (тогда я такого слова не знал) по избранным авторам. Интернет «резиновый», а значит можно собирать всех, кто хоть что-нибудь когда-нибудь писал. Серго принял такую политику развития и тут-то и началось самое интересное - к нам повалил народ.

А.Б. Где-то в это время и состоялся переезд на krsk? Это ведь где-то осенью девяносто седьмого было? Я помню, потому что как раз тогда начал плотно заниматься интернетом.

С.К. В период моего перехода из СКТБ «Наука» в банк КЕДР, была большая проблема. Несколько месяцев не было выхода в интернет. Максим Стефин, директор фирмы Maxsoft, предложил «перелить» сайт на сервер www.krsk.ru  - там его можно было администрировать на месте, поскольку до офиса Maxsoft мне было пять минут ходьбы. И вот, с сентября 1997 года сайт хостится здесь. Потом работы становилось все больше и больше, и вскоре мне и Чижу Maxsoft предоставил бесплатный доступ в интернет. А с декабря 1998 года Maxsoft - наше место работы, и теперь мы можем заниматься проектом не урывками, а целый день.

А.Б. Совмещаете приятное с полезным:о)

С.К. А як же:о)

А.Б. Это везуха, когда работа и хобби - это одно и то же.

С.К. Это не хобби. Это уже образ жизни.

А.Б. А теперь, мужики, представим себе, что я не знаю, что вы сейчас делаете. А вы мне об этом расскажете :о)

С.К. Прежде всего - это поддержка и пополнение существующего сайта. Он занимает уже больше двух гигабайт и ежедневно пополняется. Кстати, мы подали заявку в ЕЖЕдвижение и нас туда, кажется, уже приняли. Но старая технология создания сайта уже никуда не годится. Поэтому мы сейчас готовим перевод всех материалов в базу данных. Этот проект называется «Глафира»

А.Б. «Приходи ко мне, Глафира, я намаялся один, приноси кусочек сыра…» :о)

В.Ф. Есть еще одна: «Глаша мне: побойся Бога…» :о) А кроме того, «Глафира» предполагает полную смену дизайна. Но и это еще не все, потому что на самом деле сайт из архива авторской песни превращается в портал авторской песни, на котором и авторы, и любители смогут не просто найти тот или иной текст, но и пообщаться в чате, обсудить проблемы авторской песни в интернете, узнать последние новости и так далее.

С.К. Задумок очень много, сейчас раскрывать их не будем.

А.Б. Но у вас состоялось еще одно важное событие: переезд на bards.ru

В.Ф. На самом деле это просто фиксация существующего положения вещей. На Грушинском фестивале официально было признано, что наш сайт является самым полным в мире собранием авторской песни. Так что этот домен мы занимаем по праву. Хотя, конечно, предстоит сделать еще очень много, чтобы это звание удержать…

А.Б. Ну, так я вам от всей души именно этого желаю! Удачи вам, ребята!

Те же и Макс


Опубликовано:   "Сталкер"
© Алексей Бабий 1999