Мысли вслух

Страницы, сайты, проекты…

Назовите вещи своими именами - и все встанет на свои места. Не помню, кто это сказал, но сказал в точку. Вся штука в том, что, только правильно определив термины, можно достичь правильного понимания проблем. А правильное понимание проблем - гарантия успешного их решения.

Пришли ко мне недавно ребята с идеей общегородского справочника. Долго расписывали мне идею, показали свою полную техническую компетентность (все, что надо, знают - HTML, ASP, работу с СУБД) - и сломались на простом вопросе: «А где вы будете брать информацию? Как гарантируете, что она будет действительно актуальной?». Они об этом не задумывались вообще! Да… Страницу они сделают. Может быть, даже сделают сайт. Но надо же понимать, что то, что они задумали - не страница и не сайт. Это - проект…

Страницы

Начинающий вебостроитель, что бы он ни затевал, обычно делает именно страницы. Четкого понимания цели своей работы у него нет. Основные проблемы, которые ему приходится решать - технические: как наладить выкладку на сервер, как организовать навигацию, как решить ту или иную дизайнерскую проблему. Наиболее «задвинутые» на технологиях плюс к тому еще упражняются в Java-скриптах, флэшах и так далее. Целенаправленной рекламой авторы страниц не занимаются, но могут обвешать свое творение кучей счетчиков просто потому, что так принято.

Замечу, что сказанное относится как к отдельным гражданам, так и к целым организациям, которые таким образом делают свои корпоративные сайты, исходя из принципа «шоб було» и руководствуясь в основном желанием поэкспериментировать с технологиями.

Собственно говоря, почти все вебостроители так или иначе проходят через этот этап. У одних он кончается быстро, у других затягивается на годы. Выходов из этого состояния ровно три:

Сайты

Именно на этом этапе возникают конторы имени Васи Пупкина, которые недорого сваяют сайт любому, кто их об этом попросит. Многие из них уверены, что их ждет успех, поскольку:

А) они хорошо знают HTML

Б) они овладели какой-нибудь крутой технологией, например, флэшами или публикацией из баз даныых

В) у них за плечами одна (два, три) сделанных страницы.

Если бы… Все, о чем говорилось выше, есть необходимое условие для грамотной разработки сайтов, но никак не достаточное. На этой базе можно успешно делать странички, но делать сайты, тем более для клиентов - никак нельзя.

Тут уместно вспомнить пару случаев, которые произошли двадцать лет назад и оказали на меня громадное и ошеломляющее воздействие.

Первый случай был такой: в 1978 году я с командой из 10 студентов сделал программу АСУ-Абитуриент. Именно программу, обратите внимание. Программа сама по себе была прекрасной, работала без ошибок (в том смысле, что код у нее был чистый, в дамп она не вываливалась и при введении корректных данных выдавала корректные результаты) , но опытная эксплуатация ее в приемной комиссии показала, что она совершенно не застрахована, например, от ошибок оператора. Или от некорректной (неважно, случайно или умышленно) работы приемной комиссии. И вообще целый ряд проблем этой самой комиссии она не решает, хотя могла бы. Тогда я пришел к важной для себя мысли, что мне нужно было не программу писать, а комплексно автоматизировать процесс работы приемной комиссии, что далеко не одно и то же. С тех пор я стараюсь, разрабатывая программу ли, сайт ли, не просто разрабатывать программу или сайт, но и видеть окружение, в котором все это будет работать. Скажем, корпоративный сайт должен разрабатываться не сам по себе, а как часть маркетинговой политики. Если этой самой маркетинговой политики нет, то и сайт лучше не делать вообще. Хотя технически, его, конечно, можно сделать.

Так вот, фирма, которая разрабатывает сайты под заказ, тоже должна это понимать. Иначе она вместо сайта сделает клиенту именно страницу, может быть, даже красивую, но бесполезную. В моей практике было несколько таких сайтов, и вспоминать о них горько, несмотря на то, что по тем временам (да, увы, и до сих пор) это были одни из лучших корпоративных сайтов в красноярском интернете, как по дизайну, так и по содержанию. Но они не приносили клиентам денег, то есть не выполняли главную свою задачу. Отчасти были виноваты клиенты, которые хотели именно визитные карточки в интернете, не более того. Отчасти мы сами, что не смогли убедить их в том, что нужно делать нечто большее. Да мы тогда, год назад, еще и сами не очень хорошо понимали, что именно большее должно быть.

Как ни странно, наиболее точно в те времена сработал сайт, который был менее всего рекламным, в котором было меньше всего дизайнерских наворотов, и в котором, собственно говоря, не было контента. Точнее говоря, весь контент состоял из громадной базы данных - каталога продукции, а каких-либо других материалов там не было и не планировалось, кроме разве что вступительного слова и координат компании. Я имею в виду сайт компании MV, который был сделан с вполне конкретной целью - найти зарубежных клиентов. Не прошло и месяца со дня опубликования, как сайт принес его владельцам крупный заказ, который многократно окупил затраты на его создание. Я думал, отчего так произошло? Да потому, что у заказчика цель была простой и утилитарной: заработать на сайте деньги. Все, что не было направлено на эту цель, было лишним. Другие заказчики хотели другого: банк хотел, чтобы все было очень представительно, консалтинговая фирма - чтоб все было информативно и солидно, и так далее. Вот мы и упражнялись в дизайнерских изысках, сидели ночами, оттачивая тексты на тех или иных страницах сайта, чтобы они были солиднее и представительнее. В то время, как и нам, и заказчикам, нужно было думать только об одном: как с помощью сайта зарабатывать деньги…

Ну, так вот, к чему я все же клоню. Кроме знания технологий (HTML, флешей и т.д), нужно еще хорошо понять, чего именно хочет заказчик. Поняв это, сообразить, что ему нужно на самом деле, понять место сайта в политике фирмы и много еще чего.

Второй случай был такой. В том же 1978 году мы командой из четырех разработчиков делали СУБД. Для нас это был первый опыт групповой разработки. Все четверо были по тем временам весьма приличными программистами (но работавшими индивидуально), однако результат оказался плачевным. Из-за нестыковок и неразберихи проект, на который мы потратили почти год, оказался загубленным. Мы все-таки сделали его в следующем году, но уже полностью перестроив работу в коллективе. Трагикомическая эта история изложена тут, желающие могут ознакомиться. Мораль тут простая: одиночная разработка и групповая - это две совершенно различные вещи. И при одиночной разработке правильная организации работы очень важна, но при групповой - соблюдение технологии становится более важным, чем индивидуальные знания и умения.

Так вот, разработка сайтов под заказ требует соблюдения определенной технологии, четко расписанных ролей. До тех пор, пока студия не выработает эту технологию, пока в ней не определятся эти роли, даже при наличии хороших технических специалистов, профессионального дизайнера и т.д., удачи ждать не следует. Те, кто выработают все это, будут печь сайты как пирожки.

Итак, для фирм, нацеленных на создание сайтов, принципиально важна выработка технологии: технологии работы с клиентом, технологии коллективной разработки сайтов, технологии раскрутки сайтов и так далее. Главные люди здесь - менеджеры, программисты, дизайнеры, контент-мастера. Важно, однако, подчеркнуть, что обычно отношения между клиентом и исполнителем заканчиваются при подписании акта приемки-сдачи. Мы заказали, вы сделали. Все.

Проекты

Однако, кроме сайтов, есть еще проекты. Вне зависимости от того, коммерческие они или нет, они имеют очень важную особенность: все вышеперечисленное выступает только в качестве необходимого условия, но отступает на второй план. На первый план выходит Его Величество Контент. Разумеется, я «вывожу за скобки» проекты, цель которых - создание сервисов в интернете (типичный пример - mail.ru). Я имею в виду как раз проекты типа lenta.ru, rbc и тому подобные.

Если в обычной веб-дизайнерской студии подавляющее большинство сотрудников составляют технические специалисты, то есть люди, обеспечивающие проект технически (дизайн, размещение материалов, тестирование, выкладку), то в фирме, занимающейся проектами, эти люди играют не ключевую, а техническую роль. Они лишь обеспечивают процесс, но процесс ведут другие люди: редакторы, аналитики, корреспонденты… Технические и технологические проблемы должны быть решенными по умолчанию, поскольку теперь идет процесс непрерывного производства. Все, что нужно было от разработчиков сайта - обеспечить удобный и эффективный механизм наполнения сайта и держать этот механизм в постоянной боевой готовности.

Проекты обычно ведут совместно с партнерами. Причем спектр этих отношений может быть очень широким. Скажем, исторически связка выглядела так: некое СМИ + команда разработчиков. СМИ выступало как поставщик контента, а разработчики собственно делали «машину опубликования» в интернете. Очень часто СМИ выступало не как клиент, а именно как партнер. У нас в Красноярске можно назвать очень успешные примеры такого партнерства: например, ветеран «СМИ в интернете» - сайт газеты «Экономика и жизнь - Сибирь», который, кстати, вот-вот справит свой трехлетний юбилей, причем, как ожидается, в новом качестве. Или, скажем, «Красноярск-онлайн», которому скоро стукнет год (кругом юбилеи!:о). Разумеется, такой проект существует до тех пор, пока поступает контент от СМИ. Я вот тут, кстати, недавно прочел в какой-то газете о том, как зловредная фирма Maxsoft, раскрутив клиента на бабки, потом его обманула и загубила сайт Издательского дома «Всем! Всем! Всем!», который давно не пополняется и висит в интернете мертвым капиталом. Как и положено современному журналисту, автор не разбирается в теме, о которой пишет, а факты заменяет предположениями. Меня, вообще, умиляют статьи в нашей оффлайновой прессе на компьютерные темы. То у них собаки лают, то руины говорят. То у них компьютерные вирусы передаются половым путем, то кактусы спасают пользователей от несуществующей экранной радиации, то провайдеры специально заражают клиентов вирусом «Чернобыль», чтобы нажиться на продаже легального программного обеспечения. Так вот, на самом деле обновление сайта ВВВ делалось из материалов газеты «Купоны и скидки». Пока выходила газета, сайт регулярно обновлялся. Газета в октябре 1998 года перестала выходить, обновлять стало нечего. Вот и все. При чем тут Maxsoft, мне (и любому непредвзятому человеку) непонятно, но и вины ИД ВВВ в том тоже нет: осенью прошлого года много чего перестало существовать, не одна только газета «Купоны и скидки». Все, что нужно было - это узнать истинное положение вещей у главного редактора ВВВ или у меня. Но зачем, если есть палец, из которого можно высосать что угодно?

Ну ладно, все-таки, о проектах.

Разумеется, связкой СМИ+разработчик картина не исчерпывается. Во-первых, не обязательно в качестве поставщика контента выступает СМИ. Типичный пример - сайты МЕМОРИАЛ или Мир напитков. Во-вторых, все больше случаев, когда разработчик ресурса сам занимается его наполнением. Опять-таки, типичный пример - сайт «Авторская песня у Серго и Чижа», или уж, что далеко за примерами ходить, СТАЛКЕР. В нашем отделе, занимающемся разработкой интернет-проектов, люди, работающие с контентом, составляют преобладающую часть, никак не менее 80%. И основная часть ресурсов (времени, денег) уходит на контент. Все это заставляет думать о том, чтобы полностью перестроить работу. Если раньше мы были заточены на разработку сайтов, и команда была организована соответствующим образом, то теперь мы переориентировались на разработку и ведение проектов, что весьма сильно меняет приоритеты.

Например, становится очень важным понятие человеческого ресурса. Задумывались ли вы, например, о том, какой ресурс требуется для ведения того же СТАЛКЕРа? Вот вы раз в неделю читаете его как саму собой разумеющуюся вещь, которая как бы сама собой появляется. Ну, значит, так: у меня это занимает два дня минимум, то есть не менее двадцати часов чистого времени. Плюс немного меньше - у моих коллег, ACE и Knight-а. Вообще говоря, по старым «сайтостроительским» меркам, получается, что наша контора каждую неделю выпускает сайт. Но СТАЛКЕР - только один из наших проектов! Вот, скажем, какие ресурсы нужны на ведение мемориальского сайта. Я подсчитал: наша фирма тратит на него порядка четырех человеко-часов в день, из которых три часа - труд оцифровщиков (шестнадцать мегабайт текста распознаны Файнридером, а то и просто наколочены вручную, не хухры-мухры, да плюс полторы тысячи фотографий…), плюс час-полтора в день - мои, на редактирование, выкладку и увязывание материала горизонтальными ссылками. Проект «Авторская песня у Серго и Чижа» требует полной ежедневной загрузки двух редакторов плюс три часа в день оцифровщицы. Однако для обеспечения нужной скорости выкладки материалов нужно добавить еще человека на оцифровку аудиозаписей… Проект «Красноярские Столбы» требует ежедневно три-четыре человеко-часа. И так далее. И вот, задумывая новый проект (а таких задумок у меня ой как много), я уже думаю не столько о том, сможем ли мы его реализовать вообще (думаю, что сможем), сколько о том, хватит ли ресурсов на его поддержку, о том, где и как добывать информацию и как ее эффективнее перерабатывать. Это совсем другая деятельность, с существенно другими приоритетами. А еще недавно мы пытались решить эти проблемы теми методами, которые наработали при разработке сайтов.

Вообще, очень многие технологии поворачиваются совершенно неожиданными сторонами. Скажем, тестирование. В обычной разработке сайтов этап тестирования циклически выполняется на одном из последнем этапов разработки. Технология тестирования известна, выполняется штатным порядком и требует некий ресурс времени. Как вы себе представляете еженедельное тестирование, скажем, очередного выпуска СТАЛКЕРа по полной программе, с проверкой на разных браузерах и т.п? А если учесть, что в среднем в нем на каждые пять строк текста приходится одна ссылка? А если учесть, что обычно последние строки дописываются в него в последний момент перед выкладкой? А если учесть, что кроме «технического» тестирования, проходит еще и редактирование? Традиционные схемы тестирования здесь не годятся, здесь нужно сводить к нулю ошибки при создании материалов.

Ну вот, а это я еще не касался того, где и как добывать информацию. Ладно, что наши проекты связаны в основном с темами, где материала - горы и надо его только редактировать и выкладывать.

Я еще не касался самого интересного: кто и как оплатит проект и как на нем будут зарабатываться деньги. Да много еще чего, связанного с проектами, я не коснулся. Но об этом - как-нибудь в другой раз…


Опубликовано:   "Сталкер"
© Алексей Бабий 1999