Региональный Интернет

Обновлено 10.11.1999 в 16:35:00, Алексей Бабий

Чем .ru прирастать будет?

Разве можно поделить Интернет на какие-то там регионы? Ведь смысл его в том и состоит, чтобы стирать географические границы? Но это - на первый взгляд. Точнее, это правда, но не вся правда. Реально границы почему-то не очень-то стираются: чем глубже в провинцию, тем ниже уровень проектов. Да, ярославская студия РусАрт – одна из лучших в России. Да, хабаровцы создали популярную Интернет-службу Медиатор, которая позволяет покупать товары в зарубежных интернет-магазинах за российские рубли. Можно привести и другие примеры, но эти исключения только подчеркивают правило.

Опоздавшие

Одна из причин, пожалуй, в том, что Интернет в провинцию пришел позже. Скажу о том, что знаю: в Красноярске выход в Интернет появился только в 1996 году и стоил запредельных денег. В начале 1998 года было всего три провайдера, количество пользователей не превышало двух-трех сотен (пользователей электронной почты я не считаю), существовало всего около сорока сайтов, качество которых было ниже всякой критики даже по тем временам. Вы не поверите, но еще год назад создателей красноярских сайтов приходилось убеждать в том, что сайты должны обновляться. Не то что регулярно обновляться – вообще обновляться! Сравните все это, например, с московскими реалиями того же 1998 года. А ведь на то, чтобы сформировать понимание своих целей и задач, правильно построить бизнес, отработать технологии, - нужно время. Для провинции оно оказалось упущенным (надеюсь, не безвозвратно).

Серьезные деньги на рынок Интернета в регионах не пришли до сих пор. Вот вам и вторая причина. А может быть, и следствие. Местный рынок еще не созрел. Предприятия вообще не понимают, зачем им реклама в каком-то Интернете, и расщедриваются разве что на убогую веб-визитку за пятьсот рублей. Отвоевать заказ у сформировавшихся мастеров Рунета для провинциальной студии практически невозможно уже в силу географического расположения. Да если она его и отвоюет - и технология не отработана, и уровень еще не тот (напомню, на все это нужно время). Вложить деньги в профессиональную команду, работающую на таком рынке, может только романтик от бизнеса, поскольку отдача появится очень и очень не скоро. Профессионалы водятся и в провинции, но и там, между прочим, стоят дорого. Нет денег, нет и профессионалов. Нет профессионалов – денег не будет никогда. Вот такой замкнутый круг.

Региональный рынок Интернета

Однако всегда существуют специфические информационные потребности в конкретном регионе, а значит, должен появиться региональный рынок Интернета. Он появится только тогда, когда в регионе появится достаточно большое количество пользователей. Насколько быстро это произойдет, зависит от многих факторов, но в основном - от политики провайдеров. Чем дольше они будут пытаться "рубить бабки", сидя на канале и пользуясь монопольным положением, тем медленнее будет развиваться Интернет в регионе. Убедить провайдера-монополиста, что он может заработать больше денег, увеличивая не норму прибыли, а массу прибыли, практически нереально. Только тогда, когда появляется критическая масса пользователей, начинается цепная реакция на региональном рынке Интернета. Можно будет убедить клиентов в необходимости разработки сайтов, заработать деньги на сайтостроительстве, а значит, появятся и окрепнут профессиональные веб-студии (в развитом регионе провайдеры занимаются своим делом, то есть провайдерством, а в неразвитом регионе провайдеры сами "клепают" сайты, поскольку больше - некому). Наиболее дальновидные студии начинают вкладывать деньги в контент-проекты. Возникает региональная инфраструктура Интернета: региональные обозреватели (а значит, общественное мнение), каталоги ресурсов (а значит, возможность выбрать и сравнить), новостные сайты, сравнительные списки провайдеров, региональные интернет-службы и многое другое. В каждом городе проходит мучительный процесс формирования этой самой инфраструктуры: от появления первых провайдеров и любительских сайтиков до полноценного рынка, на котором работают реальные деньги, на котором идет серьезная конкуренция.

Базис и надстройка

Вот вам парадокс: Красноярск и Новосибирск примерно равны по численности, географическому положению и промышленному потенциалу, а новосибирский Интернет опережает красноярский минимум на год. Например, провайдеров в Новосибирске на порядок больше, чем в Красноярске! Мы обсуждали это с новосибирцами и пришли к двум довольно тривиальным выводам.

Во-первых, Интернет в Новосибирске появился на год раньше (спасибо Соросу). Когда мы еще только-только осваивали поисковые машины, новосибирцы уже приступили к профессиональному веб-дизайну.

Во-вторых, хотя наши города сравнимы по многим другим параметрам, в Новосибирске, "всесибирской перевалочной базе", вращается куда больше денег, чем в Красноярске. То есть развитость рынка Интернета в регионе напрямую зависит от развитости в регионе рынка вообще.

Так вот, обо всем этом и пойдет прежде всего речь в разделе вся.ru: как привлечь деньги на региональные рынки Интернета, как стереть грань между региональным Интернетом и Интернетом "вообще", что из себя представляет инфраструктура регионального Интернета и как она создается, как обстоит дело в тех или иных регионах... А дальше вы, уважаемые читатели, подскажете нам новые вопросы, к которым стоит поискать ответы. Пишите!


Опубликовано:   "Internet.ru"
© Алексей Бабий 1999