И не друг, и не враг, а так...

Обновлено 23.11.1999 в 10:15:00, Бабий Алексей

Приручайте журналисток!

Собственно, поводом для этой статьи послужило сообщение в газете "Нижегородские новости" от 16.11.1999 о том, что Нижегородская студия "Диалог" начала по воскресеньям показывать десятиминутную программу "Огни Интернета".

"Эта программа расскажет телезрителям о том, что это за чудо ХХ века - Интернет, и станет хорошим помощником для тех, кто любит блуждать в сетях виртуальной реальности в поисках нужной информации".

Собрался я было написать об этом замечательном событии - поскольку для регионального Интернета такая поддержка СМИ очень важна. Для того, чтобы пошла цепная реакция развития рынка Интернета, нужно, чтобы накопилась критическая масса пользователей. В то же время многие потенциальные пользователи об Интернете не знают вообще или имеют о нем смутные и извращенные представления.

Однако нижегородские интернетчики отнеслись к программе скептически: "К Интернету она имеет очень посредственное отношение. Берется какой-нибудь светский скандал и начинают копать, что про него написали на каком сайте. Я специально ее решил посмотреть, но не смог дотерпеть и до середины. Как скрежет пенопласта :-)))", говорит Михаил Балакин, представитель студии M2 Internet Design . "Программа ужасная - обзор Интернета для тех, у кого его нет и не будет. Поначалу, рассказывая о каком-нибудь сайте, даже адрес его не давали. Не знаю, какая у авторов концепция, но впечатление устойчивое, что уж ведущая точно Интернета в глаза не видела", вторит ему другой нижегородский интернетчик, пожелавший, впрочем, остаться неизвестным.

До Нижнего далеко, а правда глубоко... Разобраться, кто прав, кто виноват, довольно сложно. Предположим, правы нижегородские интернетчики. Но как тогда получилось, что начала выходить именно такая программа? И вообще, помогает или мешает пресса развитию Интернета в регионе? И, если мешает, то почему? А, если помогает, то благодаря чему? И как взаимодействуют меж собой деятели Интернета и пресса? Попробуем начать разбираться.

Три стороны медали

Интернетчики традиционно жалуются на прессу. Их можно понять. Если читать только оффлайновые газеты, покажется, что Интернет – это рассадник порнографии и хакеро-терроризма, а заодно место для слива компромата. Тем самым пресса отпугивает потенциальных пользователей Интернета.

С другой стороны, прессу тоже можно понять. В ее задачу никак не входит рекрутировать новых пользователей Интернета. Зато входит информирование населения, что она и делает – в меру испорченности каждого конкретного издания. Понятно, что сенсационные сообщения о компромате в Интернете, хакерах и порносайтах имеют куда больший рейтинг, чем рассказ о возможностях электронной коммерции или прелестях интранета.

Но вот вам и третья сторона. Как вы думаете, живой материал, написанный знающим человеком, имеет шансы быть опубликованным? Еще как! Без лишней скромности скажу: за три года я опубликовал в Красноярске больше сотни статей об Интернете да плюс еще сотни две статей на другие компьютерные темы. Газеты и журналы просто в очередь стояли, еле успевал отсылать файлы. И никаких там тебе сенсаций. Как раз о прелестях интранета, о корпоративной электронной почте и т.п. Желающие могут ознакомиться. Я это не в порядке саморекламы пишу, а просто привожу факт - статьи об Интернете очень востребованы местной прессой. И если их пишут не профессионалы, а не видавшие Интернета журналисты, то вина в этом исключительно самих профессионалов...

Да и в том же Нижнем Новгороде выходит передача на радио “Привет из Internet”, в которой звучат забавные короткие новости, найденные в Интернете. Передача в Нижнем, говорят, очень популярна. И, кстати, выходит она не сама по себе, а при поддержке ISP КИС . То есть и нижегородские интернетчики могут-таки найти путь к сердцу слушателей и читателей. Если, конечно, захотят.

Время и деньги

Итак, не в испорченности прессы дело... Им предлагают – они идут навстречу. Им не предлагают – сочиняют сами, как умеют и о чем считают нужным. Удивительнее другое: они предлагают, а интернетчики раздумывают. Как говорит тот же Михаил Балакин, "сейчас меня теребит одна наша телекомпания, чтобы я помог сделать им передачу про это :-), но не знаю, что из этого выйдет. Да и в газеты приглашают, только времени на все катастрофически не хватает, да и денег за это никто платить не собирается".

Братцы! О каких деньгах вы говорите? Ведь самый верный способ раскрутиться – это постоянно мелькать в оффлайновой прессе (Артемий Лебедев не даст соврать). Вам совершенно бесплатно предлагают сделать свое имя синонимом слова "Интернет" в одном отдельно взятом регионе, а вы еще раздумываете, вы еще за это требуете деньги с редакций? Уму непостижимо... К тому же, гонорары, особенно в местной прессе, настолько малы, что, принимая решение о том, печататься или нет, можно ими смело пренебречь.

Статьи должны содержать уйму полезной информации об Интернете, поданной живо и ненавязчиво. Повествовать о том, насколько крута фирма X, которая строит лучшие в городе Н сайты – пожалуйста, не надо. Рассказывать бедным обывателям особенности реализации протокола TCP/IP шершавым языком техзадания – не надо тоже. А вот о том, почему электронная почта гораздо выгоднее и удобнее телефона и факса – обязательно расскажите. И о том, как фирма, торгующая цветами, вдруг нашла через Интернет отличного партнера в Голландии. А фирму свою вы можете вообще не упоминать. Разве что в подписи под статьей, скромно так: “Иван Иванов, фирма Х”. Если вы не будете требовать с редакции гонорары, то она очень даже может на это пойти. Хотя, вообще-то, это считается скрытой рекламой.

И всем сразу станет хорошо. Читатели получат полезную информацию из первых рук, газета – высокий рейтинг, а вы – раскрутку в своем любимом регионе. Так что нижегородский КИС наверняка не зря затеял свои радиопередачи...

Две истории в тему. Первая: 27 апреля этого года в автобусе одна бабулька вглядывалась в меня, вглядывалась, потом говорит "Сынок, это ведь ты вчера про вируса по телевизору рассказывал? Скажи, а вот мой внук целыми днями у компьютера сидит. Он этим самым "Чихом" не заболеет?". Вторая история и того чище, про Интернет, прессу, султана Брунея и фермера из Мотыгинского района. Ну, это история длинная, ее надо отдельно читать. Просто замечу, что, если компьютерщика узнают в автобусе далекие от компьютеров бабульки и к нему едут четыре сотни километров фермеры за помощью, то, значит, время на статьи было потрачено не зря, а деньги, недополученные в виде гонораров, вернутся сторицей – уже от клиентов.

Сам такой!

Есть еще один немаловажный момент. Ну да, журналисты пишут и говорят ерунду об Интернете, поскольку в нем не разбираются. А теперь вопрос на засыпку, господа интернетчики: а кто в вашем городе, вообще, разбирается в Интернете, и от кого представители прессы могут получить правдивую информацию об Интернете?

Думайте, думайте...

Думайте, думайте...

Ба, да это же вы и есть!

Тогда еще один вопрос: а почему бы вам, вместо того, чтобы брюзжать по поводу ламеров-журналистов, не организовать для них, например, учебу? И не обязательно брать с них за это деньги! У них есть и другие возможности вас отблагодарить – например, рассказать об этой учебе и ее результатах в своих изданиях.

Хорошо будет, если вы приручите одного-двух толковых журналистов, а еще лучше – журналисток. Журналистки даже предпочтительнее, потому что не будут тратить время на порносайты. Покажите им Интернет, дайте возможность по нему погулять. Объясните им, что задача заключается не в том, чтобы писать "джинсу", а в том, чтобы донести до народа правильное понимание Интернета. И не жалейте времени, своего и дайлапного. Чем лучше будет разбираться в теме журналист, тем меньше бреда вы прочтете потом в газетах и услышите с телеэкранов. Это же так просто - и так важно. К тому же он не забудет и о вас упомянуть как бы между делом, но в очень выгодном свете. Журналисты это умеют делать, если захотят.

На худой конец, можно договориться о том, чтобы быть нештатным консультантом. Прежде чем публиковать что-то об Интернете, журналисты показывают текст вам. А вы уж, если надо, поправите.

Что, и это вам трудно и некогда? Ну, тогда звиняйте, бананив нема... Терпите, читайте и слушайте ерунду об Интернете...


Опубликовано:   "Internet.ru"
© Алексей Бабий 1999