Как делать?

Вот, только теперь начинается разработка сайта. Повторю, однако, что до HTML все еще очень далеко. Надо еще много чего продумать. Например, структуру сайта, внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя структура сайта - это на самом деле структура каталогов (если, конечно, ты делаешь обычный сайт из html-файлов, а не что-нибудь навороченное с публикацией страниц из базы данных - тогда тебе придется расписывать не структуру каталогов, а структуру базы данных).

Ну так вот. Для начала - не забудь, что все картинки лучше всего складывать в каталог images, а не разбрасывать куда попало, тем более в корневой каталог. Можно (и даже нужно) в images создать подкаталоги. Например, отдельный каталог, в котором хранятся служебные картинки (кнопки, линии, бэкграунд и так далее). Например, отдельный каталог для фотографий членов группы "Отпетые барабанщики". И так далее. Пока у тебя на сайте полдесятка фотографий, кажется, что это ни к чему. А вот, когда счет пойдет на сотни, то запутаться можно будет очень запросто.

Дальше. Чаще всего создается по каталогу под каждый раздел сайта (разделы ты, помнится, уже для себя определил). Это вовсе не обязательно так, но это вполне логичный шаг. Например, ты складываешь в отдельный каталог все страницы, которые описывают историю группы, а в другой каталог - страницы, которые содержат тексты песен. А в третий каталог - оцифровки песен. И так далее. Это здорово упростит тебе работу в будущем.

Кстати говоря, хорошо бы сразу придумать правила, по которым создаются имена файлов. Например, фотографии могут обязательно датироваться. Имя файла может быть таким: 1998_nov_lipeck. Это означает, что на фото - концерт в Липецке в ноябре 1998 года. Или таким: 1998_1109_lipeck, т.е концерт 9 ноября 1998 года.

И еще - с самого начала прими для себя правила, по которым русские буквы записываются при помощи латинских, потому что, хотя, в принципе, русские имена файлов в интернете возможны, но намучаешься ты с ними по полной программе, особенно, если сервер работает под UNIX. Лучше не мучиться и сразу делать английские имена (кстати, длинные имена не возбраняются, но рекомендую не использовать заглавные буквы, а пробелы заменять символом подчеркивания). Но, если делать английские имена, надо сразу определиться, как ты бушешь записывать, например, Ц или Я. То есть, Липецк будет lipeck или lipetsk?

Я, конечно, крайняя зануда, но могу сказать одно: если ты все это (разбивку по каталогам, правила образования имен файлов и так далее) не сделаешь, то потом, при достаточно больших проблемах сайта, у тебя начнутся нешуточные проблемы.

Внешняя структура сайта иначе называется модульной сеткой. Вот тут очень важно сказать: начинающие вебостроители часто делают одну и ту же ошибку. Они каждую страницу оформляют по своему. Вот эта - со звездами на черном фоне, с фиолетовыми буквами, вот эта - голубая с черными буквами, совсем другого размера, вот тут рубрикатор (список разделов) виден вверху, вот тут слева, а вот тут его нет вообще. У посетителя просто рябит в глазах от ваших изысков.

На самом деле все делается иначе. Во-первых, нужно разработать макет сайта. Например, он может выглядеть так:

Шапка с рубрикатором разделов
Рубрикатор подразделов (для каждого раздела свой) Содержание страницы
Место под баннер

И вот, если макет такой, то каждая страница сайта именно так и должна выглядеть. Надо пройтись по разделам и прикинуть, впишутся ли они в эту структуру. Например, может оказаться,что в каком-то разделе нет подразделов. Или вообще разделов немного, и лучше их поместить в рубрикатор слева, а сверху оставить только шапку, без рубрикатора.

Во-вторых, нужно определиться со стилем оформления страницы. Например, с тем, какими шрифтами ты будешь пользоваться на сайте. Вообще, со шрифтами, особенно русскими, заморочек много, и этому стоит посвятить отдельную главу. А здесь я веду речь о том, что не нужно слишком большого разнообразия. Как правило, это одна, максимум две гарнитуры (например,Times и ему подобные, Arial и ему подобные). Как правило, это один, максимум два цвета. И, как правило, это максимум три-четыре размера (кегля) и начертания (курсив, жирный). И вот ты расписываешь: основной текст у тебя будет идти таким-то шрифтом (гарнитура, размер, начертание, цвет). Заголовки идут таким-то шрифтом. Подзаголовки - таким-то. Ссылки - таким-то. Списки оформляются так-то.  Вот этого-то стиля и нужно держаться на всем сайте. Это очень важно. А, чтобы облегчить соблюдение единого стиля на сайте,естьтакая замечательная штука - CSS. Туда заносятся описания стилей (заголовок, основной текст и так далее), а потом, на странице, ты просто выделяешь текст и говоришь: оформить стилем таким-то. И он мигом оформляется именно так. Прикинь: тебе не нужно помнить, как должен выглядеть тот или иной абзац, не нужно убиваться, указывая размеры и все такое прочее - нужно просто указать, что это - заголовок там или основной текст -  все сразу оформится как надо. Так ведь и это не все. Если ты вдруг решишь изменить оформление сайта (например, все заголовки сделать чуть побольше и пожирнее), то просто изменяешь CSS -и весь сайт переформатируется. А? Э-э-э! А иначе тебе пришлось бы лазить по всчему сайту, отыскивая заголовки и меняя их оформление...

Ну вот, кстати:на первых порах тебе лучше не связываться с тонкостями кириллических шрифтов. Вся штука в том, что на одних машинах, скажем, Arial Cyr есть, на других нет. На одних машинах шрифт Arial русифицирован, на других нет. Поэтому, если ты будешь указывать конкретный шрифт при написании страницы (например, тот же Arial), приготовься к тому, что кто-то из читателей вместо русских букв увидит всякие кроказябры. Да и в CSS тоже шрифты нужно указывать с умом. Поэтому для начала откажись от шрифтов вообще, используй шрифт по умолчанию.

Итак, после всего этого у тебя есть шаблон страницы и стиль оформления. Вот теперь можно браться за строительство сайта. Если, конечно, у тебя уже подготовлены материалы (фотографии, тексты и так далее). Что значит подготовлены? Значит, собраны, оцифрованы, оптимизированы. О том, как это сделать - в следующей главе.


Опубликовано:   "Karelin.ru"
© Алексей Бабий 1999