Зачем тебе сайт? Не, тебе сайт не нужен!

Вот этот самый вопрос ("а зачем тебе сайт?") я часто задаю знакомым вебостроителям, юным и пожилым, начинающим и продолжающим, делающим сайты за деньги и просто так. Чаще всего собеседник пожимает плечами и говорит что-нибудь типа: "ну вот, у Васьки есть..." (вариант - "у фирмы Х есть..."). Ну ладно, у Васьки есть. А тебе-то сайт зачем? С какой, то есть, целью, ты его собираешься делать?

И чаще всего отвечают так:

-Ну, чтоб был...

-А зачем был?

-Ну, у всех есть... Пусть и у меня будет...

Вот так и плодятся невразумительные сайты, на которых в лучшем случае можно встретить фотографию автора (а иной раз и ее нет). Сайты, в которых пламенно обещается, что со временем здесь будет много всякого интересного (но обычно так ничего и  не появляется).

А все-таки, зачем тебе нужен сайт? И нужен ли он тебе вообще? И нужен ли он вообще кому-нибудь, кроме самого тебя?

Есть ли у тебя что-то, что может быть интересным остальному человечеству? Может быть, ты пишешь стихи или прозу? Может быть, ты  рисуешь или сочиняешь музыку?  Или написал пару-тройку программ?

Если да, тогда тебе есть что предложить человечеству. Будет ли оно все это читать, смотреть слушать и использовать - это еще вопрос, но главное - у тебя есть продукт твоего собственного творчества.

Если нет, ну ладно. Ты, например, что-нибудь такое коллекционируешь. И у тебя собралась классная коллекция, например, открыток с видами Ямайки. Или ты крутой фанат группы "Отпетые барабанщики" и собрал офигенную подборку статей, фоток и записей этой группы. И знаешь все сайты об этой группе.

А, так ты еще и не коллекционируешь ничего? Ты только дуешься в "кваку" на своей тачке, вот и все твои интересы? А что, тоже неплохо. Может, ты научился строить свои уровни в "кваке"? И можешь предложить их другим кваколюбам?

Но все-таки, положа руку на сердце, скажи сам себе: "А нужен ли мне сайт?" А, когда ответишь на этот вопрос утвердительно, задай себе еще один вопрос: "А нужен ли он кому-нибудь, кроме меня?" А, чтобы ответить на этот вопрос вопрос утвердительно, возьми и выпиши тех, кому он может оказаться нужен. Прямо так и выпиши. Например, ты делаешь сайт группы "Отпетые барабанщики". Кто будут твои посетители?

Но и это еще не все. Теперь ты для каждой группы посетителей напиши сценарий. Вот, положим, заходит к тебе на сайт фанат группы "Отпетые барабанщики". Вот он видит такие, такие и такие разделы сайта. Что для него может быть интересным?   Что для него важнее всего? Новости группы. Тексты песен. Записи.  История группы и биографии участников. Подборка статей о группе. И так далее. Значит, именно это на сайте должно быть. Вот он зашел в такой-то раздел твоего сайта. Куда он захочет пойти из этого раздела?

Думай дальше. Кроме всего прочего (или даже в первую очередь) он захочет потусоваться. Значит, нужно как минимум гостевую книгу. Еще лучше - конференцию. Или, круче всего, чат. А может, нужно завернуть какую-нибудь базу данных?

Может оказаться, что разделы, которые ты записал, действительно нужны и полезны каким-то группам посетителей. Заодно выяснится, что что-то ты упустил - ну так добавляй новый раздел. Вот этим сия процедура и полезна - тем, что ты смотришь на свой будущий сайт глазами пользователей.

А может оказаться, что, разобрав все сценарии, ты убедишься в том, что ни одной группе посетителей тебе нечего предложить. Тогда, увы, сайт тебе, действительно, не нужен. Смирись с этим и придумай какой-нибудь другой сайт. Или вообще забрось мысли о вебостроительстве куда-нибудь подальше.

Но, предположим, все путем: ты придумал разделы, твой сайт может быть полезен и интересен, а значит, флаг в руки, барабан на шею, за HTML-редактор - и вперед!

Щас! Я же предупреждал - да HTML еще как до Луны. Да это вообще не самое главное, кстати говоря...


Опубликовано:   "Karelin.ru"
© Алексей Бабий 1999