Что такое успех в интернете?

Если ты решил сделать сайт "шоб було" или для парочки своих приятелей, можешь спокойно пропустить эту главу. Эта глава - для тех, кто хочет добиться винтернете УСПЕХА.

Да, кстати, а что такое успех в интернете? Стоп, пока не читай дальше, попробуй сказать сам. А потом сравни с тем, что написано ниже..

Думай, думай...

Думай, думай..

Думай, думай..

Ага. Придумал? Могу поспорить, что ты сейчас скажешь: успех - это если у твоего сайта офигенная посещаемость.

Посещаемость

Может быть... Может быть... Только вот несколько вопросов.

Вопрос первый. Офигенная - это сколько? Вот, например, пятьсот посещений в день - это офигенная посещаемость или нет? А сто посещений - офигенная или нет? Я к чему клоню: перед началом разработки сайта нужно определить, какое именно количество посещений в сутки считается успехом. И к этой конкретной цифре стремиться.

Вопрос второй: а что и чем считается? Вот одна из сибирских компаний хвасталась, что имеет 15000 посещений в сутки на своем сайте. Потом оказалось, что подсчитывались не посетители сайта, а количество посещенных страниц (то есть, как только посетитель переходил с одной страницы сайта на другую, к счетчику добавлялась единичка). Уже ближе к истине. Потом выяснилось, что если страничка  "рефрешится", то есть вызывается повторно, счетчик опять-таки срабатывает повторно. И так далее. В результате выяснилось, что реально на сайт заходит в день от силы человек триста. Тоже хороший результат, но не пятнадцать же тысяч!
Чем "жестче" счетчик, тем больше к нему доверия. Скажем, счетчик от Rambler может быть установлен только на одной странице сайта (кстати, тогда все, кто вошел на сайт не через эту страницу, вообще не засчитываются). Он считает отдельно количество хитов (то есть посещений сайта) и количество хостов (то есть количество посетителей, которые определяются по IP-адресу компьютера). Он с подозрением относится к попыткам повторного посещения сайта с того же адреса (особенно в течение часа). И так далее. В результате, по сравнению с другими счетчиками, он показывает намного меньше посещений, но зато ему и верят больше, чем другим: лучше перебдеть, чем недобдеть :о)

Вопрос третий. Посещаемость у кого? Вряд ли твой сайт будет интересен всем. Делая сайт, ты рассчитываешь на некую аудиторию. Например, сайт посвящен хип-хопу - и аудитория одна. Сайт посвящен проблемам инвестиций в информационные технологии - и аудитория совсем другая. Отличаются они не только качественно, но и количественно, причем очень сильно. Скажем, сайт красноярского общества МЕМОРИАЛ посвящен истории репрессий в Красноярском крае. Очевидно, что в РУНЕТе любителей новейшей истории  не так уж много (к сожалению). Надо полагать, что их число пока что исчисляется сотнями, в лучшем случае тысячами и уж никак не десятками тысяч. Естественно, они не "пасутся" на сайте ежедневно (хотя, для того, чтобы полностью его прочесть, нужна не одна сотня часов). Поэтому  в качестве мерила успеха можно заложить 8-10 человек в день (кстати, так оно и получается). А вот, если ты делаешь сайт, скажем, о популярной группе, которую слушают сотни тысяч человек, то 10 человек в день - это очень мало. Вот так-то...

Вопрос четвертый. А обязательно ли нужно к ней (посещаемости) стремиться? Посещаемость - не единственный критерий успеха (и ты в этом скоро убедишься). Достигать посещаемости любыми средствами не есть правильно. Здесь работает тот же эффект, что и в любом другом творчестве. Попса расходится миллионными тиражами, но люди слушают не только попсу. Более того, есть много людей, которые попсу не слушают вообще. С сайтами то же самое. В погоне за посещениями ты можешь, конечно, гнать "попсу". Да только для того ли ты родился на свет?

Да, говоришь ты, пусть на мой сайт будет ходить не так много человек, но зато те, кто на него ходят, будут им довольны. Или даже так: да, но вот уважаемые люди сказали о сайте: cool! Хорошо,поговорим о признании.

Признание

Да. Это важно. Если та аудитория, для которой ты делал свой сайт, им довольна, то это уже очень хорошо. Если тебе пишут письма и говорят, что твой сайт - это круто, это уже признание. Но, даже если тебе пишут, что сайт - фуфло, это не обязательно так. Скажем, я не фанат группы "Отпетые барабанщики". И, какой бы ты хороший сайт ни сделал, вряд ли он придется мне по вкусу. Я, скорее всего, на него даже не зайду. А, если и зайду, то вряд ли как-нибудь о нем отзовусь (но есть люди, которые обязательно отзовутся). Но, если я отзовусь плохо, означает ли это, что сайт плохой? Да нет, не обязательно (но ты прислушивайся к плохим отзывам, может, в них есть истина). А вот отзывы ТВОЕЙ аудитории для тебя очень важны. И, если твоя аудиторя невелика по определению, но большинство отзывов хорошие, значит, все нормально.

Как и в любом другом сообществе, в интернете (в том числе РУНЕТЕ, т.е. рускоязычном интернете), есть некоторое количество человек, к чьему мнению прислушиваются. Если кто-то из них (или даже несколько) отзовутся о твоем сайте хорошо, это - успех. Причем тут даже неважно, принадлежит ли этот человек к ТВОЕЙ аудитории. Запутал, да? Сейчас объясню. Вот мне, как отдельному человеку, совершенно по барабану группа "Отпетые барабанщики" и все, что с ней связано, в том числе и сайты, в том числе и твой сайт. Но, как обозреватель, я могу оценить, что сайт сделан грамотно, что информация на нем полная и свежая, что посещаемость у него, для своей аудитории, очень даже хорошая. И что, мне лень будет этот сайт похвалить? Нисколько не лень. Похвалю с удовольствием. Вот так и РУНЕТовская элита: у них есть собственные пристрастия, но независимо от них, они делят сайты на хорошо сделанные и плохо сделанные. Постарайся, чтобы твой сайт попал именно в первую группу...

Призы на конкурсах

Да, не ленись выставлять свои сайты на конкурсы, которые регулярно проходят в РУНЕТе. Разумеется, если это не персональная страничка Васи Пупкина, на которой ничего нет, кроме двух-трех безграмотных фраз, а сайт, который ты действительно, считаешь интересным и полезным. Даже если ты не завоюешь никаких призов, все равно приобретешь хотя бы несколько новых посетителей, которые узнают о тебе из списков конкурсных сайтов. Ну, а если завоюешь какое-то место... То это, действительно, признание.

Прибыль

Ну, это, конечно, основной признак успеха корпоративных сайтов. Сайты фирм для того и делаются, чтобы приносить прибыль. Если сайт не приносит прибыль фирме, его следует закрыть.

Но и твой сайт может принести прибыль тебе. Даже если ты делал его не с прямой коммерческой целью (например, это у тебя электронный магазин по продаже чего-нибудь этакого), то все равно можно заработать некоторую сумму денег, например, набрав энное количество показов в баннерной системе, а потом продав эти показы кому-то другому. Говорят, есть фирмы, которые платят за каждого посетителя, пришедшего на их сайт с твоего сайта. Впрочем, я еще не видел человека, который на таких вещах что-нибудь заработал. Но, может быть, повезет тебе?

И не только

Например, самоощущение. Да, а что такого. Если тебе самому нравится, что ты делаешь, это уже неплохо:о) Кстати говоря, далеко не всегда сайты делаются для того, чтобы получить популярность, признание и так далее. Скажем, свой сайт ППСС  я сделал в основном для того, чтобы собрать и классифицировать все, что я за свою жизнь написал. И я - один из самых постоянных посетителей своего сайта, потому что постоянно нужен то один материал, то другой. Добился ли я успеха? Да, сайт не раз выручал меня, когда нужно было срочно подготовить какую-нибудь статью. Или другой сайт - МЕМОРИАЛ, о котором я уже говорил. Мы сделали этот сайт для того, чтобы собрать воедино весь архив, который накопило красноярское общество МЕМОРИАл за десять лет работы. Прикинь - двухкомнатная квартира полностью забита папками, вырезками, фотографиями и так далее. Работать со всем этим, особенно посторонним людям, например, журналистам - очень трудно. Да и нам самим непросто. После того, как мы перегнали большую часть этого архива в сайт, упорядочили, выверили - все это стало гораздо проще и удобнее. К тому же мы сделали копию сайта в Германии, то есть застраховались от всяких катаклизмов, природных и политических. Вот это и было основной целью нашей работы. Плюс к тому сайт приобрел некоторую популярность, что тоже неплохо. Но это как раз не было главным. Добились ли мы успеха? Да, конечно!

Успехов тебе!

Да, вот на этом и закончу.  Надеюсь что моя маленькая книжка поможет тебе сделать самые первые шаги к успеху в интернете. Никакая, самая большая книга, не расскажет об этом тебе полностью, хотя,если как следует порыться в интернет, а потом хорошенько подумать своей собственной головой, то все, чтонужно, ты узнаешь. Надо все время работать, совершенствоваться, развиваться - и успех придет сам. Успехов!


Опубликовано:   "Karelin.ru"
© Алексей Бабий 1999