Мысли вслух 

Интернет большой и маленький

Лирическое отступление о лирических отступлениях

Если бы лет тридцать назад существовали фан-клубы, я бы вступил в два из них. В фан-клуб «Бриллиантовой руки», которая тогда только-только вышла и которую я знал наизусть, и в фан-клуб Ильфа и Петрова. Я вертел ильфопетровские фразы так и сяк, пробовал на вкус, зуб, запах и цвет, я исследовал их устройство, пытаясь понять, почему они такие легкие и воздушные, а мои – неуклюжие и громоздкие. Я переписывал свои рассказики по тридцать-сорок раз, пытаясь приблизиться к легкому и непринужденному стилю «Двенадцати стульев». Иногда это даже получалось:о). 

Особенно мне нравились у Ильфа-Петрова лирические отступления – то о заколоченных дверях, то о статистике, которая знает все, то о роли Васисуалия Лоханкина в истории. А вот это отступление сразу поразило меня своей глубиной и жесткостью:

Чем только не занимаются люди!

Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Днепровская электростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «Полпред». <…>

И пока в большом мире идет яростная дискуссия об оформлении нового быта, в маленьком уже все готово: есть галстук «Мечта ударника», толстовка-гладковка, гипсовая статуэтка "Купающаяся колхозница" и дамские пробковые подмышники «Любовь пчел трудовых».

Зеркало миров

Так оно и есть. Как в реальном мире, так и в виртуальном. А, собственно, с какой стати в Интернете все должно быть иначе? Интернет – это просто зеркало, в котором мы все отражаемся такими, какие мы есть. И потому есть Интернет большой и Интернет маленький.

В большом Интернете люди изобрели «Yandex» и «Вести.ру». В маленьком – «Самый кульный список халявных линков» и страничку Васи Пупкина.

В большом Интернете люди создают онлайновые сервисы. В маленьком – боевые хацкеры пытаются сломать все, что сделано в большом.

В большом Интернете команды специалистов создают сложные корпоративные сайты. В маленьком – клепают трехстраничные интернет-визитки по пятьсот рублей за штуку, с грамматическими ошибками.

В большом Интернете люди занимаются электронной торговлей. В маленьком – создают сайты с советами «Как заработать кучу денег в Интернете, ничего не делая» и делают бизнес на кликах по порнушным баннерам.

В большом Интернете знают цену слову и применяют его по назначению. В маленьком любят кричать «маздай» по любому поводу, разводить матерный флейм в гостевых книгах и проводить ковровые мэйл-бомбардировки неугодных личностей.

В большом Интернете тщательно планируют рекламную кампанию. В маленьком старательно изучают способы накрутки счетчиков.

В большом Интернете речь идет об инвестициях. В маленьком - о том, где чего можно взять на халяву.

В большом Интернете тщательно выверяют каждую буковку в тексте. В маленьком валят в сеть все подряд: сплетни, безграмотные сочинения, голых баб и ворованные тексты.

Кстати, в маленьком Интернете очень любят воровать. В большом Интернете тоже, бывает, вспыхивают скандалы из-за авторских прав, но часто даже после длительных разборок ни «вору», ни «пострадавшему», ни многочисленным зрителям и судьям неясно, а был ли все-таки факт воровства или было неправильное понимание интеллектуальной собственности обеими сторонами. В маленьком же Интернете прут все, что ни попадя, благо лежит все плохо, подходи и бери.

Тараканы и титаны

Вся штука в том, что большой и маленький Интернеты живут очень тесно, намного теснее, чем большой и маленький оффлайновые миры. В Интернете все доступно и близко. Человек, не отличающий хита от хоста, запросто может наехать в мэйл-листе на специалиста по баннерной рекламе. И никто слова не скажет, поскольку демократия. Какой-нибудь Уебстер может за час сломать то, что многие люди строили месяцами. И большой Интернет будет долго выяснять с помощью голосовалок, пожалеть его или пожурить – при том, что на этот счет есть совершенно конкретная статья в УК. 

Маститые обозреватели упражняются в остроумии по поводу васипупкинских страничек. В результате разносов эти убогие творения взлетают на самые верхушки топ-листов, а их авторы становятся, хотя бы на пару недель, знаменитыми.

Некогда элитные интернетовские сообщества наводняются странными созданиями, искренне считающими спам директ-мэйлом, а все, что плохо лежит – своим. Недавно из ЕЖЕдвижения с позором изгнали плагиатора. Если не ошибаюсь, впервые за всю историю движения – не потому, что раньше там плагиаторов любили, а потому, что раньше их, по определению, среди ЕЖЕй быть не могло. Но тут лучше процитировать Игоря Ворошилова

«Один - своровал, положил и радешенек до потери пульса этим обстоятельством. Другой при этом начинает раскрутку себя любимого, нимало не смущаясь тем обстоятельством, что и без того замусоренная Сеть изобилует "девками в бане" и прочими "лучшими фотками". Но, самое _хреновое_ (сорри) - то, что им по фигу наши старания. Это - тараканы, живущие крошками с рунетского стола. Любой человек, если ему не нужны насекомые, тараканов "Дихлофосом" и "тараканьими домиками" изничтожает. Жаль, что для Сети таких средств не придумано».

Абсолютно с Игорем согласен. Хотя средства на самом деле придуманы: есть, например, Доска позора, СПАМэпидемстанция. Да и в мэйл-листах порой модераторы вспоминают о своем предназначении. Есть «Дихлофос» в нашем королевстве... Но я-то о другом: плагиатор сей, кажется, не был злостным негодяем. Он совершенно искренне считал, что он не делает ничего плохого. И вот он прямо с таким пониманием попал из маленького Интернета в большой, и стал там действовать в соответствии с правилами маленького. Тут мне сразу вспомнилась одна моя знакомая, простая сибирская деваха, которой на проспекте Гедиминаса в Вильнюсе приспичило высморкаться, что она и сделала прямо на брусчатку. Я и то офонарел, а уж как вытянулось лицо нашей литовской сопровождающей...

Мораль

«А мораль? Какова мораль?», спросит читатель, нетерпеливо пританцовывая. А никакой морали.

Ну что теперь, расстрелять деваху или отравить дихлофосом? Или разработать закон, запрещающий таким девахам хождение по проспекту Гедиминаса, поставить вдоль проспекта посты, проверяющие наличие носового платка?

Жизнь такова, какова она есть, и больше никакова. Невозможно построить забор и отгородить большой Интернет от маленького. Так что придется соседствовать с тараканами. Максимум, что мы можем сделать – давить их, когда они полезут в наш суп. Иначе скоро сами начнем усами шевелить...

А, кстати, история с плагиатором закончилась симптоматично. После изгнания из ЕЖей товарищ продолжал свое темное дело до тех пор, пока его сайт не закрыл провайдер. Надо полагать, скоро сайт объявится на каком-нибудь халявном сервере. То есть, урок не пошел впрок... И деваху , кстати, я видел давеча. Деваха стала взрослой бабой, но все так же сморкается на тротуар, хотя прошло уже десять лет со времени нашей вильнюсской поездки,   и можно было за это время чему-нибудь научиться...


Опубликовано:   "Сталкер"09.02.2000
© Алексей Бабий 2000