Гипертекст умер. Да здравствует гипертекст!

Вот такую парадоксальную вещь обнаружили мы, анализируя сайты, выдвинутые на Интел Интернет Премию: в номинации "Литература" был представлен всего один гипертекстовый роман! Я это заметил уже давно: как ни парадоксально, но, чем сильнее развивается Интернет, тем меньше в нем становится гипертекста. Точнее, гипертекст-то есть, но он сосредоточился исключительно на навигационных панелях, то есть в рубрикаторах, оглавлениях и т.д. А вот гипертекста, нагруженного смыслом, уже практически нет.

Скажем, чем отличается статья, написанная для онлайнового издания, от такой же статьи в «бумажном» издании? Да ничем, разве что написана она покороче, с учетом особенностей экранного чтения. Видите ли вы в современных сайтах ссылки, ведущие непосредственно из текста на какие-то близкие по смыслу материалы, дополняющие, развивающие, поясняющие мысль или термин? Я что-то не вижу. Ну, разве что в «Ленте.ру» даются ссылки на новости по теме. Ну, разве что у аксакалов Рунета, которые пронесли привычку к контекстному гипертексту до нынешних времен. Ну, и понятно, у веб-обозревателей – но и то, как правило, это ссылки на анонсируемые сайты, не более того.

А как оно мечталось когда-то? Появление гипертекста, дескать, даст новое направление литературе. Не-а, не дало. Не потому, что не смогло дать, а потому, что не смогли взять. Или положим, нашумевшая несколько лет назад книга Билла Гейтса «Дорога в будущее»: помните, как он описывал будущее телевидения? Вот, положим, смотрите вы (по Интернету, разумеется), телевизионные новости. Вот спускается по трапу президент, а из-за его плеча кто-то показался. Стоп себе думаю, а это кто такой? Подвожу мышку, щелкаю – и получаю полную информацию о загадочном гражданине. Как ни странно, но сейчас мы еще дальше от этого, чем в 1995 году, когда книга писалась. Не говоря уже о телевидении, в Интернете этого нет – и, похоже, не будет.

Да, конечно, есть мощные поисковые машины, и любую информацию можно найти, перерыв навозную кучу в поисках жемчужины. Но не об этом мечталось когда-то. И не об этом мечтается сейчас. Хотелось бы, щелкнув по любому объекту (слову ли, картинке ли) на экране, получить ссылку на некий поясняющий текст, на материалы по сходной тематике и т.д.

Вот, кстати, мне очень симпатична инициатива компании «Кирилл и Мефодий», создающей мегаэнциклопедию. Практически о каждом термине можно получить справку. К тому же КМ распространяет программу, которую можно напустить на ваш сайт – и она сама установит ссылки с вашего сайта на все имеющиеся в мегаэнциклопедии термины.

Я-то, собственно, задумался над этими вещами давно, но особенно остро проблема встала во время работы над мемориальским сайтом. Сайт просто насыщен смысловыми параллелями, но делать горизонтальные ссылки вручную в плоских HTM-файлах – занятие не из легких. Самое парадоксальное, что и автоматизировать этот процесс тоже не получается, потому что, даже запустив контекстный поиск по сайту, получаешь на десяток нужных страниц минимум полсотни страниц шелухи, которую надо отсеивать опять же «ручками». А документов там, между прочим, уже далеко за 2000, и они все прибывают…

Еще сильнее это появилось, когда мы начали делать сайт «Красноярские Столбы». Во-первых, здесь материалов на порядок больше, чем на мемориальском сайте. Во-вторых, они еще сильнее увязаны друг с другом. Практически каждое слово вопиет: а вот еще там-то об этом рассказано иначе, а вот еще есть такие-то фотографии, как раз это иллюстрирующие, но которые сюда не втиснешь, потому что верстка не позволяет… Попытки автоматизировать создание смысловых гиперссылок привели к созданию модели Столбов. Имеется в виду не 3D-модель, а именно модель предметной области, которая включает в себя людей и их объединения (компании, избушки и т.д.), скалы и их объединения, события, происходившие с людьми и скалами, и так далее. Правда, при занесении материала в базу данных приходится потрудиться, зато он (материал) сразу и автоматически увязывается с остальными – и, чем больше материалов помещается на сайт, тем больше идет ссылок с каждого материала. Если все получится, как задумывалось, то посетитель сайта сможет получить на любой странице справку по любой фамилии, названию или термину, упомянутому на этой странице. Так что, хотя бы в пределах одного сайта, мечта Билла Гейтса осуществится:о)

Но на самом деле это, конечно, не решение проблемы. Точнее, решение проблемы, но одной и локальной. Что же касается глобального решения, я его вижу так: гиперссылки изначально делятся на смысловые и навигационные. Навигационные, как и прежде, делаются при помощи тэгов <a href>, а вот смысловые вызываются каким-нибудь особым образом (например, щелчок при нажатом Alt) по выделенному объекту (слову, предложению, изображению) – а дальше браузер открывает раздел из… как бы это сказать… библиотеки смыслов (ну, или энциклопедии) – и вы получаете максимально полную информацию о выделенном объекте. Понятно, что таких библиотек смыслов (или мегаэнциклопедий) будет много, они будут между собой конкурировать (и можно будет подписываться на те или иные библиотеки). Понятно, что эти библиотеки смыслов будут стремиться к максимально полному и максимально оперативному описанию объектов - скажем, не успел какой-то фигурант появиться в информационном пространстве, а в библиотеке смыслов уже лежит на него достаточно полное досье плюс коллекция ссылок на материалы о нем. Любопытно, что информационные агентства уже сейчас располагают достаточным для этого количеством информации – и даже хранят его в надлежащем виде (то есть в базах данных), но что-то незаметно, чтобы все эти механизмы эффективно использовались в Интернете «напрямую», хотя они, безусловно, используются при подготовке материалов.

Ну вот, размечтался:о) Но мечтать не запретишь! А потом – именно это и было бы полноценным использованием Интернета, потому что сейчас возможности гипертекста используются процентов на пять, не больше. :о((

P.S. Перечитал свои "мысли" перед публикацией. Все вроде бы хорошо, но ведь гиперссылки практически отсутствуют! :о)


Опубликовано:   "Сталкер" 15 мая 2000
© Алексей Бабий 2000